Суфизм, шейхи и…
Вопрос: В тарикатах распространено мнение о возможности (физического) пребывания одновременно в разных местах. К примеру, шейхи (духовные наставники тарикатов. – Ред.) утверждают, что они могут быть одновременно и на хадже, и на похоронах человека в своей стране. Они клянутся в этом, а еще и указывают на свидетелей, которые видели это… Еще одна тема – это утверждение того, что шейхи знают, что у человека на душе… Мой друг настаивает на том, что его шейх знает, что проходит у него на душе. Я пытался ему доказать, что это – игра шайтана… И в самом деле – способен ли шайтан на это? Может ли он ввести людей в заблуждение, входя в их образ?..
Ответ: Человек не может пребывать одновременно в двух пространствах (это – мнение современной науки. – Ред.)… Скажите, что вы хотите встретиться со свидетелями. Заранее сообщаем вам, что никто из них не примет этого. А если примет, то пусть принесет клятву (во имя Аллаха)… Подобные вещи – это организванная (сознательно реализуемая. – Ред.) ложь. Свидетельствуется не отсутствие шейха, а его присутствие. По этой причине свидетельство приходится не на нас, а на тех, кто утверждает это. Вы требуйте свидетельства аятами и хадисами.
Если говорить о том, что шейхи знают, что у человека на душе, что проходит у него внутри… Имея в виду ангелов, которые приставлены к человеку и наблюдают за ним (ведут запись его слов и действий. – Ред.), Всевышний Аллах говорит так:
«Над вами есть охранники. Они – уважаемые писцы. Они знают обо всём, что вы делаете» (82/10-12).
«Поистине, человека создали Мы. И Мы ближе к нему его основного питательного сосуда. Мы знаем, что нашептывает ему душа.
Справа и слева от него сидят два ангела-писца.
По этой причине всегда наготове есть наблюдатель, который фиксирует слово, слетевшее с языка» (50/16-18).
Если быть внимательным, то можно заметить, что эти ангелы знают только то, мы «содеем», но не то, что внутри нас (на душе). Это значит, что в то время, как Аллах знает, что у человека на душе, ангелы знают только то, что слетает с языка.
То, что проходит у человека внутри (на душе), относится к скрытому знанию. А его не знают ни люди, ни ангелы, ни джинны, ни посланники Аллаха… Всевышний Аллах говорит так:
«Скажи, никто не знает скрытого знания на небесах и на земле. Его знает только Аллах» (27/65).
Во многих аятах подчеркивается мысль о том, что то, что у человека на душе (проходит у него внутри), знает только Аллах. Другие могут лишь догадываться об этом или строить предположения на этот счет. Предположения могут оправдаться, но могут и обмануть. Этим порой пользуются нечестные люди. Они высказывают такие общие предположения, одна часть из которых если даже не оправдается, то у другой может быть шанс оправдаться. Это создает мнение о том, что «они знают душу». Так они пытаются уверить свою «паству»…
На вопрос можно получить дополнительный ответ на линке (на турецк.):
http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/tarikatlarda-seyhi-yuceltme-ve-batil-inanislar.html
Этикетки: пребывать одовременно в разных местах, кто знает скрытое знание, знать о том, что проходит у человека внутри (находится у него на душе), знают ли шейхи о том, что у людей на душе, чудо вели (приближенных к Аллаху лиц), тарикаты и шейхи.
От редактора
Тарикатское (сектантское) мышление в исламе имеет своей почвой, как правило, суфизм (суфическую философию). А суфизм представляет собой мышление, совершенно отличное от коранического. Для него характерны иррационализм и мистика, идущие до полного отрыва мышления от реальности… Потому схемы и конструкции мышления суфической философии не соотносимы «ни с чем» из объективного (научного) мышления). А значит они несоотносимы и с Кораном, ибо он, – как фытрат, по определению Аллаха, – является формой такого мышления…
Для суфизма характерна спекуляция на данных науки и использование их в своих интересах, для обслуживания своих идей и положений. Так, суфизм «ничего не сделал» в физической теории нашего времени. А как «сделает», если ничего из него не ведет к этой теории? В то же время он активно пользуется ее понятиями. Но что значит «пользуется» для суфизма, который представляет собой иррационально-мистическое мышление? А, вот, в этой форме и пользуется!.. Они приспосабливат категории современной физической теории и науки вообще под свои принципы и идеи. При этом он мистифицирует и скрытое знание от Аллаха. После того, как всё это «перемешивается», и получается, простите, такое несварение, как «пребывание шейха на хадже и в желаемом месте одновременно»…
Одним из фундаментальных представлений современной физики является представление о трехмерехмерном пространстве (четырехмерном пространственно-временном континиуме). Представления о многомерных и бесконечно-мерных пространствах являются продуктивными идеями современной теоретической науки (математики, физики, космологии и др.). В соответствии с этими представлениями произошло раздвоение описания макро- и микротел. Макротело пребывает как локализованное в пространстве (с тремя измерениями). При этом оно всегда пребывает в его данной точке. Оно не может пребывать одновременно в его двух или нескольких точках одновременно… Макротело характеризуется еще и тем, что оно имеет скорость движения всегда многократно меньшую, чем скорость света, которая принимается за предельную скорость в мире… Микротела или микрочастицы или элементарные частицы (эти понятия можно рассматривать как совпадающие, но можно «нагружать» их и своими особенностями) движутся со скоростями до скорости света. В некоторых экспериментах выдвигается идея «о превыщении» ими скорости света. И вообще с ними происходят превращения, совершенно необычные с точки зрения «известной нам физики», неестественные и противоестественные для нее… В последних сообщения стали появляться сведения о создании теории, объединяющей в себе известные четыре физические взаимодействия…
Самым же интересным во всем этом является, пожалуй, единство процессов в недрах звезд с процессами в системе элементарных частиц, сами которые представлены частицами разного уровня и разных форм взаимодействия. Звездные, звездно-галактические, системы удерживаются силой гравитационного взаимодействия… Получается нечто совершенно уникальное. Разные уровни (формы) организации вещества взаимодействуют друг с другом при помощи разных сил. Так, элементарные частицы на уровне (и в форме) атомной организации вещества (ядро и оболочка) удерживаются в единстве и взаимодействуют между собой при помощи электрических сил. А уже внутри ядра действуют другие (ядерные) силы. Они должны удержать в единстве протоны, отталкивающие друг друга силой положительного электричества… И такое отношение имеет место на каждом уровне или по мере того, как мы спускаемся вглубь организации вещественной материи. Конца этому нет, но, как кажется, есть «сворачивание в круг»…
Все силы взаимодействия должны иметь свои поля. А значит и его «силы» или «частицы» или еще нечто подобное. Для электричества это является установленным фактом, в том числе и на уроне его технического применения. Поля свойственны и элементарным частицам… Удивительным и одновременно закономерным во всем этом является то, что каждая система ограничивает действие сил в своих граница. И силы, действующие в ней, уже не действуют при переходе от нее к другой системе. В ней действуют уже свои силы и обусловленные ими связи, реализуется свой тип взаимодействия… Потому гравитация не имеет никакого значения, скажем, для ядерной организации, а силы ядерного взаимодействия и «сдерживания» – для гравитации. Гравитация требуется для звездно-планетарных и галактических ситемем и образований, гигантского и необозримого масштаба, внутриядерные силы, простите, для микроскопического ядра, которого не увидишь даже «в нормальном микроскопе». Нужен свой!..
Что остается после всего этого?.. Следовать физике и науке! Не следовать фантазиям и вымыслам!.. Это запрещает и Коран как фытрат или объективное учение об объективно сущему… Потому мнение, которое припиывает шейху «двойное пребывание», – и там, и тут, – не имеет отношения не только к науке, но и к Корану тоже. Отдает ли отчет себе это мнение?!
* * *
Другим вопросом в данном случае является вопрос о душе и о том, что происходит у человека внутри. Кто и что знает об этом? Кто знает, пусть скажет. А мы проверим. И каждый убедится в том, что никто ничего не знает в этом вопросе. Душа человека недоступна ни для кого. Она доступна только для него! И никого другого больше!.. И еще доступна для Всевышнего Аллаха. Только для них двоих! Третьего здесь нет!.. Человеку она доступна по праву продуктора и пользователя, для Аллаха – по праву создателя человека и как субъекта, «вдохнувшее в него дух от своего духа»… Такова история! И надо, чтобы о ней знали все! А если знать не будут, то дело останется за шейхами…
Суфизм порывает с объективной реальность, уходя от нее в воображаемый мир, создаваемый своей фантазией. А с душой вообще «никаких проблем» у суфиев нет! «Блеск» суфизма «со всей своей полнотой» проявляется именно в их рассуждениях о душе. Особенно они эксплуатируют ее познавательную и волевую способности. Так они проявляют насилие над человеком, предписывая ему свои команды в сфере знания и действия. Точнее, принуждая человека к мышлению и действиям в напрвлении своего можного мировоззрения… А когда всё это переплавляется в форму нравственного сознания, то суфизм восходит «на свой эверест». Дело доходит до того, что суфизм объявляет, – самообъявляет себя, другой это не позволит себе, не даст суфиям такой возможности, – себя, простите, нравственным фокусом Корана (!?)… К Коран отношения не имеешь! Являешься другим, по отношению к нему, учением! Ну, и ладно! Будь и сам для себя «фокусом»! Нет, «пошел в Коран»!.. Такое, вот, «возвращение в Коран» по дороге «в удаление от него»… Кому нравится это, «пусть берет и пользуется»!..
Когда суфической философией пользуются «при Коране», то может встать вопрос о том, почему это делается и какие цели при этом преследуются? Если эта цель знание, то ее в суфизме нет. Нет в нем объективного знания! То есть того, о котором говорит Коран и которое он представляет. А другое знание нас уже не интересует… Если эта цель мораль, – дескать, суфическое мышление совершенствует нас как человека, – то это, простите, просто ложь! Нет никакого совершенствования человека в суфизме! И вообще, о каком «совершенствовании» можно говорить после того, как человек порвал с реальность и Кораном?! Эти байки можно рассказывать только очень примитивным людям…
Итак, знания нет, морали нет! Другое нас уже не интересует!.. А что есть!.. Есть интересы! Личные, групповые или корпоративные. Этого оказывается достаточным для того, чтобы всё принести в жертву им. И Коран, и знание, и всё остальное!.. Так раскрывается «тайна» суфизма, старательно маскируемая его идеологами и теоретиками. В тарикатах, когда отходят от Корана, то впадают в суфизм и начинают практиковать его вместо Корана. Подчеркнем, суфизм вместо Корана! Когда Аллах требует – только Коран!..
«Чистая наука суфизма» – это «чистое мышление в угоду самому себе, мышлению». «Просто» мышление это не имеет отношения к чему-либо. «Не имеет отношения» – это мало. В случае суфизма оно витает в отрыве от всякой рельности, кроме вымышленной самим мышлением. В нем может быть всё, что угодно! Потому каждый в нем может найти то, что угодно. Возможно, это и привлекает порой людей к суфизму… Объективных критериев нет. Все они – субъективные. В этом и заключена, если угодно, их «объективность»… Заблуждались же люди в истории на основе ложных идей. Заблуждаются и поныне! Одной из них сегодня и является суфизм. Досадно только, что это имеет мето при Коран. «Ладно бы, его не было»! Но, ведь, есть! И суфизм «знает об этом». Иначе, как он претендует на его «фокус»?.. Но не получается это вместе! Уйти от Корана, а затем… быть его фокусом (?). Возвращаемся, что ли? Но с чем? С тем, с чем ушли? Со своими принципами?.. Подумать надо! И очень хорошо! Хорошенько!.. Как это может быть? Ничего от Корана, а ты – его фокус?! Забавно, не правда ли?!
«Чистое мышление суфизма», когда оно переходит в практику и становится практическим мышлением тариката – и в тарикате – перестает быть «чистым». На него «наплывают» интересы и «помутняют» его… Подчеркнем, суфизм можно рассматривать как «чистую теорию», которая требует «только пера и бумаги», только до определенных пределов. До пределов удовлетворения потребностей чистого мышления. После них наступает «суфизм интересов». Это уже совсем другой суфизм. С теоретическим он имеет лишь внешнее сходство. А по сути своей он создается совсем дря другой цели. Для интересов!.. Потому и «истины» в ней поворачиваются в сторону интересов… Так происходит с любой теорией, когда она ставится на службу интересам. Не составляет в этом плане исключения и суфизм. Потому это положение оказывается совершенно естественным. Признать бы это – и дело с концом! Так, нет же! Не признают! И не только не признают, а еще и пытаются делать суфизм альтернативой Корану… В этом случае и всплывает на поверхность то, что есть у него внутри!..
Остается только сожалеть о том, что из веры создается «чистая наука суфизма», которая затем делается основой и средством для ее понимания. И даже «не понимания», а ее вытеснения из сознания с последующим занятием ее место в нем… Это досадно «вдвойне». А неприемлемо по существу. Или «бесконечному» параметру. Или ни при каких условиях!.. Суфизм является продуктом творчества людей. А вера? Она, ведь, от Всевышнего Аллаха! Разве можно ставить в один ряд то, что «от человека», с тем, что «от Всевышнего»?! А когда начинают «дополнять» и вытеснять Коран суфизмом, то их не только «ставят в один ряд», но и вообще приносят Коран в жертву суфизму… Как мало надо знать о Коране и вообще обо всем остальном, чтобы поступить так, пойти на этот шаг!.. А раз так, то есть и средство исправления положения и возвращения его на рельсы истины и объективного знания. Это – просвещение и образование людей. Приращение в их духе и культуре… Силой здесь ничего не поделаешь. В этом мы убедились на опыте истории…
Когда суфизм ставится в один ряд, простите, с Кораном, то совершается немыслимое. То, что на языке науки можно было бы назвать «сложением (вычитанием и т. д.) величин разных размерностей». А можно складывать только величины одной размерности. Скажем, квадратные метры с квадратными, а кубические – с кубическими. Нельзя первые складывать со вторыми. И вообще «метры» можно скаладывать только «с метрами», а «килограммы» – «с килограммами». И здесь нельзя складывать первые со вторыми. Так это дело обстоит во всех случаях. И со школы это знает каждый…
Суфизм – это произвол мышления, скажем так, характеризуя в общем виде его мистико-иррациональную и безотносительную к объекту сущность. А Коран!.. Это – порядок и дисциплина в мышлении, где всё подчинено своему правилу и условию. Ибо Коран – это объективное мышление об объективном. В него входит и элемент веры. Но опять же как продолжение объективного знания за известные нам пределы… Можно разве сравнивать между собой эти системы мышления? Где та «точка» или «линия», по которой можно сравнивать? Нет же ее! А раз «нет», нет и того, что должно было бы основываться на ней… Неужели люди не знают «о размерности» или сложении величин «одной размерности». Если бы знали, то не сравнивали бы суфизм с Кораном… Значит им надо в школу…
Образы суфизма рассчитаны, главным образом, на воображение, чувства и психическое восприятие. По этим принципам функционирует, к примеру, и такая форма мышления, как художественная (искусство). Для нее тоже важна не истинность, а убедительность в восприятия. Но принцип истины (истинности) играет в искусстве куда большую роль, чем в суфизме. В нем его просто нет! Какая может быть «истина» там, где всё подчинено воображению, само которое может уйти в любой произвол?!
На этих условиях параллель между суфизмом и искусством можно считать даже неким нонсенсом. Опять сравнивается несравнимое!.. Суфизм никуда не берет – и взять вообще не в состоянии! – в реальном мире. Его мир – это, как отмечено, мир чистого вымысла. В нем нет ничего реального, потому его там и не надо искать… Искусство всегда имеет место с реальным миром и реальным человеком в нем. Другого искусство просто нет!.. Зачем же тогда их сравнивать друг с другом? Суфизм и искусство? «Не проще ли» не сравнивать!.. И по сути это верно! Не сравнивать несравнимое!..
Речь идет как раз о том, чтобы «не сравнивать»! Но для этого надо показать, как за внешней формой восприятия в чувствах и на психической, в конечном счете, основе, может скрываться «не сравнимая» суть… Художественное мышление – это, как отмечено, о человеке, о чем бы оно ни мыслил конкретно. Суфическое направлено на самоудовлетворение в вымышленном и нигде на деле не существущем мире. Но оба они используют одинаковые или «примерно» одинаковые средства. Они «презентуют» мышлению восприятия «удовлетворенное бытие». В суфизме оно не имеет смысла внешнего мира и чего-либо действительного и реального. Потому не может быть и практической задачей. В искусстве задается стремление удовлетворения человека в напрвлении указания ему пути на человеческое в человке, формирующее и возвышающее его. Акцент делается на нравственной сущности человека…
Всё это позволяет понять глубокое различие между искусством и суфизмом. И если пытаться сравнивать и соотносить их другом с другом по причине формальной «однаковости» их мышления, – дескать, оба они используют платформу субъективной удовлетворенности, – тем не менее и содержание мышления, и его цели и задачи оказываются совершенно разными, отличными и несранимыми… Всё это позволяет сделать вывод о том, что суфизм не может привлечь к себе «в помощники» и в роли аргумента искусство для доказательство своих идей и положений. Для него единственным аргументом в этом вопросе являются подобные ему учения, которых еще и сегодня «полно» на потребительском рынке… Много еще людей на свете, предающихся воображению там, где надо бы действовать по уму-разуму. Отсюда и потребность в учениях мифического толка… А поскольку каждое их них прсипосабливается под конкретные интересы, оттого и их столько, сколько самих этих инетерсов. Сгруппированных и обоснованных, разумеется, по науке «произвольного» или «собственного» мышления…
Спрашивается, зачем нужно уводить людей из реального мира в мир произвола и воображения?.. У Платона был мир теней. Но тени бывают там, где есть вещи… А потом у Платона были и вещи. Просто поняти и идеи показались «более привлекательными», чем сами вещи. А всё потому, что им можно было приписать вечность. Вещам эту вечность приписать нельзя. Ибо они сами собой распадаются и тлеют. И происходит это прямо на глазах… У суфизма ничего этого нет! Для суфизма важно не вечное и преходящее в мире, а только то, что можно мыслить в нем как некое чистое бытие. Но и это бытие привходит в него не от него самого, а от мыслящего о нем субъекта. Который мысли при этом «в свою удовлетворенность». В других подобных системах – «в свое удововльствие». Получаются тезисы – мир есть моя удовлетворенность или мое удовольствие. Кому что нравится, пусть и выбирает!..
В мире суфизма ничего реального нет! В нем не за что взяться человеку, чтобы выйти в реальную жизнь!.. Одна мистика и произвол! Движение в никуда… Пустота!.. И только когда выясняется, что эта «пустота» не сама по себе, а для «дела», – «делом» же являются интересы определенных групп людей, «слегка» прикрываемые Кораном, – тогда и открываются глаза! И тут уже ничего не скрыть! Словно ушла вода и обнажилось дно… Перед глазами обнажается эксплуатация религиозных чувств людей. Как средство для эксплуатации их самих… Остальное уже идет по накатанной…
Эксплуатация есть эксплуатация! Для нее не имеет значения, осуществляется ли она наемным трудом, использованием религиозных чувств или еще как-то иначе. Ибо в любом случае имеет место одно и то же явление. Это – отчуждение человека от самого себя или его самоотчуждение. Человек превращается в орудие для свободы другого. Того, кто эксплуатирует его. А его собственная свобода перетекает в эту его способность быть орудием для другого… В этом смысле об эксплуатации можно говорить еще и так, что она есть процесс приспособления одного человека под другого, привлечения его сил и способностей для свободы и развития «этого другого»…
В истории сложилось так, что «в эксплуатирующих» всегда состояло меньшинство людей. Большинство пребывало «в эксплуатируемых». Если не признать это закономерностью истории, то как иначе это объяснить?.. Сегодные «малые группы» эксплуатируют «большие» и даже «очень большие». Можно называть цифры в миллионы, десятки и даже сотни миллионов человек. А когда дело доходит до эксплуатации при посредстве веры, то цифра может вообще «зашкалить». Она с легкостью может набрать «миллиард» и двигаться дальше вверх…
Что прикажете делать?! Прослушать еще один пункт!..
Эксплуатация – с ее «меньшинством» на одном полюсе и «большинством» на другом – представляет собой «неуравновешанные весы», которыми предлагают… «взвешивать» (?!). Но разме можно взвешивать «неуравновешанными»? А зачем тогда требуется привести весы «на ноль» перед взвешиванием?.. А когда не приводят, а так и используют в том виде, в каком находят, тогда и получают в ответ то, что получают… Откуда, иначе, взяться кризисам?!
Некоторые «умники от веры» продолжают «умничать» и при этом вопросе. Хотя при нем никуда уже не денешься! Всё открыто, как на ладони… И всё же «умничают»!.. Дескать, этот мир – мир испытаний. В настоящем мире всё будет, как надо!.. К сожалению, это не ваши слова, господа умники. Это слова Всевышнего Аллаха, которому покорны все мы с вами. А непокорные пусть находят себе своего бога… А вам, уважаемые умники, надо объяснить, как «разболтанные и неуравновешанные весы» выдаются в обществе за весы «отрегулированные» и с «добросовестно взвешивающими». А вы этого не делаете, а делаете вид, что не понимаете, что вам, простите, надо делать… Вы «трижды» не совладели «с деянием». И хотите, чтобы мы поверили вам «на четвертый раз»!.. Если это не продолжение эксплуатации на почве веры, то что еще?!
Но не будем песссимистами! И не будем думать так, что только мы одни «такие хорошие», а все остальные – «только умники»… Если в обществе есть груз, то он для всех. Каждому – по его силе. Но для всех!.. А если стоять в стороне от него и только требовать того, «чтобы всё было по струне», то мы вновь вернемся к общественной мере в виде тех же самых «неуравновешанных весов». Что изменилось? Ничего, ведь!.. А требуется не «поддержать сторону». Одну против другой. А привести все стороны одновременно в равновесие. Если этого не сделать, то «неуравновешанные весы» так и останутся мерилом и принципом жизни… За то и разговор!..
С чего начали и к чему пришли!.. Так и всё связано в мире. Так, где кончается одно, начинается другое. Потому и мысль перетекает от одной связи к другой. Даже незаметно для самой себя…
PS. О суфизме. Начали с него. Имело бы смысл и закончить на нем. В таком случае одна только мысль достаточна для всего… У кого на руках Коран, тому нечего делать в суфизме! А если при Коране «пошел в суфизм», то выпал он у тебя из рук… Их не удержать вместе – Коран и суфизм. Ибо они просто несовместимы… И еще одно. Если бы суфизм и в самом деле был таким «прекрасным», как это он представляется таким в писаниях его теоретиков, то Аллах бы, безусловно, заметил это. Но «не заметил»! Ничего о нем в Коране нет! В Коране есть только Слово самого Аллаха! Оно одно! И ничего другого больше!.. А еще и такие – суфоподобные – учения просто осуждаются!.. Из этого и надо исходить!..
Опубликовано на сайте 25.02.2010
Свежие комментарии