Искупление нарушенной клятвы
Вопрос: В сура Маида (аят 89) приводится сообщение об искусплении (кефарете) и говорится так: «Аллах не взыщет с вас за праздные (пустые) клятвы, но взыщет за сознательно данную клятву (то, что вы скрепили клятвой. – Ред.). В искупление этого вам следует накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет (выполнить эти условия), его искуплением будет держать трехдневный пост. Таково искупление ваших клятв, когда вы клянетесь и нарушаете клятву». Значит ли это, что насытить десять бедных приравнивается одному человеку? Или стоимость раба оцениватся в сумму, равную тому, чтобы насытить десять человек?
Ответ: В вопросе искупления и предлагаемого в нем выбора нет такого условия, чтобы приравнивать их друг к другу. Предалагются формы искупления от сложного к простому в соответствии с материальными возможностями нарушителя клятвы. К примеру, освобождение раба есть не только в условиях искупления при нарушениях клятвы, оно есть также в его условиях и при зихаре [1] и убийстве человека. Но если человек не найдет раба, при зихаре ему надлежит накормить 60 человек.
Подчеркнем, что если в последнем условии (освобождение раба), как искуплении при нарушении клятвы, назначается пост в три дня, то при зихаре и убийстве назначается пост в два месяца подряд. Это – вещи, которые не могут быть поставлены друг рядом с другом… Искупление является предписанием Аллаха. Потому оно должно исполняться точно так, как того требует Аллах.
Теги: искуление нарушенной клятвы, Маида (аят 89), зихар, искупление является предписанием Аллаха.
Опубликовано 28.06.2011
[1] В исламской правовой литературе зихаром называется уподобление жены ее матери или лицам, с которыми запрещен брак для мужа, сопровождаемое словами «ты для меня – как спина (опора) материи». Зихар был распространенной формой бракоразводного процесса у докоранических арабов. С исламом он был пересмотрен (в сторону изменения) и был квалифицирован как осуждаемое поведение, требующее искупления.
Свежие комментарии