Кораника
Я. Шенол. Хадисы Кутуб-и Ситте о ночи Берат

Я. Шенол. Хадисы Кутуб-и Ситте о ночи Берат

Я. Шенол. Хадисы Кутуб-и Ситте о ночи Берат [1]

Эти хадисы [1] проходят у Тирмизи и Ибн Мадже (в «Суненах»).

У Тирмизи:

«Айша (да будет доволен ею Аллах), по словам (передающих их. – Ред.), сказала так: «Однажды ночью, не застав Посланника Аллаха (sav) возле себя, я вышла и нашла его на кладбище Баки. «Ты побоялась, что Аллах и его Посланник поступят с тобой несправедливо?», – спросил он. «Я подумала, что вы пошли к одной из жен», – ответила я. В ответ на это он сказал: «В середине месяца Шабана Аллах спускается на земное небо и прощает грехи или их содеявших, число которых превышает число волос баранов рода Кельб» [2].

Имам Тирмизи приводит этот хадис, но снабжает его следующим примечанием от себя:

«Эбу Иса (имя Тирмизи: Эбу Иса Мухаммед б. Иса эт-Тирмизи) сказал: «Пересказываемый от Айши этот хадис мы знаем только в передаче его от Хаджаджа, входящего в документ (цепь передатчиков хадиса). Я слышал, что Мухаммед (имя Имама Бухари: Мухаммед б. Исмаил эл-Бухари) видел (считал. – Ред.) этот хадис слабым. Он говорил так: «Присутствующий в документе (цепи передатчиков. – Ред.) Яхья б. Эби Кесир от Урве и Хаджадж б. Эртат от Яхьи б. Эби Кесира (этого. – Ред.) хадиса не слышали».

Как видим, включивший хадис в свою книгу Тирмизи заимствовал мысль о его слабости у Имама Бухари. И передатчики, указанные в документе, не слышали его друг от друга. 

Приведенные соображения относятся и к Ибн Мадже, который приводит данный хадис в своей книге. Но Ибн Мадже не ограничивается этим, а приводит еще два хадиса, связанные с ночью Берат.

Первый из них:

«По словам Али б. Эби Талиба (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил так: «Как наступит 15-е число месяца Шабана, в эту ночь вставайте на поклонение. И днем после этой ночи держите пост. Ибо в эту ночь, после захода Солнца, Всевышний Аллах отражается со своей милостью на самом близком к миру (Земле. – Ред.) небе до зари. И говорит так: «Нет ли желающего от меня прощения грехов? Мы простим его. Нет ли желающего благ от меня? Мы облагодетельствуем его. Нет ли страдающего (горем)? Мы благопожелаем ему (избавим его от горя). Нет ли такого-то, нет ли сякого-то? (И им дадим то, что они желают)» [3].

Мухаммед Фуад Абдульбаки, исследующий «Сунен» Ибн Мадже, говорит относительно хадиса так:

«Эль-Хейсеми в своей книге «Mecmeu’z-Zevâid» считает этот хадис слабым из-за Ибн Эби Себре, который входит в составе его документа (в число его передатчиков. – Ред.). Исследователи хадисов Ахмед б. Ханбел и Яхья ибн Маин говорят о том, что этот Ибн Эби Себре измышлял хадисы».

Другой хадис (второй) у Ибн Мадже следующий:

«Эбу Муса эл-Эшари передает от Посланника следующее: «Без сомнения, Всевышний Аллах в ночь на 15-е число Шабана смотрит (на своих служителей с милостью) и прощает каждому его грехи. Он не прощает только тех, кто придает ему партнеров (вступает в ширк. – Ред.) и злобливых» [4].

Характеризуя этот хадис, Мухаммед Фуад Абдулбаки определяет его как «слабый» из-за Абдуллаха Ибн Лехия, значащегося опять же в его документе в «Mecmeu’z-Zevâid». А Синди говорит о том, что Ибн Арзеб и Эбу Муса эл-Ашари, имена которых проходят в документе, не встречались между собой.

Как видим, анализируемые хадисы, которые говорят о ночи Берат, являются слабыми. В цепи передатчиков есть люди, которые не видели друг друга, а если и видели, то не слышали друг от друга хадиса (не передавали его друг другу). А некоторые передатчики вообще обвиняются в измышлении хадисов. В силу всего этого этим хадисам нельзя доверять. Как утверждал Эбу Бекир Ибнуль-Араби, в связи с ночью Берат нет ни одного истинного хадиса. Потому не следует доверять и словам, которые претендуют на роль хадисов в этом вопросе [5]. И по нашему мнению, это решение здесь самое верное.

[1] Под «Кутуб-и Ситте» понимаются книги хадисов известных шести авторов: Бухари, Муслима, Эбу Давуда, Тирмизи, Несаи и Ибн Мадже.

[2] Tirmizî, Sıyâm, 39.

[3] İbn Mâce, İkamet, 191.

[4] Bkz: Ebu Bekir İbnu’l-Arabî, Ahkâmu’l-Kur’ân, 2. Bs., y.y., 1968, c. 4, s. 1678 (Duhân Sûresi, 2. ayetin tefsiri).

[5] Bkz: Ebu Bekir İbnu’l-Arabî, Ahkâmu’l-Kur’ân, 2. Bs., y.y., 1968, c. 4, s. 1678 (Duhân Sûresi, 2. ayetin tefsiri).


[1] Ночь Берат: «Берат – турецкое производное от арабского берае-берает. Берает – это «отсутствие связи между двумя вещами; Означает избавление человека от обязанностей (долга. – Ред.) или отсутствие обязанностей». Мусусульмане думают так, что ночью 15-го Шабана, благодаря прощению Аллаха, они избавляются от груза греха. Потому эта ночь была названа ночью Берат» (Халит Унал.  Ночь Берат (15-ая ночь месяца Шабана). – Исламская энциклопедия Турецкого Фонда по делам религии, т. 5, с. 475-476. Стамбул, 1992) (на турецк.) (Ред.).

В предлагаемой вниманию статье делается вывод о том, что «анализируемые хадисы, которые говорят о ночи Берат, являются слабыми. В цепи передатчиков есть люди, которые не видели друг друга, а если и видели, то не слышали друг от друга хадиса (не передавали его друг другу). А некоторые передатчики вообще обвиняются в измышлении хадисов. В силу всего этого этим хадисам нельзя доверять. Как утверждал Эбу Бекир Ибнуль-Араби, в связи с ночью Берат нет ни одного истинного хадиса. Потому не следует доверять и словам, которые претендуют на роль хадисов в этом вопросе [5]. И по нашему мнению, это решение здесь самое верное» (Авт.) (Ред.).

Помещено на сайте 08.12.2009.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.