Всевышний Аллах говорит так (повторим): «(Ангелы): «Ты создаешь того, кто будет сеять там смуту и проливать кровь? Но чтобы ты ни сделал, ты сделаешь это самым прекрасным образом. По этой причине мы поклоняемся тебе. Ты сделаешь все только самое чистое». (Господь твой:) «Я знаю то, чего вы не знаете (2/30).
Тесбих происходит от корня себх, который означает быстрое движение в воздухе и на воде. Сюда же относится и движение звезд на своих орбитах. Еще его два значения: спешить делать порученную работу и быстрый бег лошади [1] В данном контексте тесбих означает спешить в служении Аллаху (спешить служить Аллаху) [2]. .
По этой причине выражение «نسبح بحمدك» переводится так: «Что бы ты ни сделал, ты сделаешь это самым прекрасным образом. По этой причине мы служим тебе».
Такдис происходит от корня кудс. Кудс означает быть чистым. Такдис означает многократно чистый, очень чистый, совершенно чистый. В этом значении является одним из имен Аллаха. Этусовершенную чистоту Аллаха мы можем видеть по его делам. Отсюда «нукаддису лек» переводится так: «Ты сделаешь все самое чистое».
Всевышний Аллах говорит так: «Уверовавшие, иудеи, христиане и сабияне, кто из них, уверовав в Аллаха и день Ахирета (Судный день), станет творить добрые дела, их вознаграждение у Господа ихнего. На них нет ни страха, ни печали» (2/62).
Те люди, до которых не дошло слово посланника [3], делаются ответственными только за ширк и действия, основанные на их знании. А те, до которых дошло это слово, обязаны верить ему и жить в соответствии с его указаниями. Слово посланника вступает в силу с демонстрацией им чуда, то есть с предъявлением им доказательств (свидетельств). Ибо только чудо является доказательством того, что данный человек и в самом деле является посланником Аллаха. Таким чудом Мухаммеда-алейхиселама (да приветствует его Аллах) является Коран. Те люди, которые сами не читали и не слушали Коран на понятном им языке, тоже считаются стоящими вне Слова Аллаха, т. е. лицами, до которых оно не дошло.
Аят, подобный приведенному выше, имеет место и в суре Маида: «Скажи: «О, вы, обладатели Книги! У вас нет никакой ценности до тех пор, пока вы не станете практиковать Теврат (Тору), Евангелие и то, что ниспослано вам от Господа вашего. (О, Мухаммед) То, что ниспослано тебе от Господа твоего, без сомнения, умножит заблуждение и отрицание многих из них. По этой причине ты не огорчайся по поводу этого общества кяфиров. Уверовавшие, иудеи, христиане и сабияне, кто из них, уверовав в Аллаха и день Ахирета (Судный день), станет творить добрые дела, на них нет ни страха, ни печали. Мы взяли у сынов израилевых категоричное слово и направили (к ним своих) посланников. Но они обвиняли во лжи или убивали (тех из) посланников, которые приносили им то, что было им не по душе» (5/67-70).
Еще один аят в связи с темой: «В отношении тех, которые следуют этому расулу, неби, умми [4], (имя) которого они найдут в Торе и Евангелии, которые находятся у них (на руках). Этот Посланник (Мухаммед) предписывает (приказывает) им хорошее (доброе) и запрещает плохое (дурное). Признает хорошее во благо, а плохое – во вред. Он снимает с их спин тяжелый груз, а с шей – железные кольца. Те, которые верят (доверяют) ему, с уважением поддерживают его, содействуют ему, вместе с ним следуют этому ниспосланному Свету (Корану), – вот они и есть те, которые достигнут желанного» (7/157).
В этих трех религиях, – у иудеев, сабиян и христиан, – наряду с верой в бытие и единство Аллаха, есть также и вера в Судный день (Ахирет). Упоминаемое в аятах выражение «добрые дела» носит конкретный характер и связано со знанием и возможностями людей. Как следует из приведенных аятов, люди, которые сталкиваются с последним посланником, должны верить ему и делать те добрые дела, которые указываются им. Аллах взял по этому вопросу у них категоричное слово: «(Аллах) сказал: «Даю вам Книгу и мудрость (знания), затем приходит (к вам) посланник, который называет истиной то, что есть у вас (на руках) (поддерживает и подтверждает вашу Книгу), – (в таком случае) вы обязательно должны верить и помогать ему! Вы принимаете это? По этому вопросу вы взяли на себя тяжелое обязательство». Они сказали: «(Да) принимаем!». (Он) сказал: «В таком случае будьте свидетелями. Я тоже свидетельствую вместе с вами» (3/81).
В итоге приведенный выше аят (2/62) следует понимать так: «Уверовавшие, иудеи, христиане и сабияне (до которых дошло слово Последнего Посланника), кто из них (не впав в ширк), уверовав в Аллаха и день Ахирета (Судный день), станет творить добрые дела, – их вознаграждение у их Господа. На них нет ни страха, ни печали» (2/62).
Всевышний Аллах говорит так: «…Не измышляйте подобных Аллаху. Вы это знаете»(2/22).
Каждый знает, что подобного Аллаху нет. Аллах призывает к себе людей лично, без посредников. Несмотря на это люди измышляют их. В то время как в отношении Аллаха имеются многочисленные свидетельства и доказательства, в вопросе о посредниках их нет ни одного. Единственным аргументом здесь является традиция и ссылка «на слово отцов».
Идее единства Аллаха противостоит идея множественности посредников. Каждое общество (община) создает себе своего посредника, измышляя его из своих условий жизни. Это заводит их в ширк. Ибо, выдвигая посредника, они вынуждены переносить на него те или иные качества Аллаха, что в свою очередь, означает приравнивание их по этим качествам Аллаху, а это и есть ширк. Но это имеет и другие последствия. Люди ставят себя в положение служителей и даже рабов измышленных ими же посредников. Аллах уподобляется монарху, а посредники – его приближенным. Человек служит приближенным, надеясь, что они донесут его просьбу до «Первого лица».
Всевышний Аллах говорит так: «Знай, что чистая (истинная) религия – это религия Аллаха. Те, которые увлекаются вели [5], которых они ставят между Аллахом и собой, говорят так: «Мы служим им не из-за чего другого, как только из-за того, чтобы они еще более приблизили нас к Аллаху» (39/3).
Посредники влияют на характер религиозного мышления и даже на название самой религии. Так, у христиан в качестве посредников выступают Иса-алейхиселам, Святой Дух, Мать Мария, апостолы и отцы церкви, в таоизме – Те, Инг-Янг и др. Мекканские мушрики, называя их дочерями Аллаха, выдвигали на эту роль (посредников) некоторых ангелов, образы которых они создавали в качестве идолов, которым поклонялись. Самыми известными из них были такие мекканские идолы, как эл-Лат, эл-Узза и эл-Менат. В силу того, что они считались, как отмечено, дочерями Аллаха, их имена были уподоблены именам Аллаха: эл-Лат – эллах-ин, эл-Узза – эл-азиз-ин, эл-Менат – эл-меннан-ин. Всевышний Аллах говорит так: «Вы видели этого Лата и Уззу? И другого, третьего, (идола) Мената? (Если видели, то можете понять, что это самые настоящие пустышки, у которых нет никакой реальной силы). Значит мужчины вам, а женщины Аллаху, так, что-ли? Но это несправедливое деление» (53/19-22).
Ислам категорически отвергает посредничество: Всевышний Аллах говорит так: «Воистину, человека создали мы и (мы) знаем, что нашептывает ему душа его, ибо мы ближе к нему его толстой веревки сосуда (основного сосуда)» (50/16). При такой близости Аллаха к нам между ним и нами не может быть никакого посредника. Иначе: никто в наше отношение с Аллахом войти не может. При отношениях «с посредником» люди сначала делаются его (посредника) служителями. Ибо если посредник останется недовольным, он не станет заниматься теми, которые обращаются к нему…
Все посланники призывали людей не поклоняться (не служить) никому другому, кроме Аллаха [6]. Для следования этому условию следует не допускать никого в свои отношения с Аллахом. Мусульмане, поклоняясь только Аллаху, вступают в область свободы.
Аллах не прощает человеку отступления в этом вопросе (о единобожии). Он создает человека, обеспечивает ему все условия существования, а когда дело доходит до поклонения, выясняется, что он поклоняется не Аллаху, а другому лицу. Разве Аллах допустит такое? Или простит это?..
Он говорит так: «Аллах не простит придавания ему партнеров, за пределами этого он простит тому, кому пожелает» (4/48). «Ни у кого нет права на то, чтобы Аллах дал ему Книгу, верное знание и посланничество, а он бы взял и сказал людям: «До Аллаха служите мне». Но в силу того, что вы обучаете Книге и тому, что читаете (находите) в ней, он должен сказать: «Служите одному только Господу (будьте только его служителями)» (3/79) [7].
Важно подчеркнуть, что ислам является единственной религией, которая не принимает посредничество и посредников в отношениях между Аллахом и человеком. За пределами ислама другие религии называют себя именами своих посредников.
* Аят 3/79 (А. Байындыр, Р. Османзаде)
Зачастую аят переводят так (интерес представляет его вторая половина): «Ни у кого нет права на то, чтобы Аллах дал ему Книгу, верное знание и посланничество, а он бы взял и сказал людям: «До Аллаха служите мне». Он должен сказать так: «По причине обучения и чтения Книги, будьте, без примеси (без отступления, безусловно), служителями Рабба (Господа) (3/79).
Различие между этими текстами аята очевидное.
Аят состоит из двух предложений. По смыслу их можно характеризовать так:
1. Аллах дает человеку Книгу, верное знание и посланничество. Этим он призывает его себе на службу. Служба эта заключается в том, чтобы он, в свою очередь, призывал людей к службе Аллаху. Если он станет призывать к службе себе, это станет прямым нарушением им своих функций. Потому он не может сказать, как это указано в аяте: «До Аллаха служите мне». А как должен сказать? Он должен сказать: «Служите одному только Аллаху (Господу) (будьте только его служителями)».
2. Но эту мысль Аллах перенес во второе предложение (аята), усилив его тезисом о Книге, которую «вы читаете» и которой «обучаете». Аллах подчеркнул, что то, «что вы находите в ней», требует именно такого к себе отношения и никакого другого более. То есть читающие Книгу имеют только одну возможность – призывать к служению Аллаху и только ему одному. Других альтернатив у них просто нет. Ибо их нет на свете!.. Так аят возвращает нас к идее единого Бога, которую постулирует Коран…
Как после всего этого можно призывать к себе: «До Аллаха служите мне»?.. Разумеется, накажет!..
[1] Эти два значения поставлены рядом в силу единого характера действий. Речь идет о том, что в обоих случаях имеет место действие, которое в русском языке могут быть переданы такими выражениями, как спешить делать, спешить делать быстро, делать так быстро, как это характерно для действий скачущей лошади и т. д.
[2] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, سبح.
[3] То, что переведено нами как «слово (посланника)», в книге проходит как «теблиг»: сообщение, оповещение, извещение, передача и т. д. (см. с. 60) (Пер.).
[4] От редактора.
А. Байындыр.
Расул: посол, посланник (в широком смысле).
Расулуллах: посланник Аллаха (от Аллаха). Получает знание от Аллаха (при помощи Духа) и передает его людям (доводит до людей). Комментирует и практикует его без привнесения в него каких-бы то ни было элементов от себя. Управляет социальным процессом по этому знанию.
Неби: человек, получающий знание «с неба», от Аллаха.
Расулуллах является одновременно и неби. Он и получает знание от Аллаха, и передает его людям, и управляет ими по нему, то есть от имени Аллаха. Всё это входит в его функцию.
Итак, расул – это посол. Может быть и от Аллаха и от человека. Неби – получает знание «с неба». Для него необязательно передавать его кому-либо. В лице расулуллаха эти функции объединяются.
Когда посланник Мухаммед называется расулом и неби одновременно, подчеркивается, что он и получает знание от Аллаха, и передает его людям. Обязан передать! Это есть его основная функция. И уже на этой основе он комментирует и практикует его, управляет обществом на его основе.
Умми. Несет два значения: (1) не умеющий читать и писать, (2) не имеющий представлений и знаний о ниспослании и Книге. К Посланнику Мухаммеду относится только первое значение понятия (умми).
А.Байындыр, Р. Османзаде.
Зачастую расул и неби переводят еще и как пророк. Но лучше все же переводить их как посланник и передающий слово Аллаха. В этом случае эти понятия, как отмечено, развивают и дополняют друг друга… Посланник понимается как посланник от Аллаха, в задачу которого входит передача людям Его слова. Это является его основной функцией… Когда посланник характеризуется как пророк, то в самом этом слове (пророк) появляется момент самостоятельности и независимости. Момент самоизречения. Пророк – изрекает. Он действует от (из) самого себя… Посланник не изрекает и не действует от (из) себя. Он повторяет ход действий Аллаха. Передает людям то, что получил от него… Он говорит и действует от Аллаха, его имени и по его поручению. Никакой другой функции у него нет. Потому и никакой передачи «от себя» у него тоже нет. Нет и быть не может!.. А если «отнять у пророка» эту его способность самоизречения, то чтó, спрашивается, остаётся у него?.. Потому и мы предпочитаем называть его не пророком, а лишь посланником. Со своей стороны, это слово очень точно и емко определяет его основную функцию. Взять у Аллаха и передать людям. Просветить и направить их… Взять Слово и превратить его в дело. Дело веры. Веры в Аллаха и от Аллаха…
[5] Вели (здесь): лица, которых общественное мнение принимает за людей, близких к Аллаху, делая их посредниками между собой и Аллахом (см. сюда также сноску под названием: «Посредники из близкого окружения Аллаха», приводимую в 4.1.1).
[6] См. также: 6/56, 13/36, 39/11.
[7] Соображения по аяту приводятся сразу вслед за текстом гл. 8 (см.: * Аят 3/79) (Ред.).
Свежие комментарии