Наказание за долги
Вопрос: Есть ли такое наказание в исламском праве, как заключение в тюрьму за неуплату долгов?
Ответ: В исламском праве есть согласие по вопросу о том, чтобы не наказывать того, у кого нет возможности оплатить долги. Связанный с этим вопросом аят говорит так:
«Если должник находится в трудном положении, то следует подождать, пока он выйдет из него. Простит долг – это более полезно для вас. Если бы вы только знали это» (2/280).
Эбу Ханифе принимает положение о том, что надо заключить под стражу того, кто имеет возможности оплатить долг, но не оплачивает его. Но он видел это не как наказание за опоздание в оплате долга, а как меру, принуждающую к его оплате и преодолевающую несправедливость в этом вопросе. Но Эбу Ханифе не принимает наложение ареста на имущество и его распродажу в целях погашения долга. Он говорил, что «если у должника есть состояние, судья не имеет права распоряжаться им. Но он может заключить должника в тюрьму на неопределенный срок, чтобы тот распродал свое имущество и погасил долги. Это делается для того, чтобы получатели получили свои права (причитающееся им) и преодолеть несправедливость» (Ali b. Ebîbekr el-Merğinânî, el-Hidâye Şerhu Bidâyeti’l-Mübtedî, İstanbul, 1985, Kitâbu’l-Hacr, Babu’l-Hacr bi Sebebi’d-Deyn, c: 3, s: 285).
В силу того, что должник освобождается от стражи с оплатой долгов, эта мера не является наказанием за опоздание в оплате долга. Под стражу не заключается тот, кто погасил свой долг до заключения.
Нет другого масхаба (кроме ханефитского), который бы предусматривал наказание за неуплату долга.
Этикетки: наказание за неоплату долга, заключение под стражу (в тюрьму) за неуплату долга, не оплачивать долг при наличии возможностей, прощение долга.
Опубликовано на сайте 26.05.2010
Свежие комментарии