Кораника
А. Байиндир. Взгляд на… 34

А. Байиндир. Взгляд на… 34

34. ВОЗВРАТ К КОРАНУ

 
МЮРИД: Имамы различных направлений, воистину, являются ценными людьми. Какой вред от того, чтобы считать их необыкновенными людьми?
БАЙЫНДЫР: В этом есть очень большой вред! Эти люди проходят на место пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!), а их учения занимают место Корана. Что может быть еще хуже?! В данный момент мы переживаем это падение.
Мы не обязаны верить (веровать) имамам различных направлений. И не несем за это ответственности перед Аллахом. Но все мы обязаны верить пр. Мухаммеду. И за это несем ответственность перед Аллахом. Аллах повелел так: «Кто повинуется Пророку, тот и в самом деле повинуется Аллаху» (Ниса, 4/80).
Эта мысль – о повиновении Пророку как форме повиновения Аллаху – встречается в Коране неоднократно [135]. А есть еще и такие аяты:
«Возьмите то, что дает вам пророк, и воздержитесь от того, в чем он вам откажет» (Хашр, 59/7).
«Если Аллах и его посланник приняли решение по какому-то вопросу, то ни один мужчина и ни одна женщина, если они верующие, уже не могут действовать в этом вопросе самостоятельно. Кто не повинуется Аллаху и Его Посланнику, (тот) впадает в явное заблуждение» (Ахзаб, 33/36).
«Те, которые действуют не считаясь с предписаниями Посланника, пусть остерегаются того, чтобы на их голову не свалилось несчастье или чтобы они не были подвергнуты тяжкому наказанию» (Нур, 24/63)…
 
а. Чудо
 
В силу важности этой темы мы возвращаемся к ней, но теперь исследуем ее под несколько иным углом зрения.
БАЙЫНДЫР: В вопросе формирования Ислама велика заслуга пр. Мухаммеда. Вы хоть подумали об этом?
МЮРИД: Да, конечно! Он ведь Посланник Аллаха.
БАЙЫНДЫР: Откуда вы можете знать, что он Посланник Аллаха? Как это вы можете доказать?
МЮРИД: Мухаммед является последним посланником (пророком) Аллаха. И каждый должен верить в это. 
БАЙЫНДЫР: Это верно! Но как люди могут знать, что Мухаммед (да вознаградит и приветствует его Аллах!) является посланником Аллаха?
Смотрите, если некто встанет и объявит себя, скажем, послом Америки в Турции, то мы разве обязаны верить ему на слово? Разве мы не потребуем доказательств?.. И в отношении посланника вопрос стоит подобным же образом.
МЮРИД: Естественно, он должен представить на этот счет документ свого правительства.
БАЙЫНДЫР: Точно так же и пророк Мухаммед должен представить свой документ, подтверждающий его посланническую миссию. И этот документ он должен представить мне.  То есть каждому из нас, каждому человеку в отдельности. Это говорит о внимании Аллаха к человеку, о ценности, которую Он придает ему… Все, кто читают Коран, могут видеть документ, подтверждающий посланническую миссию Мухаммеда. Коран в целом есть, как отмечено, такой документ, Но в нем есть и аяты, непосредственно говорящие об этом. К примеру, один из них:
«Клянусь, что Аллах оказал большую милость верующим, послав им одного из них в качестве посланника (пророка). Он читает им аяты Аллаха, делает их чистыми (очищает их от привнесений), обучает их Книге и мудрости. А то они пребыли в явном заблуждении» (Ал-и Имран, 3/164).
МЮРИД: Теперь понял! Документом, подтверждающим посланническую миссию пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) является демонстрируемое им чудо.
БАЙЫНДЫР: Верно!
МЮРИД: К примеру, в Хендек савашы (Ровной войне) [136] Джабир б. Абдуллах стал свидетелем голода пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!). Он тут же зарезал небольшую овцу. Жена смолола около трех кило ячменя. Затем она незаметно прошла к Пророку и попросила его прийти к ним вместе с несколькими его друзьями. Пророк поднял всех. Собралось около тысячи человек… Все они поели из приготовленного и наелись. Кастрюля оставалась полной мяса и ячменя [137]
БАЙЫНДЫР: У всех пророков было такое чудо, то есть документ, свидетельствующий об их посланнической миссии. Верблюдица Салиха, превращение посоха Мусы в змею и окрашивание его руки в белый цвет, оживление Исой изготовленной им из глины птички при дуновениие в нее и воскресение им мертвых, лечение слепых и прокаженных – все это есть примеры чуда, которые  демонстрируются посланниками с помощью Аллаха и назначение которых состоит в том, чтобы доказать их посланническую миссию.
Насколько живы и убедительны эти примеры – это можно видеть, скажем, на примере верблюдицы Салиха, которую, по воле Аллаха, он извлек из скалы, на чем настаивало его племя.
Аллах Теала так сказал Салиху (да приветствует его Аллах!): «Чтобы проявить их действительное лицо, посылаем верблюдицу. Наблюдай за ними и будь терпелив. Скажим им, что вода поделена между ними (между верблюдицей и ими). И пусть они по очереди следят за ней» (Камер, 54/27-28).
Один день воду пила верблюдица, другой – жители города. В тот день, когда верблюдица пила воду, жители города пили ее молоко  [138].
«А к самудитам (Мы) послали в качестве посланника из их рода Салиха. (Он) сказал: О, народ мой! Поклоняйтесь Аллаху, у вас нет бога, кроме Него. Смотрите, вам от Господа вашего дано явное знамение: эта верблюдица Аллаха есть чудо (знамение) для вас. Оставьте ее пастись на божьей земле, не делайте ей ничего дурного, а то вас постигнет тяжкое наказание.
Вспомните, Аллах после народа Ада сделал вас преемниками. (Он) поместил вас на земле, на равнинах которой вы возводите дворцы, из гор вытесываете дома. Так, помнити же о благодеяних Аллаха и беспорядком на земле не создавайте смуту.
И вот надменные из родовой знати сказали тем, кто казался им слабым (смиренно-кротким) из уверовавших: «Вы в действительности знаете, что Салих послан (вам) Господом?». Они ответили так: «(Да) мы и вправду уверовали во все то, что послано с ним».
Тогда надменные сказали: «Вот мы и не признаем то, во что вы уверовали».
Затем они подрезали ногу верблюдицы и повалили ее. (Они) ослушались приказа Господа. И сказали: «О, Салих! Если ты и в самом деле из посланников, то навлеки на нас свою угрозу и мы увидим, что это такое».
И сотряслась земля под ними. Они рухнули на колени там, где стояли, и умерли.
В ответ на это Салих оставил их, сказав: «О, народ мой! Клянусь, что я передал вам слово Господа моего и дал вам совет (наставление). Но (вижу, что) вы не любите советчиков» (Араф, 7/73-79).
Пока верблюдица Салиха была жива, возражать ему было трудно. Верблюдица, извлеченная из скалы, была чудом, документально подтверждающим его посланническую миссию. Когда ее не стало, не стало и этого документа. Салих должен был либо представить новый документ, либо же уйти из этих мест. Господь не дал нового чуда (документа). И Салиху не оставалось ничего другого, как только покинуть свое общество. Но Аллах покарал его соотечественников за неверие…
МЮРИД: Умершая верблюдица перестает быть чудом (документом)?
БАЙЫНДЫР: Кто станет считать ее чудом (документом)?..
 
б. Чудо пророка Мухаммеда
 
МЮРИД: А как в этом плане обстоит дело с пророком Мухаммедом (да вознаградит и приветствует его Аллах!)? Сегодня нет и чудес, которые он демонстрировал…
БАЙЫНДЫР: Это не так! Его чудо продолжает сохраняться! И это чудо есть Коран (Кур’ан-и Керим)!..
Коран в своем неизменном виде будет сохраняться до Судного дня. В силу того, что его охранитель есть сам Аллах Теала, продолжается, несмотря на его смерть, и посланническая миссия пр. Мухаммеда. Ибо Аллах сделал Его своим последним посланником к людям и всё, что Ему требовалось от них, он сообщил им с его помощью (посредничеством). Аллах Теала говорит так: «Сегодня Я усовершенствовал  для вас вашу религию и завершил свое благодеяние по отношению к вам. Мне было угодно дать вам религей Ислам» (Маида, 5/3).
МЮРИД: Кто сейчас осуществляет миссию пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!)?
БАЙЫНДЫР: Все, кто знают Коран, объясняют его и  обучают ему!
Посланники получают откровение от Аллаха, демонстрируют чудо с Его помощью. В их задачу входит пропагандирование полученного откровения. Аллах Теала говорит так: «О, Посланник! Пропагандируй то, что тебе спущено от Господа твоего. Если ты не сделаешь этого, то будешь неиспонившим посланничества (своей посланнической миссии) по отношению к Нему» (Маида, 5/67).
В этом плане Коран имеет особое значение. Он самым надежным образом охраняет откровения, полученные пр. Мухаммедом (да вознаградит и приветствует его Аллах!) от Аллаха. В то же время Коран является чудом Мухаммеда. Новые откровения уже не поступают. Но Коран остается у нас на руках. Задача состоит в том, чтобы и пропагандировать его, обучать ему и т. д. И это может делать каждый правоверный…
 
в. Каждый правоверный – наследник Пророка
 
МЮРИД: Как может каждый правоверный быть наследником Пророка?
БАЙЫНДЫР: Каждый правоверный может жить по Корану и может его пропагандировать, обучать ему и т. д.
Напомним и высказанную ранее мысль пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) о том, что «ученые являются наследниками пророков (посланников)».
МЮРИД: Но каждый ведь не может быть ученым!
БАЙЫНДЫР: Каждый является ученым в своей теме и учеником в неизвестной ему теме. Правоверный, знающий из Корана хотя бы одну тему, является ее ученым (ученым по этой теме). Если он станет ее (эту тему) пропагандировать, то в этой мере (в этих границах) он и становится наследником Пророка. А в вопросах, относительно которых у него нет достаточного знания, он становится учеником.
Потому не надо думать так, что пропаганда Корана (обучение ему и т. д.) – это задача одних лишь ученых. Она относится и ко всем правоверным, но с учетом отмеченных их возможностей.
МЮРИД: А разве шейхи не могут быть наследниками пророка?
БАЙЫНДЫР: Почему не могут! Очень даже могут!.. Мы уже говорили об этом. С их стороны это возможно при условии уважительного отношения к Корану, то есть при условии, что все, что они говорят и делают, все это находит поддержку со стороны Корана, все это соответствует его духу и букве.
Наследник – представляет собой наследуемого. И по характеру представления получает свою долю в наследстве. С этим связано то, что в акте наследования каждый получает свою долю.
Посланничество не является предметом наследования. Оно не является и богатством, которое бы переходило от отца к сыну. В силу того, что посланничество пр. Мухаммеда будет продолжаться до Судного дня, есть необходимость представлять его в вопросе пропаганды Корана. В этом случае каждый правоверный в меру своего участия в пропаганде Корана становится наследником пр. Мухаммеда. Но уже как столетия эта миссия правоверных предана забвению.
МЮРИД: Кто предал забвению?.. Коран получил свою письменную форму, он читается, изучается (зубрится наизусть), передается из поколения в поколение… И в этом заслуга тех самых тарикатов (сект в Исламе), которые не нравятся вам. В курсах под их эгидой каждый год получают подготовку тысячи умов, а еще несколько тысяч обучаются чтению Корана. 
БАЙЫНДЫР: Это верно. Существуют тысячи курсов по изучению Корана, в которых ежегодно обучаются ему десятки тысяч людей. Я этого не преуменьшаю. Кораническое знание имеет важное значение в формировании человека и его общей культуры. Для мусульман же оно имеет значение еще и в плане знания и культуры веры. А это есть уже оценочный критерий. Так, пр. Мухаммед (да вознаградит и приветствует его Аллах!) в похоронах героев Ухуда, когда их укладывали в могилы по-двое и по-трое, спрашивал: «Кто из них взял бóльшую долю из Корана?». Ему указывали и он брал его на переднюю сторону [139]
Ну а мы? Сколько мы берем из Корана?.. По-моему, основной вопрос сегодня для нас заключается в этом.
МЮРИД: Посещающие курсы могут читать Коран…
БАЙЫНДЫР: Я имею в виду, что мы понимаем из Корана и что из этого мы передали людям.
МЮРИД: Мы можем признать наши упущения в этом вопросе.
БАЙЫНДЫР: Хорошо, что хоть что-то удалось заставить принять! Но приняли вы самое главное!
Те, кто отдают детей на обучение Корану, ожидают, что они будут читать из него в память предков суры Ясин и Тебареке, а в память умерших ими будет прочитан Коран в целом (хатим-и Кур’ан).
В обучении Корану основное внимание уделяется на правильное произношение звуков (чтение букв), правильное чтение и заучивание наизусть. Это все, конечно, очень важно. Но это только начало. К сожалению, на нем все и кончается. Смысл Корана выпадает из его обучения…
Но в таком случае из обучения выпадает самое главное. Вот на это мы и хотели обратить ваше внимание…
 
г. Зикр
 
МЮРИД: На курсах, вместе с арабским языком, изучаются и такие исламские науки, как фыкых, тефсир, хадис и келам [140]. Эти науки изучались в прошлом (и более широко) в медресе. Разве их основой не является Коран?
БАЙЫНДЫР: Да, Коран является их основой. Но на курсах Коран изучается наизусть. Это мало, его еще надо и понимать. Коран в этом своем определении выступает как Зикр. В аяте говорится так (повторяем): «Так вот, этот Зикр спустили Мы. Чтобы ни случилось, и охранителями его также являемся Мы» (Хиджр, 15/9).
Напомним, зикр – это размещение некого знания в памяти и приведение его в состояние, готовое к использованию.
Собирательное название данных (спущенных) Аллахом книг, таких, как Тора (Пятикнижие), Зебур (псалтырь Давида), Библия, а также советов (предписаний), приказов и запретов посланникам, – это тоже зикр [141]. Коран включает в себя все Зикры посланников. Его защита означает защиту всех божественных (то есть данных Аллахом) книг. По этой причине человек, понявший Коран, оказывается способным понять и все другие божественный книги.     
МЮРИД: Если разместить в памяти, взять на душу и привести на язык – это зикр, то каждый мусульманин делает это. Каждый мусульманин держит в памяти выученный им наизусть Коран и при необходимости читает его (из памяти, то есть наизусть).
БАЙЫНДЫР: Нечто можно помещать в память, понимая его смысл, но можно помещать и без понимания смысла. То, что помещается в память без понимания его смысла и читается отсюда наизусть, – это не зикр, а зубрежка и изложение зазубренного.
Понятие зикр связано с понятием знания. Зазубривание же свободно от этого. То есть для него фактор знания не имеет значения. Зазубрить можно и то, содержание чего не знаешь и не понимаешь. Можно подчеркнуть и то, что в понятии зикр понимать (обладать знанием) – означает понимать адекватно, то есть так, как это есть в самой сути вещей. Иначе это можно сформулировать и так, что знание как зикр (в смысле и в форме зикра) – это объективное знание.
Для характеристики понятия зикр можно воспольщоваться и однокорневыми с ним понятиями, такими, скажам, как тезеккур, музакере и эхл-и зикр.
Тезеккур: вспомнить или напомнить кому-либо о чем-либо.
«Остерегающиеся (Аллаха), когда им является видение от сатаны, вспоминают (Господа). Смотришь, прозрели (видят действительное положение вешей)» (Араф, 7/201).
В данном случае это надо трактовать так, что они вспоминают аяты Аллаха и задумываются над ними.
Музакере: двустороннее (встречное) обсуждение темы.
Эхл-и зикр: знание, которое содержится в сознании в виде, готовом к употреблени. В Коране говорится так: «Те, которых мы назначали посланниками до тебя и которым дали откровение, – они были мужчины. Если (вы) этого не знаете, то спросите у эхл-и зикра» (Энбия, 21/7).
В этом аяте эхл-и зикр – это ученые по эхл-и китабу, то есть по Книгам Аллаха. 
Понимание Корана как зикра основывается на его значении как Книги, необходимой для жизни и содержащейся таковой в сознании, и тем, что он сам по себе является Книгой, которой дается совет людям. Следующие аяты вскрывают эту особенность Корана:
«Они, когда совершают некое грязное дело или вводят себя в плохое положение, – тут же вспоминают Аллаха (то есть вспоминают в связи с темой приказ Аллаха) и начинают просить прощения грехов» (Ал-и Имран, 3/135).
«Ты советуй! В основе своей ты ведь только советчик. Ты не можешь командовать над ними» (Гашия, 88/ 21-22).
 
д. Зикр (продолж.)
 
Приведенное выше понимание зикра характеризует его как определенную способность и деятельность мышления. Оно отразилось в языке и нашло себе место в Коране. Но у зикра есть еще одно значение (или проявление), которое в этот раз непосредственно связано с сектантской (тарикатской) практикой. Это значение зикр обретает в связи с сектантским воздействием на сознание.
Зикр – процедура группового или индивидуального действия, которое на словах преподносится как «служение Аллаху», а на деле завершается  «помутнением (погашением) разума». Человек впадает в транс, теряет ориентацию и нормальное мировосприятие. Это состояние, по-видимому, можно характеризовать еще и как  гипнотическое или медитационное.
Если теперь взять это «служение» в единстве с его результатом – «помутнением разума», то выясняется, что целью является именно это помутнение, а служение выступает как средство для его достижения (или форма прикрытия, маскировки истинного намерения,). Поскольку действительная цель здесь состоит в том, чтобы оторвать человека от разума, перевести его мировосприятие в плоскость нерегулируемого иррационального сознания. В случае погашения разума одним махом сходят на нет все формы рационального мировосприятия, в которые входит и Коран. Именно это и следует признать здесь главным… Чтобы можно было общаться с Кораном и по Корану, первым условием является нормальный разум. Разум, который способен совладеть с понятиями. Если его нет, то нет и этого общения. Оно просто делается невозможным. Разрушенный иррационализмом разум не может – и даже не желает! – общаться с Кораном. Ибо в нем, в этом разуме, нет, как отмечено, способности понятия… 
Таким образом, процедура зикра (как форма группового гипноза или индивидуального самогипноза) на деле не является такой простой и безобидной, как она может показаться на первый взгляд. Более того, она просто разрушительна для разума, человека и веры. Она сокрушает все рациональное, в том числе и Коран, имеющий свою основу в рациональном (в понятии). Лишенный опоры в рациональном, оставшийся без Корана человек становится легкой добычей тариката. И тарикат начинает лепить из него своего раба…
Такова, вот, эта дорога – от зикра тариката к «помутнению разума», а от него к отрыву от Корана, – ведущая к тарикатскому рабству… Именно эта цель – преследуемый раб – и является в данном случае причиной зикра и тайным его смыслом, который самим тарикатом маскируется и преподносится им как «служение Аллаху»…
Зикр, как отмечено, совершается в групповой и индивидуальной формах. Несмотря на это различие, по сути своей он во всех случаях остается одним и тем же. Ибо эта суть в любом случае есть ни что иное, как помутнение (погашение) разума. Помутнение – для его отключения, перевода мировосприятия в иррациональное русло. В этом свете предстает и мир, и сам человек. И, естественно, Коран. Вот эту «услугу» и оказывает человеку тарикат. Но в этом случае он переворачивает верх дном, а самого человека преврашает в раба. Оба эти «открытия» тариката бесконечно наказуемы со стороны Аллаха. И тарикат этого не может не знать. Значит, знает и продолжает. А сознательно совершаемый порок еще раз наказуется Аллахом…
Групповой зикр (в тарикате). Может совершаться и следующим, к примеру, образом. Группа в 10-20 человек берется за руки (продевает руки в руки), образуя ряд. И этот ряд, переступая с ноги на ногу и покачиваясь, приходит в движение. Все эти действия совершаются в манере пританцовывания. Ритм – возрастающий, сначала медленный, потом средний, а затем быстрый. Движение совершается вдоль цепи (влево-вправо), которая в это время может закручиваться полукругом, от цепи вперед и назад с возвратом в исходное положение. Ко всему этому добавляются еще и различные поклоны и телодвижения. Голова болтается на шее, как нечто случайное (на теле) и ненужное… Все это сопровождается еще и непрестанным повторением известных в Исламе формул (Ла илахи иллалах, Хас би Аллах, Аллаху экбер и др.). По мнению сектантов, это есть свидетельство их бóльшей набожности по отношению к другим мусульманам…
А теперь пусть каждый попробует совершить это «чудо тариката» – зикр-действие! И посмотрим, на сколько его хватит! Сколько времени он продержится в этом состоянии. В состоянии, в котором болтание, качание, дрожание – что хотите – все есть! – и все это направлено на то, чтобы помутить разум… Кто бы это ни был, но совершенно очевидно, что подобныне действия вскоре лишат любого из нас состояния нормального человека…
Вот так и зикр (зикр-действие) продолжается до полного изнеможения и бесчувствия его участников… Когда они падают один за другим отключенными, «приходит Главный и указывает на то, как быть дальше…». Это и есть истинный смысл и цель зикр-действия… Привести человека в непригодное для разума (и с точки зрения разума) состояние с тем, чтобы уже потом делать с ним угодное… Где здесь Аллах и где Коран?.. Все это осталось на совести тех, кто изобрел этот метод разрушения и эксплуатации личности. Разрушения разума с целью эксплуатации личности. Или так: эксплуатации – путем отлучения человека от всего одновременно, начиная с разума и кончая Кораном, начиная с него самого и кончая Аллахом… Величайший грех! «За гораздо меньшее» Аллах карает вечным огнем…
Индивидуальный зикр.Может иметь разные формы. Наиболее простой и доступной является перебирание четок. При перебирании надо произносить (в уме или на слух) одну из традиционных формул Ислама (Ла илахи иллалах, Хас би Аллах, Аллаху экбер и др.). Всего же надо перебрать… тысячи четок!  Да, именно столько! То есть опять же ровно столько, сколько это нужно для «помутнения»… Этого нет ни в одном наставлении Пророка. Потому эту практику можно считать изобретением самого тариката… И лучше всего это делать ночью, встав с постели. Не забудем, что при этом рекомендуется еще и укрыться белой бязью… А начатое ночью можно продолжить и днем…
Повторение  (или продолжение) этой процедуры днем – на работе, дома, на досуге – вводит человека в некое отрешенное от мира состояние, ввергает его в некий навязчивый транс. Он плохо воспринимает то, что говорят ему со стороны, не может сконцентрироваться на теме. Внимание его отвлечено, разум наполовину парализован. Такому человеку нельзя доверить что-то серьезное. В любом деле он может сделать аварию. Потому каждый станет избавляться от него. И закончится все это состоянием безработного. Теперь он может до бесконечности перебирать свои четки…  
Можно провести параллель между зикром в Исламе и медитацией и концентрацией в восточных системах веры. К примеру, приняв определенную позу, можно сконцентрироваться на кончике носа и думать при этом о своем Боге или произносить его имя. Все это, оказывается, нужно для достижения отрешенного (от мирских забот) и спокойного состояния, ведущего в итоге к блаженству души и блаженной душе… Может это и так. Но где здесь разум? Он мешает что-ли спокойствию и блаженству? Без него, выходит, можно достичь это спокойствие и блаженство, а с ним, вроде бы, – и нет… Странно… Ничего подобного в Коране нет. В Коране есть нечто прямо противоположное этому. Есть вера в разум и учение о разумном. Коран предлагает разумом и постигает разумом. Вне разума у него нет никакого другого средства. Он построен с опорой на разум. И это есть его абсолютный и генеральный принцип. Без разума в Коране делать нечего. Ни сказать, ни понять в нем ничего невозможно. И Аллах нас постоянно призывает к нему, к этому самому разуму… И Аллах призывает, и Коран наставляет!.. И после этого нам предлагают… перебирать бессознательно четки или концентрироваться на кончике носа…
В сути исламского зикра и восточных медитаций (и концентраций), как теперь выясняется, лежит одно и то же. Это «одно и то же» есть «выключение (вытеснение) разума» путем его «помутнения и погашения». Зикр и медитация одинаково есть средства для достижения этого помутнения и погашения. Эта генерализация объединяет тарикат «восточный и дальневосточный». Она же является основой для понимания и оценки тариката (сектантства) в других системах веры, включая Христианство и иные системы…

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.