Кораника
Благодеяние во имя умершего

Благодеяние во имя умершего

Благодеяние во имя умершего

Вопрос: Можем ли мы совершать благодеяние (давать милостыню и др.) во имя умерших? На эту тему есть такой хадис от Посланника, передаваемый Айшой (да будет доволен ею Аллах): «Один человек спросил у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Моя мать впезапно умерла. Я думаю, что если бы она могла говорить, то завещала бы подавать милостыню. Если теперь я буду подавать её, то будет ли это ей в благословение (упокоем ее души или савабом)?». Неби (Пророк) сказал: «Да» (Buhârî, Cenâiz, 95, Vasâyâ, 19; Müslim, Zekât, 51).

Ответ: В хадисе выражение لَوْ تَكَلَّمَتْ تَصَدَّقَتْ имеет значение не «если бы могла говорить, завещала подавать милостыню», а значение «если бы заговорила, подавала бы милостыню». Можно понять так, что внезапная смерть стала преградой для женщины. Сын женщины хотел подать милостыню, которую собиралась подать его мать. И Пророк сказал, что саваб от этого подаяния дойдет до матери.

В связи с темой есть еще и такой хадис от Эбу Табиба ет-Таи (да будет доволен им Аллах):

«Один человек (умирая) завещал некую сумму с целью потратить её на пути Аллаха. Когда у Ебу-д Дарда (да будет доволен им Аллах) спросили об этом, он рассказал следующий хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

«Кто дает милостыню перед смертью или освобождает подневольного, подобен тому, кто после наедания (сытости) дает вознаграждение» (Nesâî, Vesâyâ, 1).

Хадис от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах):

«Пришем один человек к Посланнику (сас) и говорит ему:

«О, Посланник! Какая милостыня (по своему савабу или благотворительности) является более значительной?». Посланник ответил так: «Это – садака (милостыня), которая в целях здоровья, сдержанности (в расходах), страха перед бедностью и с надеждой на богатство. Не оставляй (это дела) до того, пока смерть не подойдет к горлу, (чтобы теперь думать о том), что одному дам столько, а другому – столько. Будь внимательным. (Это добро) уже стало другого (стало принадлежать другому сразу с твоей смертью. – Ред.)» (Buhari, Zekât, 10; Müslim, Zekât, 92 (1032).

Эта женщина в силу того, что она умерла внезапно, без признаков наступающей смерти, в эту группу не входит. Но она получила саваб от своего помысла и решения. Те, кто не находится в этом положении, не получат его от той добродетели, которая делается вслед за ними (она не достгнет их).

Благодеяние в адрес умерших продолжается от их дел при жизни. Всевышний Аллах говорит об этом так:

«Мертвых оживляем мы. Мы совершаем то, что они делали (в жизни) и то, что они оставили после себя» (36/12).

Хадис от Абу Хурейры: «Посланник (сас) сказал так:

Со смертью человека прекращаются все его савабы (добродетели) за исключением трех:

1. Садака-и джарие (продолжающаяся и после смерти человека и предлагаемая людям во имя Аллаха садака),

2. Знание (наука), оставленное им и испольщуемое после него,

3. Добродетельные дети (потомоки), которые молятся за него (Müslim, Vasiyet, 14 (1631). См. также: Ebû Dâvûd, Vasâyâ, 14; Tirmizî, Ahkâm, 36; Nesâî, Vasâyâ, 8).

О том, что следует совершать вслед за умершими, см. также на линке (на турецк.):

http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/olulerin-ruhlarina-kuran-okunur-mu.html.

Теги: благодеяние во имя умершего, садака-и джарие, пока смерть не подойдет к горлу, добродетельные дети, о чтении Корана в поминание усопших (в саваб им).

Опубликовано 06.05.11

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.