О запретном мертвом мясе
Вопрос: Есть ли такая часть у мертвого мяса, которая могла бы быть потреблена в пищу?
Ответ: Животное, умершее не зарезанным (не заколотым), не имеет никакой съедобной части. Выражение: «мертвечина является для вас запретной (харамом)» проходит в 4-х аятах (см.: 2/173, 5/3, 6/145, 16/115). Но шкура животного может быть использована.
Служанке супруги Посланника Меймуне при ее освобождении была дана овца – из средств собранных для нее из закята. Однажды овца умерла. Это увидел Посланник и сказал тамошним: «Используйте ее шкуру!». Тамошние: «Она мертва». В ответ на это Посланник (сас) сказал: «Запретным (харамом) является только ее поедение (мясо)» [1]. Так было позволено использование шкуры умершего животного. В хадисе говорится и об использовании запасенных шкур (сложенных слоями) [2].
Сообщает супруга Посланника, Севда:
«У нас умерла овца. Мы сняли с нее шкуру. И стали делать в ней небиз (вид напитка из хурмы или винограда)» [3] (В селах Турции и Кавказа еще и по сей день используют бараньи шкуры для изготовления и хранения сыра. – Ред.).
Веронаправления (масхабы), исходя из приведенных аятов и хадисов, приходят к разным результатам. Шафии считают, что со смертью животного его шерсть, волос, ворс и кости становятся нечистыми. Поэтому использованию не подлежат.
Малики и Ханбели исключаюь использование мяса и костей, но допускают использование шерсти, ворса и волос.
По Ханефи, у мертвого животного могут быть использованы кости, ворс и шерсть. Нам тоже кажется, что это решение более полно соответствует аятам и хадисам.
Теги: о запретном мертвом мясе, «мертвечина является для вас запретной (харамом)», аяты 2/173, 5/3, 6/145, 16/115, веронаправления (масхабы), Шафии считают, Малики и Ханбели исключают использование мяса и костей, по Ханефи, у мертвого животного могут быть использованы…
Опубликовано 13.06.2011
[1] Buhârî, Zekât, 61; Müslim, Hayz, 100, 101, Zebâih, 30; Ebû Dâvûd, Libâs, 38, 39; Nesâî, Fer’, 4, 5; Muvatta, Sayd, 16; Ahmed b. Hanbel, 1/262, 265, 314. [2] Müslim, Hayz, 100, 102, 104; Ebû Dâvûd, Libâs, 38; Nesâî, Fer’, 5; Ahmed b. Hanbel, 4/329, 334, 336. [3] Buhârî, Eymân, 21; Nesâî, Fer’, 4; Ahmed b. Hanbel, 6/429.
Свежие комментарии