Р. Османзаде. Космореализм (фото)
Как уже сообщалось на нашем сайте (см.: Р. Османзаде. Космореализм), наши коллеги (В. Караев и Э. Мамедов, Баку) сообщали нам о фотографиях, полученных ими, по их определению, «посредством космической природы» [1]. В ответ на это мы попытались разобраться (в приведенном нашем исследовании) в самом явлении и реализуемым на его почве проектом… Фотографий тогда у нас не было. Теперь мы их получили (27.11.2009). Мы предлагаем их читателям. Пусть они продумают их. Что это такое и на что годится?.. И если сочтут нужным, пусть сообщат нам. Можно сообщить и прямо на авторские адреса (мейлы): [email protected] (Вадим Караев) и [email protected] (Эльхан Мамедов).
Предлагаем свою версию, основанную на предварительной оценке фотографий.
Примечание. Сразу после написания данного текста мы выслали его авторам проекта и фоторографий. Полученную от них интерпретацию фотографий (Ф5 и Ф3) (сообщаются «лишь некоторые нюансы трактовок фотографий». – Авторы [2]), мы включили в текст при подготовке его к публикации на сайте. Думается, что для читателей будет интересно знать и мнение самих авторов об их творчестве.
а. Фотографии
b. Наша версия
b.1. Фотография (вводная)
В нашей упомянутой работе (Р. Османзаде. Космореализм) уже говорилось о том, что вся современная фотография сегодня выполняется техническими средствами (аппаратами). И строится она на известных принципах. Так было исторически, с момента зарождения фотографии. Таким этот процесс остается и по сей день. И хотя у него появился целый ряд особенностей, принцип не изменился. И он сегодня хорошо известен всем… На объект направляется поток (пучок) света (в обычной фотографии) или заряженных частиц (в электронной фотографии) или радиосигналов (в радарах и сканерах, космических и земных) или излучения (в рентген-фотографии) и т. д, а отраженный или прошедший через него сигнал улавливается и фиксируется на соответствующем или чувствительном к нему материале… Этот процесс оказался видоизменнным и развитым компьютерной технологией, ставшей универсальной технологией нашего времени. Так появилась цифровая фототография. «Чувствительные материалы» ушли из нее. Отраженный от объекта сигнал пошел уже не на этот материал, а на дальнейшее преобразование, в ходе которого был переработан и превращен в электронный сигнал, пригодный для компьютера. Остальное уже известно…
Это решение стало революционным для фотографии и самой компьютерной технологии…
Но и это еще не всё! Мы сказали о том, что «на объект направляется поток (пучок)». Оказывается можно «и не направлять». Достаточно энергии излучения самого объекта. Если, конечно, удастся ее зафиксировать… Удалось!.. Так возник новый принцип фотографии. А, по существу, старый, но обновленный отсутствием своей начальной фазы, связанной с необходимостью «направлять поток (пучок) и фиксировать». Осталось только «фиксировать». Фиксировать исходящий поток от объекта. Это может быть знергия излучения, поля – электромагнитного, теплового, гравитационного и т. д. Научились записывать также сами электрические сигналы, протекающие в живом организме (сокращения сердца, биоритмы мозга и т. д.). А фотография внутренних органов с использованием рентгенографии дополнилась рядом новых средств (ультразвук, оптоэлектроника и др.). И всё это стало элементом единой – компьютерной – технологии. Так фотография вошла в современную жизнь, сменив свою «узкую специализацию» на «бесконечно-широкую» или просто «бесконечную». Эта тенденция, как кажется, будет активно развиваться и в будущем…
Уже давно люди научились приводить фотографию в движение. Возникло кино (в конце 19в.). В наши дни фотография дополнилась видеографией. В этих формах сегодня записывают всё, «что можно записать». И делают это очень даже успешно. Уже сегодня эти средства визуализации вошли во многие социальные сферы. А со временем войдут во все без исключения… Такие важнейшие сферы жизни, как производственная (производственно-техническая), военная, наука, образование, искусство, культура, реклама, а также целый ряд других, уже сегодня немыслимы без активного использования ими этих средств визуализации, в основе которых лежит всё та же фотография… А то, что на выходе из этих средств получается сигнал, готовый для его обработки на компьютере, делает эту технологию с самого начала соответствующей современным задачам дня…
Но куда делась фотография? Начали-то с нее?.. Она «незаметно» перетекла в современную технологию… Потому можно называть ее попрежнему «старым именем», фоторграфией, а можно называть и по-новому, скажем, современной технологией фиксирования и визуализации объекта. Можно и «разбавить», называя «современной компьютерной технологией фиксирования и визуализации объекта». Но получается тяжело, неуклюже и даже нравоучительно. Как будто люди не знают, что современная технология есть технология компьютерная… Потому мы можем спокойно сократить выражение до «современной технологии визуализации». Или даже до «средств визуализации». Понятно, что речь идет о современных из них. А где это непонятно, можно подчеркнуть особо. Но даже в этом случае мы не настаиваем на понятии (выражении, термине). Желающие могут предложить более удачную версию…
А теперь надо сказать самое главное. Фотографию, которую мы охарактеризовали как «современную технологию визуализации», есть «технология», то есть система визуализации с помощью технических средств. Подобно тому, как мы берем в руки обычный фотоаппарат и снимаем им обычное фото, действует и система визуализации. Слово «система» пусть не пугает. Речь идет просто о сложности процесса в целом ряде случаев визуализации. Потому его обеспечивают целый ряд технических средств с привлечением соответствующих специалистов и персонала. К примеру, фантастическим является фотопроцесс с использованием космической лаборатории (телескопа) Хаббл… А в сути всё обстоит точно так, как это имеет место в случае «с аппаратом в руке»…
Итак, фотография, кино, видео – все они возможны в случае, когда есть соответствующая техника и невозможны без нее… Разве это непонятно? А если понятно, к чему?.. А к тому, что есть еще один вид съемки. Без всякого, там, аппарата и техники. Это – парафотография!.. Посмотрел, задумал и снял. И на тебе – фото!..
«Сложность» состоит в существовании самого явления. Оно есть факт и как факт. А если «факт», то с ним уже ничего не поделаешь. С ним надо считаться…
Если признать эту фотографию еще одним ее видом, а «факт» требует того, то придется ввести новый ее класс. Это будет означать новое осознание всего фотопроцесса. Теперь его надо будет указывать на два его принципиальных вида (формы). Один из них реализуется техническими средствами, а другой чисто мысленно, то есть без обращения к техническим средствам и их использования… Понятие «мысленно» здесь не совсем удачное. Просто использовано за неимением другого. И его надо рассматривать критически. Оно предложено только для того, чтобы сделать возможным различение этих двух фотопроцессов. Один из них реализуется техническими средствами, а другой мышлением и волей человека. Пожалуй и всё!.. А уже на этом основании дальше можно как угодно улучшать и совершенствовать это понятие…
Важным во всем этом является теперь акцент на самой парафотографии (опять же термин необязательный и условный, допускающий критику и «улучшение»). Нам известно немного случаев этого явления. Но то, что представлено нам, является, как кажется, лучшим из того, что довелось видеть нам по этому вопросу. А что касается «вопроса теории»… То теории просто нет!.. Парафотография приводится как пример в ряду других паранормальных явлений (гипноз, телепатия, телекинез и др.). Понятно, что люди, способные на эти явления, если они предстанут перед специалистами и будут откровенны, могут дать важные сведения об их сути и закономерностях…
На сегодня парафотография (и случаи паранормальных процессов) известна нам в транс-состоянии сознания. Попросту, это отключенное состояние сознания. В этом случае оно теряет контроль над собой и всё его дальнейшее управление «врученным ему телом» протекает (осуществляется) уже в сфере бессознательного. Само же это состояние достигается разными путями и средствами. Ими могут быть врожденная способность (когда человек моментами впадает в состояние неконтролируемого сознания), гипноз, принятие больших доз алкоголя – до «помутнения сознания», поражение электрическим током до состояния клинической смерти с обратным возвращением к жизни и др. Нам неизвестны условия и причины, породившие у автора фотографий способность к их созданию. Но в любом случае эту способность следует квалифицировать как освершенно уникальную и выдающуюся. Она подобно способности Моцарта и Рафаэля…
Нам кажется, что у парафотографии могут быть в современных условиях целый ряд практических приложений. (1) В первую очередь, это сфера науки, образования, культуры. Здесь она может способствовать дальнейшему изучению сознания и паранормы, дать научное представление человеку о явлении в стенах высшего образования и познакомить с ним адекватно общественное мнение. Это станет преградой для разного рода спекуляций, связанных с темой. (2) В коммерческом плане. Способность может быть вынесена на рынок и предложена покупателю. Но здесь есть свои особенности. (2.1) Если человек способен продуцировать снимки (фотографии) в требуемое время и на требуемую тему, то он может предложить эту свою способность на рынке подобно тому, как на ней предлагается любая другая способность. (2.1) Но если он не может сделать этого по причине неконтролируемости процесса, который проявляется нерегулируемо и спонтаннл, то в этом случае он может собрать некую коллекцию своих фотографий и предложить их опять же покупателю на рынке… Дальнейшие возможности он мог бы изыскать и сам…
Одним словом, способность к парафотографии является способностью высокого – и даже очень высокого! – рода. В ней нуждается общество. В ответ на это ее носитель (автор) может заработать на ней…
С этим пониманием парафотографии обратимся теперь к конкретным присланным нам снимкам (фотографиям).
b.2. Фотографии
b.2.1. Общие замечания. Отметим, что для парафотографии (парапсихологической фотографии) характерны свои особенности. Это – некоторая нечеткость, размытость или дефокус изображения. В обычной фотографии это, когда оно не служит целям фотографии (скажем, при съемке портрета в художественной фотографии и некоторых других случаях), является браком. Современная оптика позволяет получить совершенную четкость изображения. Потому дефокус технически исключается. Может быть допущен только по соображениям решаемой в данном случае задачи. Как отмечено, легкий дефокус есть прием художественной фотографии при съемке портрета или «в его манере»…
Для парафотографии характерна наложенность «тем» (кадров), подобно тому, как это характерно для современных фотокамер, допускающих многкратную съемку на один и тот же кадр.
Эти обе особенности – дефокус и наложение кадров – мы находим ив рассматриваемых ниже фотографиях…
b.2.2. Фотографии (анализ)
5. Фото Ф5
Нам кажется, что на фотографии изображен один из космических аппаратов, причаливаемых к МКС (или отчаливаемых от нее). Хорошо просматривается цилиндрическая форма аппарата, стыковочный фланец и конус, соединяющий фланец с цилиндром (как переход от одного диаметра к другому). Видны сигнализационные огни…
Фон у подобного рода снимков обычно бывает темным (это – черный фон космического пространства), если в него не попадет какой-то светящийся объект. В данном случае фон подобен темно-облачному, а в его правой части, чуть выше середины, прямо у среза есть еще и яркое пятно с некой, может быть, спиралью вокруг него. Если признать это за фото галактики, то за параллелью и «подробностями» можно обратиться на сайт НАСА с фотографиями, выполненными телескопом Хаббл (см.).
Но стыкующийся аппарат является центральным «пятном» снимка. Есть и другие «пятна». При величении видно, что справа что-то как «волчок» прилипло к нему под углом 90º к его цилиндрическому тему. А само оно, это тело, имеет в этой части некое «утолщение». Может это нечто от конструкции в этой части… Слева от «волчка» какое-то «вишневое покрывало». Оно ограничивается неким телом, которое снизу упирается в аппарат, в его выступ, с которым соединяется «волчок»… Разобраться во всем этом нам было сложно…
Нечто подобное мы имеем и в верхней части аппрата. Что-то «такое» есть там над ним, но что именно, неясно… Над фотографией надо думать…
Что касается основной темы – аппарата в центре, то нам показалось, что нечто подобное мы уже видели… Обратились к Google. Написали на входном окошке «мкс стыковка». И получили серию снимков стыковки (причаливания). В том числе и в видеорежиме. Среди них есть и нечто близкое нашему снимку…
PS. Подумав, решили отметить еще одну особенность. Она может быть учтена и по отношению к последующим фотографиям. Речь идет о масштабе снимка. При его увеличении появляется нечто новое. Это подобно тому, как рассматривать звезды на небе. В естественном состоянии (при рассмотрении их с Земли естественным зрениемя или невооруженным глазом) они могут быть интерпретированы как звездные скопления или созвездия с присущими им именами. Но когда мы начинаем воспринимать их в телескопе, то получается совсем другая картина. И в общем случае это так. Скажем, пчелка на ладони и в микроскопе…
О том, что на снимке, у правого его среза наверху, несколько выше его середины, виднеется галактическая спираль с ярким центральным скоплением звезд, мы можем говорить при еего увеличении. А если рассматривать снимок в уменьшенном масштабе, то центральное скопление превращается в яркое световое пятно, на манер солнечного, и происходит перестройка всего снимка. Появляется «лицо», заполняющее собой весь правый верхний угол. Но «взгляд» направлен не на аппарат в центре, а параллельно ему…
Так что масштаб снимка следует учитывать, чтобы вносить в его интерпретацию и осмысление требуемые коррективы…
Примечание. Приводим авторскую интерпретацию фото (Ф5):
«На Фото Ф5, по нашему видению, представлена Космическая картина зарождения некоего Вещества. На Фотографии чётко проглядывается оболочка атомного строения – Ядро – этого Вещества, окружённая, судя по Изображению, вращающимися концентрическими энергетическими потоками, а также мощным потоком Входящей и Уходящей (Отводящей) Энергии, пронизывающими «Ядерную Клетку» этого зарождающегося Вещества. Фото Ф5 как бы фиксирует некий миг динамичного процесса моделирования Вещества в Космическом Пространстве…» [3]. Такое понимание фото надо только приветствовать! Авторы видят в нем нечто более глубокое, чем это доступно «просто наблюдателю». На то, скажете, и Авторы!..
4. Фото Ф4
Это – водопад. В своем спокойном течении на неком своем горизонте (горизонтальной платформе). На заднем плане видна «стена» падающей воды. Это тоже «в подтверждение водопада».
Снимок, подобный приведенному, нам тоже довелось видеть ранее. В интернете. Войдем (Google > водопад ниагара). И здесь мы найдем фото, очень близкое приведенному.
А насчет «горизонта» приведем справку из Википедии (о Ниагаре):
«Ниага́рский водопад (англ. Niagara Falls) – общее название трёх водопадов на реке Ниагара…» – «Подковы» (или Канадского водопада), Американского водопада и водопада «Фаты». «Хотя перепад высот и не очень велик, водопады очень широки, и по объёму проходящей через него воды Ниагарский водопад – самый мощный в Северной Америке.
Высота водопадов составляет 53 метра. Подножие Американского водопада заслоняет нагромождение камней, из-за чего его видимая высота — только 21 метр. Ширина Американского водопада — 323 метра, водопада «Подкова» — 792 метра. Объём падающей воды достигает 5720 м³/с».
Неожиданно на переднем плане (справа в углу, на самом срезе) находим… животное (?!). То ли волк, медведь или еще что?.. И как оно попало сюда?! И судя по всему, оно не в воде. Словно бы его вмонтировали в снимок… А перед ним как некая доска-тело. От плеч и ниже. Примерно до пояса… Кажется, что это обнаженное тело. Но какое это тело, когда… доска!.. А еще кажется, что это – тело животного. Но, нет! Это только видимость.. На деле это самостоятельный фрагмент… А «руки» соединяются с телом как у механического устройства – при помощи шарнира-кнопки, допускающей движение только в вертикальной плоскости по направлению «вперед – назад». – К слову, нам показалось, что плоскостной шарнир крепления «рук к телу» может свидетельствовать об инженерной образованности «фотографа». Ибо только ему на ум может прийти такое решение… – Глаза неестественно крупные, нехарактерные для этого вида животных. Хотя с этим можно и не согласиться… Уши вытянуты по линии горизонта. У собак их концы опущены вниз…
Нечто круглое или овальное, темно-зеленое или даже густо-серое, под цвет «мишки» в углу, видится в центре снимка. Словно бы «оазис» суши посредь воды. Как будто вода не может покрыть его, потому и обходит… Есть ли такая возможность «при Ниагаре»? При обычном водопаде она, видимо, возможна. А еще она может быть при монтаже. Но мы его исключаем. Остается наложение…
Итак, фотография получена как результат наложения ряда мысленных образов одного на другой (из них мы указали только на те, которые смогли увидеть и понять). Господствующим образом стал водопад. На нем и «смонтировано» всё…
Фотография требует дальнейших исследований.
3. Фото Ф3
…С левого нижнего угла тянутся два дерева. Одно вертикальное, вдоль вертикальной стороны сника, а другое – под углом. Почти по диагонали… Ствол у второго дерева переходит в крону… Это потому, что мы знаем, «что там должны быть крона»… В нашем случае она очень неопределенна, хотя по форме ее иначе и не назовешь… И «размазана цветами. Светлой и темной зеленью, вишней и переходами между ними… Как если бы была нарисована специально для рекламы, мультфильма, сцены, праздника… Прекрасно, просто восхительно, выглядит ствол «диагонали». Естественные цвета, линии и ветки-отростки и «волосики». Всё, как у настоящего… Прекрасно нарисовано и «вертикальное» дерево. До того оно живое. И зелень покрывае ее, как у настоящего. Местами она есть, а местами видна кора. А верхняя ее часть перекрывается кроной правого дерева и делается общей для них. Но это опять же не крона, а то, что мы видим на ее месте в виде фантастического пятна, «одного на двоих» в верхней части снимка. Даже не пятна, а, скорее, шапки. Общей шапки «на двоих»… А сама «шапка» имеет что-то в виде полос или линий «вишни». Это наводит на мысль о радуге… От этой шапки, сверху вниз, тянется тень… Она уходит за снимок. Если его продолжить, то продолжится и эта «тень»… «Упрощенная» тень проходит и у левого дерева… Наконец, в оставшемся справа свободном пространстве снимка, – это примерно его треть, – мы видим светлую полосу с ярким бликом. Можно полагать, что это Солнце пробивается на землю сквозь деревья. Оно светит под углом, отчего и получается эта самая «полоса»…
Снимок совершенно реальный. Реальный и фантастический одновременно. В нем всё, как в жизни. Но приукрашено и приумножено фантазией. Сразу видно, что это тоже парафото…
У снимка прекрасная композиция. Есть у него и передний план. И светотень уловлена мастерски. Он выполнен в портретной манере. Доставляет человеку эстетическое удовольствие. Как самое настоящее произведение искусства… Эта фотография могла бы укасить любую фотовыставку… Это даже не фотография. Это – самое настоящее живосписное полотно. До того изумительно она выполнено…
На снимке нет «больших» наложений. Просто фантазия мышления «слегка» переработала реальную картину. Это свойственно ей… Оттого кроны деревьев сошлись в единую шапку и приукрасились вишней с зеленью. С полутонами. До светлого…
В лесу мы всегда можем встретить подобную картину. Но в силу того, что в дело вмешалось мышление, оно разукрасило реальность своим видением и вмешательством в нее… Оно извергло ее во вне в той форме, в какой оно находилось в ней. В соединении реальности с фантазией о ней… А так, всё, как оно и есть на самом деле. В жизни и реальности…
В кроне или «шапке», как уже сказано, проходит «вишня» (вишневый цвет). Неожиданно для себя находим, что «вишня» проходит и на фото Ф5. Здесь мы наблюдаем «вишневое покрывало». Незначительный фрагмент «вишни», напоминающий пятно крови, есть и на фото Ф2. Так что вишневый цвет следует рассматривать как общий мотив фотографий. Остается выяснить, откуда он. Является ли он особенностью «фотомышления» или привходит в него извне…
Нам показалось, что мы «уже где-то видели это». И в самом деле! Нечто подобное мы видели на одном из сайтов в интернете. То были пальмы на песчаном берегу, а справа, по всей полосе, было сплошное солнце… Композиция этой фотографии повторяла композицию нашей (Ф3)…
Примечание. Приводим авторскую интерпретацию фото (Ф3):
«На Фото Ф3, по нашему мнению, проглядывается какая-то удивительная картина Инопланетной Природы: речная гладь, окружённая буйной растительностью совершенно необычных растений, и плывущая по этой водной глади Лодка, чем-то напоминающая по своей форме Пирогу, в которой сидит Живое Существо, похожее на Человека, и вознесшее обе Руки к некоему Яркому Источнику Света (Светилу). На Фото Ф3 ясно проглядывается фигура другого Существа, также похожего на Человека с густыми волосами и длинной бородой, одетого в ниспадающую, как у священника одежду, и тоже вознесшего руки к тому же Светилу. Всю эту картину – в масштабе всей Фотографии Ф3 – «перекрывает» крупное изображение Лика некоего Сверхсущества, как бы отрешённо наблюдающего за «молитвой» тех Существ, что «внизу»…» [4]. И опять можно только восхищаться авторской интерпретацией фото…
2. Фото Ф2
…Вроде-бы, животное. Может, кошка. Глаза под углом… Но нет! Глаза у кошки, скорее, круглые. И мордочка у нее округленная. А у «этого» нос вытянутый. Не кошачий… Открытый рот (прямо у нижнего среза фото, в правом углу) подобен человеческому. И без клыков… И переход от головы к телу тоже непонятный. Как-будто вертикальный, как у человека… Самое же главное – взгяд и общее восприятие картины. Взгляд – волчий. А восприятие – просто угнетающее, отталкивающее и враждебное. Пугающее и вселяющее страх. Ничего доброго и поддерживающего нет ни во взгляде, ни во внещности. Всё враждебно человеку и направлено против него… Нечто сатанинское извергается с картины. И прямо на человека. Мутным, безостановочным и смывающим чистоту потоком… И нижнее веко – только наполовину. А еще и не лежит на месте. Как бы приподнято на нем… Пятно света у конца рта забивает картину… Несколько пятнышек чуть повыше бликуют в направлении к носу. Одно из них наполовину закрывает некое вишневое пятно. Кажется, что это кровь… На ум приходит недавний случай с одним «большим политиком»… Удар был сильным и точным. До крови!.. Сказалось напряжение внутренней энергии… Оставалось только посочувствовать… Фотографии обошли мир… Такая, вот, ассоциация «с вишней» у сатаны…
После снимка остается неприятное, и даже очень, ощущение. Перед тобой встает исключительно недоброжелательный, отталкивающий, враждебный образ. Ничего хорошего в нем нет! Ни в одном его элементе!.. И взгляд злой-презлой, и сам, простите, такой, что сразу вспоминается кораническое наставление о шайтане. Что он – «ваш откровенный враг»…
Фотография требует дальнейших исследований.
1. Фото Ф1
Об этой фотографии вообще трудно сказать что-либо, кроме того, что она представляет собой некий абстрактный «набор чего-то». Но у нее есть одно преимущество перед всеми остальными. Оно носит абстраный характре по отношению к тем, которые были до него и которые в этой связи можно характеризовать как конкретные фотографии. И если принять во внимание тот факт, что все они относятся к классу парафотографий, то получается так, что сама эта фотография раздваивается на два класса (рода): на абстрактную и конкретную фотографию. Мы получаем удивительный вывод, в соответствии с которым парафотография согласуется с общими принципами (закономерностями) мышления…
Действительно, мышление может быть «фоновым» и «заполненным чем-то». В принципе, оно всегда заполнено, но эта его заполненность порой может и не привлекать нашего внимания, как это имеет место и в самой жизни. К примеру, на улице, в городском транспорте, на собрании и т. д. Всё вокруг гудит, живет и существует. Но для нас оно не имет значения. Проходит как фон… Он не фиксируется нами, просто течет вокруг нас и всё дело! Мы только контролируем его, чтобы не столкнуться с ним «по недоразумению»… Мы погружены в него и сами течем вместе с ним. И всё остается таким до тех пор, пока фон или что-то в нем не привлечет нашего внимания. Как только привлечет, всё сразу меняется. Включается мышление и объект «безразличного внимания» становится объектом «активно исследующего его мышления»…
В этом смысле можно говорить «о фоновом» мышлении и «заполненном». Если вынести во вне фоновое мышление, то может получиться и приведенный снимок (фото Ф1)…
с. Общая оценка или еще раз о теме
Начнем с понимания парафотографии. Сделаем акцент на том, что важно в ней, прежде всего, с точки зрения приведенных фотографий.
А данном случае парафотография понимается как вынесение во вне содержания мышления, его образов, силами и средствами самого же мышления и их фиксирование во внешнем материале. В редакции автора (~ов) фотографий говорится так, что они «получены посредством космической природы». – Нам показалось, что в этой формулировке речь идет о том, что фотографии получены путем воздействия на человека сил, которые лежат за его пределами. Если это не так, авторы могут поправить нас.
Вопрос о том, как совершается этот вынос во вне, задавать неуместно. Ибо ответа на него нет! Ни один творческий человек не знает, не осознаёт, как он создает. Ни поэт, ни художник, ни мыслитель!.. Создает, и весь, тут, разговор!..
А разговор этот, хотим мы того или нет, – их здесь никак не обойти, – начинается с рассуждений о сознании, разуме, мышлении. Или с духа, который вбирает в себя все эти понятия. Но дух, простите, это то, о чем мы знаем меньше всего. И Аллах подтверждает это: «Тебя спрашивают о духе. Скажи: Дух из повелений Господа моего. Вам дано мало знания о нем» (17/85)…
Мы знаем о духе из того, что сообщает нам Аллах. К этому роду знания у нас нет своего выхода и мы черпаем его из знания Аллаха, из того, что он дает нам из него. Но есть знание, которое мы добываем и сами. А есть еще одно знание, которое является для нас очевидным как для его пользователя… Парапсихологическое знание добывается нами, по преимуществу, эмпирическим путем. Потому все явление, относящиеся к нему, являются одновременно источниками опытного знания о нем. Не составляют в этом плане исключения и анализируемые фотографии.
1. Парафотография для фотографии
а. Сознание может иметь нормальное и нарушенное или отключенное (под действием гипноза, опьянения, вхождения в шок или в силу болезни т. д.) состояние. Потому первый вопрос – это вопрос о том, в каком состоянии сознания имеет место процесс парафотографии: в нарушенном или нормальном?
b. Следующий вопрос – это вопрос о том, можно ли воздействовать на него самому или этот процесс является нерегулируемым, спонтанным? К примеру, мы не знаем побудительных причин творческого процесса, но можем запутить его по своей воле. Когда можем, разумеется… Осуществимо ли это при парапсихологическом творчестве, парафотографии, к примеру?..
с. В профессиональной фотографии всё всегда расписано очень четко. И ничего лишнего в нем ни в одном элементе нет. Потому всё, что есть на фотографии в этом случае, есть «для цели». «Просто так» в ней ничего нет. К слову, «расписанность» характерна для всего профессионального и совершенного. Потому в любом случае, где что-то не так и не на своем месте, всегда есть возможность сделать шаг и «расставить всё по местам»… В парафотографии, как это можно видеть и на приведенных примерах, есть одновременно целый ряд тем (кадров). Они не дополняют центральную, а являются самостоятельными по отношению к ней. Такое имеет место, как отмечено, и в самой фотогорафии, когда на один кадр снимается многократно. Происходит наложение снимков друг на друга…
Это говорит о том, что парафотография не контролируется разумом. В снимок поступает всё то, что есть в данный момент в мышлении (мысли). Потому перед ней стоит задача добиться того, чтобы сделать фотографию задуманной и требуемой. Убрать из нее всё, что не должно быть в ней, и оставить только то, что должно быть… Но возможно ли это по смыслу самой парафотографии? Можно ли требовать от нее того, что является следствием реализаци фотографии техническими средствами? В свою очередь, требование от парафотографии «чего-то своего», в противовес тому, что «она дает сама по себе» или «от себя», в силу своей природы, есть на деле требование этого от духа. Но чтобы добиться удовлетворения этого требования, надо научиться воздействовать на дух, надо уметь управлять им. Лоступно ли это нам сегодня? А еще и в феномене парафотографии?..
d. Как правильно оценить парафотографию – как способность от природы и Всевышнего Аллаха или нечто такое, что приобретается образованием, опытом, упражнениями и т. д.? Ответ на этот вопрос упирается в более общий – о происхождении способностей людей. Ибо парафотография – это одна из них… И тут мы находим, что без задатков здесь ничего не поделаешь. Но есть, так сказать, и дополнение к ним. Речь идет об условиях воздействия на сознание, при которых оно обретает или «впадает в» способность к парафотографии. Это подтверждает опыт. Есть люди, которые неспособны к парафтографии в обычных условиях, но становятся способными к ней в условиях некоего внешнего воздействия на сознание, а может быть и в случае самовнушения, как это имеет место в практике йогов. – Внушают ли они себе способность на парафотографию, этого мы не знаем. Подобных их фотографий мы тоже не видели. И даже не читали о них. Потому в данном случае имеется в виду только внушение себе действия или способности к нему на манер йогов… Но неожиданно в голову приходит мысль о необходимости свети эти темы – йогов и парафотографию – и посмотреть, «что из этого получится». Даже отрицательный ответ в этом случае будет положительным решением темы. И чему-то нас, безусловно, научит. – Об условиях обретения парафотографической способности под воздействием на сознание неких внешних раздражителей (факторов) уже говорилось выше…
Понятно, что тема не исчерпывается приведенными соображениями. Но мы остановимся на этом.
2. Парафотография для психологии (сознания, духа) (в свете задач науки, образования, культуры)
а. В данном случае, как это понятно, речь идет о том, что может дать парафотография для изучения явлений духа, начиная с психических его форм и кончая высшими, логическими. А поскольку «фотография» это «предметный (чувственный)» образ, постольку и парафотография ориентируется на передачу внутреннего мира в чувственной – зрительной или визуальной – форме его восприятия. То есть всё логическое свернуто в нем в чувственное, а оно само – в зрительное (визуальное)…
Можно указать и на более широкое основание. Речь идет о чувственном мышлении вообще. Оно передает мир в его предметном восприятии, но так, что в нем всегда присутствует его закономерность, то что присуще ему по природе вещей. По этой причине и парафотографии свойственна эта общая закономерность… А когда в снимок попадает человек, его внешний вид, руки, пальцы, лицо и глаза, то его внутренняя сущность со всем тем, что у него на уме, уже в смысле его отношения к нам, во многих случаях расшифровывается совершенно адекватно. Это, естественно, свойственно и для парафотографии.
а.1. Эти соображения можно уточнить, конкретизиря сам вопрос «о передаче внутреннего мира в форме парафотографии»? Что при этом имеется в виду: содержание мышления в данный момент как его целостное содержание или только содержание его зрительной составляющей, то есть содержание, которое формируется зрительным органом? Дело в том, что «содержание мышления в данный момент» (а) есть одна категория или одна реальность, а «содержание мышления, формируемое зрительным «датчиком» или органом» (b), – другая. В первом случае мышление включает в себя всё то, что оно несет с собой в данный момент, во втором, как это понятно, оно ограничивается только содержательностью своей зрительной составляющей. То есть тем, что поступает в него по зрительному каналу. Всё остальное фильтруется и отсеивается… Судя по фотографиям, мы имеет первый случай (а). То есть случай, когда парафотография запечатлевает не только то, что приходит в мышление по зрительному каналу (b), но и вообще всё то, что находится в нем в данный момент как его содержание или как таковое…
а.2. Итак, первый вопрос – это вопрос о содержательности парафотографии с учетом возможных в ней двух отмеченных альтернатив (a, b). В зависимости от ответа на него строятся дальнейшие рассуждения… Так, если мы на конкретных примерах можем сделать заключение о том, что в них зафиксировано содержание мышления в некий данный или текущий момент времени, то это значит, к примеру, что многотемность или наложенность является для парафотографии естественной формой ее проявления (существования). Естественным для нее является и наличие в ней образов, отсутствующих в самой реальности, но, тем не менее, синтеезированных из ее материала… Другое дело, как всё это связать между собой в целостную и, так сказать, непротиворечивую систему. Предложенные на этом пути решения следует пока рассматривать как вероятностными и предположительные. А четкое, однозначное и доказательное решение остается задачей дальнейшего поиска…
b. Когда о парафотографии говорят для целей фотографии, то перед ней ставят одни условия. А когда акцент меняется и она начинает рассматриваться под углом зрения задач исследования психического и внутреннего в целом мира человека, то изменяются и условия, предъявляемые к ней. Так, нерегулируемая (неконтролируемая) многокадровость или многотемность кадра могут стать браком в случае, когда от парафотографии требуют четкой темы и ее художественного воплощения. Но когда это условие не ставится и парафотография рассматривается как самостоятельное творчество мышления, то его продукт становится интересным сам по себе. Ибо он всегда отличается «от натурной съемки». Но в данном случае опять же решаются художественные (художественно-документальные и т. д.) задачи. А если желают перенести акцент на решение научных задач…
с. В этом случае обнаруживается нечто совершенно особенное и даже уникальное. Если признать, что парафотография переносит внутреннее содержание мышления во вне, то это значит, что в создаваемых ею фотографиях мы находим… текущий срез сознания (мышления) (!). То есть видим то, что заполняет его. И видим это «как предмет», то есть в присущей ему естественной форме. Именно в этой форме мы воспринимаем всё предметное, что есть в нашем мире. В этом смысле парафотография переводит содержание нашего мышления в предметные формы, характерные для нас по природе нашего восприятия. Потому они легко узнаются и осознаются нами. Это – великое облегчение на путях изучения феномена сознаия и мышления. Для этого мы используем все имеющиеся у нас средства. Но «увидеть мысль» нам так и не удается. А парафотография, как кажется, делает шаг именно в этом направлении. Осознание этого факта бесконечно возвышает парапсихологию в системе научного знания, превращая ее в одно из самых привлекательных средств в процессе изучения мыслительной способности. Нам кажется, что этот момент еще и до сих пор остается неосознанным в должной мере…
с.1. Научное назначение парафотографии, связанное с поворотом ее в сторону изучения сознания, высвечивая новую грань ее возможностей и использования, превращает в достоинство то, что было для нее недостатком в плане художественной фотографии. Так, наложение тем в одном кадре (снимке) является браком в художественной фотографии, когда не является ее целью. При научном подходе это наложение выступает как важнейшая особенность. Ибо в сознании всегда носится целый рой видений и мыслей. Там никогда нет, может быть за редким исключением, одной темы. Потому когда на парафотографии мы находим «многотемье», мы можем заключить, что это это совершенно естественно для нее…
с.2. Очень интересным и совершенно новым явлением (моментом) для фотографии является наличие «сатанинских» образов в парафотографии… Еще раз подчеркнем, что во всей «нормальной» фотографии могут быть только «люди и животные» (с учетом известного ограничения темы). То есть сатанинского там ничего нет и не может быть по природе вещей. А, вот, в парафотографиии она появляется… Уже говорилось о том, что сатана (шайтан) является врагом человека. Так его характеризует Всевышний Аллах. Он знает всю правду в этом вопросе… И когда сатана приходит на ум или вмешиватся в него, он и «засвечивается» на «паравыходе»… Так что появление в парафотографии фигур, которые «ни от людей, ни от животных», но с их чертами, можно считать явлением, вполне характерным для парафотографии. Таким же характерным, как и их отсутствие в нормальной фотографии, которая не может взять их откуда-либо…
d. Парафотографию надо внедрять в систему обозования и культуры. Это делать это, как минимум, с двоякой целью – художественной и научной. Надо, чтобы люди значи, что это такое. Знали это и как метод мышления, его способность, и как его содержание. Особенно значительно это условие в процессе религиозного образования как оно стало распространяться в наши дни в обществе. Надо, чтобы молодые люди более полно знали о том, что такое мышления и духовный мир. Это важно и потому, что эта тема является одной из тех, на которых с легкостью спекулируют различные формы ненаучного, произвольного и иррационально-мистического мышления…
3. Парафотография для коммерции
Уже говорилось о том, что в этом вопросе никаких сложностей нет. Можно начинать прямо «с сегодняшнего дня». Надо только определиться в предложениях для рынка. (1) Если «фотограф» способен производить продукция на заказ (на заданную тему и в заданное время), то сразу следует приступать к заключению соглашения о работе. (2) Если такой возможности нет, а на руках есть фотографии, то рынку надо предложить то, что есть на руках. И опять же «не медля»!.. Единственной задачей остается реклама… Можно использовать интернет. И торговать тоже можно через инетрнет. Продукт поддатлив для этого… Со временем начнутся новые прблемы. Но, как кажется, все они преодолимы… Остается только набраться смелости и начать. И пожелать себе удачи. От Всевышнего Аллаха. Ибо без его поддержки и содействия трудно рассчитывать на что-либо…
4. Парафотография и Коран
Как уже отмечалось, авторы видят фотографии в кораническом свете [5]. Чтобы понять эту мысль до конца, отметим следующее.
Коран, как это сложилось в историической практике, порой трактовался «с пера» рассуждающего о нем автора. Решение вопроса в этом случае зачастую уходило в философию и логические «фигуры» мышления и уже не могло выбраться из них… Так и случалось, что Коран оставался в стороне, а рассуждения о нем выводились из абстрактной философии и логики. Дедукция из общих положений должна была дать ответ на вопрос о том, о чем конкретно толковал Коран…
Понятно, что эта альтернатива мышления о Коране не могла оставаться единственной. Отрыв от Корана должен был быть преодолен… Осознание этого привело к принципу мышления о Коране на его собственной почве (основе). Одним из современных мыслителей, разделяющих эту точку зрения на Коран и активно работающих в этом направлении, является проф. А. Байиндир. Его книга «Ложные истины», содержащая анализ этого принципа и реализующая его, с учетом привлекаемых тем, в ткани самого Корана, помещена на нашем сайте в русском переводе (см.).
А теперь попытаемся сделать еще шаг. Спросим себя о том, откуда берется то, что содержится в Коране и доказывается им? То, для чего основанием является он ам?.. На вопрос отвечает сам Коран. Он самоопределяется как фытрат. Вернее, Аллах характеризует его этим понятием. И тут выясняется, что фытрат – это объективная закономерность, логос, необходимость. И основания этому двоякие. Первое из них связано с тем, что в мире есть предустановленная Всевышним Аллахом связь вещей и явлений. Она образует основу его закономерности и гармонии. Второе основание связано с отражением этой закономерности в сознании (мышлении) людей. Адекватное отражение имеет место в научном сознании… А еще оно имеет место во всей линии ниспослания, включая Коран как последнее из них. В итоге получается так, что Коран является объективным учением об объективном мире, включая сюда (в этот мир) и самого человека [6].
Итак, Коран является «наукой Корана». А наука имеет тенденцию развиваться и обогащаться в своем знании. В этом плане встает вопрос о Коране и науке. Коране как неизменном содержании и науке как содержании, изменяющимся со временем, обогащающимся и развивающимся… Некоторые теороетики от веры порой просто отвергают эту связь, указывая, опять же, на неизменность Корана и изменчивость науки. С ними трудно спорить. Они, как кажется, ничего не поняли из того, что имел в виду Аллаха, характеризуя Коран как фытрат – объективное учение об объективном… Коран формулирует положения, принципы, идеи об объективном положении вещей. В эпоху раннего средневековья (то есть в период, когда ниспосылался Коран) Аллах не мог объяснить людям до конца те вещи, которые сегодня изучаюичя в школах и угниверситетах. Потому зачастую он говорит условным языком, примерами, метафорой и т. д. Сегодня наука проливает свет на все эти вещи…
Всё это позволяет сделать вывод о том, что Коран, чтобы быть самим собой, Кораном, должен пониматься на своей основе. Это – прежде всего. То есть это есть здесь начальное или исходное условие. Его можно характеризовать и как «абсолютное» условие коранического мышления и познания. Если это условие не выполняется, то дальше уже говорить не о чем… Коран, перенесенный на свою почву и рассматриваемый на ней, есть фытрат – объективное учение (мышление, познание) об объективно сущем. Другим Коран быть не может! Потому другого Корана просто не существует! А кто этого понять не может, попадает в зависимость от людей, которые используют все силы и средства для того, чтобы увести его как можно подальше от Корана. Потому Коран «в себе» или адекватный Коран начинается с понимания того, что он есть фытрат. А значит и с вопроса о том, что значит понимание Корана как фытрата?.. А это значит, что Корана переносится в научное мышление и понимается уже на его принципах, в его категориях и критериях… Это с необходимостью вытекает из понимания Корана как фытрата, а его самого – как объективного принципа в мышлении и познании. Дело в том, что мыслить и познавать можно бесконечными путями (методами). А делать это в объективной форме можно только одним-единственным. Этот «единственный» и есть метод науки.
А «наука» всегда есть «современная наука». Другой науки просто нет! Никто не станет называть «наукой» «науку вчерашнего дня». Она уже пребывает в истории… Это значит, что в понятие «науки» заведомо вкладывается понятие «современной науки», если, конечно, при этом не имеется в виду история науки или некие другие связанные с ней или сопутствующие ей соображения… И на этом можно ставить точку!..
А теперь посмотрим, что получилось. Получились три альтернативы мышления в вопросе о Коране, кораническом мышлении. (1) Первая из них начинает с Корана, но затем уходит «так далеко», что просто уходит от него. (2) Вторая начинает с Коран и остается уже в нем. Никуда от него не уходи, а всё старается понять на его собственной основе. Но она не использует до конца его потенциал в характеристике Корана Аллахом как фытрата. (3) В ответ на это складывается продолжение этой альтернативы в направлении понимания фытрата как науки своего времени или современной науки… Указание на эти три теоретические (логические) версии мышления о Коране (его толковании, комментировании, исследовании и т. д.) имеет смысл еще в том плане, что все они являются на сегодня действующими. Всех их можно найти в современном кораническом (исламском) богословии, корано-практикующей среде (общины, тарикаты и др.) и общественном мнении…
Подчеркнем, что приводимое понимание фытрата в Коране и Корана как фытрата можно встретить в коранических исследованиях. Но дальнейшее понимание самого фытрата как метода науки в приложении к Корану и, наконец, понимание самого мышления о Коране в системе трех названных форм, – всё это взято нами из нашего исследования Корана, являясь выводом из него. Его, как кажется, можно рассматривать как новый шаг на пути коранических исследований.
Приведенные положения являются основанием для анализа всего, что входит в понятие «кораническое» или имеет отношение к нему. Будь то исследовательский текст, фотография или что-то еще… Мы говорим об этом в общем виде, не входя в конкретное рассуждение. Думается, что его выводы понятны сами собой…
5. Парафотография и проект «Космореализм»
Приведенные соображения, после требуемой их критической оценки могли бы, как кажется, стать основой для практической реализации идеи и проекта на ее основе. Всё это можно осваивать уже в рабочем порядке… Видимо, потребуется официализация. Создание организации… Значит надо начинать с этого… Остальное уже известно… Как говорилось об этом, мы готовы к участию в проекте на всех его этапах. Разумеется, с учетом наших сил и возможностей…
Стамбул. 07.01.2010
PS. Есть еще «звук». О нем – в следующий раз…
Добавления 16.01.2010
Опубликовано на сайте 18.01.2010, 10:18
[1] Более полно: «Мы представляем инициативную группу проектной программы «КОСМОРЕАЛИЗМ». Узловые моменты программы тесно связаны со священными писаниями, в частности с Кораном.
У нас имеются фотографии, полученные посредством космической природы. Есть все основания полагать, что на фотографиях запечатлена жизнь миров, сотворенных Аллахом, о которых говорится в самом начале Корана.
Мы можем начать сотрудничество с Вами в части создания проекта по изучению фотографий и соответствующих публикаций» ([email protected] от 02.11.2009).
[2] См. мейл от Э. Мамедова от 12.01.2010 на наш адрес ([email protected]).
[3] Мейл от Э. Мамедова от 12.01.2010 на наш адрес ([email protected]).
[4] Мейл от Э. Мамедова от 12.01.2010 на наш адрес ([email protected]).
[5] Повторим фрагмент: «У нас имеются фотографии, полученные посредством космической природы. Есть все основания полагать, что на фотографиях запечатлена жизнь миров, сотворенных Аллахом, о которых говорится в самом начале Корана» ([email protected] от 02.11.2009).
[6] К слову, вопрос о разуме и истине является единым вопросом для всей веры. Вся она, когда она от Всевышнего, есть ни что иное, как свет разума и истины. Этот свет и несут посланники людям. К примеру, на сайте Московской Православной Духовной Академии, в поздравлении с Рождеством Христовым, говорится так: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!» (www.mpda.ru) (06 января 2010 г.).
Свежие комментарии