33.2. Ошибки метода в направлениях(мазхабах) ислама
Известные четыре направления (мазхабы) в исламе выделяют два вида процента: порождаемый актом купли-продажи и возникающий из долга. Они построили свою систему на первом виде процента, в котором акт купли-продажи основывается на предписаниях в отношении упомянутых выше шести видов товаров (золото, серебро, пшеница, ячмень, хурма и соль), приводимых в хадисах. Что касается второго вида процента (возникающего из долга), то его они проработали кратко и даже не в разделе «процент и расходы» (камбио), а в разделе «ссуда и соглашение» (карз и сулх)… Аллах, как отмечено, посчитал «куплю-продажу во благо, а процент – во вред (за запретное)» (2/275). Как в этом случае процент становится частью купли-продажи (торговли), понять трудно.
Когда стали систематизировать процентные сделки и стали учитывать при этом некоторые особенности купли-продажи указанных шести названных товаров, то выяснилось, что они (сделки) не могут быть ограничены ими. Тогда стали опускать те особенности хадисов, которые могли стать основой для процентной сделки. Затем путем сравнительного анализа была расширена сфера действия процента. А еще эти направления (мазхабы) впали в противоречия между собой.
Направление Ханефи посчитало две вещи (два фактора) за причину процента. Это – кадр [1] и род (вид) (товара). Кадр включает в себя объем и вес. Отнесение рода (вида) товара к числу факторов, образующих процент, взято из хадисов, в которых говорится «о соответствии золота золоту, пшеницы – пшенице…». Кадр взят из выражения: «мера за меру», употребленного в хадисах. Происхождение понятия кадр из хадисов объясняется так: «Кадр – это мера в отмериваемых и вес – во взвешиваемых товарах» [2]. Но в хадисе проходит «пшеница за пшеницу», что означает «продажа пшеницы за пшеницу». И зерно пшеницы тоже есть «пшеница». Но никто ее не станет продавать, как не станет и покупать. В таком случае под этим следует понимать продажу пшеницы в мере, соответствующей интересам дела [3], то есть «в продаваемой мере». А то, что здесь имеется в виду именно эта мера, это становится понятным из самого ее характера, а также из смысла того процесса, который характеризуется как «продажа пшеницы». Так выясняется, что «мера» входит в условия, определяемые хадисом, подразумевается самим смыслом акта продажи товара.
Подобным образом дело обстоит и со словами Посланника Аллаха «золото за золото». Золотую пыль (порошок) тоже принято называть «золотом». Но ее никто не продает. Продается взвешиваемое золото. В таком случае взвешивание является особенностью процесса торговли золотом, определяемой хадисом. В этой связи слова Посланника по данному вопросу могут быть развиты, с учетом подразумеваемого ими смысла, так: «Золото за взвешиваемое золото, пшеница за отмериваемую (по объему) пшеницу…» [4].
В хадисах имеет место такое выражение: «Если эти роды (виды) (товаров) будут различными, то вы можете продавать их любым угодным образом на условиях наличной оплаты» [5]. И в данном случае имеется в виду такое ограничительное условие, как наличная оплата, которому при этом, собственно, и следовали. При этом товары могут быть одного рода или разного, с одной и той же или разной единицей измерения при торговле…
По этой причине если обменивается (продается), скажем, металлом на пруток (металл-пруток), то оба они должны быть одного веса и сделка должна быть совершена (оплачена) наличными, иначе она входит в процентную операцию. Если в обмен на железо приобретается медь, то в обоих случаях достаточно оплатить наличными. Ибо оба эти вида товаров продаются на вес (взвешиванием). В силу того, что это разные металлы, количество одного из них может превышать количество другого. Но обмен опять же совершается наличной оплатой, ибо в противном случае он входит в процентную сделку.
По этой причине покупка в кредит за золото или серебро взвешиваемого товара должна квалифицироваться как процентная сделка. Это связано с тем, что золото и серебро покупаются и продаются на вес. Представители направления Ханефи считают это допустимым и свою точку зрения обосновывают так:
1. Между динарами и дирхемами, отчеканенными из золота и серебра, и другими товарами, покупаемыми и продаваемыми на вес, есть внешнее различие (различие по виду). Динары и дирхемы измеряются санджатом, а другие товары – меном [6].
2. Но между ними есть и невидимое различие (обусловленное их природой). Динары и дирхемы не совпадают со своим внешним видом (речь идет об особенности золота и серебра быть всеобщей мерой стоимости. – Ред.) [7], а товары совпадают.
3. Между ними есть различие и в их оценке. Так, если за динар покупается 12 мен железа, то железо перевешивается в присутствии покупателя, если даже оно было взвешено до этого. По отношению к золоту (динарам) этого можно не делать [8].
Если есть столько различий между взвешиваемыми товарами и опличиваемыми их наличными (золотом и серебром), то они не являются совпадающими между собой во всех отношениях при взвешивании [9].
Итак, основываясь на том, что золото и серебро продаются по весу, считать вес процентообразующим фактором, с одной стороны, а с другой – не видеть этого при их обмене с другими товарами – это является противоречием. Представителям Ханефи следовало бы исключить вес из факторов, образующих процент, и сказать так: золото и серебро, несмотря на то, что они продаются и покупаются по весу, отличаются от других товаров, продаваемых по весу, по своему внешнему виду, природе (представленности в них стоимости) и их оценке. По этой причине вес не может быть процентообразующим фактором.
Если вес не может быть таким фактором, то и объем не может быть им. В таком случае им не может быть и кадр, являющийся одним из двух факторов для процента (другим является, как отмечено, род товара). Это полностью разрушает систему процента у Ханефи, сложившуюся на основе купли-продажи.
Эта критика в полной мере относится и к направлению Ханбели. С одной стороны они говорят так: «Если бы вес был фактором процента в операциях с золотом и серебром, то было бы не к месту покупать на них в рассрочку товары, продаваемые по весу. Для запрета на приобретение в рассрочку из двух условий процента достаточно уже одного» [10]. С одной стороны они утверждают это, а с другой, как и ханефиты, принимают вес за фактор процента. Какое глубокое противоречие!
Сторонники направления Малики делают акцент на продуктах, указанных в хадисах (пшеница, ячмень, хурма и соль). Они исходят из того, что процент имеет место в основных продуктах питания (которые могут быть хранимы) или тех продуктах, которые являются вкусовыми добавками к продуктам питания. При обмене в рамках своего вида требуется их равное количество с условием наличного обмена. При обмене различных видов продуктов условие «равной меры» отпадает, единственным условием остается наличный расчет.
Эта точка зрения, несмотря на то, что она находится в противоречии с аятом, в котором делается различие между куплей-продажей и процентной операцией, сама по себе не лишена смысла. Ибо пшеница, ячмень и хурма относятся к основным продуктам питания, обладая к тому же и способностью хранения. А соль придает пище вкус…
Независимо от того, имеет ли продукт способность к хранению или нет, обмен всех видов продуктов в рассрочку был признан за процентную сделку, равно как за нее был признан и обмен каждой вещи в рамках ее вида (рода) в отношении «один к двум» в рассрочку [11]. Но у всего этого у них даже в своей системе нет никакого основания.
Согласно направлению Шафии, понятие «риба» (процент) является закрытым. Его разъяснил Посланник Аллаха [12]. То, что они называют «разъяснением», относится к хадисам, в которых говорится об условиях продажи (обмена) шести видов товаров (об этом уже говорилось выше).
Представители Шафии осуждают процент. Они говорят так: «Процент является самым большим из больших грехов. Все шариаты осуждают процент. Аллах в своей Книге ни одному восставшему (идущему против него), кроме тех, которые поедают процент, не объявляет войны. Запрет на процент связан с догматикой (в тексте проходит понятие тааббуди (см. прим. – Пер.), то, что видится причиной процентной сделки, на деле является не причиной (иллетом), а лишь подтверждением ее необходимости (хикметом) [13].
Итак, запрет на процент связан с вещью (фактором), причина происхождения которой непонятна, но которая требует повиновения себе как предписание Аллаха. Но как можно строить рассуждения на вещи, причина которой непонятна?.. Самое же интересное заключается «в забвении» этого положения. Словно бы о нем ничего не говорилось! Поскольку сразу вслед за этим начинается разговор о проценте и говорится о том, что у процентной сделки есть две основные причины. Это тумиет и семениет [14]. На них и строится вся их система по данному вопросу.
Понять эту логику и в самом деле сложно. Если неизвестна причина запрета процента и этот запрет надо принимать как некую догму, то откуда берутся две причины (фактора) его происхождения? Нет, если эти причины существуют и являются известными, почему запрет воспринимается как догматическое предписание (догма)?..
Согласно Ибн Аббасу, аяты Корана, запрещающие процент, – это самые последние ниспосланные его аяты. И в самом деле, если учесть, что Посланник говорил об этом запрете – как отмене процента, оставшегося еще с докоранических времен, – в Прощальной хутбе во время своего последнего паломничества, то можно предположить, что эти аяты (о запрете) были ниспосланы именно в этот период.
Паломничество (хадж) совершается в 12-ом месяце лунного года Зильхидже. 9-го числа этого месяца поднимаются на Арафат. Прощальная хутба состоялась на 10-ом году хиджры. Прощальная хутба Посланника – это его речь на последнем хадже на Арафате. Умер он на 11-ом году хиджры, в его третьем месяце, ребиюлеввле, 12-го числа, в понедельник утром [15]. От объявления об отмене процента и до самой его смерти прошло 3 лунных месяца и 3 дня.
В своей Прощальной речи (хутбе) Посланник Аллаха сказал так: «Процент докоранической эры отменен. Делаю первый шаг на путях отмены процента, отменяю наш процент, процент Аббаса б. Абдулмутталиба (дядя Посланника). Он целиком отменен» [16].
Речь идет об отмене всем известного процента. Потому никаких вопросов не последовало. Запрет на шесть видов товаров (названных выше), введенный Посланником, не затрагивает тему в части его торгово-экономического содержания. Он лишь ставит преграду для процентной сделки под видом торговли.
[6] Санджат: средство для взвешивания из стекла различной тяжести (для взвешивания серебра и золота).
Мен: мера веса в 260 дирхем (см. О.Н. Билмен. Исламский юридический словарь (камус), т. IV, c. 126). Если исходить из того, что один шери дирхем * весит 2,975 г., то мен оказывается мерой веса примерно в 774 г.
* Один шери дирхем: вес одного дирхема, официально признанный (принятый) в качестве меры веса при торговых сделках в соответствии с исламским кодексом (законодательством).
Книга содержит три текста:
– книгу Ибн Хаджер эл-Хейсеми «Тухфетил-мухтач….»,
– комментарий на нее эш-Ширвани (Хаваши эш-Ширвани),
– комментарий на нее Ибн Касым эл-Аббади (Комм. Тухфетил-мухтач…).
Тааббуди (تعبدي): приказ или запрет, истинная причина (происхождения) которого непонятна, но которая требует повиновения себе (см. Хаваши эш-Ширвани. В кн.: Хаваши, т. IV, c. 272, О проценте).
Сохранены оригинальные понятия (тумиет и семениет) (Пер.).
Тумиет (الطعمية):вещь, которая относится к продуктам питания.
Семениет (الثمنية):монеты из золота и серебра.
Свежие комментарии