Произведение Алауддина эл-Касани (ум. в 587 х.) «Эл-Бедаиус-санаи…» (на арабск.) является одним из надежных источников Ханефи. Точка зрения автора изложена так:
«По нашему мнению, султан является условием гармоничной (совершенной) Пятницы (условием проведения Пятницы на требуемом или должном уровне). По этой причине, если султана или назначенного им ответственного лица нет, то совершение Пятницы нельзя считать целесообразным. Имам Шафии не считал султана условием Пятницы. Согласно ему, Пятница является обязательным намазом, и как в других (обязательных) намазах присутствие султана не является условием для его совершения. Нашим основанием является хадис, в котором есть такие слова Посланника, да благословит и приветствует его Аллах: «…Когда есть справедливый или несправедливый имам (руководитель)…». Из хадиса следует, что условием наказания человека, не совершающего Пятницы, является наличие (присутствие) имама (руководителя). А еще сообщается о том, что Посланник, да благословит и приветствует его Аллах, «отнес четыре должности к руководителям и Пятницу назвал в их числе». А еще для порядка на пятничном намазе требуется «условие султана». Без него могут быть беспорядки (смута, нарушение закона). Это связано с тем, что Пятница совершается с привлечением большой массы людей. Руководить такой молитвой, на которую собираются люди со всего города, – это считается почетом, доверием и уважением. Лица, которые думают о том, чтобы завоевать уважение и стать руководителями, вступили ли бы между собой в соревнование за то, чтобы совершать Пятницу (быть на ней имамом), на почве чего между ними бы возникали споры и разногласия. А это бы вело к столкновениям, которые могли закончиться смертью людй. По этой причине эта обязанность была возложена на вали (местного руководителя). Он должен был или сам руководить Пятницей, или возложить эту функцию на соответствующее должностное лицо. В этом случае люди стали бы избегать споров относительно того, кому быть имамом.
Если султан не участвует на Пятнице, приходящие в джами группы станут совершать намаз в отдельности, что, в итоге, приведет к утрате пользы от нее. Ибо пятничный намаз совершается всеми людьми вместе для обретения ими добродетели (фазилета). Или намаз совершается только один раз. В этом случае намаз совершают те, которые совершили его перед этим, а те, которые подошли вслед за ними, упускают его. В силу всего этого совершение Пятницы султаном в полной мере соответствует ее целям. После того, как народ соберется на Пятницу, султан, в качестве имама, либо сам лично совершает молитву, либо ее совершает назначенное им лицо».
Отсутствие (по каким-либо причинам) имама или уполномоченного лица, по мнению имама Керхи, может быть преодолено назначением имамом человека из числа самого народа путем согласия между людьми. В книге «Эл-Уюн» отмечается, что и имам Мухаммед (ученик Эбу Ханифе) разделял это мнение. Когда Осман оказался в окружении анархистов, люди пошли к Али и он возглавил Пятничную молитву.
В «Эл-Уюне» сообщается еще и следующее об Эбу Ханифе: Если умрет вали (мэр) города и сообщение о его смерти не дойдет до Пятницы до халифа, пятничный намаз совершает заместитель умершего или начальник службы безопасности (полиции) или кади. В этом случае намаз считается совершенным по правилам. Но при этом не допускается, чтобы имама назначил сам народ. Это связано с тем, что эти должностные лица полномочны совершать намаз вместо вали при его жизни. После его смерти, до тех пор, пока халиф не передаст должность вали другому лицу, их полномочия (в том числе и в части совершения пятничного намаза вместо него) продолжают оставаться в силе.
В книге «Невадирус-салат» сообщается о следующем: «Если вновь назначенный султан прибудет на хутбу, которая читается предыдущим султаном, и если он пожелает продолжение хутбы, то совершение пятничного намаза им следует считать соответствующим его задачам. Ибо старый султан читал хутбу с его разрешения и был в позиции назначенного им лица. Если новый султан не захочет, чтобы предыдущий (султан) продолжал хутбу и после молчаливого ожидания захочет руководить молитвой, то этого уже нельзя будет принять. Он может совершить только обеденный намаз. Молчаливое наблюдение за происходящим может указывать на его желание о завершении хутбы (совершающим его имамом), но оно может означать и несогласие с этим. В таких непонятных (двусмысленных) ситуациях хутба не может быть принята.
Если новый султан явился тогда, когда первый (предыдущий) завершил хутбу, совершение им намаза не может быть принято. Ибо прочитанная хутба принадлежит имаму (султану), освобожденному от должности. А второй – не прочел свою хутбу. Хутба является условием пятничного намаза. Все это имеет силу в условиях, когда первый султан информирован о втором. Если первый не в курсе прибытия (присутствия) второго, и, прочитав хутбу, совершает намаз и, если вновь прибывший не возражает против этого, то намаз считается действительным. Ибо первый, не зная о прибытии второго, не может быть быть снят с должности. Но его должность является завершенной, если он получает соответствующее письменное уведомление или ему сообщает об этом специальный посланник.
Если раб, став султаном (руководителем), станет совершать Пятницу, сам или назначаемое им лицо, то этот намаз считается действительным. В таком же положении находится и султан в дороге. Ибо Посланник, да благословит и приветствует его Аллах, в год покорения им Мекки, находясь в положении человека, пребывающего в дороге, совершил там Пятницу. А однажды он после обеденного намаза в два рекята сказал мекканцам так: «Мекканцы! Вы завершите ваш намаз, мы находимся в дороге». Относительно раба (в плане темы) мы основываемся на следующих словах Посланника, да благословит и приветствует его Аллах: «Если вам в качестве султана (руководителя) назначается раб, абиссинец (эфиоп) с отрезанным носом, поклоняйтесь ему». Если бы такой человек не мог бы быть имамом (на молитве), то и о поклонении ему не могло бы быть и речи.
Условиям пятничного намаза не соответствует, чтобы имамом на нем была женщина или ребенок, не достигший совершеннолетия. Они не могут быть имамами и на других намазах, в первую очередь, на пятничном. Женщина, будь она даже султаном (руководителем), должна назначить соответствующее должностное лицо в качестве имама для Пятницы. И оно должно руководить намазом. В таком случае намаз считается совершенным по правилам. Женщина-султан и женщина-кади (судья) – это реальные явления в жизни» [1].
Книга Бурханеддина Али б. Эбибекр эл-Мергинани (ум. в 593 х.) «Эл-Хидае» также является одним из надежных источников данного направления (Ханефи). О теме в ней говорится следующее:
«Пятничный намаз не может быть совершен никем другим, кроме султана и назначаемого им лица. Ибо этот намаз совершается с привлечением большой массы людей. В этом случае по вопросу о том, кто может встать перед этими людьми, кто будет руководить Пятницей и по другим вопросам может выйти непонимание. По этой причине для должного совершения пятничного намаза приведение в исполнение этого условия (привлечения на должность имама султана или назначаемого им лица. – Пер.) является неизбежным» [2].
Если обратить внимание, что при выдвижении «условия султана», в качестве основания не приводится аят (из Корана) или хадис. Говорится о недопущении беспорядков на основе маслахата (наилучшем решении для данного случая, выработке приемлемого для всех решения). В старые времена в джами (мечетях) не было должностных имамов (то есть лиц, специально назначаемых для совершения намаза). Намазом руководил один из собравшихся (верующих). Это позволяет легко понять точку зрения Ханефи. Она характерна для такого периода в истории веры, когда в ней отсутствовали должности имамов при джами (мечетях).
В своей книге «Фетхул-Кадир» Кемалуддин б. Хумам (ум. в 681 х.) говорит так: «Когда умирает вали (мэр) города, до тех пор, пока на его место не будет назначен новый вали, намаз совершает назначаемое им (должностное) лицо или руководитель (начальник) службы безопасности (полиции) или кади.
Если кто-то силой захватывает управление городом и в полном смысле ведет себя как вали, Пятница может быть совершена с его присутствием. В этом случае он становится султаном и условие оказывается удовлетворенным» [3].
Под именем Ибн-и Абидин получил известность Мухаммед Эмин б. Омар (1198-1252 х.), ученый периода Османов, живший в 19-ом веке. Он говорит так: «В книге «Эл-Татархание» о фетва (книга собраний фетва. – Пер.) [4], есть такая фетва: «Султан, назначающий имама на Пятничный намаз, необязательно должен быть мусульманином (быть мусульманином не является обязательным условием для него. – Пер.)». «В районах, в которых вали являются кяфирами, совершение мусульманами пятничных и праздничных намазов является дозволительным» [5].
Поскольку «условие султана» связано с недопущением беспорядков на Пятнице, постольку необязательным является и требование быть мусульманином для должностного лица, назначающего имама пятничного намаза. С этим назначением никто не может быть и препятствием для имама в деле исполнения им своих функций. Таким образом пятничная молитва совершается в условиях порядка и спокойствия.
«Султан» понимается как верховное управляющее лицо данного места (поселения) как административной единицы (района, города, региона, страны). Иначе, «султан» – это верховная власть в системе административно-государственного управления. Его уровни – от местной до центральной – образуют пирамиду значений понятия «султан». На местном уровне «султаном» является местный руководитель (глава администрации), на среднем – средний, на высшем – высший. В силу того, что президент страны является верховным носителем власти, полномочия совершения пятничного намаза в столице принадлежат ему.
Омар Насухи Билмен говорит так: «Пятничный намаз должен совершать высший носитель власти (города, района) или, с его разрешения (назначения), другое (должностное) лицо» [6].
Пятничный намаз может совершаться как за благочестивым (праведным), так и за грешным имамом. Одно лицо, придя к Мухаммед б. эн-Надру, заявило ему:
«У меня есть соседи, но по своей прихоти они не посещают пятничный намаз».
Эн-Надр сказал: «Смотри, а что ты скажешь в отношении человека, который идет против Эбу Бекра и Омара?».
– Плохой человек! / – А если он идет против Посланника, да благословит и приветствует его Аллах? / – Посчитаю за кяфира. / – А если он пойдет против Всевышнего Аллаха, что тогда?..
Он растерялся, а когда пришел в себя, продолжил так: «Ради Аллаха, кроме него другого Бога нет, вы тоже будьте против него. Ибо Всевышний Аллах говорит так: «Уверовавшие! Когда в пятницу делается призыв на намаз (молитву), сразу направляйтесь на то, чтобы воспомянуть Аллаха». Всевышний Аллах знал о том, что Аббасиды возьмут власть в свои руки. Пятничный намаз является одним из открытых символов ислама. Его совершают руководители, и никто другой, кроме них. Не совершать намаз (стоя) за ними, все равно, что не совершать его вовсе» [7].
[1] Алауддин эл-Касани. Эл-Бедаиус-санаи… Бейрут, 1394/1974, т. l, с. 261-262.
[2] Бурханеддин Али б. Эбибекр эл-Мергинани. Эл-Хидае, т. l, с. 412 (вместе с Фетхул-кадиром).
[3] Кемалуддин б. Хумам. Фетхул-кадир, т. l, c. 412.
[4] Фетва (повторим): ответ, решение, комментарий, разъяснение и т. д. муфтия (муфтията) по вопросам веры (шариата).
[5] Ибн Абидин. Хашиету реддил-мухтар… Каир, Матбаа-и Амире, т. lV, c. 427.
[6] О.Н. Билмен. О предпиcаниях ислама. Стамбул, 1962, с. 210 (на турецк.).
[7] Ибн Кудаме. Эл-Мугни. Бейрут, 1404/1984, т. ll, с. 27.
Свежие комментарии