О методе разъяснения Корана
Вопрос: В понимании Корана вы говорите о том, что Коран разъясняет сам Аллах. И в этом плане говорите о необходимости разъяснения значения слов. Обращшаетесь к словарям… Но один наш товарищ после объяснения вами значений таких слов, как «муташабих» и «шае» обратился к “el-Müfredât” Рагиба эль Мсфагани и нашел там разъяснения, подтверждающие классические значения… Вы обращаетесь к арабскому и словарям. Как объяснить значения слов, искаженных в них? То есть как обосновать в таком случае значения, которые придаются в таком случае словам в аятах? А если говорить еще и об искаженных словарях, то почему мы обращаемся к ним в других случаях, при выяснении значений других слов?..
Ответ (др. Фатих Орум): Указание на Коран как на открытую Книгу (эта мысль приводится в самом Коране. – Ред.) несет тот смысл, что Коран разъясняется Аллахом. Нам остается постараться установить эти разъяснения. Но это надо делать в рамках определенного метода. О его особенностях с достаточной определенностью говорится в Коране (см. на линке:
http://www.suleymaniyevakfi.org/arastirmalar/kurani-aciklamada-usul.html) [1].
Основу этого метода, его исходный принцип составляет рассмотрение Корана в единстве его мухкем, муташабих и месани аятов (см. на сайте). Разумеется, нельзя упускать и другие его критерии. Среди них есть и арабский язык. Это тем более естественно, что Коран ниспослан на нем.
Решение в этом вопросе заключается в том, чтобы установить связь (соответствие) между смыслом слова (понятия) и его языковым выражением. Надо установить то значение, которое придается слову Кораном. На этом этапа используются также и словари. Но словари не могут быть окончательным основанием. (критерием). Они стремятся представить устоявшиеся и традиционные значения слова в языке. В этом плане приводимые в словарях значения слов, когда они используются для осмысления коранического содержания, должны быть соотнесены с собственным значением Корана и его целостностью. К примеру, в хадисах проходит, скажем, слово «каза» [2], [3]. Есть словари, в которых это слово (каза) разъясняется как поклонение, которое совершается после прохождения его времени (речь идет о возможности отложить его «на потом» и совершить уже после прохождения его времени. – Ред.). Это – неверное его понимание. А верное заключается в том, чтобы совершать каждое поклонение в свое время и полностью. Об отрицательных последствиях этой невнимательности можно читать на линке (на турецк.):
О теме можно читать также в книге А. Байиндира «Ложные истины (гл. 26-27)», представленной на сайте (на русск.).
Теги: о методе разъяснения Корана, муташабих, мухкем, муташабих и месани, каза, совершать каждое поклонение в свое время и полностью, книга А. Байиндира «Ложные истины (гл. 26-27).
Опубликовано 16.05.2011
[1] На сайте есть материалы, посвященные характеритике этого метода (см.) (Ред.).
[2] Сохранено в оригинальном написании (каза) с целью адекватного воспроизведения авторской мысли (Ред.).
[3] Текст хадиса (приводится на арабском языке) опущен нами (Ред.).
Свежие комментарии