Всевышний Аллах говорит так: «Поедающие процент в своем поведении не могут показать (продемонстрировать) ничего другого, кроме поведения тех, разум которых перекошен их следованием за шейтаном. Это по причине того, что они говорят, что «процентная сделка – такая же, как и купля-продажа». Аллах признал куплю-продажу на пользу (во благо), а процентную сделку во вред. Каждый, кто после того, как к нему поступил совет от Господа твоего, оставит процент, прошлое остается ему. Его дело относится к Аллаху. А кто продолжит (и после этого), они станут друзьями этого огня, останутся там постоянно» (2/275).
Процент, как известно, является прибылью от долга. Товар обменивается либо в форме купли-продажи, либо в форме долга. При долге берется обратно то, что было выплачено. Если берется больше, то это есть процент. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, говорил, что «процент бывает только при долге» [1]. По этой причине все случаи, ведущие к прибыли от долга, являются сделкой с процентом.
Одно дело – торговля, другое – прибыль от долга (процент). Те, которые говорят так, что «купля-продажа подобна сделке с процентом», говорят «от шейтана»…
Кто ссужает 100 золотых на месяц за 101, делает это с целью, чтобы они возросли в имуществе людей в процессе периода долга.Эта процедура находит свое отражение в следующем аяте: «То, что вы даете под процент людям, чтобы оно возросло в их имуществе (в процессе долга), у Аллаха не возрастает» (30/39).
Осуждая процент и предлагая отказаться от него, Аллах указывает на него как на источник несправедливости. Аят таков: «…Если вы раскаетесь, ваше имущество (ссуженная вами сумма) остается за вами. Таким образом, ни вы не совершите несправедливости, ни сами не подвергнитесь несправедливости» (2/279).
Доисламские арабы в этом вопросе придерживались следующей практики. Когда они давали в долг, они каждый месяц брали за это определенную сумму. Это делалось вне основного долга. Когда завершался срок долга, они требовали его и если должник был не в состоянии выплатить, назначали новый процент и продлевали срок [2]евали ему срок с некоторым повышением долга [3]. . Если долг происходил из продажи в кредит, то с наступлением срока выплаты они спрашивали у должника: «Ты погасишь свой долг или будешь повышать его?». Если он не мог погасить, то они продл
Коран запретил все виды процента, а по отношению к тем, которые не могут своевременно погасить свой долг, предписал так: «Если должник находится в трудном положении, то надо подождать, пока он не выйдет из него. Для вас лучше, если вы пожертвуете им (долгом в пользу должника). Если бы вы только знали это»(2/280).
Причиной, послужившей для ниспослания этих аятов, стали следующие события. Четверо сыновей Амр б. Умейра (из рода Сакиф) Месуд, Абдуялейл, Набиб и Ребия давали ссуду сыновьям Мугире (из Бени Махзуна), которые жили в Мекке. Когда Посланник завоевал Таиф (в 8-ом г. хиджры), сыновья Амр б. Умейра стали мусульманами. Затем они потребовали процент у сыновей Мугире. В ответ на это был ниспослан следующий аят:
«Мумины! Побойтесь Аллаха, оставьте все, что осталось после процента. Если вы уверовавшие люди.
Если вы не сделаете этого, знайте, что находитесь лицом к лицу в войне с Аллахом и его Посланником. Если вы раскаетесь (отвратитесь), основное имущество – ваше (оно остается за вами) (ссуженная сумма – ваша). Ни вы не совершите несправедливости, ни сами не подвергнитесь несправедливости» (2/278-279).
В ответ на это братья сказали так: «Мы раскаиваемся и подчиняемся приказу Аллаха. У нас нет сил на войну с Аллахом и его Посланником».
Оставив процент, братья согласились на основную сумму. Но должники попросили отсрочки до созревания урожая. Кредиторы отказали. Тогда и был ниспослан аят 2/280, приведенный выше [4].
Посланник Аллаха посчитал некоторые формы продажи перечисленных ниже шести товаров процентной сделкой. К этим товарам были отнесены: золото, серебро, ячмень, пшеница, хурма (финики) и соль. Согласно Эбу Саида эль-Худри (да будет Аллах доволен им), он (Посланник) сказал так: «Золото за золото, серебро за серебро, зерно за зерно, ячмень за ячмень, хурма за хурму и соль за соль. Эти товары продаются и покупаются мера за меру и наличными. Кто повысит или захочет больше, войдет в процент. В этом вопросе берущий и дающий находятся в одинаковом положении» [5]. Обмен товаров одного рода имеет место, по большей части, при ссуде. Придавая ссуде вид купли-продажи, люди могут обойти запрет на процент, положенный Аллахом. Меры, принятые Посланником, препятствуют этому. Они образуют изоляционное кольцо вокруг процента, не допуская его в сферу операций с названными (шестью) видам товаров, которые были ссужаемыми товарами.
А теперь рассмотрим некоторые конкретные особенности обмена указанных товаров в условиях запрета на процент.
Между выделенными (шестью) видами товаров (золото, серебро, пшеница, ячмень, хурма (финики) и соль) установлен наличный обмен (по их роду). По этому условию продать10 золотых в рассрочку за 11 (золотых), означает совершить процентную сделку. Это – важный момент. Если бы это стало называться «продажей», то процентные ссуды начали выдаваться в виде продаж. В этом случае сложилась бы такая картина: дать 100 лир в ссуду за 110 – это процент (дать под процент), а продать их в рассрочку за 110 лир – это торговая сделка…
В хадисе говорится еще и о равной мере наличного обмена в группе из названных (шести) товаров. Потому дать 10, а взять 11 золотых нельзя. Это будет процентной сделкой. Посланник Аллаха сказал, что «процент бывает только при долге» [6]. Если связать это с долгом под процент, то легко обнаружится и значение запрета.
Процентная сделка имеет очевидные цели. И если для нее есть легальные (законные) пути, то не составит труда перевести ее в долг, которому придана форма торговой сделки. К примеру, сначала дается ссуда в 11 золотых (для этого берутся соответствующие гарантии), затем, за другие 10 золотых, у должника покупаются 11 золотых. В результате этих двух операций дается 10 и берется 11 золотых. Во избежание нежелательных последствий, сделка оформляется документально или через доверительного посредника. В этой связи могли быть созданы и соответствующие органы, оформляющие эту сделку. Но условие обмена (указанных шести) товаров на равной основе (в равном количестве) и наличными закрыло эту дверь для процента.
В старое время для обеспечения интересов кредитора устраивалась показательная торговля. К примеру, сторона, которая рассчитывает на ссуду, выкладывает свой товар перед стороной, которая должна дать ссуду, и говорит ей так: «Я продал тебе это за 10 золотых». Другая сторона оплачивает и забирает товар. Затем говорится так: «Продай мне этот товар за 11 золотых, но с условием оплаты через год». И он продает. Так под видом торговли совершается процентная сделка… Эта сделка имеет и многие другие конкретные формы.
Чтобы обойти запрет на процент при получении кредита в банке, есть и такой пример, как продажа банком некой ценной вещи кредитуемому лицу с последующим преподнесением им его банку. После этого человек получает «беспроцентный кредит» [7]. При других условиях можно было бы держать в банке отдельного служащего. Он был бы представителем кредитора. Он бы оформлял ему долг, скажем, на 11 золотых, а выдавал бы на руки 10… Разумеется, ничего не стоит приспособить эту систему к существующему законодательству. Важно только, чтобы в нем самом были условия, допускающие «хотя бы» «скрытый процент»…
Посланник Аллаха говорил так: «Если эти роды (товаров) будут отличающимися (в рамках рода), то, с условием оплаты наличными, вы можете продавать их любым угодным образом» [8].
В хадисах, посвященных теме, отличающимися (в рамках данного рода) товарами были признаны золото и серебро, пшеница и ячмень. К различным видам были отнесены хурма и соль. Посланник Аллаха сказал так: «Когда с рук в руки продается серебро в обмен на золото, в случае превышения серебра нет ущерба, но передача в долг не допускается. Когда с рук в руки продается ячмень в обмен на пшеницу, в случае превышения ячменя нет ущерба, но передача в долг не допускается» [9].
Золото и серебро, равно как и пшеница и ячмень могут заменять друг друга (обмениваться непосредственно) (в торговых сделках). Между их ценами уже длительное время сохраняется устойчивое отношение без значительного его изменения. Условие наличного обмена между этими товарами является еще одной преградой для процента.
К примеру, если 1 динар составляет 10 дирхем [10], 100 динар составят 1000 дирхем. Если бы не условие наличного обмена, то дающий ссуду под проценты мог бы, под видом купли-продажи, продать их за 120 динар с рассрочкой платежа на год, то есть мог бы ссудить их за 20% годовых. Это же относится и к операциям с пшеницей и ячменем.
Этот хадис накладывает запрет и на процентные операции с турецкой лирой с рассрочкой платежа. К примеру, если купить за нынешний курс турецкой лиры 1000 американских долларов с рассрочкой платежа на год, то через год за них нельзя будет потребовать 1200 долларов. Это будет запрещенной процентной сделкой.
33.1.4. Обмен валют по наличному курсу
Абдуллах б. Омар рассказывает: «Я продавал в Беки верблюдов. Продавал за динары, брал дирхемами, продавал за дирхемы, брал динарами… Пришел к Посланнику Аллаха. Он был в доме у Хафсы. Говорю ему: «Я продаю в Беки верблюдов. Продаю за динары, беру дирхемами, продаю за дирхемы, беру динарами. За то беру то, за это дают это». Он сказал: «Нет никаких вопросов в том, чтобы брать по текущему курсу. Будет достаточно того, если вы расстанетесь (с покупателем) без проблем между вами» [11].
Как следует из хадиса, обмен золота и серебра по текущему курсу является вполне дозволенной мерой. Он становится и преградой для процента. Так, при курсе золота к серебру, скажем, 1 : 10 (1 динар за 10 дирхем), кредитор (ростовщик) ссужает сначала 11 динар и берет за это соответствующие гарантии. Затем он продает должнику имеющиеся у него на руках 100 дирхем за 11 динар. В результате этих двух операций, под видом купли-продажи, на деле состоялась бы операция выдачи ссуды (кредитования) за 10%. Для этого могли быть созданы и соответствующие органы. Но наличный обмен по текущему курсу стал преградой для всех этих сделок. Так хадисы закрыли все пути для ссуды под проценты под видом купли-продажи.
[1] Дарими. Вую, 42; Муслим. Мусакат, 102; Несаи. Вую, 50.
[2] Фахруддин эр-Рази. Эт-Тефсирул-кебир (тефсир), т. VII, с. 91.
[3] Ибн Рушд. Мукаддимат (вместе с Эл-Мудеввенетул-кубра). Матбаа-и Хайрие, 1324/1906, т. III, с. 18; Ибнул-Араби, Эбу Бекр Мухаммед б. Абдиллах. Ахкамул-Куран (тефсир). Египет, 1976, т. I, с. 241 (Ибнул-Араби имеет в виду оплату, отложенную «на потом»).
[4] См. сюда также: Фахруддин эр-Рази. Эт-Тефсирул-кебир (тефсир), т. VII, с. 106-110; М.Х.Я. Элмалылы. Пер. и комм. Корана, т. I, c. 972.
[5] Муслим. Мусакат, 82.
[6] Муслим. Мусакат, 102; Несаи. Бую, 50.
[7] К примеру, один из самых старых банков Турции, «Эмниет Сандыгы», созданный еще в Османскую эпоху, практикует продажу карманных часов. Они продаются и покупаются по многу раз в день, каждый раз, когда банк выдает кредит. Часы покупаются у банка получателем кредита (кредитуемым лицом) и обратно передаются ему, но уже в качестве преподношения, то есть безвозмездного дара (подарка). В ответ на это банк открывает человеку «беспроцентный» кредит…
[8] Муслим. Мусакат, 81.
[9] Эбу Давуд. Вую, 12.
[10] Динар – название золотой, а дирхем – серебряной монет.
[11] Эбу Давуд. Вую, 14; Несаи. Вую, 50.
Приводится с небольшим сокращением (Пер.).
Свежие комментарии