Одно понятие тариката и тарикат как таковой
Вопрос: В тарикатах часто употребляется понятие «джезбе» – тянуть, притягивать (привлекать, возвышать). Что оно значит?
Ответ: В словарном значении оно означает тянуть, притягивать. В тасаввусе (суфизме) оно значит притягивание Аллахом своего раба и его мгновенное возвышение к себе.
По тасаввуфу, Аллах поднимает занавес с души своего раба и, без его трудов и усилий, возвышает его мгновенно к нравственным высотам. Это и есть «джезбе». В начальных источниках тасаввуфа «джезбе» именовалась ещё и как «веджд». Использовалась в контексте таких тем, как зикр, небо и др. (см. Hasan Kamil Yılmaz, “Cezbe”, Diyanet İslam Ansiklopedisi, cilt, 7, s: 504).
По этим темам нами издана книга: «Сектантство в свете Корана» (автор: А. Байиндир. – Ред.) (см. также на сайте koranika.com). Ложные представления тариката приведены в ней непосредственно с уст самих шейхов (духовных наставников секты). Книгу можно спустить с сайта www.suleymaniyevakfi.org или приобрести по заявке с сайта www.suleymaniyevakfi.com.
Теги: понятия тариката, джезбе, А. Байиндир и «Сектантство в свете Корана».
От редактора. Вопрос можно задать и более широко – об отношении Корана к тасаввуфу (суфизму). И тогда обнаружится полное несоответствие тасаввуфа Корану. Ряд моментов подчеркнём особо.
1. Коран является ниспосланием от Всевышнего Аллаха. А от кого тасаввуф? Ведь никак не скрыть того, что, в конечном счёте, он – от человека…
2. Коран является объективным (логическим и рациональным) учением (познанием). В этом плане он принадлежит науке. В нём всё соответствует природе вещей. И есть такое, какое оно есть само по себе, есть на самом деле или есть объективно. Другое дело, что Коран понетен нам по уровню развития нашей науки… Тасаввуф является мистико-иррациональным учением, доходящим до произвольного мышления. По этому мышлению ничего объективного создать нельзя. Всё создать можно только по объектиному мышлению.
3. Коран не преследует никаких корыстных целей – ни групповых и личных. Аллаху этого не нужно от человека… А тарикат преследует. Вся его деятельность замешана на субъективных интересах управляющих им людей. Потому и все «теоретические» построения тарика, в конечном счёте, ориентированы на эти интересы. В силу этого учение тариката можно рассматривать как своего рода групповую идеологию. В этом плане отношение между Кораном и тарикатом переходит, как кажется, в плоскость отношения между наукой и идеологией. «Как кажется» потому, что на деле тарикат отсьоит от объективного знания даже дальше, чем идеология. Ибо идеология строится на рациональной основе, а учение тарика – на иррациональной-мистической с переходом, как отмечено, в произвольное мышление. А в этом мышлении не только ничего нельзя понять по объективным принципам, но и ничего нельзя доказать по ним…
4. Чтобы прикрыть всё это, тасаввуф ссыллается на Коран и его скрытое знание. И здесь тасаввуф мистифицирует и искажает реальное положение вещей.
Скрытое знание в Коране несёт смысл объективного и рационального знания. А в тасаввуфе всё знание – с самого начала и до самого конца – является иррациональным и мистифицированным. Потому ничего объективного в нём нет ни на каком этапе… Скрытое знание Корана «раскрывается» ходом научного познания. А что делается со скрытом знанием тасаввуфа? Оно так и остаётся скрытым. И никакого уже хода мышление к нему не имеет…
5. И тем не менее тасаввуф претендует на Коран. На то, чтобы быть, простите, Кораном. Во всяком случае, традиционным заявлением тасаввуфа является признание им себя нравственным центром Корана… Спросить бы его, какой это «центр», когда он вообще стоит в стороне от Корана… А в некоторых случаях переходится и эта мера. Коранические понятия используются для прикрытия тасаввуфических идей и принципов. А порой Коран открыто подменяется тасаввуфом. Это и есть истинный смысл тасаввуфа, прирываемый всей его фразеологией и, если угодно, даже демагогией. А «демагогией» потому, что тасаввуф обслуживает, как отмечено, не идеи и положения знания, а притязания и стремления интересов…
А теперь пусть каждый решает сам, как быть ему «между» Кораном и тасаввуфом… На деле, никакого «между» нет! Есть только то, что есть!.. И тем не менее, выбор остаётся за человеком. А Аллах будет оценивать его в положенный день и час. И если одобрит – вознаградит, а если нет… Да поддержит нас Аллах на пути одобряемого им выбора!..
Опубликовано 23.03.2010
Свежие комментарии