* Гиль и гель
То, что проходит как "gil" в выражении "seng—i (~u), вошло в русский как "гель" [1]. Гель (как понятие и продукт) широко используется в химии и химической технологии, а также в других областях науки, техники, жизни и практики. В качестве одного из последних применений геля, представлющих интерес и для нашего случая, приведем следующие два извлечения из интернета (1, 2) (оба текста имеют одну и ту же тему) (тексты приводятся с сокращениями).
1. "Британские военные намерены применять для защиты от вражеских пуль специальный гель, способный затвердевать при ударе… Как ожидается, скоро гель начнут использовать при создании солдатских касок. Это значительно улучшит защиту военнослужащих: гель способен вдвое уменьшить кинетическую энергию при попадании пули или осколка…
При мощном ударе "умные молекулы" геля d3o позволяют веществу перейти в твердое состояние, поглощая за счет этого энергию, поясняет автор разработки Ричард Палмер. Уже сейчас новый материал используется в снаряжении для спортсменов: например, для любителей горнолыжного спорта и верховой езды.
В случае, если гель действительно станут применять в армии, "гибкая броня" со временем позволит избавить солдат от используемых сейчас неуклюжих бронежилетов" (Британские военные будут защищаться от пуль с помощью затвердевающего геля". – http://www.newsru.com/world/02mar2009/d3o.html).
2. "Жидкую броню" создали военные специалисты из американской компании Armor Holdings. Революционная по своей концепции броня используется в новом поколении бронежилетов, которые поступят в будущем году в военные подразделения США в Ираке.
Броня сделана на основе новейших разработок с использованием нанотехнологий. Защитный материал представляет собой жидкость, которая находится между слоями традиционного бронежилета. В месте попадания в него пули или осколков снаряда под воздействием удара происходит моментальное превращение жидкости в сверхтвердое вещество. При снятии внешнего энергетического давления последнее вновь переходит в жидкое состояние…
Новая технология может пригодиться и в гражданских целях — для работы спасателей, каскадеров и для обеспечения безопасности водителей автомобилей" (Американских солдат оденут в революционную "жидкую броню". – http://www.newsru.com/world/07aug2006/liquidjacket.html).
* Мы вдохнули в нее
Последнее предложение (аята) мы перевели как "Мы вдохнули в нее". А есть еще и перевод: "Мы вдохнули в него", то есть в Иисуса (см. А.Ю. Али. Цит. пер. Корана, 66/12, с. 1474). Проводится параллель с Адамом (см. там же, прим. 5552) со ссылкой на аят (15/29). Приведем его: "Когда же Я придам ему (Адаму) соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц 1953" (15/29). В этой параллели есть известный смысл. Но есть здесь и очевидное различие. Адам – это первочеловек, а Иса – человек, создаваемый уже по сложившемуся механизму воспроизводства человека. Если считать, что "начальный пункт" в этом вопросе остается за Аллахом, то последующее развитие уже подчиняется этому механизму. "Вдутие духа" совершается на определенной стадии зрелости плода (15-16 неделе внутриутробного развития) (более полно и подробно об этом говорится ниже). Если учесть все это, то "о вдутии духа" – в него или в нее – в данном конкретном случае можно говорить, как кажется, с большей определенностью…
* Быть несправедливым
Быть несправедливым можно в социальном смысле этого слова. Но можно быть несправедливым и по отношению к Аллаху. Эти аспекты очевидным образом связаны друг с другом. Уже с учетом этой связи можно делать акцент на одном из них. В данном случае акцент делается на несправедливости по отношению к Аллаху или несправедливом к нему отношении. А она заключается в отступлении от его условий и предписаний и подмене их своими, вытекающими из субъективных интересов. Упорное сопротивление и нежелание вернуться на путь означают "упорную несправедливость". А она наказывается "упорным наказанием". Иначе зачем Аллах подчеркивает это – что "Мы отомстили им"?.. Значит столь сильно они были несправедливы по отношению к Нему, что он так сильно и наказал их. И назвал это даже "местью"…
Быть справедливым по отношению к Аллаху, значит быть благодарным ему. Благодарным за всё, что он дает нам. А благодарный не только примет, но и примет к руководству… Именно такое отношение к себе и ожидает Аллаха. Это он и называет "благодарным". Благодарным и справедливым! А все остальные формы отношения к нему уже сами собой попадают в разряд "неблагодарных и несправедливых"…
Такая, вот, "двоичная" система!..
Явно рассчитана на умеющих считать "хотя бы до двух"…
* Оба они
В рассматриваемой нами суре (15) Аллах рассказывает о сотворении человека из глины с предложением ангелам поклониться ему. Все поклонились (пали ниц) и только один из них, Иблис (Шайтан), ослушался (см. 15/26-31). Аллах осудил Иблиса, а он сказал, что станет препятствием для людей на пути Аллаха (см. 15/32-41). В ответ на это Аллах высказал два важнейших тезиса: (а) "У тебя (Иблис) нет сил против моих истинных служителей. Ты можешь (ввести в заблуждение) только следующих тебе заблудших" (42), (b) "Местом встречи их всех является ад (43)… А богобоязненные будут находиться в садах (раях), у изголовья ключей (45)" (15/42-45). Вслед за этим описывается положение человека в раю (15/46-48)…
Обобщая всё это, Аллах говорит так: "(О, Мухаммед) сообщи служителям моим: "Такой, вот, Я прощающий, такой милосердный (сочувствующий, поддерживающий) (49). Но и наказание мое является горьким наказанием (50)" (15/49-50). И Аллах приводит примеры этого "горького наказания".
И начинает с Лута (Лота) (см. 15/51-77) (а). Затем называет народ Айки (с посланником Шуайбом) (см. 15/78-79) (b) и народ Xиджра (самудян) (с посланником Семудом) (см.15/80-84) (о последнем мы еще скажем ниже)…
Интересующая нас тема ("оба они") находится в развитии мысли от Лута к народу Айки… Из анализа Корана следует, что Айка и Мадйан являются одним и тем же поселением (городом). В обоих из них посланником был Шуайб. Но опять же, характеризуя это поселение (город), Аллах в одном случае называет его как "Айка", а в другом – как "Мадйан" [2].
Если иметь в виду всё это, то под выражением "оба" (эти города), – с учетом приводимых аятов (15/61-84), – следовало бы понимать, в первую очередь, город Лута (Содом) и Айку (Мадйан) [3].
[2] Мадйан и Айка в Коране:
– Мадйан: 7/85, 9/70, 11/84, 11/95, 20/40, 22/44, 28/22, 23, 45, 29/36;
– Айка: 15/78, 26/176, 38/13, 50/14.
Интересно отметить две особенности: (1) Мадйан и Айка никогда не перечисляются через "и", (2) уничтоженные поселения (города) называются в последовательности: народ Лута (Лота), Айка и послед.
[3] Отметим, что А.Ю. Али характеризует "оба" как "города равнин и обитатели Айки" (цит. пер. Корана, 15/79, прим. 1986, с. 650).
Свежие комментарии