Кораника
33. Процент (продолж. 2)

33. Процент (продолж. 2)

* Стоимость и деньги. От труда к золоту, бумаге и… проценту

            ( Р. Османзаде, А. Байындыр) (продолж.)

 

Куда делась «вся виртуалка»? Никуда не делась! Стоит на месте, как есть… Банк манипулирует виртуальными деньгами, а зарабатывает реальными. Первые служат мостом для перехода ко вторым. Если не проиграть ситуацию в форме виртуальных денег, то трудно рассчитывать на то, чтобы заработать в деньгах наличных. Деньги надо оценить под углом зрения производства и воспроизводства стоимости на рынке труда, товаров и услуг, чтобы понять, что взять «за процент» и как превратить его в капитал…
В этом смысле компьютерную виртуальность денег следует характеризовать просто как средство для построения моделей обращения и производства денег (стоимости). А сами деньги производятся совсем «в другом месте». Они производятся, как отмечено, в системе общественных отношений, нацеленных на труд. Но труд производит стоимость или свое содержание при данных условиях и в данном обществе, при существующей его культуре в целом и культуре производства в частности. Уже эта стоимость в своем представлении в общественных отношениях, из которых она происходит, а теперь и обслуживает, получает вид денег. Они могут быть живыми и реальными, как золото, драгоценности, земля, недвижимость, капитал… Но они могут быть «призрачными» и «неустойчивыми», как мыльные пузыри, когда предстают как бумажные деньги. А для того, чтобы подчеркнуть, что это есть «пузырь», и самый настоящий! – их называют еще и просто бумагой. И никто не обижается на это. Ни «сами деньги», ни их носитель. И что обижаться, если это и в самом деле так!.. Если даже нарисовать на бумаге «деньги». Эдакие знаки «представительства»!.. Всей бумаге – один конец! Всем известный!.. А, вот, стоимость не сгорит и не утонет! Ибо происходит она «не от бумаги» и даже «не от человека». Происходит она от людей, «затянутых в отношениях», «как ремень на поясе». Потому она везде, где есть люди и где их можно связать в процесс, производящий «нечто»…
Так от бумаги и виртуалки мы возвращаемся к человеку и общественным отношениям, стоимости и реальным деньгам, а от них – никуда не денешься! – снова, простите, к бумаге… И деньги опять уходят в мир виртуального пребывания. Так замыкается круг. Всё остальное становится повторением. В нем есть смысл, если есть, что подчеркнуть или сказать нечто новое… Попытаемся…
 
Виртуальные деньги уже даже не бумажные знаки, а знаки двоичного кода, которые и в руки-то не возьмешь… Виртуальные деньги не превращают бумагу в золото. У них нет «алхимической способности». И вообще у них нет ничего общего «с телом» денег. Они как лежали в карманах и подвалах, так и лежат… Виртуальные деньги являются средством счета и пересчета денег по схемам мышления, в том числе и невероятным и даже невозможным. Они моделируют процессы, позволяющие деньгам производить самих себя с учетом самых различных начальных условий. Сами же эти условия берутся из жизни, ее бурления с ежеминутным изменением ситуации по механизму рыночного производства. Никто не способен уследить за этим процессом. На таких скоростях и с таким числом параметров способна сладить одна лишь машина…
К слову будет сказано, что компьютер способен не только на позитивное применение, но также и на негативное. К примеру, самые большие махинации с деньгами в наши дни делаются именно с применением компьютера. Иначе они были бы просто невозможны! «Наиболее эффективны» они, как выясняется, при совпадении интересов топ-менеджера и экономического директора, то есть при их совместных усилиях…
Средство вообще не зависит от самого себя. На то оно и средство! Эффект пользования целиком зависит от человека. Все достижения науки и техники подчиняются этому правилу. Потому негативные последствия применения компьютерной технологии следует квалифицировать как неизбежное следствие прогресса. С ними надо бороться. Средствами борьбы являются закон, сама технология (ограничивающая ее нежелательное применение) и духовно-нравственное совершенствование самого человека…
 
Когда берутся критиковать и осуждать банки, то надо начинать с самого начала. Начинать с почвы и условий, которые делают их возможными. А ими являются сегодня процессы, которые определяются как стихия свободной рыночной экономики, в основаниях которой лежит процесс свободного рыночного производства. Можно только повторить, что эта стихия ничем не ограничена, кроме себя самой. Но это лишне. Неограниченность и неуправляемость стихии заложена в самом ее понятии. Что же касается ее объективности и необходимости, о чем, кстати, совсем не говорят, то и она «на месте». Не могло бы быть никакой стихии, если бы не было порядка. Стихия – это хаос, «всё вперемежку», вне системы и порядка. А порядок – это когда «всё на месте» и когда есть система, начало, конец, принцип… Рынок – это стихия и хаос по форме и виду. На деле – это порядок, система свободы. Поскольку в ее творчестве участвует одновременно бесконечное множество сил, как это характерно для свободной системы как системы открытой, то в итоге и получается так, что свобода рынка оказывается стихией рынка. Этот многозначный процесс со многими неизвестными, путем внутренней саморегуляции, – которая, «как ни странно» имеет место в стихии и хаосе, – по мере течения событий приходит «в себе» «к общему знаменателю» и «самоудовлетворяется». Это значит, что он укладывается в свою меру… Так стихия и хаос сами собой превращаются в порядок и систему… И если всё протекает по этой мере хаоса-порядка, то кто, спрашивается, может поставить здесь какие пределы? Если уж ставить их, то надо начинать, как отмечено, с самого начала. «Закрыть» «всю эту свободную экономику» со всем прочим парадным ее шиком свободы. Закрыть… а самому удалиться куда-нибудь в леса, горы или пустыню… Но всё равно найдут и спросят! Невозможно делать то, что невозможно. Свобода не может быть без свободной экономики. А она – без свободного производства со свободным рынком… После этого как-то не хочется говорить о том, что при этом должна быть еще и «банковская свобода». Не хочется потому, что об этом уже сказано. И сказано в самом начале, когда сказано о свободе. В понятие свободы входит и свобода банковской деятельности при свободном рыночном производстве. А свобода банка – это свобода производить деньги деньгами. Превращать деньги в капитал и стоимость. Ибо других средств производства, кроме денег, у банка, как отмечено, просто нет…
Потому, когда говорится о том, что в вопросе о банках при «свободной экономике» надо «начинать с самого начала», то есть с самой этой экономики, – это безусловно надо принимать во внимание. Ибо это очень и очень серьезно. Иначе, ничего не докажешь. Никто и слушать не станет…
 
«Пока решается вопрос о том, как быть с банками», они прекрасно существуют и процветают. Значит процветает и процент…
Так банк вступает в жизнь, наделенный полномочиями производства денег при помощи процента. Это положение декларировано совершенно официально, признано публично. Оно закреплено в законах и инструкциях. Банк точно следует им. Потому работает совершенно честно. И зарабатывает честно… Но процентным методом. «Но» потому, что принято зарабатывать трудом. В проценте есть «всё»! Нет только одного – труда! А это «одно» эквивалентно всему банковскому «всему». Ибо без этого «одного» – как «одного лишь труда» – производство не может существовать. Но банк не только существует, но еще и процветает, «подметая» все деньги «под себя»…
Этот момент до сих пор оставался в тени. Но теперь его можно подчеркнуть. В таком случае можно говорить о банке в целом в следующих фундаментальных тезисах. (1) Банк производит вне механизма труда, ориентированного на процесс производства, а в условиях рынка – на рыночное производство. (2) Производство это оказывается столь успешным, что в итоге все деньги собираются в банке. Словно бы их притягивают сюда магнитом… (3) Банк производит «легально и честно», его принципы публично объявлены и признаны. (4) Наличие такого явления, как банк, позволяет говорить о возможности двух альтернатив производства в обществе: (а) основанного на труде и (б) не основанного на нем или существующего вне труда. (5) Это явление имеет деморализующие последствия. Глядя на банк, люди начинают задумываться над другими возможностями (альтернативами) производства денег (стоимости) вне труда. И судя по всему, «это у них получается». И «очень даже неплохо»… (5.1) Откуда, иначе, такое количество преступлений?! Столь «разнообразных и многообразных». А порой даже немыслимых. Но всех их объединяет одно начало – заработать вне труда… Так что банк и процент, практикуемый им, это не только заработок вне труда. Но еще и пример того, как это можно делать публично, не стесняясь, разрушая общественную мораль. А еще и быть в этом деле инициатором и примером для подражения. Дескать, «мне это удалось. Попробуйте, может удастся и вам»…
В этом феномене «с процентным банком» имеет место еще одно фундаментальное явление. Оно связано с раздвоением производства на формы: (1) «по труду» и (2) «вне труда». Жизнь общества поддерживает только первая форма, вторая, прямо наоборот, разрушает его. Но в обществе практикуются обе эти формы (некоторые из них практиковались задолго до банков). Особенность состоит в том, что заработок «вне труда» во всей истории осуждался и преследовался законом. А когда он находит свое проявление в форме банка и банковской деятельности, он оказывается публично признанным и законодательно одобренным актом (процессом). Это значит, что человек соглашается на то, чтобы действовать против себя, в направлении своего разложения, разрушения и уничтожения… Но в самом ли деле он соглашается с этим? Разве у него совсем нет ума? Разве человек не отличает того, что содействует ему в жизни, от того, что разрушает ее? От того, что на пользу ему, а что во вред. А если отличает, почему, наряду с тем,что ему на пользу, допускает еще и то, что ему во вред? А если все же допускает, значит в этом есть «что-то». Это не просто «что-то». Это – сигнал. Тревожный сигнал. Ибо это сигнал начала конца… Такой, вот, оборот!..
Сложность состоит в том, что жизнь на основе производства по труду предъявляет к человеку и обществу условия в пределах «меры вещей» или «природы вещей». Потому и производимая в его системе стоимость оказывается уравновешанной объективными условиями жизни. А когда мы переходим от производства и труда (включая сферу услуг) в любую другую социальную сферу, то используем стоимость, первоначально созданную в сфере производства. Вынесенная из своего родного лона (из производства) стоимость обретат самостоятельную жизнь. А когда она переходит в свою «представительскую» форму, деньги, а еще и бумажные, утрачиваются нити ее происхождения и она превращается в нечто самостоятельное и существующее само по себе. А тут в нее «вкрадывается» еще и процент, довершая отрыв стоимости от труда и теряя ее из поля зрения в представляющих ее деньгах. Формируется денежный фетишизм или поклонение деньгам как богу. Богу-идолу. Богу-истукану, но «вылепленному в этот раз из денег». А идолу-истукану потому, что у него и в самом деле нет никакой реальной силы. Пусть даже будет он «из денег». Представительство само по себе, как это характерно в том числе и для денег, имеет свое основание не в себе, а в том, что оно представляет. А в деньгах представлена стоимость, сама которая лежит в труде и производстве. Это есть единственное основание для всего в обществе. Всё остальное есть измышленное и надуманное. Когда оно претендует «на основание»… Потому «все дороги ведут в Рим». То есть в условиях общественного бытия людей (а другого их бытия просто не существует!) все пути-дороги ведут, в конечном счете, к труду в условиях социально-организованного производства. Оно и является реальной силой, а значит и реальным, если угодно, «богом». И этот бог лежит в руках самого человека. Ибо производство есть дело его рук и его ума… Значит богом для себя, простите, является сам человек. Он является им как созидатель и творец своего бытия при помощи своих рук и своего ума… Остается только спросить о том, откуда всё это и откуда он сам, этот человек, как бог для себя и творец «всего своего». И тогда всё встанет на свое место. И на сцене появится Бог всесильный и настоящий. И скажет Он: «Я создаю и вы создаете». И после этого мы будем говорить: «Иншаллах!» – «Если создаст Аллах!» или «Пусть сначала создаст Аллах!»… Так мы и пришли к тому источнику, откуда всё течет и начинается…
Поскольку стоимость создается только в сфере человеческого труда, сам который реализуется в системе человеческих отношений, постольку все формы ее (стоимости) бытия в обществе есть уже перенос их из сферы труда в данную сферу. При переносе происходит превращение стоимости в структуры (элементы и формы) данной сферы. Он дополняется процессом «представления стоимости». Всё это, в итоге, ведет к утрате нитей ее происхождения из труда. Представляющие ее формы получают самостоятельное существование. Отрыв стоимости от труда как своего единственного основания может деформировать ее восприятие в сознании и на практике. Представляющие ее формы, обретая самостоятельность, становятся идолами поклонения. А практика входит в ложное русло деятельности, «делая деньги» на этих самых превращенных или вторичных формах стоимости. Банковский процент есть такая официально признанная форма…
О банковском проценте следует говорить не только как «о форме», а предельно широко. Он есть альтернатива или другой путь (метод) по отношению к труду и производству. Но труд производит стоимость. А что производит, простите, банковский процент? Ничего, ведь, не производит! Перекладывает деньги из кармана в карман, дает взаймы и часть оставляет себе. Вся премудрость! Но гениальное всегда просто!.. Оставалось еще назвать банк «гениальным» изобретением человеческой мысли. Только это не было сказано. Сказали и это!.. Браво! Использовали все эпитеты!.. После них надо зажигать зеленый свет! Перекрывать движение и открывать дорогу одному проценту (!)… Еще раз браво! Теперь уже «за выводы» «из гениальной мысли»…
Так мы и подошли «к неразрешимости». С одной стороны – труд и правило жизни по нему, с другой – всё в стороне от него. Словно бы сами собой сыпятся на тебя деньги. Прямо с неба! С самых синих его высот!.. Ни труда, ни правила! Ибо всё с высот, «само по себе»… Два пути: по труду и правилу и вне его, как бы «с неба», «само по себе». Как быть, что делать?..
Если «сами по себе, с неба», то тут ничего уже не поделать (!). Не возвращать же небесный дар обратно. И как возвращать его? Кому?.. Остается взять и использовать по назначению. А еще и не забыть поблагодарить. Ибо всё, что идет «с неба», имеет свой источник. Даже дождь… Впрочем, всё, откуда бы оно ни шло, имеет источник. А небесный источник всегда один и тот же. И один на всех!.. И всем хорошо известный…
И если обратиться к нему, то из него можно получить ответ, успокаивающий наши души. Всевышний Аллах говорит так: «Они уверовали, и души их успокаиваются с поминанием Аллаха. Хорошо знайте, что души успокаиваются только с поминанием Аллаха. Счастье и прекрасное будущее – (это) у тех, кто, уверовав, творил добрые (прекрасные) дела» (13/28-29)
 
PS. Дискуссия с читателем.
Читатель: …Прочел. Только, вот, не понял, что делать с банками, а что… с деньгами. Как их соединить! Класть ли кровные в банк или так и держать их у себя. То ли «в руке», то ли где еще?..
И еще. Сочинение, ведь, научное! А что у вас? Эссе! Или что-то вроде того. Как так получилось?..
Автор: Всё верно, сказать нечего!..
…Деньги кладутся на проценты. Но чтобы знали, что проценты эти, как правило, ниже инфляции. Потому деньги на счету не только ничего не зарабатывают, они даже не остаются в своей первоначальной сумме. Они просто тают… Зарабатывают большие деньги. Их у нас с вами нет! Они у банков. Потому и проценты – это игра для них. А зарплату всё же лучше тратить на хлеб. Процент от нее, разве что, только «на шоколадку»…
 
Насчет науки и «эссе»…
Старались быть «по науке», но не удержались. «Свалились в эссе». Не смогли удержаться! И как удержаться, когда речь о деньгах из труда, который производит, простите, не деньги, а стоимость. Тем не менее ее называют «деньгами» и связывают в… процент. И процент побеждает. И труд, и деньги. А о стоимости вообще не говорят. Как будто ее нет и вовсе! Значит нет и человека. Нет и его труда. Есть только одни деньги и процент от них. Это и есть «всё, что есть»! На высшей ступени. На ней деньги и еще раз деньги. В этот раз от процента… В форме процента деньги становятся самостоятельной и самодеятельной сущностью. Они начинают производить самих себя. Значит ни в чем другом, опять же кроме самих себя, они уже не нуждаются. Так они возвышаются до небес и становятся беспредельной силой. Остается только поклоняться ей, этой силе. Так рождаются идолы…
Аллах запретил поклоняться кому-бы то и чему-бы то ни было за его пределами. Он – единственный и единый Бог. Бог всего! Другого бога, кроме него, просто нет!.. Мекканские язычники, в сферу жизни которых вошел Аллах с исламом, поклонялись идолам-истуканам… Золоту и деньгам поклонялись, как кажется, во все времена. С тех пор, как стало это возможным… Процент тоже идет из прошлой истории. Способность процента быть самостоятельным производителем денег порождает феномен банка и банковскую деятельность. И первоначально операции, подобные банковским, имеют место в Европе в храмах. Сюда текут жертвоприношения, которые и составляют основу того богатства, которое ссужается затем людям за определенную плату. Эта плата и есть процент. На этой почве складывается процентная ссуда и ее организация и учреждение – банк. Всё остальное есть уже последующее развитие этого процесса. Суть банковской ссуды (кредита) за процент остается неизменной в течение всей последующей истории. И по сей день она такова, как и в момент своего возникновения. Она составляет суть явления, которое есть банк… Уместно обратить внимание на позицию Аллаха в связи с первоначальным накоплением банковского капитала и его практикой. Он говорит так: «О, вы, уверовавшие! Многие из ученых (по вере) и монахов (из вас) поедают без права добро людей и отвращают (их) с пути Аллаха. Обрадуй горьким наказанием тех, кто собирает золото и серебро и не тратит их на пути Аллаха. В тот (Судный) день на адском огне будет раскалено (накопленное ими золото и серебро) и им будут заклеймены их лбы, бока и спины. (И будет сказано им:) «Это то, что вы собрали (скопили) для себя. (Так) вкусите же от собранного вами» (9/34-35)...
Во всем этом есть еще нечто такое, что выходит за пределы собственно экономического процесса. Аллах запрещает процент. А он продолжает иметь место. Значит процентная сделка вступает в противоречие с предписаниями веры… Аллах запрещает поклонение идолам. Люди поклоняются деньгам. Деньги есть в полном смысле современный идол. Ничем особым он не отличается от идола мекканских мушриков. В том смысле, что деньгам мы поклоняемся сегодня так же, как и мекканские мушрики поклонялись в свое время своим идолам. Но, разумеется, есть и различия. И по сути, и по форме. Мекканские идолы не были связаны со стоимостью. Наш идол – деньги – связан с ней прямо и непосредственно. Мекканские идолы были «объемным физическим телом», а современные деньги?.. Короче, не идут ни в какое сравнение! А главное и несравнимое состоит в том, что идолы прошлых эпох были «просто телом», а нынешний – деньги – это стоимость. Или в своей такой форме, как золото, или как бумажные деньги. За пределами этого «всё остальное у них – одно и то же». Ибо деньгам современные люди поклоняются так же, как и мушрики в свое время идолам. Значит для поклонения и обретения идола не имеет значения его физическая форма. Идол есть идол и когда он из камня и дерева, и когда он из золота и бумаги. Или как золото и бумага «со знаками золота». Потому, опять же, люди, поклоняющиеся деньгам, находятся сегодня в таком же положении, в каком находились мушрики эпохи коранического ниспослания. А еще у них, у современных, есть такое «усиление греха», как процент…
 
Начали с человека, труда, стоимости. А пришли к деньгам, золоту и бумаге. Не остановились и на этом. Пошли дальше, пришли к проценту. Сделали деньги источником для себя. Человек уже не нужен для них. Деньги всё двигают сами собой. Никто им не нужен!.. Они стали силой. Силой самой по себе. Ничего не осталось, как только поклоняться им. Так люди породили для себя очередного идола…
С чего начали и куда пришли!.. Куда бы следовало прийти, если начали с человека? Если не к нему обратно, то куда еще? А куда пришли? К идолу!.. Как могло такое случиться?! Как можно было так ошибиться?! Перепутать человека с идолом!.. Мы такого понять не можем!.. Потому и писать о нем не можем! Писать «по науке»…
Писать «по науке» можно только тогда, когда понимаешь, о чем речь. Ибо наука – это разум и понимание. А когда не понимаешь, надо… стараться понять (!). Для этого надо рассуждать. И делать это свободно и без всяких условностей и границ. Только по уму и логике вещей. И только так, как об этом говорит сам Создатель. Такое рассуждение всегда строится «по одной и той же схеме». В ней «всего три составляющих»: Творец, человек и мир. Это есть неизменная и, так сказать, постоянно пребывающая основа подобного типа рассуждений. А проблема (тема) уже вводится в это отношение и рассматривается на его почве, под его углом зрения, в его преломлении – как угодно!.. Этот тип рассуждений издревле принято характеризовать как философский… Рассуждать можно как в строгих понятиях и по строгому методу, так и в свободной манере «литературного повествования и вразумления». И если поддержит Аллах, то в последнем случае может получиться и «эссе». Или что-то подобное ему…
Остается поблагодарить читателя за сомнения и критику, вызвавших реакцию дальнейшего развития темы…

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.