Кораника
32. Наказание женщины

32. Наказание женщины

32. НАКАЗАНИЕ ЖЕНЩИНЫ

 
При определенных условиях Всевышний Аллах допускает наказание жен со стороны мужей, последней стадией которого, скажем так, является предложение об их побиении. К сожалению, это предложение зачастую трактуется как грубое избиение женщины, что не имеет под собой никакого основания. Аллах не может занять такой позиции по отношению к женщине, которую он защищает во всех других случаях. Об этом говорится и в аяте, непосредственно связанным с темой, а также в хадисах.
Всевышний Аллах говорит так:
«В силу того, что Аллах создает людей неодинаковыми, и того, что (мужчины) тратят из своего имущества (состояния) (на содержание женщин), они стоят над ними. Добронравные женщины смиряются с этим (принимают это как должное, склоняют голову) и, в ответ на защиту их Аллахом, защищают себя, когда остаются одни. Если вы боитесь того, что они станут заглядываться на других, дайте им совет, оставьте их одних в спальне и побейте их (если они не понимают слов). Если они послушаются вас (повинуются вам), то против них уже не ищите других путей. Аллах возвышен, велик» (4/34).
Рассмотрим аят по частям.
1.فالصاحات قانتات حافظات للغيب بما حفظ الله – Добронравные женщины смиряются с этим (принимают это как должное, склоняют голову).
То, что переведено нами как «смиряются» (склоняют голову, покоряются, примиряются с этим и т. д.) – قانتات (каанитаат),в виде قانتون (каанитуун) – употреблено и по отношению к мужчинам в выражении:
إن المسلمين والمسلمات والمؤمنين والمؤمنات والقانتين والقانتات…  
Оно переводится так: «Мусульмане-мужчины и мусульмане-женщины, уверовавшие мужчины и уверовавшие женщины, смиряющиеся (покоряющиеся) мужчины и смиряющиеся (покоряющиеся) женщины…» (33/35).
Речь идет о мужчинах и женщинах, смиряющихся перед Аллахом, покоряющихся (поклоняющихся) ему. В силу связей между аятами это ведет к признанию того, что и в аяте 4/34 говорится о женщинах, смиряющихся перед Аллахом (покоряющихся и поклоняющихся ему, принимающих его условия). Теперь, если понимать аят 33/35 как «женщин, смиряющихся перед мужчинами (покоряющихся и поклоняющихся им)»,то и мужчин в этом случае придется понимать как «смиряющихся перед женщинами (покоряющихся и поклоняющихся им)». Но это означает переход от поклонения Аллаху и смирения (покорности) перед ним к поклонению человеку и смирению перед ним. Так из семейной жизни устраняются принципы, установленные для нее Аллахом, и центр тяжести в этом вопросе переносится на самого человека. Это открывает возможность для различного рода препирательств и трудностей в семье… Скорее всего, это есть наказание за схождение с пути Аллаха в данном вопросе…
 2.حافظات للغيب بما حفظ الله – В ответ на защиту их (добронравных женщин) Аллахом, (они) защищают себя, когда остаются одни. В аяте прямо говорится о том, что Аллах защищает этих (добронравных) женщин.
Как он защищает их? Аллах выстраивает целую защитную стену. Об этом говорят уже следующие аяты:
а. «Приведите четырех свидетелей из вас по отношению к вашим женщинам, совершившим измену (блуд). Если они засвидетельствуют (подтвердят) это, заключите их в (своих) домах (подвергните их заключению в своих домах или домашнему аресту) до смерти или до тех пор, пока Аллах не откроет им какой-то другой путь (выход)» (4/15).
b. «Тем, которые обвиняют честных (порядочных, нравственных) женщин в измене, а потом не могут привести четырех свидетелей, – дайте им по восемьдесят палок. Не принимайте их свидетельств больше никогда. Они сошли с пути» (24/4).
с. «Тот, кто клевещет на свою жену в вопросе о блуде и не имеет других свидетелей, кроме самого себя… Свидетельство такого (человека), что он и в самом деле говорит правду, может состояться только при условии (в случае), если он берет в свидетели четыре раза (за четырех свидетелей) Аллаха.
В пятый раз, если он говорит неправду, он пожелает для себя проклятия Аллаха (чтобы его настигло это проклятие).
Женщина, чтобы избежать этого страдания (наказания), должна четырежды засвидетельствовать так: Аллах свидетель, муж ее безусловно (категорически) говорит неправду.
В пятый раз, если она говорит правду, должна пожелать для себя гнева Аллаха» (24/6-9).
d. «Те, которые измышляют эту ложь (о супруге Посланника), являются сбродом (непорядочной группой) из вас. Вы не думайте, что это плохо для вас, это на пользу вам. Для каждого из этих людей есть наказание в соответствии с заработанным им грехом. А тому из них, кто стоит во главе всего этого, есть большое наказание.
Когда вы услышали это, разве уверовавшие (из вас) мужчины и женщины не должны были подумать о человеке лучшим образом, сказав: «Это откровенная клевета!»?
Разве им не следовало привести четырех свидетелей? Если они не смогли привести этих свидетелей, то они являются лжецами перед Аллахом» (24/11-13).
Как видим, условие четырех свидетелей при обвинении в измене, а в случае их неприведения, признание обвинения за клевету и наказание за это, – все это задумано для женщины. Это и показывает, как их защищает Аллах. Но женщина с дурными намерениями может использовать эту защиту в качестве прикрытия для себя. В ответ на эту защиту Аллах и предложил женщинам защищать себя в случае, когда они остаются одни, сами по себе.
В связи с темой у мужчин защиты нет. В правовых книгах положения о мужчинах по данному вопросу изложены в соответствии с положениями о женщинах…
3. واللاتي تخافون نشوزهن – Женщины, относительно которых вы боитесь того, что они станут заглядываться на другого… Дайте им совет
В аяте проходит نشوز (нушуз) – «становиться вертикальным (отвесным, крутым)». Небольшая выпуклость (кочка, бугорок и т. д.) на земле характеризуется как «нешз», а строптивость женщины («поднять голову» для нее) и ее «заглядывание на другого» – как «нушуз» [1]. В данном случае «нушуз» имеет смысл «заглядываться на другого». Об этом говорят и следующие аяты:
«Скажи уверовавшим мужчинам: пусть они отвернут глаза свои, защитят свои запретные (срамные) места…
И уверовавшим женщинам скажи: пусть они отвернут глаза свои, защитят свою непорочность (честность, добропорядочность)…» (24/30-31),
«Если женщина боится того, что муж ее станет заглядываться на другую или отвернется (от нее), нет греха в том, чтобы они согласились между собой. Согласиться (прийти к согласию) – это хорошо. Души готовы к ревности. Если вы поступите по-доброму и защитите себя, знайте, что Аллах знает внутреннее содержание того, что вы делаете» (4/128).
В аяте проходит слово خوف (хавф). Оно означает: основываясь на мнении или знании, быть в ожидании плохого [2]. И в аяте («Женщины, относительно которых вы боитесь того, что они станут заглядываться на другого…») оно означает «страх, основанный на мнении (предположении) или знании». О женщине, которая приглашает домой мужчину (в силу влечения к нему), можно сказать, что «она заглядывается на другого». В этом случае муж дает ей совет. Если она не послушает его, он оставляет ее одну в спальне. Если она ослушается и в этот раз, он побьет ее. Если она отвратится от своих действий, то муж уже ничего другого по отношению к ней не предпринимает.
В принципе, Посланник запретил оставаться наедине с женщинами, в отношении которых нет пожизненного запрета на бракосочетание. Согласно Утбе б. Амиру, Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал так: «Категорически не входите к женщинам». Один из энсаров спросил: «О, Посланник Аллаха, а что скажешь ты по поводу мужского родственника мужа?». Он сказал так: «Родственник мужа станет смертью» [3].
А еще одно его слово такое: «Категорически пусть не остается мужчина с женщиной. Если у него есть что-то секретное (тайное), это другое дело. Некто встал и сказал: «Моя жена вышла в путь на хадж. А я записался в солдаты для этой войны». Он (Посланник) сказал: «Вернись и соверши хадж (паломничество) вместе со своей женой» [4].
В связи со страхом, основанным на знании, наш Посланник, да благословит и приветствует его Аллах, говорит так (от хадиса):
«Посланник Аллаха в своей Прощальной хутбе (речи) сказал следующее: …Если вы послушаете слово о женщинах, то это будет хорошо. Они являются помощниками вашими. У вас нет других функций (полномочий) по отношению к ним. Другое дело, если они придут к вам с откровенным блудом. Если они совершат это, то оставьте их одних в спальнях и побейте их. Если они преклонятся вам, то отношению к ним не ищите других путей. У вас есть права над вашими женами, у ваших жен есть права над вами. Ваше право над женами связано с тем, чтобы они не брали (не принимали) в дом мужчин, которые не нравятся вам. Смотрите, их права у вас – это обращаться с ними хорошо в таких вопросах, как одевать и содержать (кормить) их» [5].
Следующий аят разъясняет вопрос о том, как побить женщину:
«В вопросе о женщинах бойтесь Аллаха. Вы взяли их как добро Аллаха (которое оставлено вам на попечение). Вхождение с ними в связь стало на пользу вам по воле (приказу) Аллаха. Ваше право над ними связано с тем, чтобы они не брали (не принимали) в дом мужчин, которые не нравятся вам. Если они поступят так, то побейте их так, чтобы это было незаметно со стороны. Их права над вами заключаются в том, чтобы вы содержали (кормили) и одевали их в соответствии с традицией (то есть общепринятым образом)» [6].
Важно подчеркнуть, что речь идет о таком побиении, «чтобы это было незаметно со стороны» или «о побиении без следов». Это освободит женщину от стесненного положения на людях.
Итак, муж, уличивший жену в откровенной измене (блуде), имеет право оствить ее одну в спальне и побить ее. В аяте говорится еще и о совете, который дает муж жене, которого в хадисах нет. Это указывает на различие страха, основанного на знании и на мнении (предположении). Это обуславливает и различие между аятом и хадисами в вопросе наказания женщины. При подозрении (вероятностном знании) можно советовать, а при фактах (достоверном знании) надо уже принимать требуемые меры… Когда мужчина остается наедине с женщиной, это не означает обязательно их связи. Это следует учесть. Если в обоих случаях женщина изменяет свое поведение и исправляется, то муж уже не обращается к другим средствам (не ищет других путей).
В случае установления факта измены (блуда) муж, если пожелает, или скроет это, или возьмет дело в суд. Если он докажет в суде факт, то жена потеряет доверие среди людей и получит наказание в 100 палок.
Если свидетелем факта стал только сам муж, который по этой причине не может выставить четырех свидетелей, суд, основываясь на праве лиан [7], может принять решение о расторжении брака. При этом женщина имеет право на защиту. Но этот процесс, будь он со свидетелями или без них, является болезненным как для женщины, так и для семьи. По этой причине муж может воздержаться от того, чтобы разбирать дело в суде. А в некоторых случаях и развод может быть не к месту. В этом случае он не может открыть и вину жены. Если откроет, то будет вынужден привлечь для доказательства четырех свидетелей. Если не привлечет, то будет вынужден самосвидетельствовать (в форме лиан). Для упреждения всего этого, сохранения семьи и спокойствия и предлагается (в аяте) оставить женщину на время в спальне одну и слегка наказать ее рукой.
Подчеркнем, что употребленное нами выражение «слегка наказать ее рукой» в аяте не проходит. Там проходит выражение «побить». В хадисе проходит выражение «побить, не оставляя следов». Это связано с тем, что следы побоев свидетельствуют об измене. Ибо муж побивает жену при измене. Потому следы побоев являются основанием для привлечения мужа к ответственности за обвинение жены в измене. Это значит, что муж должен доказать перед судом свое обвинение, о чем уже говорилось выше… Женщину это тоже ставит в трудное положение. На нее падает пятно. Семья в целом оказывается в сложном положении. Потому избиение женщины «не должно оставлять следов». Если ее «слегка наказать рукой», то это и станет ее требуемым наказанием…
Если мы станем понимать аят 4/34 не так, как его представляет Аллах и разъясняет Посланник, а по своему произволу, то получим такое решение, что «муж может побить жену за то, что она не преклоняется перед его желаниями». Такое понимание уже не имеет никакого отношения к Корану и вере.
Посланник Аллаха говорил так: «Кто наказывает свою жену днем кнутом как рабыню, пусть вечером не ложится с ней в постель» [8].

[1] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, نشز.
[2] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, خوف.
[3] Бухари. Никах, 111; Муслим. Салам, 20/2172.
[4] Бухари. Никах, 111.
[5] Ибн Мадже. Никах, 1841.
[6] Муслим. Хадж, 2137.
[7] Напомним, право лиан (по отношению к мужчине) основывается на следующем аяте: «Те, которые обвиняют своих жен в измене и не имеют свидетелей, кроме самих себя, должны четырежды засвидетельствовать это, сказав: «Аллах – свидетель, я говорю истинную правду». В пятый раз, если он говорит неправду, пусть просит о нисхождении на него проклятия Аллаха» (24/6-7). 
[8] Бухари. Никах, 93.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.