А. Байиндир. Торговля и социальная жизнь на хадже
Всевышний Аллах, обращаясь к Ибрагиму (да приветствует его Аллах), говорит так:
«Призывай людей к хаджу (паломничеству). И пусть они пешком или на усталых животных, придут к тебе, пройдя через глубокие (долгие) долины (проделав долгий путь. – Ред.). Пусть придут и найдут пользу для себя. И пусть в известные дни они помянут имя Аллаха над мелким и крупным скотом, который мы дали им для блага [1]. Ешьте из них и дайте поесть бедному, находящемуся в трудном положении. Потом пусть они завершат остановку на Арафате [1], приведут в исполнение обещанное (обет) (завершат жертвоприношение) и обойдут Бейт-и атики (Каабу)» (22/27-28).
Если быть внимательным, то можно видеть, что аяты акцентируют внимание на двух вещах. Одна из них польза, а другая – совершаемое поклонение. Оба они несут смысл пользы для человека. Но одна из них связана с верой, а другая – с земной жизнью.
В следующем аяте делается подобный акцент:
«(В период хаджа) для вас нет греха в том, чтобы искать вознаграждения Аллаха. Когда вы протечете, освободившись после Арафата, помяните Аллаха возле Мешар-и Харама. Сделайте это так, как мы показали вам. По правде, вы и в самом деле были до этого на ложном пути» (2/198).
Из сподвижников Абдуллах Ибн Аббас рассказывает:
«До начала хаджа люди вели торговлю на ярмарках в Мине, Арафате, Зюльмеджазе. С вхождением в ихрам (началом хаджа. – Ред.) они уже стали бояться совершать торговлю. В ответ на это Аллах ниспослал указанный выше аят» [2].
Эти ярмарки продолжали действовать и по завершении ниспослания Корана. Первой несостоявшейся ярмаркой была ярмарка Указ (недалеко от Арафата). В Период иностранцев (129 х.) [2] она не смогла функционировать, а затем и вовсе была прекращена [3].
Хадж совершается в середине запретных месяцев. Это – Зилькаде, Зильхидже и Мухаррем. Эти месяцы являются надежными с точки зрения обеспечения жизни людей и сохранения их товаров. На Арафат поднимаются 9-го числа и хадж продолжается до 13-го числа этого месяца. В дополнение к этим месяцам есть еще и месяц Раджаб. Так число неприкосновенных (запретных) месяцев увеличивается до четырех.
Всевышний Аллах говорит так:
«Со времени создания небес и земли число месяцев у Аллаха, в его Книге – двенадцать. Четыре из них являются запретными (неприкосновенными). Это – самый правильный счет! Категорически не вводите себя в неверные действия в эти месяцы!» (9/36).
Поклонение хадж началось с призыва Ибрагима (да приветствует его Аллах). Благодаря стараниям курайшитов, происходящих из его рода [4], Каабе оставалась постоянно открытой для поклонения. Паломникам предлагались различные услуги [5], продолжало сохраняться в своем значении также экономическая и социальная значимость (культура) хаджа. В соответствии с аятами с первого по двадцатое Зилькаде [6], недалеко от Арафата, устраивается ярмарка Указ (عـكاظ) [7]. С первого Зильхидже по девятое Теврие устраивается ярмарка Зюльмелдаз, недалеко от Мины. Затем посланники направляются в Мину и начинается хадж [8]. На ярмарках, наряду с торговлей, устраиваются поэтические чтения, устраиваются выступления.
Эти ярмарки посещал и Посланник Мухаммел (да благословит его Аллах и приветствует). И делал он это и после того, как стал Посланником. Он встречался с людьми на ярмарках и беседовал с ними лично, разъясняя им Учение Аллаха и наставления их на его путь [9]. На этот период приходится и соглашение Посланника в Акабе с частью мединских мусульман.
Халиф Омар собирал в этот период местную власть (администрацию) (вали) перед лицом народом и спрашивал с них. Каждый мог изложить свою жалобу. И если того требовали обстоятельства, суд вершился тут же, прямо на месте, перед халифом [10].
На девятом году переселения (хиджра) мушрикам было запрещено совершение хаджа и умре. Стали говорить о возможности угасания торговли, потери ею своей активности. В ответ на это был ниспослан следующий аят:
«О, уверовавшие! Мушрики – это просто худое (нечисть, нечестивцы). И пусть они после этого года не приближаются к Запретной (Заповедной) Мечети. А если вы боитесь бедности, то Аллах, с предоставлением возможности, обогатит вас своим вознаграждением. Без сомнения, Аллах знает, принимает правильное решение» (9/28).
Предписания c запретными месяцами имеют силу до дня скончания мира [11]. Нашей задачей в эти месяцы, возлагаемой на нас Аллахом, является обеспечение безопасности в деле сохранеия жизни и добра людей, не находящихся с нами в войне. Как напоминание об этой нашей обязанности мы должны строить открытые для всех рынки (торговые центры) за пределами Харема с привлечением на них также и мушриков.
После того, как Всевышний Аллах запретил мушрикам вход в Харем, он предписал следующее:
«Если кто из мушриков пожелает быть возле тебя, дай ему эту возможность. Пусть он придет и выслушает Слово Аллаха (Коран). Затем проводи его на место, где он почувствует себя в безопасности. Сделай так, ибо они являются незнающей (Коран) общиной» (9/6).
В силу того, что мушрикам дозволяется вход в Харем для прослушания Корана, здесь должны быть созданы условия для того, чтобы они могли слушать Коран на своем языке. Так они могут получить сведения о Коране из первых рук.
В силу того, что и у мусульман порой бывает недостаточно знаний о Коране, эта возможность должна предоставляться и им.
Там могут иметь место и другие мероприятия. Так, можно проводить награждения тех, кто отличился в добрых делах, чтобы стимулировать соревнование людей в добром, как это предлагает Коран. Их можно награждать «Премией Каабе» («Наградой, призом Каабе». – Ред.). Так Мекка и ее окрестности могут стать привлекательными и в плане публичного признания заслуг людей в деле служения Аллаху и деяний на его пути.
Быть мусульманином является личным правом (выбором) человека. У каждого есть свои соображения по вопросу о вере. В таком случае нам остается только излагать и распространять точку зрения Всевышнего Аллаха. А что касается мирских дел, то мы можем подчеркнуть мысль Аллаха о сделанном им предложении людям – соревноваться между собой в добрых делах. Всевышний Аллах говорит так: «Каждый занял свою позицию и направлен на нее. Вы соревнуйтесь с ними в добрых (полезных) делах. Где бы вы ни были, Аллах соберет вас всех вместе. Аллах способен на всё» (2/148).
25.11.2009
[1] Проходящее в аяте понятие (تفث) (тафас) переведено нами как «останов на Арафате». Это связано со следующими обстоятельствами. Рассказывает Урва б. Мударрис из рода Тай: «Я поспел к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) на останове в Джаме (Муздалифе). Сказал ему: «О, Посланник! Я пришел с горы Тай. И животное мое в печали, и сам я устал. Клянусь, не осталось ни одного песчаного холма, на котором бы я не остановился. Могу ли я стать хаджи?». Посланник сказал: «Кто совершит с нами этот намаз, а до того был, ночью или днем, на Арафате, тот завершил свое паломничество, привел в исполнение свой тафас» (Ebû Davûd, “Menâsik”, 69). [2] Ebu Davud, Sünen, Menasik 7, hadis no 1734. [3] İbrahim Canan, Kutub-i Sitte Tercüme ve Şerhi, Akçağ Yayınları: 3/288-289. [4] İbn Hişam, Siretu’n-Nebî, Thk: M. Muhyiddin Abdülhamid, Beyrut, 1401/1981, c. I, s. 216. [5] В силу того, что они бахвалялись своими услугами паломникам, Аллах ниспослал следующий аят: «Вы, что, преподнося воду паломникам и обслуживая Месчид-и Харам для того, чтобы он был открытым для поклонения, считаете себя одинаковыми с теми, кто уверовав в Аллаха и Судный день, борется на пути Аллаха? Они не могут быть одинаковыми у Аллаха. Аллах не направит общество залимов на истинный путь» (9/19). [6] Cevad Ali, Tarih’ul-Arab kabl’el-İslâm, c. VII, s. 377 vd. Bağdat Üniversitesinin desteği ile yayınlanmış, tarih ve yer yok. [7] Muhammed Hamidullah, İslam Peygamberi, c. II, s. 946 Paragraf 1593, Ankara 2003. [8] Cevad Ali, a.g.e. c. VII, s. 375. [9] Cevad Ali, a.g.e. c. VII, s. 382. [10] Hakkı Dursun YILDIZ başkanlığında bir heyet, Büyük İslam Tarihi, c. 2, s. 179 vd. İstanbul 1992. [11] Bkz. Maide 5/2.[1] То, что переведено как «благо», в Коране проходит как قزر (рызык) (Ред.).
[2] «Период иностранцев» или «Иностранцы»: группа, деятельность которой в религиозной и политической областях расходится с господствующей линией (более подробно см.: Исламская энциклопедия Турецкого Фонда по делам религии, т. 16. Стамбул, 1977, ст. «Иностранцы» / «Hariciler») (на турецк.) (Ред.).
Свежие комментарии