9. ПРОБЛЕМА МУСУЛЬМАН – ШИРК
МЮРИД: В силу того, что 70 лет в этой стране нет должного религиозного образования, наши ученые могут допускать ошибки. Вы знаете, что в 1924-ом году было приостановлено действие Шариата. Все законы были взяты с Запада. Одно время религиозное образование было вообще запрещено. Эзан [45] читался на турецком. Это перечисление можно продолжить.
БАЙЫНДЫР: Будем валить вину на кого-то, а сами останемся в стороне… Какой это удобный метод!.. Те условия, которые были 70 лет тому назад, – они ведь не возникли сами собой… Почему исламский мир потерпел такое поражение перед Западом в Первой мировой войне?
МЮРИД: На это есть причины политического, социального, экономического, военного и т. д. характера. Это тоже будем связывать с сектантством?
БАЙЫНДЫР: Связываиь это с сектантством было бы делом простым… Мы оставим специалистам политические, социальные, экономические, военные аспекты этого поражения. Мы здесь будем говорить только о том, как вместо того, чтобы следовать Корану, мы пытаемся представить его в угодном для себя свете.
Вы знаете, сколько историй (эпизодов), прямо противоположных Корану, выдается за хадисы, то есть приписывается Мухаммеду (да вознаградит и приветствует его Аллах!) как его слово, и имеет хождение среди мусульман? Вот один из таких ложных хадисов: «Когда вы не знаете, как быть в делах ваших, просите помощь у тех, которые лежат в могилах» [46].
Это слово характеризовал как хадис шейхульислам Явуза Султана Селима Ибн-и Кемаль. Он не ограничился этим. Для доказательства истиннос ти хадиса пустился в долгие философские рассуждения… Ответ на этот вопрос дан нами выше (см.: 2. Просьба о помощи у усопшего).
Столетиями исчисляется период отдаления исламского мира от Корана. Имамы отдельных направлений, подобно шейхам (духовным наставникам сект), возведены в сан святых, их слово заняло место Корана и сунны. Мусульмане пришли в состояние, когда стало считаться большим грехом создание (производство) новых идей в свете Корана и сунны. В последней главе этот вопрос исследуется в качестве самостоятельного (см.: 34. Возвращение к Корану).
Поражение в Первой мировой войне является не началом, а результатом. То, что вы критикуете как практику последних 70-ти лет, это тоже есть результат. Считать поражение в Первой мировой войне только военным поражением, – значит не видеть всей проблемы. Оно представляет собой поражение потерявшего в себя веру (переставшего на себя надеяться) общества…
МЮРИД: Что вы имеете в виду «под потерявшим в себя веру»? Мусульмане, ведь, надеятся не на себя, а на Аллаха?
БАЙЫНДЫР: Верить в себя (или надеяться на себя) – это значит верить в свои ценности (или надеяться на них). Кто не верит в свои ценности, у того не может быть и религиозной веры.
МЮРИД: Не могли бы вы несколько прояснить это?
БАЙЫНДЫР: Вот, смотрите, когда пр. Мухаммед (да вознаградит и приветствует его Аллах!) объявил себя посланником Аллаха, некоторые стали смеяться над ним, другие назвали его одержимым, третьи – фокусником. Нашлись и такие, которые стали иронизировать над ним и даже высказывать ругательства в его адрес. Если бы эти нападки повергли его веру в свои ценности, если бы он под воздействием этого сказал бы себе: «А если они правы?», – то разве мог бы выйти он в народ и добиться чего-либа?
О вере Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) в свои ценности говорят многие аяты Корана, которые подтверждают и его посланническую миссию. Вот некоторые из них:
«Клянусь полным мудрости Кораном, что ты из тех, кто назначен посланником. Ты – на пути истины» (Ясин, 36/2-4).
«Не стой, проповедуй. По милости Господа твоего, ты – не прорицатель и не сумашедший. Или так что-ли говорят: «Он – поэт. Посмотрим, что будет с ним». Отвечай: «Ждите, я тоже из тех, кто будет ждать вместе с вами». Или это приказывает им их разум, или они являются заблудшим народом? Или «Это он сам сочинил» говорят? Нет, на деле они не веруют. В таком случае пусть представят слово, подобное этому. Если они правы» (Тур, 52/29-34).
«Нун. Клянусь пером и тем, что им написано, что ты, по милости Господа твоего, не можешь быть одержимым. Тебя ожидает нескончаемая награда. Ты действительно носитель высокой морали. Ты увидишь и они тоже увидят, кто из вас лишен разума. По правде говоря, твой Господь хорошо знает тех, кто совратился с пути. Он очень хорошо знает и тех, кто на правом пути. В таком случае не отступай перед теми, которые обвиняют тебя во лжи. Они хотят, чтобы ты льстил им, тогда и они будут льстить тебе» (Нун, 68/1-9).
«Ты повинуйся Господу, не будь подобен Юнусу (Ионе), поглощенному рыбой, который бездыханный взывал (к Аллаху). Если бы ему не подоспела милость Господа, – он был бы выброшен на пустынное место в плохом виде. Но Господь избрал его и сделал его из числа праведных. Отрицающие, слушая Коран, готовы, где-то, изничтожить тебя взглядами своими. «Он одержим», – говорят они. Но Коран для каждого есть не что иное, как только наставление (совет)» (Нун, 68/48-52).
Эти и подобные аяты поддерживали пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!), вселяли в него уверенность и давали ему силу в борьбе с неверными. Аллах рассказывал также о трудностях, которые терпели другие посланники. И это тоже было примером для поддержки. Иначе, как бы сладил Мухаммед (да вознаградит и приветствует его Аллах!) с посланничеством в таком сложном, направляемым Аллахом деле, как искоренение язычества и создание на его месте новой веры, основанной на Его Учении…
Мусульмане, чтобы держать живой веру в себя и в свою религию в этом постоянно изменяющемся и развивающемся мире, должны читать Коран, вдумываясь в него. В силу того, что они не делали этого, их вера в свои ценности уменьшилась, они стали считать себя ниже того, что они есть на самом деле. Некоторые лица стали представляться в преувеличенном свете и им начали приписывать воображаемые функции. Потом стали верить в то, что эти лица способны оказать им помощь (поддержку). Эта вера была глубоким общественным заблуждением. Она же стала и причиной гибели Империи в Первой мировой войне. Но некоторые еще и до сих пор не расстались с этой ложной верой.
В Коране читаем: «Пока народ сам не разрушит то, что есть у него, Аллах не разрушит это. Если Аллах пожелал наказать народ, то ничто не может воспрепятствовать Ему. В принципе, люди не имеют и другого покровителя (защитника) кроме Него» (Рад, 13/11).
МЮРИД: Это верно, что в руководстве было нарушение.
БАЙЫНДЫР: По мне, основная вина лежит на ученых. Вместо того, чтобы обратиться к Корану, они застряли в абстрактных исследованиях старых ученых. Если бы они попытались понять Коран, они с необходимостью поняли бы и хадисы. Ибо хадисы есть комментарий Корана. Если читать одновременно комментарий и комментируемое, то это будет способствовать правильному восприятию темы. Прошлые ученые только в этом случае воспринимаются правильно и их сочинения имеют эвристическую силу. Берется пример с тех, кто пытался понять свое время в духе Корана и тех, кто пытался применить Коран ко своему времени.
Ученый, которй пытается понять события в духе Корана, остается открытым (восприимчивым) ко всему новому. Он стоит на позициях, позволяющих ему адекватно понять и характеризовать научное, техническое и социальное развитие. Мусульманам в этом случае не потребуются другие средства. Но они с сознанием, оторванным от Корана и Сунны и отстающим от современности, подготовили свою гибель.
В связи с этой темой вспоминается один из горьких эпизодов правления Султана Абдулгамида Второго [47].
История такова. Один из Принцев Японского императора посещает его и передает ему специальное письмо Императора. В письме Император просит его прислать ему религиозно-научную группу, которая бы могла прояснить содержание религии Ислама, основы вероучения, его цель, философию, систему богослужения. Для того, чтобы распространить Ислам в Японии Султан, в материальном плане, сделал все возможное, но религиозно-научную группу послать не смог. И это стало для него душевной болью, о которой он потом писал так: «Подумал, что если бы те мусульманские религиозные ученые, о которых просил Японский император были бы в нашей стране и я бы мог их найти, до Японии, я бы обеспечил их использование для своего народа и, как халиф, для исламского мира…».
Одновременно Султан указывал и на трудности в деле подготовки научных кадров в области религии Ислама. Он писал: «Щедрые источники, готовившие мусульманских религиозных ученых, о которых просил Японский император, уже не существуют. Наши медресе перестают быть источником науки и просвещения» [48].
МЮРИД: В таком случае было бы неверным критиковать тарикат. В условиях отдаления ученых от Корана сектантские ошибки можно был бы и не замечать.
БАЙЫНДЫР: Извинение, которое не может быть принято Аллахом, мы тоже не можем принять.Каждый, назависимо от разделения на ученого и необразованного,будет держать ответ перед Аллахлом за действия, несовместимые с Кораном. И здесь вина ученых, естественно, более тяжелая.
Сочинение различного рода небылиц подобно привычке к курению. Этот человек тоже знает себя, но оставить эту дурную привычку (сочинять небылицы) не может. Отдаление от Корана тоже стало для ряда ученых своего рода пристрастием к сочинению различного рода небылиц по его поводу. Это же является и причиной того, что прямо противоречащие Корану положения воспринимаются ими как совершенно нормальные. Вот один из шокирующих примеров этого.
В официальных документах Османского государства о вступлении его в Первую мировую войну подчеркивается, что пр. Мухаммед (да вознаградит и приветствует его Аллах!) будет содействовать победе. Словно бы он не посланник Аллаха, а – простит Аллах! – второй бог возле него. И словно бы он не умер, а живой. Словно он слышит направленное ему обращение, видит место событий, придет и кому какую помощь пожелает, тому ее и окажет. Дело преподносится еще и таким образом, словно бы он дал по этому вопросу слово тогдашним ученым и командирам [49].
Всевышний считает это самым большим заблуждением. Напомним еще раз этот аят: «Кто заблуждается более, чем тот, кто призывает из дуна Аллаха того, кто до Судного дня не может ответить ему? Но эти (призываемые) не в курсе призывания тех» (Эхкаф, 46/5).
А теперь посмотрим на выражения, содержащиеся в документах.
а. Выражения, которые имеют место в последнем разделе Заявления Султана Решата по поводу объявления войны:
«Мы правы и справедливы, наши враги жестоки и агрессивны. Нет сомнения в том, что для победы нам будет помощью высокая поддержка Аллаха, стоящего за справедливость, и моральная помощь нашего славного Пророка…» [50].
б. Заявление зам. Главкома Энвер Паши [51] начинается следующими выражениями: «По милости Аллаха, благодаря духовной помощи нашего Пророка и молитвенашего славного Падишаха наша армия разгромит врагов».
В средней части этого заявления есть такие выражения: «…Все мы должны думать так, что вокруг головы нашей кружат духи Пророка нашего и его близких (избранных) сподвижников…» [52].
в. Заявление о призыве исламских стран к объединенному фронту. Это Заявление было подготовлено Высшим Советом по науке и подписано Султаном Решатом. Под Заявлением стоят подписи 34-х самых авторитетных ученых. Среди них значатся три бывших шейхульислама и один пребывающий в должности.
Четвертый параграф Заявления заканчивается следующими выражениями: «Святой дух Ахмеда [53] существует и присутствует для поддержки своего уммет-и наджие [54], жертвующего жизнью и имуществом во имя возвышения просвещенческого шариата…».
Последний же параграф Заявления таков: «…Ей защитники Ислама! Благодаря помощи и поддержке Всевышнего, помощи духа нашего уважаемого Пророка ваша победа и уничтожение врагов веры и принесенное этим бесконечное счастье сердцам мусульман подкреплены и вознаграждены словом, данным Великим Аллахом» [55].
МЮРИД: Мусульмане выходят на войну с неверными. Это есть то, что будет с удовлетворением встречено Пророком (Мухаммедом) (да вознаградит и приветствует его Аллах!). Естественно, он будет оказывать своей духовностью моральную поддержку мусульманам. Нельзя исключать и духов его близких сподвижников, которые кружат вокруг голов мусульман. Ибо они (сподвижники) тоже хотели бы принять участие в этой войне.
БАЙЫНДЫР: Конечно, если бы пр. Мухаммед (да вознаградит и приветствует его Аллах!) и его близкие сподвижники были живы, они были бы очень довольны этим и сделали бы все от них зависящее для победы мусульман.Но они умерли.И теперь вместо того, чтобы предаваться воображению, нам остается следовать Корану, доведенному до нас пр. Мухаммедом (да вознаградит и приветствует его Аллах!). Всевышний посчитал в Коране за ширк призывание кого-либа, кроме Него, и категорически запретил это. Он говорит так: «Вот, так. Без сомнения, Аллах есть истина, а все, что вы призываете помимо него, есть ложь» (Хадж, 22/62).
В принципе, кто бы ни был тот, кого призывают на помощь вместо Аллаха, у него ни на что не хватит сил.
«Таков Аллах, Господь ваш. Ему принадлежит власть. Те же, которых вы призываете из Его дуна, не имеют власти даже над оболочкой финиковой косточки.
Если вы станете призывать их, они не услышат вашего призыва. Если даже услышат (его), то не смогут ответить вам. И в Судный день (они) не признáют ваше придание их в товарищи (Аллаху). Никто не может сообщить тебе так, как всезнающий Аллах» (Фатыр, 35/13-14).
Призывать сверхестественным путем кого-либа, кроме Аллаха, – это ширк. Аллах не станет помогать таким.
«Те, которые веруют, и те, которые не разбавляют веры своей ширком [56]’ам, 6/82). , – безопасность является их правом. Они же есть и те, которые находятся на верном пути» (Эн
Воевавшие в Первую мировую войну с мусульманами англичане, французы, итальянцы и греки – разве они не молили Бога о победе? Но в силу того, что они были христиане, они, наряду с Богом, призывали еще и пр. Ису (Иисуса Христа). Можно подчеркнуть, что их вероучение поддерживает это.
По Евангелею от Матвея, пр. Иисус через три дня после распятия на кресте и похорон вышел из могилы, явился 11 апостолам и сказал им следующее:
«Дана мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (От Матвея. Святое Благовествование. Гл. 28, Великое поручение).
По Корану, призывать кого-либо, помимо Аллаха, в такой форме на помощь – есть ширк. Выше уже были приведены целый ряд аятов на эту тему. Приведем еще один. Этот аят характеризует ширк как поворот назад при условии движения по верному пути, как заблуждение, которое случается на ровном месте (в открытом поле).
«Скажи (им): Будем ли мы призывать из дуна Аллаха то, что не может принести нам ни пользы, ни вреда? Обратимся ли мы вспять после того, как Аллах наставил нас на верный путь? Уподобимся ли тому растерявшемуся, которого дьявол тянет в открытое поле? А еще у него есть друзья, которые зовут его на верный путь, говоря (ему): «Иди (приди) к нам!». Скажим им: «Верный путь – это только путь Аллаха. Приказ, который нам дан, дан для того, чтобы покориться Господу миров» (Эн’ам, 6/71).
МЮРИД: Мусульмане терпели много поражений в ходе истории. Это был экзамен для них со стороны Аллаха. Помните, и армия пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) потерпела поражение в битве Ухуд. Но потом, благодаря его усилиям, события развивались в его пользу.
БАЙЫНДЫР: Да, здесь Пророк (да вознаградит и приветствует его Аллах!) проявил большое умение и сумел повернуть позицию в свою пользу. Но он нигде не сказал так: «Я – посланник Аллаха. Моей молитвой и моральной поддержкой эта битва будет завоевана».
К вопросу о поражении. Поражение на фронте не так уж и существенно. Можно консолидироваться и нанести противнику еще большее поражение. Основное поражение заключается в поражении внутри себя. В этом случае, действительно, больше ничего не остается делать…
Мусульмане потерпели такое, внутреннее, поражение. У них не осталось веры в свои политические, социальные, экономические и военные структуры. Попытка заменить их другими структурами является результатом такого отсутствия веры. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на учебные программы в школах, поддерживаемых мусульманами. Делая большие расходы, школьники отправляются в немусульманские страны. Какую систему они будут изучать там? Если мы будем сравнивать при этом расходы на образование в этих двух случаях, то налицо еще и большая разница. Вот эти факторы и препятствуют нам сегодня быть в мире на равных…
МЮРИД: Но что вы хотите от тарикатов?.. В Турции тарикаты официально считаются закрытыми.
БАЙЫНДЫР: Влияние социальной организации, которая пустила корни в обществе, нельзя полностью преодолеть простым ее официальным закрытием. Мифы не перестанут от этого существовать. Основная задача здесь падает на науку и ученых. Они должны обучать и просвещать народ. Сознание должно быть очищено от мифов, их место должно занять научное знание. Но в этом направлении пока нет, к сожалению, достаточных усилий. Это и является причиной того, что мифологиическое сознание в этом вопросе все еще продолжает иметь место у определенной части населения. А еще эта работа должна быть непрерывной, постояннодействующей. Малейшая небрежность открывает дверь для мифов и заблуждений.
МЮРИД: Посмотрите, сколько людей, имеющих образование и высокий социальный и экономический уровень, присоединяются к ним и поддерживают их. Это разве не опровергает ваш тезис?
БАЙЫНДЫР: Эти люди могут быть во многих областях образованными.Но в силу того, что они не знают в достаточной степени своей религии, они могут быть введены в заблуждение. В таком случае каждому надо дать верное знание о вере. Это станет преградой на пути их схождения (в данном вопросе) к мифологическим представлениям. Те же, кто не считает для себя обязательным следовать в полной мере установлениям веры, различая мифологическое и научное сознание в вопросах веры, уже не смогут ввести в огорчение верующих, говоря так, что будто бы они борятся в данном случае с мифами (религиозного сознания).
МЮРИД: Столько прошло ученых… Выходит, все они неправы, правы вы одни?..
БАЙЫНДЫР: Это не так. Речь идет о научном способе познания и его утверждении. Если думать так, что сообщаемое наукой будет огорчительным для кого-то или что в силу этого выступят против вас, почему и истину, открываемую наукой, следует скрыть, – то такая наука будет использована во вред. И чем она мощнее, тем сильнее и наносимый ею этот вред. На эту тему у меня состоялся разговор с одним известным ученым. Привожу его:
— Абдулазиз-бей, брось ты бороться с этим тасаввуфом и тарикатом. Если не будет мифов, то не будет и тасаввуфа.
— Разве борьба с этими мифами (то есть с тем, что противостоит в вере научному сознанию) не является нашей основной задачей (то есть задачей науки и ученых)? Разве они не вводят нас в ширк?
— Это верно. Но они неисправимы.
— Возьмем такой исторический пример. Разве есть такой посланник (Аллаха), который бы прекратил свою борьбу из-за того, что люди не улучшаются (не исправляются)? Разве они не являются образцами для нас?
— Я это говорю для тебя самого.Ты – молодой,у тебя блестящее будущее. Они же очень сильны. Ты не сможешь бороться с ними. Они могут помешать тебе…
— Я ведь ничего не жду от них. Я опираюсь на одного Аллаха. Сильнее Аллаха нет никого более…
— Я беспокоюсь за тебя.
— На деле это я должен беспокоиться за вас. Ваша позиция подобна позиции человека, который избегает борьбы с Иудеями, нарушающими субботний запрет…
Как известно, у иудеев был запрет на охоту в субботние дни. Во времена царя Давида в приморском городе Ейле (Айле) (29º 30´ северной широты, 35º восточной долготы / нынешний г. Акаба в Иордании) жили иудеи. В год раз, на месяц, вся рыба собиралсь здесь. Ее было так много, что даже воды было не видать. Вне этого месяца рыба прибывала сюда только по субботам. Видя это, возле берега вырыли бассейны и соединили их рукавами (каналами) с морем. Рыба в субботу входила в эти бассейны, а в воскресенье ее вылавливали оттуда. Казалось, что запрет (о том, чтобы не ловить рыбу по субботвм) остается в силе. Но боязнь кары за нарушение запрета все же оставалась. Несмотря на это, пойманной рыбой продолжали пользоваться. Со временем и дети пошли дорогой отцов. Люди разбогатели. Те группы горожан, которым не нравилось это дело, пытались отговорить их отнего. Но этого им не удалось добиться. В ответ они сказали так: «Вот уж сколько времени мы занимаемся этим делом, но от Аллаха кары до сих пор не поступало». Им сказали так: «Смотрите, не заблуждайтесь. Может быть кара, которая уничтожит вас»… И действительно, в одно утро они превратились в презренных обезьян. Три дня они жили в таком виде, потом погибли и исчезли с лица земли… [57].
В Коране по этому поводу есть следующие аяты: «Вы, конечно, знаете о тех из вас, которые не чтили субботы. Мы сказали им: «Обратитесь в презренных обезьян». Мы сделали это для их наказания и наставления потомков, а также в назидание благочестивым» (Бакара, 2/65-66).
В то время как часть людей боролась с теми, которые переступали запрет, другая часть говорила так: «Зачем вы наставляете народ, который будет уничтожен Аллахом или подвергнут Им тяжкому наказанию?». Ответ наставлявших на это был таков: «Это для того, чтобы иметь нам хотя бы возможность просить прощение у Господа вашего, может (они) устрашатся выступить против Аллаха» (Араф, 7/164).
Аяты продолжают так: «И когда (они) забыли преподанное им учение, Мы спасли воздержавшихся от плохого и подвергли нечестивцев жестокому наказанию за их неповиновение Аллаху. Когда они преступили запрещенное им, мы сказали: «Сделайтесь презренными обезьянами» (Араф, 7/165-166)…
Вот, так!.. А теперь вместо того, чтобы оказать нам поддержку, вы косвенным образом поддерживаете наших оппонентов. Вы уверены в том, что то, что произошло с ними, не произойдет и с вами?
— Не знаю, друг мой. Я думаю о тебе.
— Смотрите, если у меня останется жизни даже на глоток воздуха, то и ее я хотел бы потратить на то, чтобы исправить подобные ошибки…
Примечание от автора. Эти наши усилия вылилась в книгу, которую вы сейчас держите в руках. Человек, диалог с которым мы привели выше, ознакомившись с этой книгой (ее первым изданием), расценил ее как большой успех…
МЮРИД: Вы правы. Некоторые ученые сознательно избегают возможности говорить об ошибках и заблуждениях открыто…
БАЙЫНДЫР: Быть ученым не достаточно. Научным знанием надо еще и уметь пользоваться на своем месте. По этому вопросу Всевышний приводит нам в качестве примера Адама.
Его учителем был сам Аллах. Он «научил Адама именам всех существ, потом, показав их ангелам, сказал: «Если вы правы, назовите мне их имена». Они отвечали: «Всехвальный! У нас нет другого знания, кроме того, которому Ты нас научил. Без сомнения, и знающий Ты, и правящий». Аллах сказал: «Эй, Адам, назови им имен всех существ». Когда Адам назвал их имена, Аллах сказал так: «Разве Я не сказал вам, что знаю невидимое на небесах и на земле. Знаю то, что вы объявляете открыто, и то, что скрываете» (Бакара, 2/31-33).
«Адаму сказали: «Адам! Вместе с женой размещайся в раю. Откуда пожелаете, оттуда ешьте. Но к этому, вот, дереву не приближайтесь, а то будете из тех, которые поступают неверно» (Бакара, 2/35).
«Но сатана искусил его, сказав: «Адам! Показать ли тебе древо вечности и царство, которая не иссякнет» (Таха, 20/120).
Это предложение заставило его забыть обо всем.
«Оба они вкусили от того дерева. И явилась им нагота их. Они сразу стали покрывать себя листьями рая. И Адам стал непокорным Господу своему и впал в заблуждение» (Таха, 20/121).
Такова история с Адамом… В контексте темы она еще раз подчеркивает недостаточность фактора знания (науки), взятого самого по себе, его подчиненность жизненным целям и устремлениям человека, являющимися бесконечными в своей основе… Педагогом Адама был сам Аллах, а местом его пребывания был рай. Ни плохих людей не было, ни экономических трудностей. И тем не менее Адам восстал против Аллаха… Подобно тому, как Адам соблазился древом вечности и неиссякаемым царством, так и некоторые ученые, соблазняются стремлением к известности и славе, что приводит их порой к отходу от науки и ложным решениям… Очень мало людей удовлетворяется тем, что дает и обещает дать Аллах. Человек хочет все большего и большего. Есть даже такие, которые хотят быть как Аллах и даже выше него…
Наука подобна законному (разрешенному и т. д.) товару. Но как и этот товар она может быть использована во вред. Наукой можно ввести людей в заблуждение. Настоящий ученый правдив во всех случаях. Его не беспокоит и то, что в этом случае он может столкнуться с трудностями житейского порядка. Правду знают многие, но высказывают ее не все. Так что она не является чьей-то привилегией. Просто одни высказывают ее, а другие – нет…
МЮРИД: Вы говорили о поражении мусульман, которое они потерпели перед Западом. Вы не можете видеть члена этого (западного) общества превосходящим мусульманина. Всевышний разве не говорит так: «Если вы уверовали, вы выше всех» (Ал-и Имран, 3/139).
БАЙЫНДЫР: Кто же это видит так? Я говорю об отдалении мусульман от мусульманства. Если мы пришли в состояние спутника немусльмамн и это продолжается уже более столетия, значит в этом деле есть что-то неверное. Так как прочитанный вами аят не может быть неверным, ошибка должна заключаться в нашем мусульманстве. И то положение, в котором мы сейчас находимся, следует принимать как кару, которую дал нам Аллах.
Всевышний после того, как он поведал в Коране об обществах, подвергнутых им каре, продолжает так: «Рассказанное тебе является историей этих стран. Одни из них еще стоят, другие лежат как после жатвы. Мы не сделали им зла, они сделали зло сами себе. Когда пришло повеление Господа, от богов, которых они призывали из дуна Аллаха, им не было никакой пользы. Они только усилили погибель их» (Худ, 11/101-102).
Мусульмане, если они будут продолжать призывать кроме Аллаха и других лиц, которых они считают близкими к нему, то потери их еще более возрастут.
МЮРИД: Вы приводите лишь аяты, связанные с мушриками (то есть с теми, кто впал в ширк, кто придает людям или предметам отдельные качества Аллаха). Разве это верно? Разве тем не касается всех мусульман?
БАЙЫНДЫР: Большая часть Корана связана с ширком (с критикой его и мерами против него). Если вы подумаете лишь над аятом, предупреждающим пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!), то можете убедиться в нашей правоте: «После того, как тебе спущены аяты Аллаха, (смотри) чтобы они не отвратили тебя от них. Взывай к Господу твоему, смотри! – не будь из мушриков. Вместе с Аллахом не призывай другого бога. Нет бога, кроме Него. Все погибнет, кроме Лика Его. Ему принадлежит власть и к Нему вы возвратитесь» (Касас, 28/87-88).
В силу того, что это предупреждение (внушение, наставление) делается пр. Мухаммеду (да вознаградит и приветствует его Аллах!) лично, вы должны понять нас. Мусульмане должны постоянно помнить это наставление и столь же постоянно напоминать друг другу о нем.
Если мусульмане находятся сегодня в положении, им не соответствующем, то в этом есть свои причины. Потому, что Аллах не уничтожает ни одно общество впустую (беспричинно). Следующие аяты ставят все на свое место: «Те из вас, которые жили в прошлые эпохи и имели добродетели, – разве они не должны были восстать против прогнившего? Мы их спасли, но они были в малом числе. Нечестивые же последовали за своими благами, которые были даны им и оказались в числе провинившихся. А то Господь твой стал бы разве уничтожать эти страны (народы, общества) из-за ширка [58], если бы народы их были праведны?» (Худ, 11/116-117).
Свежие комментарии