Всевышний Аллах говорит так:
«Чтобы, входя в грех, сознательно, присвоить часть добра (имущества) людей, не обращайтесь с этим добром к полномочным (должностным) лицам» (2/188).
Взятка или рушвет (арабск.) происходит от «риша». Риша – это нить (веревка) [1]. В данном случае имеется в виду, что эта веревка привязывается к ведру, которое опускается в колодец и поднимается из него с водой. Такова эта параллель веревки с рушветом или взяткой. Приходится только удивляться фантазии речи, соединившей в один образ столь непохожих друг на друга два явления… Взятка позволяет человеку стать обладателем незаслуженного положения и благ.
Аят связывает взятку с двумя условиями:
1. Совершенно сознательное стремление присвоить часть добра (имущества) людей без всякого на то права.
2. Передача с этой целью полномочным лицам добра.
Если человек, чтобы добиться своих прав, обращается к должностному лицу с неким преподношением (добром), то смысл преподношения квалифицируется в соответствии с действиями этого лица. Так, если это лицо, не ожидая никаких преподношений, исполняет свой служебный долг, то переданное ему считается подарком. Но если он принимает решение (исполняет свой служебный долг) в ответ на сделанное ему преподношение, к которому принуждает сам же, то переданное ему (добро) является взяткой. Оно является взяткой для него, но не для дающего, принуждаемого к этому силой обстоятельств.
Но если и дающий, и берущий обирают, в итоге, третье лицо, как об этом говорится в аяте, – «не обращайтесь с этим добром к полномочным (должностным) лицам», – то виновными оказываются оба…
Примечание. Следующая глава, 35-ая, взята автором на дополнительное исследование. Потому она опущена в переводе (Пер.).
[1] Асим. Пер. Камуса Фирузабади, رشو.
Свежие комментарии