Кораника
За кем совершать намаз?

За кем совершать намаз?

За кем совершать намаз?

Вопрос: Могут ли совершать пятничный намаз члены веронаправления (масхаба) Ханифы за имамом (под руководством имама) веронаправления Шафии?

Ответ: Этот вопрос (в части пятничного и других намазов) оцениватся по-разному правоведами направления Ханефи. Как можно понять это из имеющихся сведений, в темах подобного рода, не было проблем на ранних этапах. К примеру, имам Эбу Юсуф, совершив хаджамат (небольшое кровепускание в лечебных целях. – Ред.), но не совершив омовения, встал на намаз за имамом Халифом Харун Рашидом, получившим по этой теме фетву у Имама Малика, и не отказался от него (см.: Ali b. Muhammed b. Ebi’l-İzz ed-Dimaşkî, Şerhü’l-Akîdeti’t-Tahâviyye, Beyrut, 1408/1988, c: 2, s: 530).

Но в последующем ученые-ханефисты для принятия этого намаза выдвинули ряд условий. К примеру, в книге Fetavay-ı Hindiyye говорится так: 

«Следовать (в намазе) имаму из масхаба Шафии (для ханефиста. – Ред.), безусловно, допустимо. Но если есть возможность совершить намаз за имамом-ханефистом, то следует удержаться от того, чтобы совершить намаз за имамом шафием. Если появится откуда-то кровь, то следует совершить омовение, не отходить от направления на киблу и обращать внимание на спорные вопросы подобного рода» (el-Fetâvâ el-Hindiyye, Dâru Sâdır, 1991, Beyrut, c: 1, s: 84).

Итак, согласно представлениям ученых-ханефистов последнего времени, для того, чтобы ханефисту можно было совершить намаз, пятничный и любой дроугой, за спиной (под руководством) имама-шафия, этот имам должен воздержаться от того, что могло бы стать нарушением омовения (абдеста) и самого намаза по условиям Ханефи. Если кто-то из верующих заведомо знает о нарушениях имама в этом плане, то совершать намаз за ним не является приемлемым.

Но у всех этих положений нет никакого основания в аятах и истинных хадисах (выделено нами. – Ред.). Потому каждый мусульманин может совершать намаз и с имамом-шафием, и с имамом-ханефистом (и с имамом другого веронаправления).

Намаз нельзя совершать только за тем человеком, для которого является точно установленным, что он является носителем ширка (придающим Аллаху партнеров и тем самым нарушающих принципиальную установку веры от Аллаха – требование единобожия. – Ред.). Но основным показателем для человека, занимающего должность имама в мечети является истинность (чистота) его веры. В этом смысле намаз может быть совершен за каждым имамом, несмотря на продолжающиеся дискуссии по теме [1].

Теги: за кем совершать намаз, ханефисты и шафии при намазе, истинность (чистота) веры имама, намаз может быть совершен за каждым имамом (с истинной верой).

Опубликовано 29.04.2011  


[1] От редактора. Аллах, как известно, предложил людям, которым он дал свою веру, – в форме ниспосланнического знания через своих посланников (пророков), – не расходиться от нее в стороны. К сожалению, это условие предписания Слова Всевышнего осталось невыполненным. И это было так по отношению ко всем ниспосланиям от Всевышнего. Каждая община (общество), получившая свое ниспослание (Книгу) от своего посланника, стала затем создавать свои представления о ней, по своему толковать ее и писать свои комментарий для нее. Некоторые пошли еще дальше, пытаясь создать «альтернативное» учение… Всё это и привело к тому, что единая вначале вера (в форме ниспослания Всевышнего данной общине, народу) стала растекаться по всему сознанию отдельными потоками мышления о ней и ее восприятия. Потоки, в свою очередь, стали разделяться «на препятствиях», превратившись в своем итоге в ручьи и ручейки мышления. Это и есть картина веры в современном обществе. Но всё же за пределами той, которая продолжает оставаться верной первозданному Слову Всевышнего и усилиям, направленным на его поддержание.

В этом смысле современную веру можно характеризовать всего лишь в двух направлениях, несмотря на ее внешнее обилие. 1. Это – вера от Всевышнего в том виде, как она есть в его Слове как таковом или как первозданная, истинная вера (у науки сегодня есть средства и приемы для восстановления Слова Всевышнего, отличения его истинной формы от деформированной, искаженной или приписываемой ему). 2. Это – вся остальная вера. То есть все остальные формы веры, стоящие за пределами и вне границ ее истинной формы. Всевышний говорит положительно (одобрительно) только о первой ее форме, то есть о той вере, которая исходит от него, является его Словом, ниспосланным им через своего посланника людям. А в отношении второй просто предписывает не допускать ее. Так он запрещает и осуждает всю ее линию. Ибо там, где есть истина, все остальное будет уже отступлением от нее. А еще это отступление преподносится от Его имени. Разве Он допустит такое?..

Потому когда люди в вере начинают спорить о том, чего нет в Слове Всевышнего по истине, они спорят о своем вымысле. К нему вера от Всевышнего уже не имеет никакого отношения, за исключением ее запрета, осуждения и наказания «провинившихся». Если они не отвратятся и не раскаются. Ибо Аллах – милостивый, милосердный, простительный…

Веронаправления (масхабы) в исламе и тарикаты имеют исторические и объективные основания. Иначе их просто бы не было! Или возникнув, они сами собой сошли бы на ней. Но не сходят! И по сей день!.. Верой Аллах испытывает людей. Разве не говорит Он так, что «если бы пожелал Аллах, они не впали в ширк» (6/107)? Или: «Ты не можешь привести любимого на верный (истинный) путь, но Аллах может привести желаемого на верный путь» (28/56)… (Желаемым для Аллаха является желающий. То есть тот, кто сам стремится к Аллаху. Это вытекает из условия истытания человека верой)… Имея доступ к сознанию людей, Аллах может повелевать каждым из нас. Но при испытаниях человек должен действовать сам. Он действует, а Аллах – оценивает. От данного момента до самой до будущей жизни!..

Именно по этой причиной в оценке темы подчеркивается, что «у всех этих положений нет никакого основания в аятах и истинных хадисах». Это – фундаментальное заключение!.. Позитивная дискуссия в исламе возможна только на основе Корана. Во всех других случаях высказываемые соображения являются собственным мнением высказывающих их людей. Желающие могут следовать им, а могут вернуться и «к основе»… В любом случае всем отвечать перед Аллахом. И первым, и вторым!..

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.