Всевышний Аллах говорит так:
«Кто нападает на вас, вы тоже нападайте на него равным нападением. Остерегайтесь (бойтесь) Аллаха. Знайте, что Аллах (всегда) вместе с остерегающимися» (2/194).
Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, в своей Прощальной хутбе (речи) сказал так:
«О, люди! Какой сегодня день?». / «Харам (запретный, неприкосновенный) день!», – ответили ему. / «Какой это город?». / «Харам (запретный, неприкосновенный) город!», – ответили ему. / «Какой это месяц?». / «Харам (запретный, неприкосновенный) месяц!», – ответили ему. / Тогда он (Посланник) сказал: «Вот и ваша кровь, ваше добро и ваша личная жизнь так же неприкосновенны, как неприкосновенны этот день, этот месяц и этот город». Он повторил это несколько раз. Затем поднял голову (к небу) и сказал: «Аллах, мой! Передал (разъяснил) ли я?..» [1].
Неприкосновенность жизни, имущества, личной жизни… Когда нападают на эти ценности, то возникает ответное право адекватного нападения. Ответное нападение осуществляется после восстановления понесенного ущерба (потерь). Так агрессор (нападаюший) подвергается наказанию в рамках нанесенного им ущерба. Это и является основным принципом уголовного права. Следующие три аята указывают на это со всей определенностью:
«Если вы хотите наказать, то наказывайте мерой, равной совершенному по отношению к вам. Если вы примите это, то, без сомнения, это лучше для (самих же) принимающих (16/126),
«Это так. Кто отвечает на нападение на себя тем же, затем снова подвергается нападению, конечно, Аллах поможет ему. Аллах извинит и простит» (22/60),
«Наказанием за нечто плохое является такое же равное ему (ответное) плохое. Кто извинит и исправит отношения, его награда относится к Аллаху. Аллах не любит тех, которые поступают неверно» (42/40).
У каждого преступления есть еще измерение Судного дня (ахирета) и его наказание (для отступивших). Чтобы избежать его, следует раскаяться и отвратиться (от запретного и неверного). Всевышний Аллах говорит так: «Кто совершит нечто плохое или поставит себя в плохое положение, а затем попросит прощения у Аллаха, – может видеть, что Аллах – прощающий, щедро вознаграждающий» (4/110).
Эти общие принципы неприкосновенности жизни, имущества и личной жизни конкретизируются последующими аятами и хадисами. Со своей стороны, это значит, что наказания за преступления в этой сфере ориентируются на указанные общие принципы.
Рассмотрим конкретные примеры применения на практике указанных общих положений (принципов).
Если преступление против жизни имеет место как следствие несчастного случая, то оно наказывается откупом и искуплением [2], если оно совершается на сознательной основе и выступает как следствие преднамеренного злого умысла, оно наказывается кысасом [3] (соответствующим возмездием, оплатой, местью) и вечным адом.
Всевышний Аллах говорит так:
«Невозможно, чтобы один мумин (уверовавший) убил другого мумина. Другое дело, если это случится по ошибке (как следствие несчастного случая). Если кто убьет мумина по ошибке, то (убивший) мумин освободит одного раба и внесет выкуп семье убитого; другое дело, если семья простит его. Если убитый мумин (происходит) из враждебного вам общества, требуется освободить одного раба-мумина. Если он (происходит) из общества, находящегося с вами в соглашении, требуется внести выкуп его семье и освободить одного раба-мумина. Тот, кто не может найти раба, для раскаяния перед Аллахом должен два месяца подряд держать пост. Аллах знает и принимает верное решение» (4/92).
Поскольку жизнь дает Аллах, постольку и преступление против нее, на деле, направлено против Аллаха… Раб подобен мертвому. Дать ему свободу – все равно, что оживить мертвого. Потому дать свободу рабу-мумину рассматривается в данном случае как компенсация за нанесенный ущерб. Кто не может найти раба-мумина для освобождения, тот, как отмечается в аяте, должен держать непрерывный пост в течение двух месяцев. Ибо Аллах не нагружает никого сверх его сил… Все это и есть искупление вины, ее заглаживание. Они компенсируют вину и способствуют ее прощению. Это освобождает виновного от ответственности за эту вину в Судный день.
Расплата за убийство человека – это оплата семье «стоимости (цены) его крови», то есть откуп. Так семья получает компенсацию за потерянного своего члена, что способствует ослаблению ее враждебных чувств.
Сознательное убийство человека наказывается Аллахом вечным адом и его мучениями. Самоубийство мумина ведет к тому, что он теряет право на вечную счастливую будущую жизнь. Об этом Коран говорит так:
«Кто сознательно убивает мумина, его наказанием является ад, в котором он останется пребывающим навечно. Он прогневал Аллаха, (Аллах) проклял его и приготовил для него большое наказание (страдание)» (4/93).
А еще убийце выносится смертный приговор. Он является адекватной мерой за содеянное им преступление. Об этом Коран говорит так: «О, вы, уверовавшие! (В преступлениях, связанных) с убийством человека для вас обязательной (мерой) является кысас. Свободный за свободного, раб за раба, женщина за женщину» (2/178).
В смертном приговоре, выносимом убийце, последнее слово принадлежит семье убитого. Всевышний Аллах говорит так:
«Не убивайте людей, которых Аллах посчитал неприкосновенными; другое дело, если это соответствует праву. Кто убивает без права, мы дали его (убитого) представителю (соответствующие) полномочия, но пусть он тоже не превышает их в деле убиения. Ибо он получил (нашу) помощь» (17/33).
Семья убитого может простить убийцу. Всевышний Аллах говорит так:
«Кто прощается братом убитого за определенный выкуп (плату), пусть соответствует маруфу (традиции, нравам) и оплатит выкуп самым лучшим образом (по всем правилам). Это является облегчением и подарком (для вас) со стороны вашего Господа. Кто продолжит вражду и после этого, для него есть горькое наказание» (2/178).
В отношении выкупа (откупа) Посланник приводит следующее разъяснение:
«Кто сознательно убивает мумина, передается представителям убитого. Они, если захотят, убьют его, а если захотят, возьмут с него выкуп. Выкуп включает в себя тридцать хыкка, то есть самку верблюда, вступившую в четырехлетний возраст, тридцать джезеа, то есть самку верблюда, вступившую в пятилетний возраст, и сорок халифа, то есть верблюдицу с детенышем во чреве [4]. Это есть выкуп при сознательном убийстве. Стороны могут сойтись и на чем-то другом. Это может быть выкуп и на более тяжелых условиях (диет-и мухаллаза)» [5].
Убийца может раскаяться. Ибо нет преступления, которое не прощается с раскаянием. Всевышний Аллах говорит так:
«Моим служителям, расходующим себя в силу чрезмерных усилий (в вере), скажи, чтобы они не оставляли надежды на милость (рахмет) Аллаха [6]. Аллах простит все грехи. Он очень прощающий и вознаграждающий (вознаграждает сполна). Вы направляйтесь к Господу своему, предайтесь ему пока не пришло наказание (пока не поздно), потом вы не увидите (его) помощи» (39/53-54).
«Служители Милостивого (Рахмана)… Они не призывают на помощь наряду с Аллахом другого бога. Если на то нет действительной причины, они не убивают душу, признанную Аллахом неприкосновенной; не блудствуют (не прелюбодействуют). Кто совершит это, вступит в грех.
В Судный день его наказание умножится, и он останется униженным там (в аду) постоянно (навечно).
Но раскаявшийся, уверовавший и творивший добрые дела – это другое. Аллах оборачивает их плохое в хорошее. Аллах простит, вознаградит» (25/68-70).
Примером этому может быть воровство. Если вор тайно крадет товар в определенном количестве с места его хранения, то ему отрезают руку. При других кражах следует другое наказание.
Товар, украденный с места хранения, возвращается его владельцу. Воровство не является средством зарабатывания имущества (добра). Всевышний Аллах говорит так:
«Не присваивайте между собой без права ваше имущество (добро)» (2/188).
Человек, крадущий товар с места его хранения, совершает одновременно три преступления: по отношению к владельцу товара, обществу и Аллаху. Наказанием за все это является отрезание руки виновному. У этого наказания есть одна приметная особенность. Этот человек до конца дней своих становится уроком для общества (окружения). Глядя на него, другие могут отказаться от своего подобного замысла. Всевышний Аллах говорит так:
«Будь он мужчиной или женщиной, отрезайте ворам руки, чтобы это было наказанием за содеянное ими и некалом [7] со стороны Аллаха. Аллах силен, принимает верное решение» (5/38).
Некал: так называется то, что ослабляет другого и становится преградой для его силы. Это является особенностью наказания, ведущего к отказу от него. Если виновный явится с повинной и проявит примерное поведение, он избавится от некала, ему останется оплатить только штраф. Всевышний Аллах говорит так:
«Кто раскается после этого неверного своего шага, исправится, Аллах примет его раскаяние. Аллах очень прощающий и вознаграждает сполна» (5/39).
Его наказанием является возвращение владельцу равного товара (товара, равного украденному у него). Об этом мы еще скажем ниже.
У Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросили о плодах на деревьях. Он сказал: «Тот, кто ест из них в силу своей потребности, но не набирает в подол, – для того ничего (никакого наказания) нет. Кто возьмет что-нибудь, должен вернуть в двукратной мере, а еще для него есть наказание» [8].
Набирающий в подол с дерева совершает три преступления одновременно. Одно из них направлено против собственника (хозяина), другое – против общества, третье – против Аллаха. Хозяину он возвращает в двойной мере. Общество квалифицирует его действия как кражу и наказывает за это в соответствии с законом. Аллах сам решает как быть с ним…
Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, говорил так: «Если скрывается (присваивается) найденный верблюд, то его возвращают вместе с таким же еще одним верблюдом» [9].
В данном случае преступление заключается в присвоении верблюда (стремлении присвоить его). Поимка сбежавшего верблюда не является преступлением. Потому человеку не дается другого наказания [10].
Всевышний Аллах говорит так:
«Тем, которые обвиняют честных женщин в измене, а потом не могут привести четырех свидетелей, – дайте им по восемьдесят палок. Не принимайте их свидетельства больше никогда. Они сошли с пути» (24/4).
Обвинение женщины во внебрачной связи (зинá) (в нарушении супружеской неверности, измене) накладывает на нее пятно. Если ее вина будет доказана, то она может оказаться в весьма трудном положении… Зинá наказывается наказанием в сто палок. Но в данном случае даются восемьдесят. Обвинитель (лже-обвинитель) получает «палки» четырех свидетелей (в данном случае в обвинении участвуют, вместе с самим обвинителем, пять человек, на долю каждого из которых приходится по 20 палок). Его «собственные палки» снимаются с него. Так наказание уменьшается на 1/5 или 20%. Истинным наказанием для обвинителя является неприятие в последующем его свидетельства…
На женщине остается пятно, а на лже-обвинителе – неприятие его свидетельства. Последующая жизнь может внести сюда свои коррективы. Она может смыть пятно с женщины. А примерное поведение обвинителя, раскаявшегося в своем поступке, может снять с него наказание. Всевышний Аллах говорит так:
«Другое дело, если кто после этого раскается и исправится. Аллах – прощающий, щедро вознаграждающий» (24/5).
Эти области уголовного права рассмотрим на примерах наказания за измену и нападок на религию.
Измена в супружестве наказывается утратой права на супружество с честным и порядочным человеком. Это условие является всеобщим, оно относится как к мужчине, так и к женщине. Всевышний Аллах говорит так:
«Блудный мужчина может жениться только на блудной женщине или женщине-мушричке (неверующей). И на блудной женщине может жениться только блудный мужчина или мушрик. Это запрещено муминам (уверовавшим) (признано не на пользу им)» (24/3).
Наказанием за измену Аллах установил 100 ударов палками:
«Побейте совершившую измену женщину и совершившего измену мужчину палками в сто ударов [11]. Если вы верите в Аллаха и этот последний (Судный) день, не проявляйте к ним мягкость, приводя в исполнение наказание Аллаха. И пусть группа из уверовавших видит это наказание своими глазами» (24/2).
Почему 100 палок? Это решение исходит от самого Аллаха и обсуждению, что называется, не подлежит. Аллах решил так!..
Если блудный мужчина раскается и исправится, он может жениться на честной (порядочной) и уверовавшей женщине. Всевышний Аллах говорит так: «Другое дело, это те, которые после этого раскаются и исправятся. Аллах простит, щедро вознаградит» (24/5).
Аллах вознаграждает еще и тем, что превращает грехи в добрые дела. Повторим аяты:
«Служители Милостивого (Рахмана) не призывают вместе с Аллахом другого бога. Если на то нет действительной причины, они не убивают душу, которую Аллах посчитал неприкосновенной. Не прелюбодействуют (не совершают зины). Кто совершит это, получит свое наказание.В Судный день его наказание умножится и он, униженный, навсегда останется в (этом) наказании. Но если он раскается, уверует и станет творить добрые дела, это – другое. Аллах заменяет плохое подобных (людей) на хорошее (доброе). Аллах простит, щедро вознаградит. Кто раскается, станет совершать добрые дела (действовать по-доброму), – он вернется к Аллаху с одобрением его раскаяния» (25/68-71).
Всевышний Аллах говорит так:
«Аллах не запрещает вам делать хорошее и ценить тех, которые не воюют с вами по вопросам религии (веры) и не выдворяют вас из страны. Аллах любит тех, которые умеют ценить [12]. Аллах запрещает проявлять близость [13] лишь по отношению к тем, которые воевали с вами по вопросу религии (веры), выдворяли вас из страны и содействовали (этому) выдворению. Те, которые проявляют близость к ним (берут их в друзья, дружат с ними), совершают несправедливость» (60/8-9).
Аят говорит о трех категориях немусульман, в отношениях с которыми предлагает не поддерживать близость, точнее, даже запрещает ее:
1. Те, которые воюют с мусульманами по вопросам религии (веры),
2. Те, которые выдворяют мусульман из страны в связи с их верой,
3. Те, которые содействуют им (выдворяющим).
Аллах продолжает тему так:
«Воюйте на пути Аллаха с теми, которые открывают вам войну. Не совершайте нападения без права (несправедливого нападения). Аллах не любит тех, которые совершают нападение без права (несправедливое нападение). Убивайте их там, где вы настигнете их. Выдворяйте их из тех мест, из которых они выдворяли вас. Провокация (фитне) хуже смерти. Не воюйте с ними около Масджид-и Харама (Запретной Мечети) [14], другое дело, если они сами станут воевать. Если они станут воевать, убивайте их. Таково наказание этих кяфиров. Если они прекратят воевать (войну), Аллах простит, вознаградит. Воюйте с ними, чтобы устранить (сделать невозможной) провокацию, (чтобы) религия стала религией Аллаха. Если они прекратят воевать (войну), то ни с кем другим, кроме залимов (несправедливых), уже не враждуют» (2/190-193).
В начальный период коранического ниспослания против мусульман выступили мекканские мушрики. Новая вера шла вразрез с языческой верой докоранической эпохи, которую они практиковали, потому они активно сопротивлялись ей. Пришлось с ними воевать. С поддержкой Аллаха мусульмане одержали победу [15]. На 6-ом году хиджры, в Худейбие, входящим в границы современной Мекки, было заключено перемирие (соглашение) сроком на 10 лет. Но мекканцы (мушрики) нарушили его. В ответ на это на 10-м году хиджры Посланник Аллаха вошел в Мекку (покорил ее). И еще 15 месяцев не принимал по отношению к нарушителям соглашения (они же и военные преступники) никаких мер. На 9-м году хиджры, в сезон хаджа были ниспосланы аяты, которые стали ультиматумом для них:
«Это – последнее предупреждение со стороны Аллаха и его Посланника мушрикам, с которыми было заключено соглашение (перемирие):
Оставайтесь еще четыре месяца на этих землях. Знайте, что вы (ничем) не можете устрашить Аллаха (внушить ему страх). Но он оставит в позорном (постыдном) положении того, кто делает вид, что не замечает его.
В великий день хаджа (паломничества) Аллах и его Посланник объявляют людям следующее: у Аллаха нет никакой связи с этими мушриками. И у Посланника также. О, вы, мушрики, если вы раскаетесь, это лучше для вас же. Если отвернетесь, то знайте, что вы не сможете оставить Аллаха в беспомощном (беззащитном) положении (не можете этим испугать его). (О, Мухаммед) обрадуй («обрадуй») кяфиров о горьком наказании для них.
Это объявление (сообщение) не относится к тем, которые, заключив соглашение с вами, затем не допустили в нем недостатков (не отступили от него), не поддержали никого против вас. Держите свое слово (клятву) по отношению к ним до конца срока. Аллах любит защищающихся (от его гнева, наказания).
Когда выйдут (окончатся) запретные месяцы (четыре месяца) [16], убивайте этих мушриков там, где вы их застигните. Хватайте их, окружайте, поджидайте в местах наблюдений (устраивайте им засады). Но если они раскаются, станут совершать молитву (намаз), отдавать закят, – отпустите их. Аллах очень прощающий, вознаграждает сполна (щедро)» (9/1-5).
По мнению большинства богословов, последний из этих аятов (9/5) отменяет аяты 60/8-9 (приведенные выше). По этой причине по вопросу о мушриках они приняли за основу этот аят (9/5) [17]. Отмена здесь невозможна. Это может понять каждый, кто задумается над аятами. Потому это решение «об отмене» имеет своим источником, скорее всего, некие внешние обстоятельства (политические и пр.). Чтобы ни стало для нее источником, ее никак невозможно принять…
[1] Бухари. Хадж, 132.
[2] Переведенное как искупление, в тексте проходит как кефарет.
Кефарет:искупление (греха), заглаживание (вины).
Оплачивать кефарет: искупать грех, расплачиваться (Пер.).
[3] Кысас:сохранено оригинальное понятие (Пер.).
Кысас: адекватное соответствие между преступлением и наказанием (А.Б.).
[4] Хыкка, джезеа, халифа: понятия оставлены в оригинальном написании. Содержание их понятно из текста (Пер.).
[5] Ахмед б. Ханбел. Муснед, т. II, с. 217.
[6] См. сюда также: 1. Бисмиллах-иррахман-иррахим.
[7] Некал: понятие сохранено в оригинальном написании (не переведено). Поясняется сразу вслед за аятом (Пер.).
[8] Эбу Давуд. Луката, 1.
[9] Эбу Давуд. Луката, 1.
[10] Сообщается о том, что Омар б. эл-Хаттаб практиковал этот хадис, а Ахмед б. Ханбел придерживался этих взглядов. Другие законоведы были другого мнения (см. Хаттаби. Меалимус-Сунен, т. II, c. 339).
[11] Или, с учетом особенностей литературного языка: «Побейте совершивших измену женщин и мужчин палками в сто ударов». Или: «Дайте по сто палок женщинам и мужчинам, совершившим измену» (Пер.).
[12] Аллах запрещает уверовавшим иметь близость с теми, которые воюют с ними по вопросам веры и выдворяют их из страны. «Вместо того, чтобы воевать (с ними) на моем пути и для обретения моего одобрения, вы, что, покинув (страну), скрываете в душах любовь к ним?» (60/1). Эта тема получает свое дальнейшее развитие в приводимом аяте.
[13] См. сюда также 5/57.
[14] Масджид-и Харам (Запретная Мечеть): место в Мекке, где расположена Каббе (Кабе).
[15] От редактора.
Были сражения при Бадре, Ухуде и «ровная война» (от – ров) (защитники вырыли ров и заполнили его водой, что стало непреодолимым препятствием для мушриков и условием победы мусульман). Были и другие сражения, включая и подписание соглашения с мушриками, вскоре нарушившими его… Наконец, Посланник вошел в Мекку (в 10/630)… Так ислам победил сначала на своей родине (в Аравии) и уже отсюда стал распространяться по всему миру. Сегодня его практикуют около 2-х млрд. человек.
Актуальной его проблемой на мировой арене в современных условиях является проблема единства веры на основе единого Бога (Аллаха). Она предполагает объединение усилий веры – как Слова Аллаха – в двух взаимосовпадающих основных направлениях: за чистоту Слова и за диалог и сотрудничество. Оба эти направления усилий формулируются самим Аллахом (Богом). Они указывают направление исторического прогресса, на котором Аллах желает объединить усилия носителей своего Слова. Со своей стороны, в условиях современной глобализации объединение усилий является естественным следствием из самого характера исторического процесса. Так усилия в направлении веры по Слову Аллаха (Бога) совпадают с требованиями современного исторического и социального прогресса. В этом, прежде всего, и следует видеть их общеисторический и общечеловеческий смысл. В этом следует видеть и смысл самой веры, как Слову Аллаха, в нашей современной жизни…
[16] Данное предупреждение было сделано в месяце Зильхидже. Это месяц хаджа (паломничества). Его месяцы все являются запретными. Но в данном случае имеются в виду не эти месяцы (хаджа), а месяцы указанные во втором аяте (9/2). Они названы запретными по условиям соглашения, заключенного мусульманами с мушриками.
[17] Эбу Бекр эл-Джессас. Ахкамул-Куран, т. III, c. 437.
Свежие комментарии