Только у тебя просим о помощи (Фатиха или Открывающая)
Вопрос (сокращен): В суре Фатиха говорится о том, что «только у тебя просим о помощи». В вашем ответе на вопрос говорилось так, что «в тех вещах, на которые не способен другой, мы будем просить у тебя». Но в аяте говорится о том, что «только тебе служи мы и только у тебя просим о помощи». В таком случае может надо переводить (толковать) так: «у всех будем просить о помощи, но из тех, у кого просим о помощи, будем поклоняться только тебе одному»?
Ответ: Было бы неверным понимать аяты по нашему собственному усмотренгию. Аллах не допускает это и говорит так:
«Алиф, лам, ра. Это – Книга (Коран), аяты которой созданы мухкемами (в качестве принципов и основоположений) и разъяснены Аллахом, хакимом (принимающем верное решение) и хабиром (осведомленном обо всем). Это сделано для того, чтобы вы не служили (не поклонялись) никому другому, кроме Аллаха. (Скажи:) «Я тоже – правозвестни и благовестним с Его стороны» (11/1-2).
Всевышний Аллах разъясняет аяты аятами же. Нам остается собрать аяты по теме и взять их вместе с практикой нашего Посланника. Стараться понять разъяснения Аллаха.
Если исходить из этого, то надо отметить, что значение понятия «истиане» (просить о помощи, поддержке) разъяснено и в других аятах и отмечено, что в необходимых случаях люди могут просить помощи и друг у друга. Но просить о помоши, которую можно характеризовать как «необычную» и «за пределами обычной», которую может реализовать только Аллаха, у кого-то другого – это уже ширк (придание партнеров Аллаху). И об этом тоже многократно говорится в других аятах. По этой причине выражение, проходящее в суре Фатиха: «только у тебя просим о помощи», имеет, в соответствии со сказанным, тот смысл, что «только у тебя просим о помощи, на которую неспособен никто, кроме тебя» *.
По этой причине предлагаемое вами разъяснение не является верным.
См. также на линке (на турецк.): http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/sadece-allahtan-yardim-istemek-ne-manaya-gelir.html
О методе разъяснения Корана см. на линке:
http://www.suleymaniyevakfi.org/arastirmalar/kurani-aciklamada-usul.html
Теги: сура Фатиха, только у тебя просим о помощи, аят 11/1-2, глагол «истиане».
* От редактора. Глагол «истиане» (просить о помощи, поддержке) имеет всеобщий смысл действия, то есть действия, неразличимого по отношению к объекту просьбы и независимого от него. В этом смысле оно характеризует данное действие (просьбу о помощи и поддержке) совершенно абстракнтым образом и это действие ни с каким объектом конкретно никакого отношения не имеет и никак не связано с ним изначально. То есть оно не мыслится (не подразумевается) в нем по его смыслу и природе слова. Потому когда говорится о помощи и поддержке, то обязательно надо уточнить, по отношению к кому это говорится, у кого просят эту помощь и поддежку в данном конкретном случае. В этом смысле можно просить помощь у конкретного лица, органа (организации), общества. А можно просить ее и у Всевышнего Аллаха. То есть языковое (речевое) оформление просьбы о помощи будет совершенно одинаковым во всех случаях, будь эта просьба направлена на человека или Бога.
Потому остается повторить и сказать, что интересующий нас глагол «истиане» (просить о помощи, поддержке) имеет всеобщий смысл действия, неразличимый по отношению к тому, у кого просят эту помощь (поддержку) и назависимый от него. Потому пользование им предполагает известным того, у кого ее просят. А если это непонятно по речи, то на это надо указать. И уточнить, что в данном случае имется в виду такое-то лицо или такой-то субъект, у которого просят эту помощь.
Изначальная неопределенность и абстрактность просьбы о помощи, свящана с тем, что промощь человек просит… А у кого, простите, он ее не просит? Он просит ее у всех, у которых вынуждают его просить жизненные условия и обстоятельства!..
У кого он просит ее в Фатихе? Фатиха – это Коран! У кого бы что ни просить в Коране – это, в итоге, будет прошением у Аллаха. Потому в Коране с самого начала просят у Аллаха.
Более конкретно. Приведем Фатиху:
«1. Хвала Аллаху, Господу миров!
2. Милостивому и Милосердному!
3. Властвующему в День суда!
4. Тебе поклоняемся мы и Тебя просим о помощи!
5. Направь нас на верный путь.
6. На путь тех, кого Ты облагодетельствовал.
7. Но не тех, кто навлек на себя гнев (твой) и был из заблудших».
Как видим, сура целиком и полностью связана с Аллахом. А первых 3-х сурах Аллах представляет себя, а в последующих 4-х указывает на то, каким быть человеку перед ним. По существу, последние аяты (4-7) – это самая настоящая программа действий для человека. Приходится только восхищаться тем, как это Аллах сумел в нескольких строках изложить фундаментальные идеи Корана.
Фатиху (Открывающую) можно рассматривать как состоящую из двух частей: 1. об Аллахе (1-3) и 2. об человеке (4-7).
Первая часть (1-3). Ее идеи можно сформулировать так:
– Хвала Аллаху (1). Аллах в Коране еще скажет о том, что всё в мире восхваляет (восславляет) Его. К примеру: «Славит Аллаха то, что на небесах и на земле. Он – великий, мудрый» (57/1) [1].
– Господь миров (1). Потому «Господь», что – Творец! И «Господь миров» потому, что Творец миров!.. Иначе, как быть «Господом»?.. А Творец миров – это и Творец человека… Аллах создает на мирах то, что пожелает… Мысль о том, что Аллах – Творец миров и человека, проходит через весь Коран.
– Аллах – Милостивый и Милосердный (2). Это тоже проистекает из его роли творца. Ибо всё дает Он и всё исходит от него. Это – для всего так. Потому и для человеку это тоже так. А «так» – это значит на пользу и во благо. Творец не может по-другому…
– Впереди – День суда (3). Или День расчета с человека за данное ему и содеянное им. Об этом Коран говорит с самой первой, пожалуй, своей страницы…
– И Аллах будет властвующим на суде (3). Этого достаточно для понимания роли Аллаха в этот день. И вообще…
Итак, всего три аята. Аята-строки… А сказано сколько!..
1. О ком и о чем сказано? Об Аллахе и его деяниях.
2. Кого еще из богов, партнеров и помощников упомянул Аллах? Ни-ко-го! Словно их нет вовсе!..
3. И как это во времени, в истории? Когда начинается и когда кончается? Судя по аятам (1-3), начинается с той поры, когда Аллах становится «Господом миров» (1) и продолжается до Судного дня (3) с переходом «на всю последующую историю». Ибо Судный день – это не конец истории, а продолжении ее в новом измерении.
Итак, что остается в сути? Это – единый Бог, сотворивший миры (и человека), восхваляемый, милостивый и милосердный, остающийся во всей последующей истории вплоть до Судного дня и судящий в этот день. Направляющий людей в свои обители по решению суда и далее ведущий историю по своим представлениям о ней или по своей воле… Как называется это мироустройство и миропредставление? Оно называется монотезимом…
Вторая часть (4-7). Ее идеи можно сформулировать так:
– «Тебе поклоняемся мы и Тебя просим о помощи!» (4). Аллах предлагает людям поклоняться Ему и просить Его. Можно усилить: только Ему и только Его!.. Других же богов нет! Об этом Аллах уже сказал в предыдущих трех строках (аятах)!.. Настоящий Бог – это сам Аллах. Единый и всесильный. Один на всех! Все остальные, простите, боги измышлены самим людьми. Это – ложные боги человеческого воображения… А период ниспослания Корана люди поклонялись этим воображаемым богам. И Коран был направлен, прежде всего, против них. Надо было преодолеть ложное сознание о Боге и утвердить мышление истины в этом вопросе – в виде единого и всесильного Бога…
И тут ниспосылается аят, в котором Аллах предлагает человеку обращаться к нему в форме: «Тебе поклоняемся мы и Тебя просим о помощи!» (4). Кому бы мог поклоняться в этом случае человек, если бы не Аллаху? Он мог бы поклоняться тем самым ложным богам языческого мышления, от которых, собственно, и старается отговорить его Аллах… Поклонение и просьба о помощи – дело связанное. Кому поклоняются, того и просят. Если не просят, то и не поклоняются…
– Последние три аята (5-7) (напомним: «5. Направь нас на верный путь. 6. На путь тех, кого Ты облагодетельствовал. 7. Но не тех, кто навлек на себя гнев (твой) и был из заблудших») указыват на два пути, которые существуют в мире, где есть Аллах с его предписаниями человеку. Но только один из них является истинным или верным. На нем человека ожидают блага. Или, иначе, это – путь облагодетельствования человека. А другой путь – это путь заблудших. Эти навлекают на себя гнев Аллаха. «Гнев» – это плохо. Ибо за гнев воздается наказанием. Об этом Аллах еще будет много говорить в Коране. А наказанием у Аллаха является огонь. А позиция «в огне» – это ад…
И еще одна особенность. Аллах предлагает людям просить у него о том, чтобы направить их на верный путь (5),. На путь, где блага (6), а не где гнев и наказание (7). Но они умудряются избежать этого пути… И делают это по своей свободной воле, которую дал им Аллах. Они отклоняются от пути, входят в его запретные рукава, чем и вызывают гне Аллаха и, как его следствие, его наказание… Еще раз подчеркнем, что в выражении: «7. Но не тех, кто навлек на себя гнев (твой) и был из заблудших» инициатива «гнева» целиком возлагается на человека. Если бы он был на векрном пути, он был бы «не во гневе», а в числе тех, кого Аллах «облагодетельствует»…
Итак, в Фатихе Аллах – о себе (1-3) и о том, как быть человеку перед ним (4-7). Творящее начало в нем – от творения миров (до творения человека) – соединяется с милостивым и милосердным в отношении к человеку. А чтобы понять, как соединяются, Аллах и говорит о двух пятях, один из которых ведет к облагодетельствованию, а другой – «к гневу». Так, «единым словом», Аллах сказал о себе и человеке, продолжив это до расчета с ним в судный день… А теперь каждый волен выбирать свой путь. Эту свободу тоже дал ему Аллах… Обо всем этом Он говорит с первых слов своего Учения…
Опубликовано 27.07.2011
[1] «Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что бы не славило Его славой. Но вы не можете понять этого их восславления (славы)» (17/44).
Свежие комментарии