Кораника
5. Является ли человек халифом Аллаха…

5. Является ли человек халифом Аллаха…

5. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЧЕЛОВЕК ХАЛИФОМ (представителем или наместником) АЛЛАХА НА ЗЕМЛЕ?

     (проблема «халеф – селеф» или«предыдущий – последующий»)
Всевышний Аллах говорит так: «Однажды Господь твой сказал ангелам: «Я создаю на земле халифý  (систему наследования, преемственности, опережения одного другим или состязательности. – Пер.)[1]. (Ангелы:) «Ты создаешь того, кто будет сеять там смуту и проливать кровь? Но чтобы ты ни сделал, ты сделаешь это самым прекрасным образом. По этой причине мы поклоняемся тебе. Ты сделаешь все только самое чистое» [2]. Аллах сказал: «Я знаю то, чего не знаете вы» (2/30).
Тот, кто занимает место другого, есть халифе или халеф. Каждый человек занимает сначала место старших в семье. Затем, в течение жизни он может занять место лиц, владеющих состоянием, должностью и возможностями. Одновременно он может и утерять все это, передав от себя в другие руки.
Все проблемы начинаются со страха потерять имеющееся на руках или завладеть местом и возможностями другого лица. Лица, выступившие против посланников в истории веры, боялись потерять то, чем они владели. В связи с этим посланники говорили так: «Я не ожидаю от вас воздаяния (ответной меры, компенсации) за это (за то, что даю вам). Мне воздаст Господь миров» (26/127).
…Когда Аллах сказал ангелам о том, что он думает создать на земле человека, они сразу оценили это так: «Ты создаешь того, кто будет сеять там смуту и проливать кровь?» (см. 2/30). Они выразили оценку событий в системе человеческого (социального) бытия (и, как выяснилось, оказались совершенно правы. У ангелов, как это можно предположить, уже был, скорее всего, подобный опыт. Потому они среагировали сразу и высказали совершенно четкое и в полной мере оправдавшееся суждение. – Ред.). Аллах не сказал, что этого не будет, но подчеркнул, что они, ангелы, не знают того, что знает он.
Ссылаясь на этот аят, указывают на то, что человек является халефом Аллаха. Но халеф (последующий) может занять место предыдущего, если тот освободит его или будет неспособным занимать его дальше по каким-то причинам. Ни одно из этих решений для Аллаха не подходит. Это значит, что человек не может быть халефом Аллаха. Он может быть халефом только человека. Все аяты, связанные с темой, говорят об этом [3]. Всевышний Аллах говорит так: «Смотри Давуд (Давид)! Мы сделали тебя халифе (халефом) этой земли. Решай (суди) между людьми по праву. Не следуй желаниям. Это уведет тебя от пути Аллаха» (38/26). Давуд (Давид) занял место царя Талута (Саула) после его смерти [4].
Приведем два аята по данной теме:
«Община поставила Нуха на место лжеца [5]. Мы спасли его и тех, которые были вместе с ним на судне. Мы сделали их халефами по отношению к прежним. А тех, которые посчитали наши аяты ложными, утопили. А теперь посмотри на то, каким был конец (людей) оповещенных (предупрежденных)» (10/73).
Иудеи сказали Мусе: «И до тебя мы страдали, и с тобой (страдаем). Муса сказал: «Может Господь ваш уничтожит ваших врагов и сделает вас их халифе (халефами) (наследниками, преемниками) [6]. А потом он посмотрит на то, как вы будете действовать (вести себя)» (7/129).
По этой теме между мной и Д. Боруханом [7], специалистом по Корану и вере, состоялся следующий диалог:
Байындыр: Может ли человек представлять Аллаха?
Борухан: Нет, он не дал этих полномочий даже своему посланнику. Разве он даст их нам?.. Он сказал своему посланнику так: «Если бы того пожелал Аллах, они бы не впали в ширк. Мы не назначили тебя их защитником. Не являешься ты также и их представителем (адвокатом)» (6/107). «Ты только оповеститель. Представителем всего (ответственным за все) является Аллах» (11/12).
Байындыр: Может ли быть человек халифе (халефом) Аллаха?
Борухан: Да, потому, что Аллах сказал ангелам, что «создаст на земле халифе».
Байындыр: Что выше – быть халифе или представителем?
Борухан: Естественно, быть халифе. Представитель имеет ограниченный спектр полномочий. У халифе полномочий больше.
Байындыр: Лицо, которое не может быть представителем Аллаха, может ли быть его халифе?
Борухан: Хорошо! А как ты сам понимаешь этот аят?
Байындыр: Рассматривая аяты по теме, на примере 30-го аята суры Бакара, можно видеть такое отношение, когда один человек переходит на место другого (занимает его место). Формируется система отношений «халеф – селеф». А человек не может быть халифе Аллаха. Это противоречит всей сути отношений Аллаха и человека, в том числе и словарному значению понятия. А еще создается возможность для искажений. Ибо ангелы говорят о том, что тот, который займет место Аллаха и станет представлять его, будет сеять смуту и проливать кровь. И это будет делаться, естественно, от имени Аллаха. Таков смысл действий представителя… Разве можно это принять?..
Борухан: Ты убедил меня!..

[1] Халифý: род. пад. от халифá.
Анализ понятия (халифá) и темы приводится (дополнительно) ниже (см.: * Халифá) (Ред.).
[2] См сюда также гл. 6.
[3] Можно указать на следующие аяты, где проходят слова с корнем от халеф: 2/30, 66; 3/170, 4/9, 6/133, 165; 7/69, 74, 129, 169; 10/14, 73; 11/57, 13/11, 17/76, 19/59, 24/55, 27/62, 35/39, 38/26. Всего 20 аятов.  
[4] Об этом говорит и С. Атеш (см. Коран. Пер. и комм. С. Атеша. Анкара, Кылыч, 1975, комм. к аяту 2/246) (на турецк.).
Более полно обо всем этом говорится, естественно, в самой Библии (см. Ветхий Завет. Пятикнижие Моисея…).
[5] Или: «Община вновь оболгала его» (Пер.).
[6] «Сделает вас их халифе (халефами)» – то есть разместит вас на их землях. Раньше они занимали их, теперь вы будете занимать. От них они перейдут к вам (Ред.)
[7] Джелал Борухан был членом Комисси по фетва * Стамбульского Муфтията. Он долгие годы проработал на этой должности и ушел с нее на пенсию. Был он специалистом опытным и знающим.
            * Фетва: ответ, решение, комментарий, разъяснение и т. д. муфтия (муфтията) по вопросам веры (шариата).

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.