Скрытое на душе
Вопрос (сокращен): В Бакаре (сура 2) говорится о вере «в скрытое» (в гайб). Что это такое?
Ответ: Приведем первые три аята Бакары в нашем толковании (переводе):
«Алиф, Лам, Мим. Это – Книга, в которой нет сомнения. Она – руководство от Аллаха для остерегающихся. Остерегающиеся (это те, которые) веруют искренне *, совершают полностью намаз, и тратят на доброе то, что мы даем им в качестве благ (содержания. – Ред.)» (2/1-3).
* По тексту: «остерегающиеся веруют в гайб (скрытое), то есть их вера заключена в их скрытом (своем скрытом или их в вере в свое скрытое. – Ред.)». Свое скрытое – это душа или оно лежит на душе.
Гайб (скрытое) – это то, что остается скрытым в восприятии (чувствами). Бывает двух родов: гйб-мутлак и гайь-изафи. Первое знает только Аллах и никто другой, кроме него. Второе – это одни знают, а другие нет. То, что внутри у человека, на его душе, это знает только он сам и никто другой больше. Потому мы и переводим (толкуем) так, что они «веруют искренне» (от души).
Поскольку скрытое на душе недоступно другому, то в отношении него можно заблуждаться. Это заблуждение имело место и в практике Посланника (см. 9/101).
Но скрытое на душе, кроме самого человека, знает еще только Аллах. Потому когда Аллах соберет посланников и спросит у них: «Что вы видели на ваши действия?», они ответят: «У нас нет знания. Это знаешь ты» (5/109).
И ангелы не знают того, что на душе у человека. Потому они не знают о том, верует ли человек искренне или делает это чисто внешним образом. Они оценивают человека по его действиям. Всевышний Аллах говорит так:
«Человека создали мы и мы знаем, что нашептывается ему изнутри (или что нашептывает ему душа. – Ред.). Мы ближе к нему чем даже его коронный сосуд. Сидят два ангела-приемника, они принимают слева и справа. Как только слетит с уст слово (или слетит с уст слово… – Ред.), около него присутствует смотритель (наблюдатель. – Ред.)» (50/16-18).
И на ахирете никто не сможет ходатайствовать, кроме самого Аллаха:
«…Кто это ходатайствующий у него (возле него, перед ним. – Ред.)?! Другое дело, если это делается по его позволению. Он знает и то, что впереди них, и то, что позади них» (2/255).
Всё это говорито том, что на веру, которая в душе человека, не может быть оказано давления. «В вере нет насилия (веру невозможно ввести в душу насильственным путем. – Ред.)» (2/256). По этой же причине Аллах выступает против слепой веры: «Не следуй вслепую тому, чего не знаешь. Уши, глаза и душа будут ответственны за это» (17/36).
В вере надо доверять тому, что имеет неоспоримые доказательства от Всевышнего. К примеру, мы «свидетельствуем» о том, что Мухаммед является служителем и посланником Аллаха. Откуда мы берем это свидетельство? Из Корана! Больше взять его неоткуда!.. Но кто не верит «и после Корана», тот расходится с верой. Пусть готовится к наказанию…
Аллах говорит так: «Кто после того, как истинный путь станет совершенно очевидным для него, разойдется с этим посланником и войдет (встанет. – Ред.) на путь, отличный от пути уверовавших, – того Мы оставим на его пути и введем в ад. В каком плохом положении окажется он!» (4/115)…
Теги: гайб (скрытое), скрытое знание, скрытое знание и душа, вера и душа, вера в душе, невозможность насильственной веры.
Опубликована 29.11.2010
Свежие комментарии