* Стоимость и деньги. От труда к золоту, бумаге и… проценту
( Р. Османзаде, А. Байындыр [1])
…В значении всеобщей меры стоимости золото и серебро (динары и дирхемы), естественно, не совпадают со своим внешним видом. То есть как товар они могут быть обменены на любой другой товар, в то время, как в случае натурального обмена, товары могут быть обменены друг на друга прямо и непосредственно. Наряду со стоимостью учитываются и их потребительские свойства. В случае обмена товара на золото, когда оно само принимается за всеобщий эквивалент стоимости, потребительские качества золота не имеют значения. Принимается во внимание его единственное свойство – быть всеобщим эквивалентом стоимости.
Золото и серебро выполняли эту функцию всеобщего эквивалента стоимости или всеобщих денег до тех пор, пока не были заменены бумажными деньгами. Это привело к новым проблемам в экономической сфере и такой принципиальной из них, как, к примеру, проблема соответствия наличной «бумажной массы» (денег) реальному экономическому потенциалу общества, его золотому фонду (резерву)…
Золото (и серебро) как всеобщий эквивалент (мера) стоимости можно рассматривать, говоря современным языком компьютерного мышления, как аналоговую действительность или аналоговую форму стоимости. Стоимость в ней зафиксирована как такая, какая она есть, то есть как нечто физическое, осязаемое и наличное. Она всегда при своем носителе. «И ветер не может просто так взять и сдуть ее». Она будет сопротивляться этому как предмет, физическое тело, тяжесть. И носитель ее тоже будет сопротивляться… Всего этого нет при бумажных деньгах или бумажной форме стоимости. Она и сама не может сопротивляться – «веса у нее нет», – не может сопротивляться и ее носитель. Ибо никаких денег у него просто нет (!). У него есть только «их бумажки». Это – обыкновенная бумага, с неким размером и рисунком, на которой просто написано, что это – «деньги». Напиши на них нечто другое и она будет этим «другим»… Бумага может представлять собой деньги и, вообще, все, что угодно. Принимать ее за представляемое ею физическое тело невозможно. Ибо этого тела в ней просто нет. Она есть его представитель. А представитель и представляемое им тело (явление и пр.) могут быть разного – до противоположности – свойства. В том числе и как «тело». Потому бумага так и остается бумагой, несмотря на то, что на ней написано – деньги или что-то другое…
Но в данном случае нас интересует характер реальности, представленной в золотых и бумажных деньгах. В первом случае это реальные деньги «в кармане», во втором – реальных денег нет, а есть заменяющие или представляющие их бумаги. В любых «переворотах» они вмиг обесцениваются и демонстрируют свою истинную, то есть «представительскую» или «бумажную» или даже «ложную», «ложно-денежную», сущность. На этих деньгах далеко не уедешь… С золотом ничего не делается. Как лежало, так и лежит. «До переворота и после него»…
С учетом этого о бумажных деньгах можно говорить как о деньгах условных, относительных и даже мнимых. Золото (и серебро) же всегда есть реальные деньги. Бумажные деньги подвержены нерегулируемому и неконтролируемому вмешательству извне до их обнуления. Золото «всегда лежит в руке», потому оно всегда есть «свои деньги». В них натуральная форма стоимости воплощена физически и непосредственно, а в бумажных деньгах она вынесена из них и существует «где-то вдали от них», на чьем-то счету и в чьем-то кармане. Отсюда и проблемы, нескончаемо преследующие бумажные деньги и превращающие их в средство головной боли и угнетения одновременно…
По современной терминологии, происходящей из современной технологии, повторение натуральной формы тела (предмета) в натуральной же форме (другого тела) квалифицируется как аналоговый процесс (превращение и пр.). Так обстоит дело, к примеру, в фотографии, видеотехнике и др. Современная технология предлагает другой – неаналоговый – процесс обращения (одной формы в другую). Этот, неаналоговый, процесс есть процесс цифровой. Существование предмета в форме цифрового набора (кода) осуществляется в машине (компьютере). Компьютер перерабатывает цифровые образы вещей (предметов и отношений) в зрительно-слуховые образы с трехмерной структурой (фото, видео, игры и др.). Но от этого их цифровая сущность не меняется, поскольку все происходит в той же самой машине и манипуляция с образами производится, в конечном счете, в их цифровой форме… Существование в цифровой форме машинного кода с приданием ей аудио-визуальной формы на экране, воспринимаемой физическими возможностями человека (его слухом и зрением), представляет объект как виртуальную реальность. Выведенная с экрана, скажем, на бумагу, она вновь становится физической реальностью [2]…
И по отношению к деньгам это точно так же. В машине они существуют как виртуальные деньги. И манипулировать с ними можно легко и свободно. Даже произвольно. По своему раскладу ума. Это и есть то приобретение, которое дает нам машина в данном вопросе. И не только…
Речь идет о широком использовании компьютерной техники, включая производство. В принципе, только заняв свое место в производственном цикле, эта техника обнаруживает свой действительный потенциал. Это связано с определяющей ролью производства в жизни людей. А теперь оно усиливается в своем «мозговом элементе». Переход в производстве к новой модели поддерживается перенастройкой программы. Разумеется, с соответствующей технической подготовкой производства. Особая же привлекательность производственной технологии «с компьютером» заключается в возможности предельной механизации и автоматизации производства. Оно может функционировать «все 24 часа», а еще и без человека. Ему остается лишь контролировать процесс и решать связанные с ним творческие задачи. Надо говорить о том, сколь великим завоеванием является это на путях исторического прогресса…
Так компьютер получает две функции: (1) инструмента «теоретизирования» и построения моделей изучаемого объекта с целью его максимально эффективного использования и (2) элемента инструментально-орудийного обеспечения производства в части программного управления им. Для нас важным в этом является возможность использования обеих этих функций в операциях с деньгами. То есть их можно и печатать, и рассчитывать с применением компьютерной технологии. Особенность заключается в том, что первое дозволительно для всех, а второе – лишь только для государства… Поскольку деньги являются не настоящей стоимостью, а лишь ее представителем, то первейшая проблема с ними состоит в том, чтобы «бумага» уравновешивала стоимость. Весь вопрос состоит в этом! Кризисы рождаются от того, что эта масса перевешивает «массу реальной стоимости» в обществе, то есть «массу» товаров и услуг, которые производятся в нем. А поскольку бумагу «со знаками денежного отличия» в обществе производит государство, постольку оно несет и ответственность за состояние дел в этой сфере. Разумеется, государство не как инструмент (организации общественной жизни и управления ею), а государство как «управление лиц»… Потому и сменяют чиновников при неизменности самого инструмента… В нашем случае это указывает еще и на корни самого «денежного явления». Если оно перетряхивает «государство в кадрах» и создает кризисы на своей основе, значит оно заходит глубоко в корень жизни и ее организации. Потому оно не просто «представитель», оно нечто большее… А как же иначе?! Сказали, ведь, что стоимость! Это она заходит в корень, поскольку создается в общественных отношениях людей в сфере производства. То есть в самом ядре этого корня!.. А деньги уже «приводят их в руки». Так они и представляют их. А представитель может и не соответствовать своему представлению. И даже быть против него… Так деньги, в итоге отступления «от правил и законов», вступают в войну с порождающей их силой – самой стоимостью. Они воюют с тем, что стоит за ними и является их реальным обеспечением. Их почвой и основанием… Когда наш мир характеризуется как «абсурдный», и «не просто» абсурдный, а как «трижды такой», надо думать, что в этом есть и «вклад бумаги с денежными знаками». Ибо нет ничего более абсурдного, чем война «со своим основанием»… А потом «мы ломаем головы» над тем, откуда берутся у нас кризисы…
Вернемся к теме…
Золото, как отмечено, всегда настоящие или живые деньги. Они не знаки денег, а сами деньги. Бумажные деньги – только знаки. Они являются представителями настоящих денег. Потому они никогда ни на что сами по себе неспособны. Неспособны до тех пор, пока не указано «то золото», которое лежит под ними и которым они обеспечены. А без этого обеспечения о них нельзя сказать ничего. Потому никогда неизвестно, что лежит в кармане, пока не выяснится ситуация с золотом… Для виртуальных денег, представленных на компьютерных экранах, такой проблемы нет! Поскольку для них не имеет никакого значения вопрос о том, что это за деньги: бумажные они или золотые, настоящие или «представительные», чистые или грязные… Для них не имеет значения даже само их наличие. Есть они или их нет… Ведь виртуальные деньги – это виртуальное рассуждение. А рассуждать можно вообще без всяких денег. Даже когда рассуждаешь о самих деньгах…
Но если это рассуждение делается в банке, то с человека берутся требуемые гарантии. Банк «не играет в игру с деньгами на компьютере». Он их производит. Правда, при помощи компьютера. Но все же производит. Он не берет их со стороны. Он их, опять же, производит. По тем самым законам рыночной экономики, по которым, после коммунизма, живет все современное общество. И производит деньги деньгами… А чем еще ему это делать?! Банк, ведь! И ничего здесь, кроме денег, нет. Потому деньги для него не являются даже деньгами в прямом и обыденном их смысле. Они являются здесь чем-то вроде орудия труда, орудия производства. Если банк не сделает деньги деньгами, то по-другому он их уже не сделает никак!.. Потому он и начинает с того, что берет их со своих клиентов. Прямо на входе. А на выходе отдает обратно. Точнее, выдает «с копейками» впридачу. Люди мнят себя заработавшими «с воздуха». А банк зарабатывает «из банковского дела». Потому зарабатывающие «с воздуха» имеют копейки и куруши, то есть гроши, а зарабатывающий «из дела» имеет настоящие деньги… И действует при этом так просто и естественно, что просто поражаешься фантазии и открытию. Требуются всего лишь «трое». С тобой вместе. Один дает тебе деньги, как вкладчик банку. Другой берет у тебя кредит. Вот и всё! Ты стоишь «в середине». Ты их банк! Весь вопрос!.. Есть одно «железное» условие. До золота… И для золота… Надо уметь вычислять процент. Кто научился этому, тому прямая дорога в банк, банковское дело… Потому взять и дать надо так, «чтобы и себе осталось». Потому и говоришь магическое слово «процент». А раз «магическое»… значит надо идти на поклон. А еще и воздавать хвалу… Какой это поклон без хвалы и славы? Без превозношения. И устремленности в небеса!.. А там – Аллах! Вот и ловит на слове! На проценте. Который запретил… Осталось спуститься с небес на землю. И направиться в банк. Для поклонов проценту… В банк, так в банк! Идут и кланяются!.. Дают свои кровные круглой цифрой, а берут назад «цифрой с минусом». Невелик, правда, этот минус. Всего лишь в процент или проценты. Потому и особенно не заметен для глаз. И только умножив его на число берущих по проценту, видишь его действительную величину. Получается настоящая гора. В этот раз не из земли и камня, как настоящая. И даже не из льда, как айсберг в море. А гора, простите, из… бумаги. Из бумаги снаружи и золота внутри… Из наших с вами процентов…
Идут в банк за деньгами, а возвращаются… «с процентом» (!). Банк доволен. Видимо, доволен и берущий у него в долг. Иначе, зачем заниматься «так долго» этим делом? Заниматься им на протяжении всей истории. Было бы дело это плохое, так сразу и бросили бы его там, где и взяли… Нравится, видимо, всем! Как у кудесника. Берешь прямо из воздуха деньги. Ну, естественно, и отдаешь. За услуги платишь. Вот и все превращение! Но согласимся, превращение просто чудесное! За небольшую плату можешь на голом месте открыть свое дело. Занять себя и людей. Быть полезным обществу… Таково это процентное чудо. Чудо банка. Настоящее чудо!.. Чудо, пока оно не превращается в чудовище… За эти самые «небольшие проценты» банк может… проглотить! Если дела «не пойдут». Затребует «умноженную сумму». Не сжалится! И через суд разорит и пустит на дно [3]… То есть оберет совершенно официально, «у всех на виду», по закону…
По банку получается, что «процент – это, простите… процент». Начинаешь думать, что это такое? И понимаешь, что… ни-че-го. Одна лишь фраза. Для затуманивания мозгов. Так себе, просто слова. Должны же люди говорить что-то в свое оправдание. Вот они и говорят…
А как на деле? Бывает ли «процент от процента»?.. Тогда «наводящий вопрос»: если всё происходит от труда, то откуда берется процент?.. Может «цапля приносит в клюве»? А если, нет, значит все же от труда… Если всё от труда, то и процент оттуда же. Откуда ему еще быть?!
Выходит, что создающий всё труд, создает и процент. И протекает этот процесс в двух плоскостях одновременно. Получатель кредита вращает, как белка, колесо производство-рынок, а кредитор… Он ничего не вращает. Он просто считает. Сидит и считает. На своем рабочем месте. Оперирует сотней от числа. Но при сотнях денег. Сотня рождает процент. А сотни денег – большой процент или большие деньги… Во внешней сфере остаются деньги. Их движение. Процента не видно. А деньги приходят и уходят. Текут себе, как и положено. «Это твой заработок», если ты внес. «Это наш заработок», если мы их дали тебе. Такова философия банка… Ее можно назвать еще и философией равновесия, взаимности и порядка. У нее есть одно-единственное правило. И оно не зависит от того, куда текут деньги. Из кармана в банк или из банка в карман. А правило это такое: кто дал деньги, тот взял и процент. Так и складывается заработок в виде процента. Заработок и для кармана, и для банка…
И чем не заработок? Деньги дал, деньги взял. Услуга платная… Никто ничего на это сказать не может. А если и скажет, то ничего доказать не сможет. Криминала нет! Нет ни «предмета», ни «состава преступления». Есть взаимное согласие сторон. Кто может превратить его «в преступление»? Может ли это сделать процент? Но тогда и мы вернемся «в самое начало». Скажем, что услуга была платной. Платой был процент для кредитора. Всё правило! Будь и ты кредитором, давай в долг (взаймы) и бери обратно с процентом. Зарабатывай процентом. Так процент становится законным средством заработка. А если законный, то законным является и его производственная организация в виде банка. Банк зарабатывает процентом или производит процент. Он есть в прямом смысле его производитель. А процент – это деньги. Деньги – уже всё остальное. Вплоть до идола поклонения…
Банк – это банковская услуга. Как оплачивать ее? Ибо банк не может работать «за бесплатно» там, где все работают «за деньги». Эту мысль можно сформулировать и так: если за всё надо платить, то как платить банку? И что, вообще, делать с ним, если Аллах запрещает процент [4]? Ибо банка без процента не бывает! Отказ от процента есть одновременно отказ и от банка…
Можем ли мы сегодня представить себе жизнь без банка? Уже и зарплату получаем из банка, коммунальные оплачиваем через него, покупки в кредит – тоже через него. И даже «свои карманные» вынимаем не из кармана, а снимаем со счета прямо на улице из банковского аппарата (банкомата)… Вся наша жизнь проходит «через банк». Все деньги лежат у него. Там они «трудятся» и приносят нам еще и заработок. Удобство и заработок одновременно! Кто откажется от такого?! И людям на пользу, и себе… У меня есть деньги, которые могут повременить с расходованием, у вас есть потребности, которые нуждаются в неотложных деньгах. Мы сходимся в банке и действуем при его посредничестве. Все услуги, мои и банка-посредника, оплачивает берущий в долг… Банк может выступить и «без меня», ориентируясь на свои возможности (капитал). В любом случае действует правило производства денег деньгами. Это и есть «банк» или банковское производство. Или производство процента как прибыли от сделки с деньгами. Деньги отрываются от своего основания – стоимости, а она – от труда и человека. Они начинают самостоятельную жизнь… Создается впечатление, что они и в самом деле есть «основа жизни». Их производство трудом начинает вытесняться производством самими деньгами. Это значит, что производству «на данном участке» «приходит конец». Но производство – это то, что обеспечивает саму жизнь. Значит приходит конец жизни… Тем и опасен процент. Его с полным правом можно назвать разрушителем и уничтожителем жизни. Видимо, потому Аллах и запрещает его. Торговля признается на пользу, а процент – во вред. Торговля идет от производителя, а процент, как отмечено, от самих денег. Потому они не могут быть поставлены в один ряд. Торговля поддерживает жизнь, а процент ее разрушает и уничтожает…
Деньги вообще есть фетиш. И в случае своего происхождения из труда, производства и общественных отношений они тоже есть фетиш. То есть источник их происхождения – из процента или труда – не имеет, в итоге, особого значения. Они начинают господствовать над людьми как сила. И делают это по праву. Ибо они и на деле сила. А силе принято поклоняться. Поклоняться – значит обожествлять. Так и появляется у людей еще один бог или бог-идол или даже просто идол. Это – деньги!..
Так как деньги распространены сегодня во всем мире, являясь всеобщим образцом силы, то и деньги предстают как всеобщий идол или культ. Один на всех людей!.. У мекканских мушриков было много богов. У каждого свой. У современных людей – один-единственный идол. Деньги!.. В этом следует видеть еще и развитие самого принципа (феномена) идолопоклонничества. От многих богов к единому. От многих ложных богов или богов-пустышек к единому из них. Но есть и особенность. В отличие от деревянных и каменных истуканов эпохи языческого многобожия современный идол – деньги – имеет реальную силу в руках его обладателя. На этом, собственно, и строится «любовь» к нему… Мушрики любили своих богов потому, что верили в них. Современное идолопоклонничество строится на реальной силе денежного идола… Обладатель реальной силы, в свою очередь, есть реальный бог. В возможностях своего «денежного качества», разумеется. Потому мушрики верили измышленным и ничего не значащим на деле богам. Современные идолопоклонники с их верой в деньги доверяют уже реальной, а не измышленной, силе, которая «всё может». Чем не бог?..
Производство денег деньгами, которое практикует банк, есть совершенно уникальный способ производства. В этом случае деньги создаются деньгами и ничего другого для них, их производства, кроме самих же денег, не требуется. Этот способ их производства можно характеризовать еще и как виртуозный. С ним не сравнится никакой другой! Деньги делаются самими же деньгами. Или просто «голыми руками». Без всяких других средств. А если они и используются, то только как третьестепенные… Значит «высший пилотаж»! Ибо там тоже «все в руках пилота». А всё остальное на третьем плане… Трудно только поверить в то, что этот пилотаж, в отличие от привычного, совершается не в голубых небесах, а в серых, зачастую, стенах банковского офиса. Всего в четырех стенах! А деньги делаются такие, что и поверить в это трудно. Просто умопомрачительные!.. Никакому «заводу» не сравняться!..
[1] См. сюда также монографию А. Байындыра «Торговля и процент» (Стамбул, ИФС, 2007 (25 п.л.) (на турецк.).
Монография представляет собой обобщение исследований, ведущихся с 1978г. по сегодняшний день. Ее темы доложены на научных конференциях, опубликованы в виде статей в научной печати.
[2] К теме см. также нашу книгу (Р. Османзаде, Э. Рзазаде. Компьютерная глобалистика. Баку, НАНА, 2005) (на русск.) (Ред).
В книге исследуется компьютерное мышление, его логика, закономерности и отдельные примеры применения. Это мышление входит в жизнь с компьютерной технологией и уже в наши дни становится планетарным (глобальным) явлением.
[3]Приведем два мнения:
1. «Клиентам банков при обращении за кредитом сегодня надо быть особенно внимательными, чтобы не остаться без средств к существованию и без крыши над головой. Банкиры ищут новые способы сохранить высокую доходность бизнеса по выдаче кредитов, зачастую ставя заемщиков в невыгодное положение.
Контрольные органы практически каждую неделю рапортуют о выявленных случаях нарушения прав заемщиков. К ним относятся скрытые комиссии за выдачу кредитов, утаивание до последнего эффективной процентной ставки, штрафы за досрочное погашение кредитов, попытки максимально ослабить возможность клиента воспользоваться судебной защитой своих прав в случае конфликта с банком. При этом банкиры ищут все новые схемы минимизации расходов от судебных тяжб с заемщиками и увеличения собственных прав и прибылей. На днях глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, ведомство которого считается зачинщиком наступления государства на позиции банков в вопросах нарушения прав заемщиков, признал, что «эта тема не только не потеряла актуальности, но и приобрела новое качественное состояние» (Алексей Щеглов. Банки все чаще уличают в использовании уловок, ухудшающих положение их заемщиков. – Независимая газета за 25.09.2007).
2.«Что делать, если, взяв кредит, вы вдруг оказываетесь в ситуации, когда платить за него нечем? Хуже того, если этот кредит ипотечный, а ставка – ваша единственная квартира. По статистике, в такой ситуации оказывается около 10% российских должников. Как не оказаться на улице и рассчитаться с банком?
…Ответ один — продавать квартиру и искать что-то дешевле на сумму уже выплаченных средств. Помочь должникам, оказавшимся в столь неприятной ситуации, призван новый законопроект, который сейчас находится на стадии рассмотрения — «О банкротстве частных лиц».
«Аналогичные законы есть во многих странах мира, например, в США, Германии, Англии, — поясняет Дмитрий Скрипичников, исполняющий обязанности директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития (МЭРТ), — на первом этапе в России этот закон будет весьма либеральным». Он подчеркнул, что «процедуру банкротства надо рассматривать как способ защиты и заемщика, и кредитора».
Законопроектом предусмотрено, что, если заемщик не может выплачивать долг по ипотеке банку, он может обратиться с заявлением о признании банкротства. «Тогда кредитор не сможет на него давить», — отметил Дмитрий Скрипичников. Решение о банкротстве заемщика будет принимать суд» (из интернета rambler.ru: Человек, который должен банку. 19.11.2007, dometra.ru).
[4] В Коране процент запрещается. Встает вопрос о беспроцентной экономике. Эта проблема более полно рассматривается в упомянутой выше монографии А. Байындыра (Торговля и процент). Потому на ней мы не останавливаемся.
Свежие комментарии