с. Р. Османзаде:
Приведем две редакции суры, последовательно развивающие ее идеи (с1 и с2):
с1: 1. Разве ты не видел, что сделал Господь твой с армией со слонами?
2. Как он разрушил их планы (опрокинул их намерения, обратил впустую их усилия и ожидания)?
3. (Аллах создал извержение вулкана прямо под ногами у людей). Он послал на них его выбросы (продукты), летающие над ними плотной массой (или плотно летающие над ними).
4. (Вулканические облака) опорожнялись на их головы камнем (камнепадом) из испеченной глины.
Или: 4. (Небо) опорожнялось на них камнем (камнепадом) из испеченной глины (небо опорожнялось камнем так, как оно опорожняется дождевой тучей).
5. Так Аллах превратил их в подобие поеденных (изъеденных, выеденных, изжеванных, стоптанных и т. д.) посевов (растений, нивы и т. д.).
И в этом случае "птиц нет"! И здесь они подразумеваются…
Чтобы "найти их", точнее, их место в суре, оценим ее с общих позиций.
Выше говорилось о трехтемной суре. Имелось в виду следующее (повторим):
– первая тема (вводная) – аяты 1-2,
– вторая (содержательная) – аяты 3-4, 5.
– третья (итоговая: обобщающая и нравоучительная) – аят 5.
Пятый аят оказывается двутемным или двусмысленным (в плане приведенной классификации). Указание на его принадлежность только последней теме, как на это указано выше, может быть оправдано только "в первом приближении". Продолжение анализа показывает, что на деле он не только "подводит черту и обобщает", но непосредственно участвует и в выработке того содержания, под которым "подводит черту" и которое "обобщает"…
Остановимся на второй теме, условно характеризуемой как "содержательная".
В третьем (3) аяте говорится о предметах, которые летают в небе, над головами у людей. Что это за предметы такие и откуда они берутся? А еще они летают "плотной массой" или "плотно"… В четвертом аяте о них говорится как о камнях из испеченной глины. Эти камни и эта глина могут взяться на небе "и от извержения вулкана". Это подтверждается исторически. Потому принимается как доказанный факт… Этот момент вносится (в скобках) в текст аята (3) в качестве примечания или комментария к нему. В итоге мы и получаем приведенный его текст (повторим): "3. (Аллах создал извержение вулкана прямо под ногами у людей). Он послал на них его выбросы (продукты), летающие над ними плотной массой (или плотно летающие над ними)".
В четвертом (4) аяте вулканические облака "опорожняются на головы". Из них на землю падает "всё, тяжелее воздуха". А если это камни и их "много", а под ними люди, то камень превращается в оружие поражения и уничтожения. Так это и было на самом деле… Аримя осталась лежать на земле… Была армия и "в момент" ее не стало!.. Об этом и говорит пятый (5) аят…
Если взять всё это развитие событий от третьего аята к пятому, присоединить к нему первые два аята, а еще принять во внимание "Он", проходящий во всех аятах, – то сама собой вырисовывается картина целенаправленного уничтожения армии вудканическим извержением, задуманная Аллахом и приведенная им же в исполнение. Так Аллах наказал тех, кто пытался "наказать" Мекку…
Но нас во всем этом интересуют еще "и птицы"…
Чтобы "добраться до них", еще раз вернемся к аятам от третьего до пятого. В них Аллах уничтожает армию и ставит точку в пятом аяте. И говорит текстом аята так, что "превратил их в подобие поеденных посевов (растений, нивы и т. д.)".
Что это за "подобие" такое?..
Сразу с камнепадом люди стали падать на землю. Не исключены и повторные попадания. А есть еще и лава. О ней ничего не говорится в суре. Но судя по всему, она тоже была. А есть еще и горячий воздух… Значит вполне возможны и пожары. Могла гореть и одежда на людях…
Такова объективаня картина. Она и вошла в формулировка аята (5)…
Но есть еще одна особенность. В природе нет "бесхозного" тела, даже безжизненного. Оно сразу поедается и усваивается. В данном случае могло быть поедено птицами, которые летели и летели сюда… Это опять же зафиксировано как исторический факт. Закон природы потвержден фактом… Птицы оказались "на пиру". А на пиру – как на пиру!.. А еще и "без приборов"!..
Итак, армия была уничтожена дважды: извержением и птицами. Второе уничтожение последовало за первым и легло на него. В первом на земле остались лежать безжизненные тела. Их еще можно было назвать "людьми". Погибшими… А что осталось лежать на земле после второго уничтожения?.. Их уже погибшими людьми не назовешь…
Потому основной вопрос пятого аята – это вопрос о том, о каких людях речь речь: о погибших или о тех, которых ими уже не назовешь?.. Иначе это вопрос о том, какое уничтожение отражено в пятом аяте – первое или второе?.. То, которое было "до птиц", или "после них"?.. Мы в эту дискуссию не входим. Для нас важно учесть сам факт "присутствия птиц" в явлении, которое описывается сурой и обобщается ее пятым аятом.
Это можно сделать в версиях с2 (с2.1 и с2.2) в виде вставки в основной текст суры.
Вставка может носить относительно самостоятельный характер (с2.1), а может стать и скобкой пятого аята (с2.2). В следующей, скажем, редакции и форме (текст суры приводится с 4-го аята) (вставка в обоих случаях обозначена звездочкой (*) и выделена курсивом):
– с2.1:
4. (Вулканические облака) опорожнялись на их головы камнем (камнепадом) из испеченной глины.
Или: 4. (Небо) опорожнялось на них камнем (камнепадом) из испеченной глины (небо опорожнялось камнем так, как оно опорожняется дождевой тучей).
* Затем Он послал на них птиц (птиц и зверей), поедающих безжизненную плоть на земле.
5. Так Аллах превратил их в подобие поеденных (изъеденных, выеденных, изжеванных, стоптанных и т. д.) посевов (растений, нивы и т. д.);
– с2.2:
4. (Вулканические облака) опорожнялись на их головы камнем (камнепадом) из испеченной глины.
Или: 4. (Небо) опорожнялось на них камнем (камнепадом) из испеченной глины (небо опорожнялось камнем так, как оно опорожняется дождевой тучей).
5. (* Затем Он послал на них птиц (птиц и зверей), поедающих безжизненную плоть на земле). Так Аллах превратил их в подобие поеденных (изъеденных, выеденных, изжеванных, стоптанных и т. д.) посевов (растений, нивы и т. д.);
С введением "птиц" в суру (в версии с2) пятый аят поневоле "идет после них", то есть описывает событие после птиц. Без них (в версии с1) вопрос о птицах остается открытым. Он может дискутироваться, а сам пятый аят может понимать и "с ними", и "без них"…
Приведенные соображения подводят к мысли о необходимости комментирования аяты суры, без которого она может не быть понятной до конца. Это является общей особенностью Корана…
О самом же комментировании (снабжении примечаниями и т. д.) можно говорить в широком и узком смысле слова. Широкий его смысл, как правило, связан с проведением соответствующего исследования по теме.
Еще одно общее замечание напрашивается с учетом разделения традиционного и нового подходов к суре. Как можно видеть, формулировки аятов (105/3-4) могут быть разными по тексту. Но все они, по своей сути или концепту, принадлежат либо традиционному толкованию (осмыслению), либо новому…
Интересно, что последний аят (105/5) по своей формулировке не зависит от концепта. Он может быть одним и тем же (или эта формулировка может быть одной и той же) и при традиционной версии суры, и при новой ее версии. Еще раз обратим внимание на это:
– Х. Караман и др.:
"5. Так Аллах превратил их в изъеденные и изжеванные посевы";
– И.Ю. Крачковский:
"5. И сделал Он их точно нива со съеденными зернами";
– М.-Н. Османов:
"5. и превратили в подобие нивы, изъеденной [саранчой]";
– А.Ю. Али:
"5. и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев";
– Н. Ефремова и Т. Ибрагим:
"5. Не превратил ли Он их в подобие
Листьев, изъеденных червями?!";
– М. Байрам (4-ый аят приводится для связки):
"4. Эти птицы раскидали их на камни из лавы
5. И превратили их в подобие поеденных (изъеденных) посевов";
– А. Байиндир:
"5. Так Господь твой превратил их в кожуру растений с выеденным нутром (ядром)";
– Р. Османзаде:
"5. (* Затем Он послал на них птиц (птиц и зверей), поедающих безжизненную плоть на земле). Так Аллах превратил их в подобие поеденных (изъеденных, выеденных, изжеванных, стоптанных и т. д.) посевов (растений, нивы и т. д.)".
Несмотря на то, что пятый аят выказывает независимость по отношению к концепту, это не должно вводить в заблуждение ни относительно него самого, ни суры в целом. Ведь по традиционной версии армию уничтожают птицы, бросающие в нее камушки из обоженной глины. Так рождается картина, описываемая пятым аятом. А по новой версии ее уничтожает вулканическое извержение. Теперь пятый аят повествует об этом…
С другой стороны, если в новой версии "увлечься вулканом" и оставить "без внимания птиц", то пятый аят придется понимать как результат одного лишь извержения. Зачем тогда летели птицы? И куда делась армия "после вулкана"?.. Может это уже не имеет значения? Или не относится к теме? Разве задача не состояла в том, чтобы уничтожить армию? А что "после того, то сверх того"!.. Может так?! Одним словом, надо думать!..
Интересно всё же – сколько рифов в одном плавании! А еще и пятистрочном!..
Свежие комментарии