Кораника
25. Пятничная молитва (пятница) (продолж.)

25. Пятничная молитва (пятница) (продолж.)

25.12. Хутба

 
Аммар б. Ясир сказал, что «Посланник Аллаха приказал нам читать краткие хутбы» [1].
Джабир б. Семуре сказал так: «Посланник Аллаха держал краткой пятничную хутбу, сказанное им в сумме составляло несколько предложений» [2]. Он продолжает: «Вместе с Посланником Аллаха я молился много раз. И молитва его, и хутба были средней продолжительности [3]. Он читал аяты из Корана, напоминал людям об их обязанностях» [4].
Эбу Ваил говорит, что Аммар обратился к нам, говорил коротко и прекрасно. Когда спустился вниз, мы сказали ему: «Эбу-л-Якзан, ты прочел нам прекрасную и содержательную хутбу. Если бы продолжил еще немного?». Он ответил: «Я слышал, что Посланник Аллаха говорил так: «Когда намаз у человека продолжительный, а хутба короткая, значит он понимает религию. Увеличивайте намаз, а хутбу держите короткой. Ибо некоторые слова возвеличивают (не к месту, не по мере – Пер.[5].
Абдуллах б. Омар сказал так: «Посланник Аллаха читал две хутбы. Он поднимался на минбер, сидел там (до окончания эзана) (вижу его как и муэдзина, читающего эзан). Затем вставал, обращался к людям и садился, ничего не говорил, затем вставал и читал хутбу» [6]. Он продолжает: «Посланник Аллаха читал хутбу в пятницу на ногах, затем садился, затем снова вставал. Делал все это так, как это мы делаем сегодня» [7].
Джабир б. Семуре передает: «Посланник Аллаха читал две хутбы, а между ними садился. Читал Коран, напоминал людям об их обязанностях» [8].
 
 
Джабир б. Абдуллах передает: «Посланник Аллаха читал в пятницу хутбу. Вошел некто. Он спросил его: «Ты совершил намаз?». Он ответил: «Нет». Посланник сказал ему: «Встань и соверши два рекята» [9].
Он продолжает, передавая следующие слова Посланника: «Когда кто-то из вас приходит в пятницу в то время, когда имам уже встал (на хутбу), пусть он совершит намаз в два рекята» [10].
Он продолжает: «В то время как в пятницу Посланник Аллаха читал хутбу, вошел и сразу сел Сулейк из рода Гатафан. Посланник Аллаха сказал так: «Сулейк! Встань, соверши намаз в два рекята. Чтобы было приемлемо (кратко)». Затем продолжил так: «Если кто-то из вас войдет (в мечеть) в пятницу в то время, когда имам читает там хутбу, пусть он совершит намаз в два рекята и совершит его в приемлемой (приемлемо краткой) форме» [11]
 
 
Эбу Хурейре сообщает от Посланника: «Если в пятницу, во время хутбы, ты скажешь своему товарищу «не разговаривай» (молчи), то совершишь бесполезное и ненужное дело» [12].
Он продолжает: «Кто примет хороший абдест (омовение), пойдет на Пятницу и прослушает молча, тому простятся грехи от этой пятницы до следующей и к этому прибавятся еще три дня. Кто дотронется до камня [13], тот совершит бесполезное и ненужное дело» [14].
Об Али (пусть будет Аллах доволен им) выступающим с минбера в Куфе, рассказывают так: «Когда наступает пятница, шейтаны со своими знаменами разгуливают по рынку и под разными предлогами отговаривают людей от пятничной молитвы. А ангелы выходят раньше, садятся у ворот мечети и, пока имам не взойдет на минбер, отмечают тех, которые приходят в первый и второй час. И если человек, когда он видит имама, садится на место, с которого он может слышать его, и не станет говорить о пустых и ненужных вещах, он зарабатывает два благодеяния. А если он, когда видит его, садится на место, с которого он может слышать его, и начинает говорить о пустых и ненужных вещах, он зарабатывает себе один грех. Кто на пятничной молитве говорит своему товарищу «молчи», тот совершает бесполезное и ненужное дело. Кто совершает бесполезное и ненужное дело, тому не остается, что взять из Пятницы». Али так закончил свое слово: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил так» [15]
 
 
Ибн Месут передает слова Посланника Аллаха, которые он произнес перед хутбой: «Благодарность Аллаху, от него мы просим помощи, мы просим прощения, мы ищем у него покровительства от дурных намерений души. Кому Аллах дает знание истинного пути, того никто не может сбить с него. А кого посчитает заблудшим, того никто не примет за находящегося на истинном пути. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха. Свидетельствую и о том, что Мухаммед является служителем и посланником Аллаха. Он послал его как благовестника и провозвестника перед Судным днем. Кто станет поклоняться Аллаху и Посланнику, тот достиг совершенства. Кто станет действовать против, станет вредить только самому себе. От этого Аллаху нет никакого вреда» [16].
Ибн Шихаб добавляет к этой молитве следующее: «Мы просим Господа нашего Аллаха сделать нас остерегающимися тех вещей, которые станут препятствием нам в деле поклонения Аллаху и его Посланнику, следования за его благодеянием и вызывающих у него сожаление. Причиной нашего бытия является Аллах и мы принадлежим ему» [17].
 
 
Семуре б. Джундуб рассказывает от Посланника, да благословит и приветствует его Аллах: «Присутствуйте на хутбе и будьте близки к имаму. Ибо тот, кто постоянно стоит вдалеке, если даже войдет в рай, останется там в задних рядах» [18]
 
 
Джабир б. Абдуллах рассказывает от Посланника Аллаха: «(Это) двенадцать часов в пятницу. Если мусульманин попросит в этот час у Аллаха что-либо, он ему обязательно дает. Его ищите в последний час послеобеденной молитвы» [19].
Энес б. Малик рассказывает от Посланника Аллаха: «Час надежды в пятницу ищите от послеобеденной молитвы до захода солнца» [20].
Эбу Хурейре (да будет доволен им Аллах) рассказывает от Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: «В пятницу есть такое время, что если мусульманин, совершая в этот час намаз (молитву), попросит у Аллаха что-либо, он обязательно дает». Посланник рукой дал понять, что время это – короткое»  [21].
 
 
По Ханефи, чтобы пятничная молитва стала обязательным предписанием, требуется удовлетворение ряда условий. Одним из них является то, чтобы имамом этой молитвы был султан или лицо, назначенное им. Люди, не знающие причины происхождения этой точки зрения, стали трактовать султана как президента. Это означало, что пятничная молитва должна проводиться президентом или лицом, им назначаемым. Воспринимая это положение в свете ряда воображаемых условий, некоторые люди выдвинули идею о том, что условий для пятничной молитвы в Турции пока нет. Суть вопроса сводится к следующей идее: «Турция является светским государством, потому президент не может быть имамом Пятничной молитвы. Пятница является символом господства ислама. Светское управление не может принять господства ислама. По этой причине не может быть совершена и пятничная молитва за имамами, назначаемыми этим управлением».
Большое число мусульман, среди которых значительную часть составляет молодежь, оказалась под влиянием этого мнения. Пятничная молитва перестала практиковаться и это стало оцениваться как борьба (джихад) за господство ислама в обществе.
Но Ханефи никак не может принять отказа от Пятничной молитвы. По этой причине те, которые выступают против нее и препятствуют ей, несут ответственность за это.
А вот и хадис, на котором основывается Ханефи.
Джабир б. Абдуллах рассказывает об одном из выступлений Посланника, да благословит и приветствует его Аллах: «О, люди! Прежде чем вы умрете, вы раскайтесь и направьтесь к Аллаху. Пока вас не займут дела, спешите совершить добрые дела. Постоянно помня об этом давайте щедрую милостыню, делая это скрыто и открыто, чтобы вы могли войти в связь с вашим Господом, чтобы ваше благо было полным, чтобы вы получали помощь и чтобы ваши недостатки были покрыты.
И знайте это хорошо, что Всевышний Аллах предписал вам в обязательной форме Пятничную молитву с этого места, с этого дня, с этого месяца, с этого года и вплоть до самого Судного дня. Пока я в жизни или после меня, кто при справедливом или несправедливом правителе, не усвоит этого или не примет обязательности предписания о совершении Пятницы (Пятничной молитвы), – пусть Аллах не приведет его два ворота в один (не задушит его. – Пер.). Пусть Аллах не делает его дело успешным. Смотрите! У такого человека не принимается ни совершаемая им молитва, ни его закят, ни совершаемый им хадж, ни его пост и не принимается то хорошее, что он делает. Но если он раскается, это другое дело. Аллах принимает раскаяние раскаявшегося» [22].
Как будет показано ниже, этот хадис и послужил для Ханефи основой для суждения о том, что Пятничный намаз должен совершаться султаном или назначаемым им лицом [23].
В силу того, что повествующие об этих хадисах Абдуллах б. Мухаммед Эл-Адеви и Али б. Зейд б. Джедан были слабыми лицами [24], то и хадис с документальной стороны был признан слабым [25] и в некоторых книгах Ханефи по мусульманскому праву (кодексу) не был признан за основание для темы о султане. Эл-Хидае является одной из этих книг.
Согласно Алауддину эл-Касани, «Посланник, да благословит и приветствует его Аллах, четыре функции относил к руководству и Пятницу (Пятничную молитву) считал одной из них». Но Кемалуддин б. Хумам относил это слово к Хасану Басри [26]. Имам Серахси считал это слово не хадисом, а произведением. Это от того, что слова сподвижников или предков тоже назывались произведением [27]. По этой причине и Мебсут [28] поддерживает Ибн Хумама. Мы тоже не нашли этот хадис в книгах о хадисах.
Основным аргументом у Ханефи является «маслахат». Маслахат направлен на то, чтобы привести некое дело в лучшее и полезное состояние. Его противоположностью является «мевседет». Ислам в принимаемых им решениях постоянно ориентируется на лучшее и полезное (маслахат). По этой причине эти решения не имеют рядом с собой ничего, более лучшего.
В отношении маслахата можно утверждать, что он поддерживает общественные интересы. Совершение Пятничной молитвы султаном или назначенным им лицом имеет общественную пользу, то есть направлено на пользу мусульман. Так, на пятничную молитву собираются мусульманские мужчины, достигшие зрелого возраста и проживающие в данной местности. Если заранее не будет определено лицо, под руководством которого должна состояться пятница, то это может стать причиной недоразумений и конфликтов, вплоть до тех, которые могут иметь смертельный исход (об этом будет сказано еще ниже). Читаемая на пятнице хутба тоже может провоцировать людей к этому. И еще одно. Если власти не примут требуемые меры, внутренние и внешние враги могут напасть на мусульман в процессе намаза и уничтожить их. В силу этого, когда пятничный намаз совершается под руководством правительственных органов, эти проблемы отпадают сами собой. По этой причине присутствие на Пятничном намазе султана следует признать соответствующим общественным интересам.
Если лицо, которое должно руководить Пятничной молитвой (имам), удовлетворяет предъявляемым ему требованиям, то этого в данном случае вполне достаточно, т. е. на намаз не влияют некие отрицательные стороны назначающего его управления. Если нет султана или назначенного им лица, мусульмане могут выбрать имама из своей среды. По этой причине «условие султана» не может стать основанием для отказа от Пятничного намаза (молитвы).
Пятничный намаз Посланник, да благословит и приветствует его Аллах, совершал в течение всей своей жизни. Он был одновременно и посланником, и руководителем государства. Эта традиция продолжалась и после него. В центре пятничный намаз проходил под руководством халифов, в провинциях – под началом местных руководителей. В этом смысле можно сказать так, что «условие султана» существует с исторических времен, оно является элементом пятничной практики.
По представлениям Ханефи, включающий в себе эти условия маслахат согласуется с шариатом (духовными законами), и предписания могут основываться на нем [29]. Отсюда и происходит у них «условие султана» в Пятничной молитве.
«Султан» понимается как верховное исполнительное лицо того места, где совершается Пятничная молитва (намаз). Т. е. это верховное лицо меняется в зависимости от места и характерного для него уровня административного управления. Если местная (верховная) власть и представляющее ее первое лицо не могут принять участие в намазе, что может иметь место по целому ряду социальных причин (анархия, стихийное бедствие и др.), то мусульмане, избрав из своей среды имама, могут совершить намаз под его руководством.
А теперь мы рассмотрим тему по основным источникам Ханефи.
 
 
Книга Шемсуддина эс-Серахси (ум. в 483 х.) «Эл-Мебсут» является комментарием шести книг имама Мухаммеда [30], который доводит точку зрения Ханефи до будущих поколений. Взгляды, изложенные в этих шести книгах, называются захирур-ривае. Принимается, что эти взгляды дошли до нас вполне надежными путями. Положения «Эл-Мебсута», связанные с темой, следующие: «По нашему мнению султан является условием Пятницы (Пятничной молитвы). Да будет Аллах доволен им, Имам Шафии не разделял этого мнения. Сравнивая пятничный намаз с другими обязательными намазами, он считал, что султан и народ находятся в этом случае в одном и том же положении. Нашим основанием является хадис, который передает Джабир (да будет довлен им Аллах): «…При имаме (руководителе), злом или добром, покидающий намаз…». В этом хадисе Посланник, да благословит и приветствует его Аллах, для наказания того, кто покидает Пятницу, выдвигает такое условие, как наличие имама, т. е. руководителя. В произведении (то есть слове, относящимся к сподвижникам), как уже отмечено, говорится «о четырех обязанностях (функциях) руководителей, одной из которых является Пятница». А еще люди для совершения Пятницы оставляют маленькие группы и собираются в одно место. И если не будет «условие султана», могут иметь место беспорядки. Некоторые люди могут заранее прийти в джами (мечеть) и совершить Пятницу сами по себе (в соответствии со своими целями). В этом случае, люди, пришедшие за ними, могут упустить Пятницу. В этом можно видеть открытую провокацию (фитне). По этой причине пятничный намаз возложен на имама (руководителя), которому вменено в обязанность быть справедливым в делах людей и отношениях с ними. Это будет мерой более соответствующей для упреждения смуты и беспорядков» [31].

[1] Эбу Давуд. Джума, 1106.
[2] Эбу Давуд. Джума, 1107.
[3] Часть, следующая после этого, проходит у Эбу Давуда.
[4] Муслим. Джума, 41; Эбу Давуд. Джума, 1101.
[5] Муслим. Джума, 47.
[6] Эбу Давуд. Джума, 1092.
[7] Бухари. Джума, 27; Муслим. Джума, 33.
[8] Муслим. Джума, 34; Эбу Давуд. Джума, 1094; Несеи. Джума, 1419; Ибн Мадже. Джума, 1106.
[9] Бухари. Джума, 33; Муслим. Джума, 55.
            У Бухари походит выражение «соверши два рекята», «встань» проходит у Муслима. 
[10] Муслим. Джума, 57.
[11] Муслим. Джума, 60.
[12] Бухари. Джума, 36; Муслим. Джума, 11.
[13] Речь идет о намазе, который совершается на земле. Перебирание камушков отвлекает внимание и уводит от темы.
[14] Эбу Давуд. Джума, 1050.
[15] Эбу Давуд. Джума, 1051.
[16] Эбу Давуд. Джума, 1097.
[17] Эбу Давуд. Джума, 1098.
[18] Эбу Давуд. Джума, 1108.
[19] Эбу Давуд. Джума, 1048.
[20] Тирмизи. Джума, 489.
[21] Бухари. Джума, 37; Муслим. Джума, 13.
[22] Ибн Мадже. Икаметус-салах, 78.
[23] Эту идею выдвинули из ханефистов Шемседдин эс-Серахси (ум. в 483г.), Алауддин эл-Касани (ум. в 587г.) и Кемаледдин б. Хумам (ум. в 593г.) (календарь хиджры).
[24] К передатчикам хадисов предъявляются определенные требования: они должны отличаться памятью, уметь объективно передавать (пересказывать) события, быть носителями высоких нравственных качеств и т. д. При их недостаточности они оказываются «слабыми лицами».
[25] Ибн Мадже. Икаметус-салах, 78.
[26] Кемалуддин б. Хумам. Фетхул-кадир. Египет, 1315/1897, т. l, с. 412.
[27] О.Н. Билмен. Исламский юридический словарь (камус). Стамбул, 1967, т. l, c. 26 (на турецк.).
[28] «Эл-Мебсут» является произведением Шемсуддина ес-Серахси (ум. в 483 х.) (см. сюда также 25.18.1).
[29] О.Н. Билмен. Исламский юридический словарь (камус), т. l, c. 199-200.
[30] Это следующие книги: 1 — Эл-Acл (другое название Эл-Мебсуд), 2 — Эз-Зиядат, 3 — Эл-Джамиус-сагыр, 4 — Эл-Джамиул-кебир, 5 — Эс-Сиерус-сагыр, 6 — Эс-Сиерул-кебир (все на арабск.).
[31] Шемсуддин ес-Серахси. Эл-Мебсут. Египет, 1324/1906, т. ll, c. 24.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.