Ч. Гусейнов. Четвёртое письмо
Дорогой Расим, долго Вам не писал, а причина – готовился к ответственнейшей публичной лекции в знаменитом московском Доме, название которому – Политехнический музей, а тема формулируется так: «Коран в контексте Библии: образ Иисуса Христа».
Известно, что главное расхождение между тремя существующими в мире ветвями Единобожия, а именно: исламом, христианством и иудаизмом, сводится именно к этой ключевой проблеме – трактовке образа Исы-Иисуса. Тут – камень преткновения, источник разногласий, споров и неприятий точек зрения друг друга.
Иудеи-ортодоксы не только отрицают Христа, но даже, в крайнем проявлении своих традиционных изысканий, причисляют посланца Бога к самозванцам, даже считают авантюристом.
Мусульмане, с уважением причисляя Иисуса к пророкам Бога, отказывают ему в том представлении, каковое укоренилось у христиан, которые – опять-таки в крайнем проявлении своей ортодоксии – считают Христа одним из Богов, трактуя порой христианское понятие Троицы обыденно, на уровне общепринятого бытия и тем давая повод для обвинения их в многобожии. Но вопрос о Троице не столь прост, как кажется на первый взгляд, он чрезвычайно сложен для восприятия, а потому требует глубокого научного осмысления и никоим образом не сводится к тринитарному прямолинейному объяснению, что якобы Троица предполагает или подразумевает наличие некоего «святого семейства», в котором есть Бог-Отец, Бог-Сын и Богиня-Мать, Она же – Богородица.
Так что вопрос сложен и глубоко ошибается тот, кто считает, это относится и к носителям самых высоких религиозных санов, и к самым эрудированным исследователям, что Коран, дескать, сполна прочитан и освоен, что все узлы в нём развязаны, разгаданы все сложные, а то и таинственные его смыслы, и на каждый вопрос может быть дан чёткий и ясный ответ. Это, по моему глубокому убеждению, величайшее заблуждение!
И в этой связи я хочу заметить, что Коран мне представляется огромным, как сама земля, пахотным полем, на котором Всевышним щедро рассыпаны благодатные семена, и не все они одновременно произрастают, это процесс в известной мере вечный, нескончаемый, как и само постижение Того, Кто создал мир. Но время от времени то в той, то в иной суре, в том или ином аяте люди, постоянно вчитывающиеся в Коран, вдруг обнаруживают в нём – точно высвечиваются ярко – новые идеи, о существовании которых ещё вчера никому ничего не было известно. Это в полной мере относится и к осмыслению образа Исы-Иисуса в Коране – многое здесь известно, но есть ещё немало до конца не понятого, таинственного, так что не следует спешить с выводами в том числе и о природе посланца Всевышнего Исы: триалог, или научная дискуссия между тремя ветвями Единобожия будет и должна продолжаться, и это, по всей вероятности, так или иначе проявится или даст о себе знать и на моей предстоящей лекции…
О ней, моих идеях, заданных мне вопросах и ответах на них – в следующем, иншалла, моём письме.
Привет славному Сулеймание-вакфы!
С уважением – Чингиз Гусейнов.
От редакции. Получено 16.11.2009. Опубликовано 24.11.2009.
Свежие комментарии