Кораника
А. Байиндир. Сорок намазов в Мечети Наби

А. Байиндир. Сорок намазов в Мечети Наби

А. Байиндир. Сорок намазов в Мечети Наби

Утверждают, что Посланник говорил так:

«Кто, не пропустив ни одного намаза, совершит сорок намазов в моей Мечети [1], тому запишется быть вдалеке от огня и избавление от страданий (мучений). Он будет в стороне от раздоров (распрей, ссор и т. д.)» [2].

Намаз является обязательным предписанием для уверовавших (муминов). И может совершаться в любом месте. Мечеть является местом общественного совершения намаза. В этом плане Мечеть Посланника является такой же, как и все остальные. Коран говорит о том, что первым храмом на Земле была Мекка. Входящий в нее оказывается в безопасности, а ее посещение, при возможности, является обязательной задачей каждого уверовавшего. Но во всех других случаях Аллах не выделяет ее среди других мечетей. А о бахваляющихся своим служением Запретной Мечети и паломникам мекканским мушрикам говорит так:

«Мушрики, зная о своем кяфирстве, не имеют полномочий на обслуживание мечетей Аллаха. Они трудятся впустую. Они постоянно останутся в огне.

Обслуживать мечети Аллаха имеют право только те, кто уверовал в Аллаха и Судный день (ахирет), совершал намаз, давал закат и не боялся никого, кроме Аллаха. Считается, что они находятся на верном пути» (9/17-18).

Мушрики говорят о Запретной Мечети, а Аллах говорит «о мечетях Аллаха». И это важно. Важно и замечание о том, что посещающие мечеть «станут из пришедших на путь». То есть посещение мечети само по себе не гарантирует принятия веры, но может стать условием для этого.

Всевышний Аллах продолжает так:

«Вы приравниваете поднесение воды паломникам и обслуживание Запретной Мечети действиям тех, кто уверовал в Аллаха и ахирет и стоял грудью перед преградами на пути Аллаха? Они не являются одинаковыми перед Аллахом. Аллах не приведет на путь общество, впавшее в заблуждение» (9/19).

Значит основной задачей является джихад с верой на пути Аллаха.

«Джихад» происходит от корня الجهد. «Джехд» означает «достижение результата в ходе безупречной работы» [3]. Действующий в этом направлении человек встречает препятствия в виде други, извините, «джехдов». Своей безупречной работой он преодолевает эти препятствия и достигает цели. Эти усилия и есть джихад. Если это имеет место с искренним намерением и в соответствии с волей Аллаха, то это будет джихад на пути Аллаха.

И усилия в направлении совершения намаза в соответствии с заданными для него условиями – это тоже есть джихад. Ибо на пути намаза есть препятствия, создаваемые шайтанами из людей и джиннов. После намаза следует направиться на другое дело или другой джихад. Всевышний Аллах говорит так:

«Рядом с каждой трудностью есть и своя легкость. Но не забывай и о том, что рядом с этой трудностью есть и еще одна легкость. (Выходит, есть две легкости при одной трудности. – Ред.). В таком случае не оставайся свободным (без дела. – Ред.). Вставай и уставай (трудись до усталости. – Ред.). Держись только пути, ведущему к Господу твоему» (94/5-8).

Аллах продолжает:

«Уверовавшие, совершившие хиджрет [4] и вступившие в джихад на пути Аллаха, не щадя добра и жизни, – вот те, которые возышены у Аллаха (перед Аллахом). И спасение тоже у них» (9/20).

Хорошим примером для темы является прощальный хадж Посланника. Он прибыл 4-го Зильхидже в Мекку, обошел Каабе, прошагал (между холмами Сафа и Мерве) и остановился в Хаджуне, далеком месте. 8-го Зильхидже он поднялся на Мину, 9-го – на Арафат. 10-го числа он был в Муздафиле. И после побиения (шайтана) семью маленькими камнями прибыл в Мекку. Был полдень и Посланник совершил первый намаз и обошел Каабе второй раз. Затем поднялся на Мину. 14-го Зильхидже он в третий раз прибыл в Мекку, обошел Каабу и, не дожидаясь времени намаза, вышел в путь в Медину [5].

Как уже отмечено, намаз совершается в любом месте, а кружение вокруг Каабы (ее обхождение) (таваф), естественно, совершается «вокруг нее». По этой причине Посланник прибыл туда (в Мекку) не для намаза, а только для тавафа. И сделал это три раза.

А теперь вернемся к теме.

Напомним хадис: «Кто, не пропустив ни одного намаза, совершит сорок намазов в моей Мечети, тому запишется быть вдалеке от огня и избавление от страданий (мучений). Он будет в стороне от раздоров (распрей, ссор и т. д.)». При пятикратном намазе в день для сорока намазов требуется 8 дней. И человек должен совершить их в указанной Мечети. Но чем эти намазы отличаются от тех, которые совершются им в другом месте? Откуда у него берется право на то, что за это обещается в хадисе?.. А еще и посещение мечети, как отмечено, само по себе не гарантирует принятия веры, но может стать условием для этого. Речь идет о том, что посещающие мечеть «станут (могут стать. – Ред.) из пришедших на путь». Всевышний Аллах не дал этого права построившим мечеть муминам. Откуда оно взялось у тех, кто посещает мечети только с целью молитвы?.. И еще: как может дать какие-то гарантии Посланник Аллаха по вопросу, по которому их не дал сам Аллах?!

Тема в литературе. Халил Алтунташ: «Это сообщение зафиксировано и Ахмедом б. Ханбелом, и Таберани со ссылкой на Абдуррахмана б. Эби-р Риджаля, Нубейт б. Омара и Энес б. Малика, которые излагают его по цепочке, восходящей к Посланнику. Таберани говорит о том, что его никто другой, кроме Энеса и Нубейт б. Омара, не приводит. О нем говорит лишь Ибн Эбир Риджаль [6]. (Точка поставлена нами. – Ред.). Нубейт, кроме этого хадиса, нигде больше неизвестен».

Разве можно принять всерьез сообщение от неизвестного лица о таком ценном сподвижнике, как Энес б. Малик, а еще и идущее вразрез с Кораном? По этой причине мы не можем разделять и следующего мнения ув. Х. Алтунташа: «Можно продолжить практику совершения намаза в мединской мечети, с тем, чтобы максимально воспользоваться ее благом. В Медине можно оставаться 8 дней, более или менее того».

В Медине каждый может оставаться ровно столько, сколько пожелает. Но не с целью намаза, а по своим делам. А намаз можно совершать, как отмечено, в любом месте. Такова позиция Корана и практика Посланника.

23.11.2009


[1] Моя Мечеть или Мечеть Наби или Мечеть Посланника Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) (Ред.).

[2] Ahmed İbni Hanbel, el-Müsned, III, 155;  Taberânî, el-Evsat, VI,210; No.5540:

من صلى فى مسجدى  اربعين صلاة لاتفوته صلاة كتب له براءة من النار و نجاة من العذاب و برىء  من النفاق

[3] الجهد: بلوغك غاية الأمر الذي لا تألو عن الجهد فيه   El-Halil b. Ahmed, Kitab’ul-ayn, الجهد maddesi, İran, 1309 h.

[4] Хиджрет: переселение в связи с преследованиями за веру (Ред.).

[5] Safiyyurrahman el-Mübarekfûrî er-Rahîk’ul-mahtûm, bahsun fî’s-sîre’n-nebeviyye,  Beyrut, 1408 h. 1988 m. s. 420-424.

[6] Taberânî, el-Mu’cemü’l-Evsat,  VI, 212, No. 5440.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.