«Бидат» и дополнительный намаз
Вопрос: Когда Хз. Омар начал теравих (курсив наш. – Ред.) намаз [1], почему он сказал, «какой это прекрасный бидат [2]»? Разве все «бидаты» не являются заблуждением (отклонением)?
Ответ: Сначала о понятии «бидат». Этим понятием обозначаются взгляды и действия, отсутствовавшие в исламе и введенные в него позже в качестве поклонения в противоположность сушествующим здесь обязательным предписаниям.
В приводимом выражении Омара «какой это прекрасный бидат» (Buhari, Teravih, 1) слово «бидат» используется не в приведенном выше его значении, а в значении, «что так будет еще лучше». В принципе, этим Хз. Омар не вносит ничего нового в существующую практику. Просто он собирает в одну группу людей, которые совершают дополнительный намаз и которые могли бы совершить его в одиночку или небольшими группами в 2-3 человека. Групповое совершение дополнительных (нафиле) намазов не является чем-то новым в вере. Его пример есть в Сунне. Приведем:
Посланник Аллаха (сас), будучи в итикафте [3], совершал тахаджут намаз (этот намаз, как известно, не является теравихом!) [4], обязательный для него и необязательный (являющийся суннетом) для общины. Ряд сподвижников присоединился к нему. Три дня это продолжалось так, на четвертый Посланник предложил сподвижникам совершать этот намаз у себя дома, чтобы люди не приняли его за обязатеьный намаз. Но и не сказал, что совершение этого намаза в течение трех дней является недействительным. Значит техеджут намаз является намазом, который может совершаться в групповом виде. Но этот намаз совершается не в мечети, а дома. И лучшим решением в этом вопроес является его совершение с просыпанием после короткого сна. У Посланника есть хадис по этому вопросу. Хадис таков:
«…О, люди, совершайте этот намаз у себя дома. Потому, что самым лучшим из намазов, совершаемых за пределами обязательного (фарза), является тот, который совершается дома» (Buhari, Ezan, 81; Müslim, Salâtü’l-Müsafirin, 213 (781).
В конце хадиса, из которого приводится выражение, проходящее в вопросе («какой это прекрасный бидат»), Хз. Омар говорит так: «…Совершение этого намаза перед сном является более полезным, чем то время, когда они совершают его сейчас» (Buhari, Teravih, 1).
По вопросу о теравих намазе см. также на линках (на турецк.):
http://www.suleymaniyevakfi.org/arastirmalar/teravih-namazi.html,
http://www.suleymaniyevakfi.org/bulten/teravih-kilmak-sirk-mi.html.
Теги: «Бидат» и дополнительный намаз, теравих, тахаджут, в итикафте, совершайте этот намаз у себя дома.
Опубликовано 16.08.2011
[1] Теравих намаз: совершается только в Рамазане сразу после ятсы (ночного) (намаза). В общем случае включает 20 рекятов. Является сунной *, а не обязательным предписанием.
В последние годы намечается тенденция всё большего превращения его в обязательный намаз. В этом году по этому вопросу в Турции развернулась широкая дискуссия. В ней участвует и наш Фонд. Материалы по этому вопросу готовятся к публикации (Ред.).
* Сунна: поступать так потому, что так поступал Посланник.
Более подробно. Для понимания «сунны» в этом значении действия Посланника делят на три группы.
1. Это – действия, связанные не с посланнической миссией, а с его человеческой сущностью. Они такие же, как и у всех других людей. Но с учетом, разумеется, индивидуальной специфики Посланника. Но кто из людей пожелает следовать Посланнику и поступать так, как поступал он, это его право. Ожидается, что за это последует вознаграждение у Аллаха. (По этому вопросу ничего нет в Коране, потому это просто произвольное предположение. Но следование Посланнику в любом случае облагораживает человека, поскольку он следует высокому образцу. Напомним, что Аллах ставит Посланнка в пример людям. – Ред.).
2. Действия, которые свойственны только для Посланника. Так, тахаджуд намаз является обязательным предписанием только для него. Затем возможность брака с более чем четырьмя женщинами. Мусульмане не могуть исходить из этих предписаний (примеров).
3. Примеры, в которых надо следовать Посланнику. Это – совершение намаза, поста, паломничества и др. В принципе, форма и характер совершения этих действий не являются произвольным решением Посланника. Они происходят непосредственно из предписаний Корана (материал приводится также на сайте. См.: Поступать по Посланнику) (Ред.).
[2] Понятие «бидат» приведено в оригинальном написании с тем, чтобы легче было его значение в связи с оригинальным текстом вопроса. Это значение разъясняется сразу в ответе.
[3] Итикафт: пребывать в мечети для совершения поклонения в месяце Рамазане. Последние 10 дней Рамазана Посланник Аллаха проводил в мечети в целях совершения поклонения (Ред.).
[4] Тахаджут намаз: ночной намаз, который совершается после ятсы (ночного намаза) и с просыпанием после небольшого сна (Ред.).
Свежие комментарии