Курбан (3/4) (31-40)
Курбан и хадж как виды поклонения: поддержка и участие (31)
Вопрос (сокращен): В одном из ваших ответов на вопрос говорилось о том, что отец может дать своему сыну курбан (скот для того, чтобы резать его в качестве жертвенного животного во имя Аллаха) [1]. Курбан передать может… А как быть с благом от него перед Аллахом? Заслуживает ли его сын?
Разве курбан – это не дело состоятельного человека во имя Аллаха в рамках поклонения ему? Как может иметь человек пользу от того, что не заработано им самим и к чему он не имеет никакого отношения? Ведь основное в курбане заключается вовсе не в том, чтобы найти некое животное и зарезать его. Потому он и предназначается для людей состоятельных. Некую небольшую часть этого состояния Аллах рекомендует им потратить для людей. Это и есть «курбан»…
Другой пример здесь – это хадж. Состоятельный человек дает деньги сыну с предложением поехать ему на хадж. Сын поехал и приехал. А как быть этому «состоятельному»? Считается ли он совершившим хадж?.. По вашему ответу в связи с курбаном выходит так, что считается. Но разве хадж не требует от человека его личного, физического, участия? Когда не выполняется «по доверенности»…
Ответ: Сначала по курбану в связи с примером. Отец, который дарит сыну животное для курбана, поддерживает его в направлении к совершению данного поклонения. Но животное становится уже собственностью сына, который может далее распоряжаться им по собственному усмотрению. И если он использует его в качестве курбана, то совершит благодеяние во имя Аллаха. А отец совершит благодеяние в направлении поддержки сына к поклонению Аллаху.
Нечто подобное имеет место и в случае поддержки отцом сына при совершении хаджа. Сын выполнит предписание Аллаха о совершении хаджа мусульманином. А отец отличится в благодеянии. Но это не снимет с него ответственности за свой хадж. Не совершить его, имея деньги и возможности, является непростительным для мусульманина.
А еще надо принять во внимание то, что курбан не является поклонением только для богатого. Он открыт и доступен для всех. В том числе и для тех, которые не считаются богатыми по нашей вере. А вознаграждение от Аллаха за курбан у бедного такое же, как и у богатого. Может даже большее. Ибо бедному надо затратить больше стараний и усилий для достижения цели, которая вполне доступна для человека состоятельного. В этом случае они (несостоятельные) могут купить свой курбан (за свои деньги) или принести в качестве курбана подаренное им животное. (Они могут потратить на курбан и выделенным им для этой цели средства, если имеется такая возможность. – Ред.).
Теги: курбан в подарок, курбан на свои деньги, курбан для богатого, курбан для бедного.
Курбан на семью (32)
Вопрос: Я и жена имеем материальные возможности для курбана. Значит ли это, что мы должны резать два курбана? Возможен ли один курбан?
Ответ: По масхабу Ханефи, курбан должен резать каждый человек, достигший возраста поклонения. Но большинство ученых-богословов всё же считатет, что допустим один курбан на семью. Мы тоже придерживаемся этого мнения.
См. также подобные материалы в данной группе, а также на линке:
http://www.suleymaniyevakfi.org/arastirmalar/aile-adina-tek-kurban.html
Ложные хадисы в вопросе о курбане (33)
Вопрос (сокращен): Есть ли такая вещь, как курбан-намаз? Есть такое мнение (приводим его): «Кто после того, как он зарежет курбан, совершит намаз в два рекята (поклона) и обратится с мольбой к Аллаху, Аллах даст ему то, что он захочет».
Ответ: В книгах по хадисам мы нигде не нашли такого хадиса. Мы провели исследование по интернету и всё равно ничего не нашли. И вообще говорить о том, что это хадис, трудно. Это показывает уже критический анализ текста. У вымышленных хадисов и текстов, выдаваемых за них, есть одна особенность. «За очень маленькое» поклонение они обещают «очень большое» вознаграждение. И в этом хадисе это так. За два рекята дается «что хочешь». Всего лишь «за два рекята»!.. Откуда здесь быть истине?!
Теги: курбан-намаз, критическая оценка текста хадиса, ложные или вымышленные хадисы, признаки ложных хадисов.
Курбан и мясо на рынке (34)
Вопрос: Можно ли покупать мясо для курбана на рынке?.. Недавно я слышал такой разговор между продавцом курбана и покупателем: «Продавец: Ты купи барана на кило. Сколько получится, за столько и заплатишь по цене мяса». Допустима ли покупка курбана в такой форме? Каково в этом случае различие между тем, что купить курбан и купить мясо на рынке?
Ответ: Если и покупатель, и продавец согласны на это, то сделку можно считать дозволенной. Всевышний Аллах говорит так:
«Уверовавшие, присваивайте имущество друг друга не запретными путями, а по взимному согласию в торговле…» (4/29).
Покупать на рынке мясо и покупать на нем курбан – это не одно и то же. В случае когда скот покупается на курбан между продавцом и покупателем имеет место соглашение о курбане. Речь идет о пролитии крови животного во имя Аллаха и в виде поклонения ему. Так в этом случае выполняется условие курбана.
Теги: пролитие крови с целью поклонения, курбан за цену мяса на рынке, курбан и покупка мяса на рынке.
Курбан по кредитной карточке, в рассрочку или в долг? (35)
Вопрос: Можно ли купить курбан по кредитной карточке, в рассрочку или в долг?
Ответ: По кредитной карточке можно, но надо, чтобы это было сделано после оплаты ваших последних долгов. Иначе, по кредитной карточке можно, если не входить в процент. Но если такой возможности нет, то можно вообще не резать курбан. По этой причине нет и необходимости входить в долг из-за курбана.
Теги: курбан по кредитной карточке, курбан в долг.
Возраст жертвенного животного (курбана) (36)
Вопрос: Можно ли зарезать на курбан козла 8-9-ти месяцев, если он выглядит как годовалый, как это делается по отношению к овце?
Ответ: Посланник (да благословит его и приветствует Аллах) говорил так:
«Не режьте другой скот, кроме годовалого. Но если это оказывается для вас трудным, то это другое дело. В этом случае можете резать шестимесячного ягненка» (Müslim, Edâhi, 13 (1963); Nesaî, Dahaya, 13; İbn Mâce, Edâhi, 7; Ebu Davud, Edâhî, 4-5).
Испытывающий трудности в нахождении годовалого животного, может резать животное, не достигшее года. Но это относится только к барану. К другим животным не относится. То есть если они даже выглядят как годовалые, то всё равно их резать нельзя. В хадисе говорится именно об этом.
Теги: возраст курбана, резать с исполнением животному года, резрешение на курбан до года только для барана.
Зильхидже и ограничения для человека, режущего курбан (37)
Вопрос: Со вступлением месяца Зильхидже на человека, который будет резать курбан, накладываются ограничения. Так, ему запрещается стричь ногти и волосы на лице и на теле. Это предписание делается хадисом Посланника. И в самом ли деле мы должны так поступать? Или, может, этот хадис отменен, а на его месте есть другой хадис?
Ответ (кратко, по сути): Нет, хадис не отменен и продолжает действовать. – Приводятся мнения из литературы (в нашем случае опущенные), которые говорят о разных подхода к вопросу, но, опять же, в рамках его положительного решения в целом (Ред.) [2].
Теги: курбан в месяц Зильхидже, ограничения для человека, режущего курбан в месяце Зильхидже, не стричься, не бриться, не стричь ногти для режущего курбан в месяце Зильхидже.
Жертвенные бараны: самец и самка (38)
Вопрос: Я раньше думал, что для курбана используется только баран-самец. Но выясняется, что используется и самка…
Ответ: Да, и самка может быть использована для курбана. И тем не менее Посланник рекомендовал резать барана-самца. Учитывая это, богословы говорят о большей пользе барана-самца при курбане.
Теги: резать на курбан барана-самца, резать на курбан барана-самку, курбаны Посланника.
Кожа курбана (39)
Вопрос: Что делать с кожей курбана? Как воспользоваться ею лучшим образом?
Ответ: Кожа курбана относится к тому, кто режет его (то есть к хозяину курбана). Он может воспользоваться ею сам. А может преподнести ее и в дар желаемому лицу или организации. Одним из лучших решений является подарить ее благотворительной организации.
Теги: кожа курбана, что делать с кожей курбана, использовать кожу курбана для себя, подарить кожу курбана благотвооительной организации.
Возраст курбана (жертвенного скота) (40)
Вопрос: После того, как мы зарезали курбан, мы увидели, что молочные зубы животного находятся на месте. Может ли быть принят такой курбан?
Ответ: Выпадение молочных зубов есть верный признак требуемого возраста животного. Но в некоторых случаях зубы могут быть и на месте. Потому определение возраста животного по зубам в этих случаях делается затруднительным. Но если твердо известно, что животному не исполнился год, то в жертву для поклонения Аллаху его приносить нельзя. В таком случае его можно раздать в качестве милостыни людям.
Теги: обнаружение молочных зубов у животного после его заклания, установление неисполнения ему года, раздача мяса животного до года в качестве милостыни людям.
Опубликовано на сайте 02.11.2010
[1] См.: «Жертвенное животное (курбан) – в дар» (10).
[2] Желающие могут обратиться к турецкому оригиналу текста: «Kurban kesecek olanlar Zilhicce ayında tıraş olup tırnaklarını kesemez mi?» (suleymaniyevakfi.org) (Ana Sayfa > Tüm Fetvalar > Kurban).
Свежие комментарии