Коран и мирадж
Вопрос: Встречался ли наш Посланник со Всевышним Аллахом во время мираджа? Если не встречался, то какой смысл в том, чтобы читать на намазе тахийат [1]. Уместно ли читать вместо него другую молитву?.. Как объективно оценить всё это?
Ответ: Во время мираджа не было, простите, такого явления, как встреча Посланника с Аллахом. Мирадж, как это можно понять, был совершен для того, чтобы продемонстрировать силу Аллаха и его способность показать своему Посланнику некоторые из аятов, о которых говорится в Коране. Коран повествует об этом так:
«Превыше всех недостатков Аллах, который взял однажды ночью своего служителя из Месчид-и Харама (Запретной Мечети) в эль-Месчидуль-Акса (самую отдаленную Мечеть на земле), окрестности которой Мы благословили, – чтобы показать ему часть наших аятов. Воистину, Он слышащий, видящий» (17/1).
«Он (Посланник) видел Джабраила еще и при другом снижении. Возле Сидретуль-Мунтеха. И Джаннатуль-Мерва тоже находится возле него. В то время, когда Сидр покрывало покрывающее его. Его глаз (взор) не уклонился (не соскользнул, не съехал в сторону) и не перешел границ. Клянемся, что он видел часть самых великих аятов Господа» (53/13-18) [2].
Цель переноса определяется как «показать ему часть из наших аятов» (17/1). А затем говорится: «Клянемся, что он видел часть самых великих аятов Господа» (53/18). Так событие получает свое целостное описание в развитии от цели до ее результата. Цель была «показать», а затем говорится, что «видел».
Из «великих аятов», которые видел Посланник, можно указать на следующие: слои небес (в смысле семи небес. – Ред.), встречу с каждым Посланником (посланниками) на этом слое, встречу с Джабраилом (ас) в присущем ему реальном образе, Сидретуль-Мунтеха, Джаннатуль-Мерва (рай), ад, Бейт-и Мамур и др. [3].
По теме следует обращаться также к следующим линкам (на турецк.):
http://www.suleymaniyevakfi.org/roportajlar/isra-ve-mirac.html
http://www.kurandersi.com/tv-programlari/hilal-tv/mirac-ozel-programi.html
http://www.kurandersi.com/kuran-sohbetleri/2005/necm-suresi-isra-ve-mirac.html
Что касается того, чтобы читать тахийат после намаза (на ташаххуде [4]), которому обучал Посланник (сас) своего сподвижника, то он не сделал никаких заявлений о том, что это надо делать в силу того, что он встречался с Господом. По этому вопросу Абдуллах ибн Месуд, ведущий из сподвимжников, говорил так:
«Посланник Аллаха (сас), взяв мои руки в свои ладони, научил меня ташаххуду, подобно тому, как он научал суре. Потом он прочел тахият» (Buhârî, Ezan, 148, 150, Amel fi’s-Salât, 4; Müslim, Salât, 55-59 (402); Tirmizî, Salât, 215; Nesâî, Tatbîk, 100).
А в одном хадисе Посланник говорит так: «Если вы видите, как я совершаю намаз, вы тоже совершайте его так же» (Buhari, Ezan, 18). И если он предложил читать тахийат на ташаххуде, то его надо читать. А если надо читать другую молитву, то ее можно читать уже после тахийата.
От редактора. Великие аяты
В приведенном понимании «великих аятов», увиденных Посланником при мирадже, есть свои сложности. К примеру, (1) что значит, «видеть (увидеть) слои небес» (если это в смысле семи небес)? Является ли это понятие астрономическим (космическим) или каким еще? Ведь уже «первое небо» характеризуется Аллахом «как до звезд»: «Клянемся, что Мы оснастили самое близкое (к Земле) небо светильниками» (67/5) [5]. А в науке всё еще уточняется понятие «атмосферы» [6]. Таков разрыв в понимании неба между нами и Аллахом. Остается надеяться, что наука со временем продвинется и в этом вопросе… (2) Встреча с посланниками, каждый из которых пребывает на своем небе, вносят в проблему свою сложность. Значит ли это, что «каждое небо» – это местопребывание отдельного посланника и сфера его владения?.. Что или кто еще есть на нем? Как они живут там и что делают?.. А еще «посланник» имеет смысл там, где есть люди. Он – их ведущий от имени Аллаха. А там, где их нет?.. (2.1) Называются посланники, имена которых проходят в Коране. А из них даже не все. А как быть с остальными?.. А есть, ведь, еще и другие миры. Где они на небе? На каких они небесах?.. Таковы первые сложности, которые приходят на ум в этой характеристике небес в связи с посланниками… (3) Видеть рай и ад… Значит оба существуют уже сейчас. До того, как люди переселятся туда. Но как видел Посланник эти явления будущего, для нас, мира? Что он в них видел? И что это дало ему в последующей его практике?.. Одним словом, вопросы и вопросы…
Еще одной трудностью является отсутствие текста в Коране по вопросу о распределении небес между посланниками… Рай и ад многократно описываются в Коране. Но здесь может встать и вопрос о том, как увиденные во время мираджа Посланником их картины отразились на его мировосприятии, что он вынес из них для жизни и практики?.. Имеет смысл читать и понимать Коран глубже… Одним словом, над темой надо думать дальше…
Теги: бейт-и мамур, тахият и мирадж, исра и мирадж (перенесение и вознесение), исра и мирадж в Коране, цель мираджа, аяты в связи с мираджем, великие аяты, встречался ли Посланник с Аллахом, тахият и ночь мираджа.
Опубликовано на сайте 30.07.2010
[1] Тахийат (ат-тахийат):молитва, которая читается в конце второго поклона (рекята) или в конце намаза (после третьего или четвертого поклона) (см. А. Bayındır. Fıtrat Kitabı Kur’an-ı Kerim Meali. İstanbul, SVY, 2010, s. 77-79) (книга готовится к переводу на русский) (Ред.).
[2] Многие ученые считают, что эти аяты относятся к событию мираджа (см.: Taberi, Camiu’l-Beyan fi Te’vili’l-Kur’an, c: 11, s: 519; Fahru’r-Razi, et-Tefsiru’l-Kebir, Beyrut, 1999, c: 10, s: 246; Ebu Hayyan, el-Bahru’l-Muhit fi’t-Tefsir, Beyrut, 1992, c:10, s:14; Kurtubi, el-Cami’ li Ahkami’l-Kur’an, Beyrut,1988, c: 17, s: 65; Elmalılı, Hak Dini Kur’an Dili, c: 7, s: 297 vd.).
Для более полного представления о теме см. аяты 53/5-18.
[3] См. ниже: «Великие аяты» (Ред.).
[4] Ташаххуд: время сидения на коленях на молитве после последнего поклона (рекята), необходимое для прочтения тахийата.
[5] См. сюда также аяты: 37/6 и послед., 41/12 и послед., 15/16 и др.
[6] Последние исследования предлагают начинать атмосферу с границ торможения солнечного ветра.
Свежие комментарии