Кораника
Я. Шенол. Месяц возможностей Рамазан

Я. Шенол. Месяц возможностей Рамазан

Я. Шенол [1]. Месяц возможностей Рамазан

В Коране о посте (орудже) говорится в аятах 2/183, 187. В этих аятах на первый план выходят ряд понятий. Ниже рассматриваются такие понятия, как таква, Коран, шукур (благодарность) и молитва. Они одновременно представляются собой возможности, которые открываются перед мусульманами в деле поклонения Аллаху.

1. Первая возможность: таква

Цель поста формулируется Всевышним Аллахом в Коране так:

«О, уверовавшие! Подобно тому, как пост был обязательным предписанием для тех, кто был до вас, так он предписан и вам в качестве обязательной меры, чтобы вы защитились» (2/183).

Выделенное курсивом в аяте в Коране проходит в форме (لعلكم تتقون) (чтобы вы остерегались, защитились). Здесь понятие (تتقون) происходит от (تقوى) – таква. В таком случае смысл аята сводится к тому, «чтобы (вы) были с таквой». Таква – это предостерегаться (защищаться). От греха, запретного, ширка… В широком смысле, таква является названием для всего того, что связано с самозащитой от всего худого и дурного. Одним из путей обретения этой защиты и является пост. На арабском «пост» характеризуется как «савм» (сийям). А это значит «сдерживать (удерживать) себя». Сдерживать себя по отношению к еде, питью и связям с женщиной. Постящийся человек одновременно приводит в исполнение и другие запреты Аллаха. Так достигается цель поста как самозащиты человека.

Это и есть цель поста в Рамазане. Подвести человека к мысли о необходимости для него самозащиты против всего худого и плохого в мире.

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) каждый вечер в течение всего Рамазана напоминал людям об этой их защите и призывал к ней:

«Когда наступает первая ночь Рамазана, шайтаны и грешные джинны приковываются цепями. Закрываются двери ада, ни одна из них не открывается. Открываются двери рая и ни одна из них не закрывается. А глашатый говорит так: «О, желающий добра, направься (на доброе)! О, желающий зла, удержи себя! (Ибо) Аллах удерживает людей от огня». И это совершается каждую ночь в течение всего Рамазана» [1].

По этой причине пост – это не только воздержание от еды (и др.). В Рамазане Аллах ожидает, что человек будет еще больше сдерживать себя, чем он делает это в другое время. «Если этого не было до сих пор, то пусть будет хотя бы после этого». Такова здесь возможность. Пост в этом случае превращается в подобие щита для человека и защиты его от всего худого. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) делал акцент на этой стороне поста, говоря так:

«Пост – это щит. Пусть постящийся не произносит плохих слов. А тому, кто хочет препираться и ругаться с ним, пусть скажет: «Я в посту, я в посту» [2].

Если человек не совершит этого, не сможет сдержать себя, то как он сможет достичь целей поста? Посланник еще раз говорит так:

«Если кто-то будет продолжать лгать и вершить ложью свои дела, то у Аллаха нет необходимости в том, чтобы он оставил еду и питье, был голодным» [3].

«Среди постящихся есть такие люди, всё обретение которых состоит только в том, что они остаются голодными и без питья» [4].

Начиная аяты о посте, Аллах начинает их с акцента на такву и завершает их на этом же акценте. В силу это в вопросе об отношении «таква – пост» не остается никакой неясности. Аллах говорит так:

«Это – границы Аллаха. Категорически не приближайтесь к ним! Так Аллах разъясняет свои аяты людям, может побоитесь и защититесь (لعلكم تتقون)» (2/187).

2. Вторая возможность: Коран

То, что делает Рамазан Рамазаном, – это Коран:

«Рамазан – это такой месяц, когда был ниспослан Коран. Он указывает людям истину и приводит свидетельства отличия истинного от ложного…» (2/185).

Что это значит? Человек всегда начинает представлять вещь или явление с той их особенности, которая, по его мнению, является доминирующей. Так поступает и Аллах. Коран и Рамазан оказываются у него связанными и взаимосвязанными. Коран предписывает Рамазан, а Рамазан весь свой смысл имеет в Коране. И как конкретное его предписание, и как воздержание от всего дурного и плохого в целом…

Ниспосланный в Рамазане Коран призывает нас к тому, чтобы именно в Рамазане уделить ему особое внимание…

«Думают ли они о Коране? Или, может, заперты их души» (47/24). Так Аллах призывает нас к Корану, к его изучению и размышлениям о нем, его наставлениях, указаниях, запретах и предписаниях. И Рамазан является наилучшей возможностью для этого…

3. Третья возможность: шукур (благодарность)

У Рамазана есть еще одна возможность. Благодарственная… Пост ведет к рызмышлениям о Коране и осознанию бесконечно великой роли Всевышнего Аллаха в жизни человека, начиная от его сотворения до предоставления ему всех необходимых возможностей. А это, естественно, ведет к осознанию благодарности человека перед Аллахом. Тем более, что об этом говорит сам Аллах.

Продолжим аят:

«Рамазан – это такой месяц, когда был ниспослан Коран. Он указывает людям истину и приводит свидетельства отличия истинного от ложного… Аллах желает вам легкого, не желает трудного. А еще он желает, чтобы вы завершили число (пропущенных постов. – Ред.) и возвышали его в силу указанного им истинного пути. Думается, что будете благодарными!» (2/185).

Благодарность Аллаху в Рамазане имеет особый смысл и в том, что Аллах предоставил возможность человеку еще раз совершить поклонение ему. Создав человека для службы себе, и приведя его к благодарности, Аллах тем самым дал возможность человеку понять его назначение в жизни. И это теперь бесконечно важно для самого человека. И подобно тому, как ему предписано поклонение, так ему предписана и благодарность.

Аллах говорит так:

«Нет! Служи только Аллаху и будь из благодарных ему» (39/66).

 Но это требование Аллаха выполняется, к сожалению, не всегда. Аллах отмечает и это:

«…Аллах сделал много для людей. Но многие люди неблагодарны (не благодарят)» (10/60, 27/73).

Но Аллах дал свободу человеку. Потому быть благодарным и неблагодарным оставил ему:

«Без сомнения, мы указали человеку истинный путь. После этого он может быть благодарным и неблагодарным» (76/3).

«Поминайте меня и я буду поминать вас. Будьте благодарны мне, не будьте неблагодарны» (2/152).

Благодарному человеку Аллах увеличивает в благах, а неблагодарному – сужает. И наказание его бывает суровым.

«…Если будете благодарными, вам, конечно, я увеличу (в благах). Но если будете неблагодарными, то, без сомнения, мое наказание является очень суровым» (14/7).

«Если будете неблагодарными, то знайте, что Аллах не нуждается в вас. Ни в ком и ни в чем у него нет никакой потребности. Но он не согласится со сползанием своих служителей к отрицанию. А если будете благодарны (или: когда вы благодарны. – Ред.), то это ему нравится…» (39/7).

«Зачем Аллах должен наказывать вас после того, как вы, будучи благодарными, станете уверовавшими? Аллах щедро вознаграждает благодарных» (4/147).

Неблагодарный человек – это человек, ведомый шайтаном. Изгнанный Аллахом шайтан, получив разрешение на жизнь до Судного дня, сказал так:

«…Я тоже, чтобы ввести их в заблуждение, засяду на твоем верном пути. И буду входить в них спереди и сзади, справа и слева. И многих из них ты не найдешь на верном пути» (7/16-17).

Итак, Рамазан дает еще одну возможность для того, чтобы быть благодарным Аллаху. Чтобы понять значение этого предписания Аллаха для собственной пользы. И если это войдет в привычку, то можно быть уверенным в том, что человек открыл для себя еще один канал для перетекания к нему блага Аллаха.

4. Четвертая возможность: молитва

О молитве в свете поста и его предписаний говорится в аятах Бакары (2/183-185, 187):

«Если мои служители спросят тебя обо мне, (скажи, что) я близок. Кто молит меня, я даю ответ молящему. Пусть они тоже дают мне ответ. Так они станут совершенствоваться» (2/186).

Содержание аята говорит само за себя. Аллах отвечает человеку на взаимных началах. Когда и тот отвечает ему, действует в соответствии с его предписаниями. Аллах подчеркивается и момент зрелости человека, который начинает понимать себя в единстве с Аллахом, с теми условиями, которые он накладывает на него. Так молитва оказывается связанной с просьбой человека к Аллаху:

«Молитесь Господу своему с мольбой про себя, идущей изнутри. Он не любит действующих чрезмерно (выходящих за его меру)» (7/55).

Искренность молитвы сокрыта в ее скрытности. На это надо обращать внимание. Эбу Муса (да будет доволен им Аллаха) передает: «Мы вышли в дорогу (на Хайбер). Люди стали приносить такбир [2] высоким голосом. На это Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отреагировал так:

«Будьте сострадательны по отношению к себе. Вы же не обращаетесь к глухому или такому, которого нет рядом с вами. Вы обращаетесь к Аллаху, Лицу, которое видит, слышит вас и находится с вами. Лицо, которому вы молитесь, ближе к вам, чем шея животного (на котором вы сидите и едете)» [5].

Посланник сообщает о том, что молитвы постящегося не отвергаются до самого ифтара (открытия поста) [6]. А если это так, то это есть еще одна возможность, предоставляемая Рамазаном. Эту возможность нельзя упускать.

Подведем итоги

Рамазан не состоит только из того, чтобы не есть и не пить. Рамазан дает возможность заработать на пути Аллаха и ряд других вещей. Первый из них – это таква. Постящийся человек должен бороться со всем тем, что есть худое (негативное, отрицательное). Цель поста заключается в том, чтобы превратить «простого мусульманина» в «муттаки [3] мусульманина». Это и надо иметь в виду при подходе к нему и его пониманию.  

Второе. Следует еще раз оценить Коран и свое отношение к нему. И если в них есть недостатки, то постараться устранить их… Рамазан делает Рамазаном Коран. Потому в Рамазане Корану следует уделять особое внимание. Может для этого (для чтения Корана. – Ред.) в наибольшей мере подходит саур (время утреннего подъема для завтрака). В это время тело бывает отдохнувшим, а ум – восприимчивым…

И, наконец, благодарность и молитва… Ни времени не забирают, не утомляют, ни работе не становятся преградой!..

Кто проживет Рамазан в соответствии с предписаниями Аллаха, для него – это прздник на земле (в жизни) и рай в ахирете (будущей жизни).

Сайхль Ибн Саад (да будет доволен им Аллах) передает:

«В раю есть дверь Реййан. Через нее входят только постящиеся. После входа постящихся эта дверь закрывается. Никто другой через нее уже не сможет войти» [7].

[1] Tirmizi, Savm, 1; İbn Mâce, Sıyâm, 2.

[2] Buhari, Savm, 2; Müslim, Sıyâm, 164.

[3] Buhari, Savm, 8; Tirmizi, Savm, 16.

[4] İbn Mace, Sıyam, 21.

[5] Buhari, Daavât 50, 67, Cihâd 131, Meğâzî 38, Kader 7, Tevhid 9; Müslim, Zikir 44; Tirmizi, Daavât, 3.

[6] Tirmizi, Daavât, 146.

[7] Buhari, Savm 4, Bed’ül-Halk 9; Müslim, Suyâm, 166 (1152); Nesâî, Sıyâm, 43; Tirmizî, Savm 55.


[1]Яхья Шенол (Стамбул, 1980). Научный сотрудник Фонда Сулеймания (с 2004). Окончил (в 2003) Богословский факультет Стамбульского ун-та. В настоящее время работает над докторской диссертацией. Имеет научные статьи и брошюры. Является редактором сайта www.suleymaniyevakfi.com.

[2] Текбир: молитва, начинающаяся словами «Аллаху акбар» (Ред.).

[3] Муттаки: «…Тот, кто держится в стороне от греха и запретного, остерегается, является уверовавшим, носитель таквы, богобоязненный, захит (набожный, благочестивый. – Ред.)» (Д. Мехмет Доган. Большой турецкий словарь. 15-е изд., 2001, Вади Яйынлары, с. 979, müttakî) (на турецк.) (Ред.).

Помещено на сайте 07.12.2009.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.