Кораника
Тайаммум

Тайаммум

Тайаммум

Вопрос: Как совершается тайаммум?

Ответ: Слово «тайаммум» происходит из корня «йемм» (يَمّ) и в словарном значении означает «подразумевать» (понимать). В исламском праве (фикхе) оно означает «процесс омовения некой чистой вещью, подобной земле, в условиях отсутствия воды и трудностей с ее использованием».  

В Коране об этом говорится так:

«…Если вы будучи больным, после туалета или связи с женщиной не найдете воду, вы совершите омовение (тайаммум) чистой землей (буквально: совершите тайаммум о землю. – Ред.). Протрите (прогладьте) ею лицо и руки…» (5/6).

Тайаммум совершается в следующих случаях:

1. Где нет воды или в дороге, когда нет возможности воспользоваться водой.

2. Когда вода есть, но ею невозможно воспользоваться по санитерно-гигиеническим соображениям.

Из аята (5/6) следует также то, что тайаммум совершается чистой землей и состоит в том, чтобы протереть (или прогладить) ею лицо и руки.

Омовение обычно совенрщается мытьем рук до локтей. Но в тайаммуме, как видим (5/6), этого условия нет. Ханефисты предлагают протирать руки до локтей и при тайаммуме, то есть делать это так, как и при обычном намазе. Но и они принимают известное положение о том. Что «в поклонениях нет сравнения». При тайаммуме достаточно ограничиться протиранием рук до кистей.

По теме есть и хадисы.

1. Протирание одним ударом (о землю) рук до кистьев:

Передает Аммар б. Йасир: «Я спросил у Посланника (сас), как совершается тайаммум. Он ответил так: «Для лица и рук – один раз прикоснись к земле и получи (соверши) тайаммум» (Ebu Davud, Taharet, 123).

Пришел один (Ammâr b. Yâsir. – Ред.) к Омару б. Хаттабу и говорит ему так: «Я был в связи с женщиной, но воды не нашел. Как мне быть?». Омар ответил так: «Ты не совершай намаз». В ответ на это Aммар б. Йасир сказал так Омару б. Хаттабу: «А ты помнишиь, мы были с тобой в дороге. Были в связи с женщинами и не нашли воды. По этой причине ты не совершил намаз, а я, прокатившись по земле, совершил намаз. После этого я рассказал Посланнику (сас) об этом. Он ударил руками по земле, подул на руки, а затем прогладил двумя руками лицо и обе руки. И сказал так: «Тебе достаточно этого» (Buhari, Teyemmüm, 3; Müslim, Hayız, 112 (368); Ebu Davud, Taharet, 123; İbn Mâce, Taharet, 91).

2. Протирание двумя ударами (о землю) рук до локтей и даже до плеч:

Передает Aммар б. Йасир:

«Сподвижники, будучи вместе с Посланником, для совершения утреннего намаза совершили тайаммум с вещью, подобной поверхности (земли). И сделали это так: они один раз ударили руками о землю и один раз прогладили лицо руками. Затем они еще раз ударили руками по земле и прогладили ладонями рук руки до плеч и подмышек» (Ebu Davud, Taharet, 121).

Ибн Хаджер эл-Аскалани так говорит о тайаммуме в своем произведении Fethu’l-Bari:

«Хажисы по теме о тайаммуме, за пределами Эбу Джухейма и Аммара, или слабые, или они дожны дискутироваться в плане выяснения того, являются ли они отмененными (упраздненными) (мерфу) или сохраненными (мевкуф). Предпочтительный вывод состоит в направленности на то, что они являются отмененными».

В хадисе Эбу Джухейма «руки» проходят в неопределенной форме. А в хадисе у Аммара (у Бухари и Муслима) – «до кистьев». И в книгах у Сунена они тоже проходят в выражении «до кистьев». В других случаях есть и такие выражения, как «до половины локтей», «до подмышек».

Выражения «до локтей» и «до половины локтей» были предметом обсуждения. А о выражении «до подмышек» Имам Шафии и некоторые другие говорили так: «Если это предписание было от нашего Посланника (сас), то последующая и остающаяся неизменной форма тайаммума упразднила его. А если она не от Посланника (сав), то в этом случае остается в силе данный им приказ».

А еще фактором, усиливающим истинность повествований (хадисов), приводимых в Сахихайне (собраниях хадисов Бухари и Муслима), является фетва Аммара после Посланника, в которой говорится о том, что при тайаммуме протираются (проглаживаются) лицо и руки до кистьев. «Естественно, что рассказчик хадиса, муджтахид [1] сахаби (сподвижник), знает его внутреннее лицо лучше других» (İbn Hacer el-Askalânî, Fethu’l-Bari, c: 2, s: 265, 339, толкование хадиса).

То, что рассказывает Ибн Хаджер, является верным. При тайаммуме является достаточным протирание (проглаживание) сначала лица, а затем рук до кистей. Протирание «до локтей» является условием при омовении. При тайаммуме такого условия нет.

См. также на линках (на турецк.):

http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/su-bulununca-teyemmum-bozulur-mu.html,

http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/isin-tedavisi-goren-bir-hasta-gusul-yerine-teyemmum-alsa-olur-mu.html,

http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/gusul-abdesti-alamadigimiz-durumlarda-teyemmum-ya-da-sadece-abdest-almak-yeterli-olur-mu.html.

Теги: тайаммум, как совершается тайаммум, аят 5/6, Аммар б. Йасир, протирание (проглаживание) сначала лица, а затем рук до кистей.

Опубликовано 30.06.2011


[1] Муджтахид – толкователь религиозных положений.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.