Кораника
А. Байиндир. Взгляд на… 31-34

А. Байиндир. Взгляд на… 31-34

31. ХАДИС-И ШЕРИФЫ

 
Слова пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) как посланника Аллаха, совершенные им (в этой роли) дела и принятые им правила поведения характеризуются как хадис.
МЮРИД: В связи с тарикатами мы говорили о хадисах. Какое у вас к ним отношение?
 БАЙЫНДЫР: Уже отмечалось важное значение хадисов как документа, проливающего дополнительный свет на учение Ислама. Но даже и среди истинных (сахих) хадисов есть свои различия (каждый хадис имеет свою степень ценности). Хадисы, в отношении которых нет сомнения в том, что они принадлежат пр. Мухаммеду (да вознаградит и приветствует его Аллах!) называются мутеватир хадисы. Ахмед Наим говорит об их немногочисленности и насчитывает всего четыре таких хадиса (эти хадисы по своему словарю и смыслу являются мутеватир хадисами) [122]. При всех различиях в подходах к вопросу все сходятся во мнении о немногочисленности этих хадисов. В отношении немутеватир хадисов есть определенные сомнения. Они касаются их документальной основы или смысла.
Люди, передающие нам хадис со времен пр. Мухаммеда и до наших дней, образуют сенет (документ) этого хадиса. Встает вопрос о доверии к этим людям, их памяти и способности передавать исторические события.
Имеет место и такое положение вещей, когда различные мезхеби (мезхеб: направление, школа, толк и т. д.) в Исламе высказывают различное отношение по отношению к хадисам. Скажем, один из них принимает за основу один хадис, другой – другой, а третий – вообще отбрасывает хадисы, принятые первыми двумя. Бывает и такой случай, когда из существующих хадисов принимается более слабый, а более сильный остается в стороне.
К примеру, в направлении (мезхеби) Шафии семь раз (один раз – землей и шесть раз – водой) ополаскивается посуда, облизанная собакой [123]. Это основывается на следующем хадисе: «Тот, посуду которого оближет собака, пусть обмоет ее семь раз, одно из них должно быть чистой землей» [124].
Мезхеб Ханбели тоже разделяет эти взгляды. И в этом вопросе основывавется на том же хадисе [125].
МЮРИД: Хорошо, это истинный хадис или нет? Это я говорю к тому, что, согласно представлениям месхеба Ханефи, посуду, облизанную собакой, достаточно промыть три раза.
БАЙЫНДЫР: Это истинный хадис. Он проходит во всех шести книгах (кутуб-и ситте), излагающих истинные хадисы. Он имеет место у Дарими и проходит во многих местах сочинения «Муснед» Ахмеда б. Ханбела. Направления Ханефи и Малики тоже принимают истинность этого хадиса.
МЮРИД: Если этот хадис присутствует во всех книгах (излагающих истинные хадисы), то почему же представители Ханефи расходятся с ним? Разве можно расходиться с истинным хадисом?
БАЙЫНДЫР: Да, это истинный хадис. Пр. Мухаммед да вознаградит и приветствует его Аллах!) действительно высказал это слово («Мыть посуду, облизанную собакой, семь раз, из них один раз – чистой землей»), но по его поводу иджма (согласие в мнениях) [126] не состоялось.
 Подобные факты являются материалом для размышлений ученых по мусульманскому праву (фыкыху).  Речь идет о том, при каких условиях было сказано это слово Пророком. Сохраняются ли эти условия и поныне? Было ли после этого у него по этому поводу другое слово или действие, связанное с ним?.. Приняв во внимание все это, можно сделать правильное заключение.
Здесь можно подчеркнуть еще и позицию последователей Ханефи. Они отрицают эту необходимость (мыть посуду семь раз после собаки), поскольку это не стало в Исламе обязательным предписанием (иджмой). Они считают ее в основе своей направленной против преодоления близких отношений человека с собакой, что имело место в эпоху раннего Ислама. В обоснование этой своей позиции они приводят пример с запретом на потребление алкоголя. Разбивались бочки, в которых хранилось «зелье»,  запрещалось пить из посуды (кружек), из которой пили его. С преодолением привычки (к спиртоному) запрет (на посуду) был снят. Как в примере со спиртым, так и в данном случае Пророк должен снять запрет.
Далее последователи Ханефи приводят следующие слова пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!):  «Посуда, облизанная собакой, моется три раза».
Последователи Ханефи подчеркивают в этой истории еще одну ее особенность. Это ее предписательный характер. Речь идет об обязательном исполнении того, что предписывается хадисом. Если это «мыть посуду после собаки», значит ее надо мыть. Для прояснения сути вопроса проводится еще и параллель с омовением при намазе. Если Аллах велит делать это омовение, значит его надо делать. Пр. Мухаммед говорил так: «Это – омовение, без которого Аллах не примет намаза». А что касается мытья посуды по гигиеническим соображениям, – сколько раз и как ее мыть, – то эту задачу, (по представлениям Ханефи), надо оставить решать человеку самому [127]. Таково, вот, мнение Ханефи.  
В оценку этого мнения скажем так. Хадис, на котором основывают ханефисты свое мнение, – слабый [128]. Но из-за соответствия своим принципам они в данном случае предпочли его.
МЮРИД: Очень интересно!
БАЙЫНДЫР: Еще более интересными являются взгляды последователей Малики. Имам Малик не видел необходимости в мытье посуды, облизанной собакой. Когда его спросили о приведенном выше хадисе (сколько раз мыть посуду, облизанную собакой), он сказал: «Да, такой хадис есть, но в чем заключается дело, – этого я не знаю» [129].
МЮРИД: Месхеб Малики является одним из распространенных в Исламе…
БАЙЫНДЫР: Да, но само по себе это не гарантирует истинности. В связи с этим хочу подчеркнуть следующее.
Единственным текстом, который взят Аллахом под свою защиту и который является непререкаемым (не подлежащим оспариванию), является Коран (Кур’ан-и Керим). Есть еще и предписания в отношении обязательных молитв (фарз намазов), их времени, рекятов и формы совершения. Все они, как и Коран, переданы нам способом, не вызывающим сомнения в их истинности. В отношении их не может быть никакой полемики. Они тоже являются мутеватирами (то есть такими, истинность которых не подвергается сомнению). То, что поступает к нам с ними как благое, есть благое, а что – как запретное (недозволенное, нечестное и т. д.), есть запретное. Это характерно для всех направлений (мезхебов) в Исламе. Различия начинаются уже после этого.
МЮРИД: Значит, за пределами этих оснований все другие (или остальные) вопросы могут быть дискутируемы. Так вы хотите сказать?
БАЙЫНДЫР: Конечно же! Это дает мусульманам большую научную свободу. Все направления (месхебы) в Исламе, которые придерживаются отмеченных ограничений, имеют право на существование. И в рассматриваемой нами теме (о том, сколько раз мыть посуду…) эти ограничения не переступлены. Потому приводимые в связи с ней рассуждения не противоречат ни Корану, ни истинным (мутеватир) хадисам, ни иджме.
Аллах Теала говорит так:
«Тебя спрашивают о том, что разрешено им (в пищу). Скажи: «Вам разрешено все хорошее и чистое. И то, что изловит для вас охотничье зверье, которое вы обучили этому, как тому обучил вас Аллах. Ешьте это и призывайте над ним имя Аллаха. Остерегайтесь (бойтесь) Аллаха. Ибо Аллах не медлит с расчетом» (Маида, 5/4).
Собака прикусывает свою добычу и сюда попадает ее слюна. В аяте ничего не говоритмся о том, что это место надо омывать (очищать). С этой точки зрения аят где-то оправдывает точку зрения Малики.
Думаю, что этот пример дает достаточное представление о том, что я хотел сказать.
 
32. МАСХАБЫ
 
МЮРИД: Вы говорили о том, что на практике можно не соответствовать взглядам отдельных мезхебов  (направлений), таких, скажем, как Ханефи, Шафии, Малики, Эшари. Значит ли это, что вы в целом не придаете мезхебам (в Исламе) значения?
БАЙЫНДЫР: Если месхеб понимать как направление или подход к вопросу в науке (существующую здесь точку зрения и т. д.), то его следует признать естественным явлением. И я, конечно же, не могу быть против этого. Наука развивается, разветвляясь на направления, подходы, точки зрения. Я лишь против обожествления ученых и за обеспечение свободы научных исследований.
В этом плане существование различных направлений (подходов и т. д.) не является основанием для разногласий, споров и конфликтов. Напротив, это есть условие развитие и прогресса. Речь идет об общей базе этих направлений, которой в Исламе является Коран. Важно иметь это в виду. То есть в исследованиях следует исходить из Корана, а не отодвигать его второй план. Во всех случаях согласия с Кораном и непротивостояния ему мы просто обязаны быть уважительны по отношению к любой точке зрания, выдвигаемой в связи с тем или иным вопросом или проблемой. Это, собственно, и есть метод или требование науки. Поступать иным образм – значит порывать с наукой.
Аллах Теала говорит так:
«Мухаммед есть посланник Аллаха. Те, которые с ним, безжалостны против неверных и добросердечны между собой» (Фетх, 48/29).
«О, верующие! Знайте, что если кто из вас отвернется (отступит) от своей веры, то Аллах заменит его другим народом, Он будет любить их и они будут любить Его. Они будут смиренными по отношению к уверовавшим и очень резкими (суровыми) по отношению к неверным. Они будут сражаться на пути Аллаха, не станут бояться осуждения осуждающих. Это есть дар Аллаха, кто захочет, тому и дает [130]. Аллах покрывает собой все (Он вездесущ) и все знает.
Ваши друзья (покровители) – только Аллах и правоверные, которые совершают намаз вместе с Его посланником, дают зекят и совершают рюку (поклоняются Аллаху).
Те, которые делают себе друзьями Аллаха, его посланника и верующих, (пусть знают, что) сторонники Аллаха, без сомнения, будут в превосходстве (будут победителями)» (Маида, 5/54-56).
 
33. ИЧТИХАТ
 
Ичтихат здесь понимается как взгляды и убеждения исламского ученого по какому-либо вопросу.
МЮРИД: Мезхебы порешили все вопросы. Нам остается только понять и практиковать их.
БАЙЫНДЫР: К сожалению, порой думают так. Но жизнь ведь развивается. И наука не стоит на месте. Ученые из различных направлений Ислама пытаются осмыслить тему с учетом принципов и традиций своего направления.
Большое значение здесь имеют существующие условия. Они создают почву в уверенности в материале, который имеется на руках, и определяют направление его исследования и комментирования. По этой причине с изменением этих условий может измениться и подход к материалу, его восприятие.
К примеру, создателем направления (мезхеба) Ханефи был Эбу Ханифе. Эбу Юсуф и Мухаммед [131] были его учениками и ведущими учеными направления. В вопросах судебного разбирательства следуют мнению Эбу Юсуфа. Он был главным судьей (и возглавлял судейство страны)и имел в этих вопросах большой опыт. Далекая от практики наука не может решить ее проблем.
После смерти Эбу Ханифе Эбу Юсуф прожил 33 года, а Имам Мухаммед – 39 лет. Их различия во взглядах отразились в практике права. Так, по Эбу Ханифе, если нет обвинения, свидетели, с учетом оценки их взглядов, считаются правдивыми и их свидетельство принимается судом как правдивое. По Эбу Юсуфу и Мухаммеду, если даже не будет обвинения, в отношении свидетелей должно быть проведено расследование на предмет их надежности (исследование их правдивости и репутации). Предпочтение было отдано этому (второму) мнению. Это было связано и с тем, что после Эбу Ханифе нравственная атмосфера в обществе расстроилась. И теперь для того, чтобы суд признал правдивыми показания свидетелей, требовалось, чтобы они прошли проверку на надежность [132]. Это решение следует признать верным. Неверным является его антиисторическая оценка. В этом случае жизнь воспринимается как застывшая, все последующее развитие, вместо Коран и Сунны, опирается на мнение этих ученых.
Никому не придет на ум практиковать в наши дни технологию производства ткани прошлого века или имевшую здесь место технологию строительства или организацию транспорта. Но вот в вопросах права такое, видимо, может прийти на ум. Так, в данном случае и предлагается взять за основу правовую практику, имевшую место 1300 лет тому назад в Куфе и Багдаде и соответствовавшую условиям жиэни общества того времени… Считать, что месхебы порешили все вопросы (или что на сегодня все вопросы уже порешены ими), – значит впадать в антиисторизм и считать жизнь застывшей и лишенной развития…
МЮРИД: Сегодня могут вырасти такие ученые, как Эбу Ханифе, Имам Малик и Имам Шафии? Рассказывается о том, что Эбу Ханифе в течение сорока лет совершал с омовением ятсы намаза и утренний намаз [133].
БАЙЫНДЫР: Основная проблема в том и заключается, что этих людей превращают в святых!.. Сколько раз совершал с омовением ятсы намаза утренний намаз пр. Мухаммед (да вознаградит и приветствует его Аллах!)?.. Есть ли хоть одно слово Эбу Ханифе о пользе ночи, проведенной без сна? Ночи, которая создана Аллахом для сна… Зачем вы стараетесь видеть этих ученых необычными и, подобно некоторым формам бытия, недостижимыми людьми? Они ведь жили простой и скромной жизнью…
И жизнь пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!), могущая быть для каждого примером, также отличается доступной для каждого простотой. Но люди, привычные витать в небесах, не переставая, силятся представить и его жизнь, а также жизнь людей из его окружения как нечто необычное, чтобы затруднить нам использование его в качестве примера для нас. Хорошо, что у нас есть на руках Коран и истинные (сахих) хадисы, которыми мы можем сопротивляться этому…
МЮРИД: Да, хорошо!.. И тарикаты порешил, и мезхебы!.. Не пойму, что за цель у тебя? Или ты хочешь выдворить Ислам за пределы жизни?
БАЙЫНДЫР: Я хочу вернуть к жизни мусульман, выдворенных из нее! Вы же тратите все свои силы на то, чтобы сопротивляться разуму. Но Аллах «…собирает всю грязь на тех, кто не пользуется разумом» (Юнус, 10/100).
МЮРИД: Как может быть Ислам без мезхеба?
БАЙЫНДЫР: Там, где пользуются разумом и где имеет место научное исследование, – там везде есть мезхеб. Закрывать дверь для истихата – значит прекратить научный поиск. Это же становится возможным в случае, если считать саму жизнь застывшей. Но от того, что вы посчитаете жизнь застывшей, она от этого не станет такой (застывшей). Вы сами станете жертвой такого мировосприятия. Вы не сможете вписаться в жизнь и она вынесет вас за пределы современности…
Мусульмане столетями не занимаются исследованием Корана и отдалены от него. В итоге Коран стал восприниматься как недостижимый святой и в отношении него сложилось мнение о неспособности понять его. В силу этого Коран сегодня пришел в состояние книги, которую читают ради благодеяния, из которой приводят примеры для назидания и которую используют в ряде мусульманских церемоний. В последнем случае из нее читаются несколько аятов и на этом общение с ней завершается. Аллах Теала говорит так: «Они разве не поразмыслят над Кораном? Или на сердцах у них есть затворы?» (Мухаммед, 47/24).
«Клянусь, что мы облегчили Коран для (его) понимания. Но где те, которые стараются (его) понять?» (Камер, 54/17). Этот аят в неизменном виде повторяется здесь же (в этой суре) еще три раза (см. Камер, 54/22, 32 и 40).
«О, верующие! Повинуйтесь Аллаху и Посланнику Его, не отворачивайтесь, когда вы слушаете Коран. Не будьте подобны тем, которые, не слушая, говорят «(мы) слушали» (Энфаль, 8/20-21).
МЮРИД: Хорошо, на сегодня разве нет исследований, связанных с мезхебами? Как быть нам с ними, куда их девать?
БАЙЫНДЫР: Смотрите, большая часть предписаний относительно веры и богослужения находит себе место в Коране и Сунне. Проблем, которые оставляются на исследование, мало. Но такие есть, К примеру, в вопросах, касающихся мирозданья намечены общие основы и границы темы, все остальное оставлено на долю науки.
Пр. Мухаммед (да вознаградит и приветствует его Аллах!) сказал так: «Ученые являются наследниками пророков (посланников)» [134]. По этой причине ученые будут и дельше ислледовать Коран и Сунну в отведенных им проблемах и аспектах и в этом плане, естественно, будут использовать (в той или иной форме) и имеющийся у них на руках научный материал. Таким образом они будут представлять пр. Мухаммеда (да вознаградит и приветствует его Аллах!) во всех вопросах, связанных с Кораном. Функцию (задачу), которая была возложена Аллахом на пр. Мухаммеда, должны с необходимостью продолжить его представители – ученые. Эта функция (задача) характеризуется следующим образом:
«Суди между ними по Книге, которую низвел тебе Аллах. Избегай их, чтобы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если отвернутся, то знай, что это от того, что Аллах хочет навлечь на них беду в ответ на их некие грехи. В принципе, большинство людей и в самом деле покинуло (праведную) дорогу.
Или они ждут приказа о возврате к невежеству? Чей приказ, кроме приказа Аллаха, может быть лучше для народа с глубоким познанием?» (Маида, 5/49, 50).
Итак, ученые направляют людей к Корану и Сунне. Эта работа требует постоянства. И она имеет в каждое время свое продолжение. И это касается как Ислама в целом, так и его раличных направлений. Если же считать проблемы порешенными, а имамов (духовных лидеров мезхебов) – посвященными в святые, – тогда и для науки остается очень мало места. И вообще все дело в этом случае заводится в тупик…

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.