Кораника
Р. Османзаде. Коран: средневековый, исторический и вечный

Р. Османзаде. Коран: средневековый, исторический и вечный

Р. Османзаде. Коран: средневековый, исторический и вечный

В Фонд поступил вопрос об отношении ислама к празднованию Дня рождения. Ответ был дан со ссылкой на научное пособие (хрестоматию) по исламу [1]. Но в данном случае можно и порассуждать. Тем более, что Аллах призывает нас думать над Книгой, которую он ниспослал нам в качестве источника знаний и для руководства в жизни [2].

*     *     *

Чтобы быть понятным, начнем с вопроса и ответа:  

Вопрос: Как относится ислам к празднованию дня рождения?

Ответ: «Празднование дня рождения следует оценивать под углом зрения того, какую цель оно преследуют и какие порождает последствия. Если оно (празднование) соответствует своей цели, – отметить радость рождения вместе с друзьями, – и проводится на известных условиях, то ее можно считать дозволенной и приемлемой. Но если в этом праздновании выходят за положенную меру и в него привносятся элементы, характерные для иной культуры, как это характерно, скажем, при праздновании Нового года, то в этом случае, естественно, появляются свои проблемы»  (H. Yunus Apaydın, Diyanet İlmihal: II, İslam Ve Toplum, s: 483).

*     *     *

Как видим, вопрос, если рассматривать его в вобщем виде, заключается в том, чтобы следовать предписаниям Аллаха при проведении праздничных мероприятий. Еще раз подчеркнем, что запрещается не праздник сам по себе, а то в нем, за выходит за пределы предписаний Аллаха. Это одно. Второе заключается в моменте культуры, который содержится в каждом социальном явлении, в данном случае в явлении праздника. Но момент культуры не является в данном случае самостоятельным. Он входит в те предписания, которые позволяют или ограничивают проведение праздничных мероприятий. Потому когда некое праздничное мероприятие дозволительно с коранических позиций, оно дозволительно и по своей культуре. А если недозволительно, то недозволительно и по моменту культуры. То есть по моменту культуры его нельзя ни ввести в элементы праздника, ни исключить из них… В итоге остается сказанное. Праздничное явление должно быть дозволительным по Корану. Этого достаточно для него. И для всего! В этом вопросе, разумеется!.. Никакие другие моменты здесь уже не могут быть ни аргументом, ни доказательством, ни «логикой мысли»…

Но здесь есть еще один существенный момент. Это – отношение современной жизни и культуры к жизни и культуре общества периода ниспослания Корана. Если удастся отметить и на этот вопрос, то проблема окажется решенной до конца…

Как видим, этот вопрос – об отношении современной жизни и культуры к жизни и культуре общества периода ниспослания Корана – относится не только к феномену праздника. Он является общим и принципиальным вопросом для всего коранического мышления. Он встает с необходимостью в каждом кораническом исследовании. Речь идет о том, как следует понимать предписания Корана, адресованные людям начала средневековья, в случае, когда они предлагаются в качестве норм и критериев современной жизни и культуры?

И ряд вопросов является здесь совершенно принципиальным. (1) Коран является Книгой (предписанием), которая сохраняет свое значение до самого скончания мира (Судного дня). Более того, он продолжается и за пределами современной жизни. И это имеет место уже в новом, будущем, мире, который приходит на смену существующему. Для человека это оборачивается его новым или повторным созданием, за которым следует расплата за деяния в этом мире… Согласимся, в такой Книге должны быть «устойчивые элементы». «До того устойчивые», чтобы они могли сохраниться от настоящей жизни к будущей, перейти от первой ко второй…

(2) История не стоит на месте. Она развивается и переходит от своих прежних форм к новым. Всё это отражается на жизни, культуре, практике. В них постоянно появляется то, чего раньше в них не было. И не просто не было, а так, что их даже не было мыслимо в них. То есть реальностью становится не просто нечто новое, а то, что раньше невозможно было помыслить в жизни. И даже то, что раньше просто не приходило и не могло прийти в голову… Откроем сказку, фолькор в целом. И еще раз убедимся в том, как всё изменилось в мире!.. Не изменился только человек в своей нравственной и деятельностной природе. Как боролся прежде со злом и несправедливостью, так и борется с ними и по сей день. О том говорит и Коран… Значит и в самом деле есть в Коране то вечное и неизменное, что есть в самом человеке!.. А теперь мы находим, что развитие жизни приводит к представлениям и целям, по отношению к которым даже самые дерзкие из них, воплощенные в человеческом сказачном мышлении, кажутся просто «детскими игрушками» сознания (мышления)…

(2.1) Если всё это переложить на почву рационального мировосприятия и науки, то выясняется, что исторический процесс вступил в совершенно новую фазу, которая очень удачно и емко характеризуется понятием «глобализации». Эта фаза исторически характеризуется рубежом 20-21-го столетий, хотя ее ближайшие предпосылки уходят уже в буржуазное общество или общество с машинно-рыночным производством и воспроизводством жизни на базе этого механизма производства…

Для нас важно понять, что вступление в глобализационный процесс или процесс выравнивания жизни – по народам, культурам и континентам – и обретения ею характера и качества всеобщего, универсального и единого общественного явления на всей нашей планете несет с собой определенные изменения во всех элементах жизни и во всех их параметрах. Они могут быть на пользу. А могут быть и во вред… Коран, вводя свои запреты и ограничения, пытается сохранить человека и развить всё лучшее, что есть в нем. Это и будет коранической мерой в оценке глобализации…

(2.2) Для глобализационного процесса как глобального поглощения человека, народов и культур некой метакультурой и присущей ей образом жизни и ценностями характерны целый ряд признаков, уже сегодня со всей очевидность просматриваемых по всей линиям современной жизни. Так формируются ее доминанты, которые представляют собой господствующие и предписывающие начала или принципы глобализации как современного процесса денатурализации жизни в теле поглотившего ее некоего Универсума. Эти доминанты заявляют о себе как центры силы – полтической, эколномической, военной… Это – центры сил физического насилия, подавления и подчинения. А если еще и силы духовного, духовно-нравственного и культурного порядка. Совместное и направленное действие этих двух потоков разрушает все границы и формирует единый образ жизни, бытия и самого человека. А теперь делай, что хочешь!.. Единственным сопротивлением остается Слово Всевышнего Аллаха…

(3) Так мы получаем ответ на вопрос о том, что остается в итоге? Остается глобальная сила и сопротивление ей верой Всевышнего… Если не сопроотивляться ей этой верой, то сопротивляться больше нечем!.. Мировой исторический процесс надвигается на нас как самая настоящая стихия. Она точь-в точь такая же, как и любая природная стихия. Землятресение, наводнение, цунами и т. д. Но в данном случае она социального свойства. Оттого и разрушительна для человека по всей форме его бытия. И если не сопротивляться ей, то можно стать жертвой чуждых для человека сил. Именно тех, против которых, собственно, и предписывает защищаться Всевышний Аллах. Именно как знак этой защиты Он ниспосылает людям свои Книги и делает это на протяжении всей истории. Создатель делает всё, чтобы человек разумный понял его. А поняв, начал бы стремится к Нему. Это стремление человека ко своему творцу и создателю миров есть ни что иное, как стремление в свое сохранение и спасение. Ибо Слово Всевышнего есть то, что есть благо и польза для человека. Понявший это, понял и самого Всевышнего. И смысл его усилий как выражение его милости и милосерди, сострадания по отношению к человеку…

(3.1) А теперь будем говорить о том, как быть? Как быть, когда есть «средневековое» предписание, ориеньтированное на вечность? Как быть, когда в преходящей мимолетной жизни есть некое продолжение в будущее. А потому есть нечто устойчивое и постоянное? Как быть во всех этих случаях, если еще учесть, что за всем этим стоит неизменный и контролирующий нас «денно и нощно» Всевышний?.. Вот если удастся ответить на эти вопросы, – соединяющее раннее средневековье с вечностью по мере и проекту Всевышнего, – то можно считать состоявшимся и ответ на вопрос о том… как празновать свой День рождения !.. Никакие другие доводы не могут быть квалифицированы здесь как убедительные и достаточные! И какие вообще могут быть доводы там, где время течет в бесконечность, а процессом управляет Всевышний?! В том числе и в форме проявляемой к нам милости путем ниспослания нам своих Книг с содержащимися в них предписаниями. А они направлены на наше благо, сохранение и свободу. На то, чтобы мы могли жить в согласии со своей природой, физической и нравственной, социальной. На то, чтобы мы были лучше, чем мы есть. Были по истине и по прекраному… Что лучшего есть еще на свете? Остается кланяться и благодарить… Этого, к слову, требует от нас и Всевышний Аллаха. Быть благодарным. Поверить ему и соедять во благо. Свое и людей… Таков смысл его Учения! Учения-натавления. Учения-предписания!..

Так, что, когда спрашивают о том, как праздновать свой День рождения, то спрашивают «больше», чем только об этом одном. Спрашивают, если угодно, «обо всём»! О всём том, что ведет к смыслу Учения Всевышнего и связано с ним… Потому здесь недостаточно цитировать законы из Кодекса. Надо показать как бесконечное в Коране входит в конкретную жизнь конкретного общества, людей, культуры. И сделать это еще и на почве современной науки. Вот тогда и будет понятно, что к чему!..

А сложность состоит в том, что современная жизнь, как отмечено, нивелируется «по мировому кругу» или «стандарту». Она выравнивается в направлении к единому жизненному процессу со всеми его составляющими и содержанием в целом. Универсализуются ценности, культуры, мораль, образ и качество жизни и т. д. Даже мифы, догмы и заблуждения перестают быть «своими» и становятся всеобщими… В жизни появляются мировые центры – или центры сил – власти, управления и господства. Они же одновременно и центры принуждения. Ибо пользуются, попрежнему, правом и законом… Между собой и этими силами и ставится Предписание Всевышнего… Может удастся выдержать их натиск и стать такими, какими рекомендуется быть нам…

(4) В заключение обратимся к опыту самого Корана и ниспослания в целом. А он в данном случае связан с развитием аятов (некоторых из них) по мере развития самой жизни и смягчения позиции Аллаха по отношению к человеку [3]. Речь идет об отмене одних аятов и замене их другими. Этот процесс развертывается по принципу замены аята или равным ему, или более полезным. Аллах говорит так: «Когда Мы упраздняем (некий) аят или заставляем забыть его, на его место приводим более полезный или равный ему. Ты разве не знаешь, что силы Аллаха хватит на всё» (2/106). Так обстоит дело, к примеру, в вопросе побиения камнями до смерти (раджм) за зину (блуд, измену). За зину Аллах наказывал иудеев смертью [4]. В Коране раджм со временем [5] уступает свое место побиению палкой. Сто ударов дается свободному, 50 – рабу (рабыне). Какой прогресс! Смертная казнь заменяется наказанием, сохраняющим жизнь!.. Никто от палочного наказания еще не погиб, но зато все погибли «от камней»… К слову, раджм практикуется и сегодня в некоторых исламских странах. Ссылаются на Коран, в котором его давным-давно, простите, нет!..

Интересна и сама практика побиения палкой, когда им наказывал Посланник Мухаммед (да благословит его и приветствует Аллах). «Мужчину должны были наказать за зину. Посланник Аллаха попросил палку. Принесли поломанную палку. «Лучшую», – сказал Посланник. Принесли новую палку, с ветками. «Пусть будет легче этой», – сказал. Принесли ровную мягкую палку. Посланник Аллаха отдал приказ и наказание (побитие палкой) состоялось. Затем он сказал так: «О, люди! Пришло время, когда надо избегать приближаться к границам, установленным Аллахом. Кто совершит что-либо из этого плохого, пусть накроется покрывалом Аллаха (попросит прощения и отвратится). Кто покажет нам свое лицо, по отношению к нему мы станем практиковать Книгу Аллаха» [6].

К месту будет еще раз подчеркнуть, что наказание палкой является предписанием Аллаха. В принципе, Посланник не может практиковать другого наказания… Но для нас важно подчеркнуть, что эта практика еще раз говорит об отмене раджма (к данному моменту) за зину и переходу в этом вопросе к наказанию ударами палкой. Сто ударов!.. И после этого никто уже не сможет оправдать раджм Кораном. Он практикует его от себя, в нарушение Корана, а значит и в свое наказание…

(4.1) В этом вопросе есть и другая крайность. В некоторых случаях аяты отменяются совершенно своевольно. Дескать, «Аллах упразднил»… И никаких оснований при этом не приводится. Так Коран лишается части своего содержания. А поскольку он представляет собой не механическую смесь аятов, а в высший степени продуманный и рациональный текст, изъятие его части нарушает его строй и логику в целом. А если продолжить эту линию? Что останется от Корана после нескольких подобных шагов «упраздения» в нем аятов?.. Аллах говорит так: «Они не думают о Коране? Если бы (он) был (ниспослан) кем-то, помимо Аллаха, они бы нашли в нем много несоответствий (нестыковок, несварений и т. д.)» (4/82)…

(5) Итак, вопрос о том, что вечно и современно в Коране, есть принципиальный для него вопрос… Аллах отменял (упразднял) аяты, давайте мы тоже будем… А почему бы, нет?! Вот сочините свою, простите, книгу и делайте с ней, что хотите. Хотите вводите новые аяты, хотите отменяйте существующие… А к Книге Аллаха такое понимание неприложимо… Но вопрос о современном звучании Корана остается актуальным для всех времен. Потому и думать надо над ним во все времена… А чтобы мышление в этом вопросе было объективным, оно должно быть кораническим. По принципам и методологии совпадать с мышлением самого Корана. И два начала здесь могут стать ключом к решению вопроса.

(5.1) Первый из них связан с пониманием того, что Коран есть Книга Всевышнего Аллаха (1). Это значит, что он есть Коран или Книга, ниспосланная для общины Мухаммеда, с одной стороны, и для людей вообще – с другой (1.1). Затем это значит, что Коран есть ниспослание Всевышнего Аллаха (1.2). Аллах представляет себя в Коране в определениях и способностях, которые недоступны для человека. Ни для человека, ни для кого-либо из известных ему живых существ (1.3). Это, естественно, отражается и на Книге как ниспослании Аллаха. Аллах переносит на нее свое уникальное, невоспроизводимое и неповторимое качество! Оттого и Книга его совершенно необычна с человеческой точки зрения. Это видно уже по первой ее строке. И по всему, вообще, ее содержанию… Недаром же Аллах говорит так: «Скажи: «Клянемся,  если люди и джинны соберутся для того, чтобы привести нечто подобное Корану, то они всё равно не смогут его привести. Если даже станут помогать друг другу» (17/88) (1.4). Наконец, из Корана становится понятным, что человек есть «проект Аллаха». Потому ему прописана еще одна жизнь или жизнь после жизни. Об этом Аллах говорит не только подробно и убедительно, но еще и со всей возможной силой категоричности (1.5). А если у человека есть еще одна, будущая, жизнь, значит есть с ним и Коран в этой жизни. Потому есть и сам Аллах как Ниспосылатель Корана, Творец человека и миров, повторный Творец и Сила, поддерживающая всё это в требуемом равновесии и управляющая им по своему разумению и воле (1.6)…

(5.2) Перечисленные условия относятся к первому началу (пункту) (1.1-1.6). А есть еще и второе (2). Речь идет, повторим, об актуальности вопроса о современном звучании Корана для всех времен. А чтобы мышление в этом вопросе было объективным, оно должно быть кораническим. По принципам и методологии совпадать с мышлением самого Корана. И два начала здесь могут стать ключом к решению вопроса. Первое из них включает в себя перечисленные условия. А второе связано с пониманием познавательной сути (качества) Корана…

Аллах характеризует Коран как фытрат. По своему смыслу фытрат в данном случае следует понимать как объективную необходимостьи закономерность, логос. Это значит, что Коран есть объективное учение (слово). Но такое учение принято характеризовать как научное… А поскольку мир тоже подчиняется объективному принципу, постольку Коран можно характеризовать как объективное учение об объективном (объективно-сущем). Этим о Коране сказано главное и принципальное. Это – ключ ко всей его методологии. Это значит, что Коран следует трактовать и понимать в соответствии с наукой. И только ею одной!.. Никакая мистификация или иррационализация по его поводу недопустимы!.. И это правило можно сформулировать очень просто. Скажем так: в каждом случае суждения о Корана в нем столько от него самого, сколько в нем от науки… Это и есть Коран по фытрату…

(6) Что остается в итоге? Напомним условия вопроса. Есть вечный Коран и вечный его Творец – Всевышний. И есть человек, как род и единица. Человеку дарована жизнь и смерть – в этом мире, повторная жизнь – в будущем. Коран соединяется с человеком в качестве предписательного и безусловного начала (принципа) по отношению к нему… Это, так сказать, «интеграл бытия». А интересующий нас здесь момент или «определенность  этого интеграла» в данном случае предстает как вопрос о том, как соединить вечное и непреходящее в Коране с его историческим качеством? Ведь Коран каждый раз предстает в своей обращенности к конкертному человеку в конкретной истории? Потому каждое его положение каждый раз означает только то, что означает историческое в данной жизни. За этими пределами Корана в этой жизни просто не существует?.. А на ответ об историческом смысле (качестве) бытия и всего конкретного в ней отвечает только наука. Другого ответа на вопрос просто не существует…

И, вот, в ответе на этот вопрос и соединяются отмеченные два начала или условия. Иначе: желающие понять вечный Коран в потоке изменяющейся жизние должны вооружиться научным методом и быть способным перевести с его помощью общее (кораническое) в частное и конкретное (жизненное и историческое). Или действовать в обратном направлении – от частного к общему… Если кто станет искать некий «третий» путь, то пусть знает, что его просто нет!..

А теперь можно внятно и понятно объяснить каждому, что в жизни нашей от Корана, а что нет. Что от Всевышнего и вечного, а что от себя и тленного. В том числе и когда это «праздник»… А если «начать со справки», – со словаря, энциклопедии, Кодекса, традиции и т. д., – в которой говорится о том, «что можно, а чего нельзя», – то получится ответ-справка. А при Коране требует ответ-размышление. Аллах предлагает людям думать о том, что он дал им в качестве коранического знания…

 15.01.2010   


[1] См. раздел «Фетва»: «День рождения и… предписания Аллаха».

[2] Наше исследование приводится в разде «Фетва» сразу вслед за самой фетвой (вопросом и ответом) под заголовком «От редактора». В данно случае оно просто повторяется. Это его повторение в разделе наших исследований обусловлено его ролью в понимании непреходящего значения Корана, реализуемого каждый раз в ткани конкретного социально-исторического процесса

[3] Более полно этот вопрос рассматривается в книге А. Байиндира «Ложные истины», помещеной на сайте (см. 37, 38).

[4] См. Ветхий Завет. Пятикнижие Моисея. Левит, 20: 10-21; Второзаконие, 22: 22-26 и др.

[5] На вопрос о том, практиковал ли Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) раджм, был дан положительный ответ. «(Это было) до суры Нур или после нее?». «Не знаю, – последовал ответ» (Бухари. Худуд, 21) (приводится в сокращении). 

[6] Муватта. Худуд, 2/12.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.