Кораника
22. Срок жизни и его сокращение (продолж.)

22. Срок жизни и его сокращение (продолж.)

22.2. Продолжительность (срок) жизни обществ

 
И у обществ есть своя продолжительность (срок) жизни. Достаточно взглянуть на историю, чтобы убедиться в этом. Всевышний Аллах говорит так:
«Для каждой общины (общества) есть свой срок жизни. Когда он наступает, они (уже) не могут пожелать, даже на миг, ни вернуться назад, ни вступить вперед» (7/34).
«Скажи: «Пока того не пожелает Аллах, я не могу принести себе ни вреда, ни пользы. Для каждой общины (общества) есть (установлен) свой срок. Когда наступает этот срок, они уже не могут пожелать, даже на миг, ни вернуться назад, ни вступить вперед» (10/49).
Отведенная обществу жизнь тоже может быть укорочена. Но если общество поймет свои ошибки, исправится и вернется на путь, его жизнь может быть продолжена до срока, отведенного для нее Аллахом. Примером может послужить общество Юнуса. Напомним: «И послали мы его (Юнуса) посланником к людям, (числом) сто тысяч или даже более того. Наконец, поверили они ему. Мы тоже стали содержать их до определенного срока» (37/147-148).
Аллах не отказывает обществу в поддержке и благах до тех пор, пока оно находится на его пути. Он отказывает сходящему… Так он делает каждое общество ответственным самого за свою судьбу. Он говорит так: «…Если общество не изменяет того, что есть у него (не сходит с пути Аллаха), то и Аллах (тоже) не изменяет ему в благах, которое он ему дает. Аллах слышит, знает» (8/53) [1].
До сих пор мы рассматривали сокращение продолжительности жизни по причинам, зависящим от самого человека или общества. Теперь рассмотрим аяты, в которых говорится о том, как жизнь может сокращаться под влиянием другого лица.
 
 
В Коране повествуется о встрече и путешествии Мусы (Моисея) и Хызыра. В одном из эпизодов им встретился мальчик, игравший со своим товарищем. Хызыр убил его на месте. Муса был удивлен и восстал против этого: «Ты убил невинную душу безо всякой на то причины! Ты совершил очень плохое дело!» (18/74). Хазыр так объяснил свои действия:
«Его (мальчика) мать и отец были уверовавшими (благоверными) людьми. Мы побоялись того, что он введет их в заблуждение и неверие. Захотели, чтобы Господь их дал (даровал) им более чистого и милосердного (ребенка)» (18/80-81). «Все это я (Хызыр) сделал не от себя» (18/82) (речь идет о трех событиях, описанных в аятах 18/65-82).
Если бы было исчерпано время (срок) жизни мальчика, Муса, да приветствует его Аллах, не смог бы восстать против Хызыра, а он, в свою очередь, не мог бы обосновать свои действия приведенными им словами.
С. Джабир рассказывает: «Мы были в пути, в одного угодил камень, была ранена голова. Затем начались выделения. Он спросил: «Есть ли разрешение на мое омовение?». Сказали: «Такого разрешения мы не видим, но можешь воспользоваться водой». Человек омылся и умер. Мы пошли к Посланнику, да благословит и приветствует его Аллах. Когда рассказали ему историю, он сказал так: «Пусть Аллах заберет их души, они убили человека. Лекарством для незнания является спрашивать и знать. Достаточно было омовения или, обвязав бязью рану, погладить по голове и омыть остальную часть тела» [2].
Так же обстоит дело и в случае убийства человека. К примеру, за умышленное убийство верующего применяется такая мера наказания, как кысас (возмездие по принципу: око за око, зуб за зуб). Всевышний Аллах говорит так: «О, вы, люди веры (уверовавшие)! В случае убийства человека для вас обязательным является кысас (возмездие). Свободный за свободного, раб за раба, женщина за женщину. Кто за определенную сумму будет прощен братом [3] убитого, пусть последует маруфу (традиции) и оплатит (сумму) (самым) прекрасным (требуемым) образом [4]. Это есть облегчение и награда вам от Господа вашего. Кто станет продолжать вражду (враждовать) и после этого, для него есть горькое наказание» (2/178).
Кысас означает убить убившего, поранить поранившего [5]. Оно подобно тому, как если бы заменить разбитое стекло, компенсировать потери, нанесенные виновным. В силу того, что убитого нельзя оживить, к виновному и применяется такая мера наказания, как кысас. Всевышний Аллах говорит так:
«В ней (Торе) мы записали им кысас: душа за душу, глаз за глаз, нос за нос, ухо за ухо, зуб за зуб и за раны (кысас) (рана за рану). Кто простит это (откажется от своего права на кысас), станет искупителем своих грехов (искупит свои грехи). А те, которые не станут руководствоваться тем, что ниспослано Аллахом, вот они и есть залимы (несправедливые)» (5/45).
Жизнь и смерть идут от Аллаха По этой причине человек, намеренно убивающий душу, совершает преступление против Аллаха. Подобно тому, как человек, вставляющий стекло взамен умышленно разбитого им, не избавляется от наказания, так и наказание человека, совершившего сознательное убийство, не исчерпывается кысасом. Настоящее наказание за эту вину Аллах определяет как постоянное пребывание в аду. Он говорит так:
«Кто намеренно (умышленно) убивает мумина (уверовавшего), его вина – это постоянное пребывание в аду. Аллах обрушил на него свой гнев, проклял его и приготовил для него большое наказание» (4/93).
Если бы жизнь убитого человека была исчерпана, то наказывать убийцу не имело бы никакого смысла. В этом случае не имел бы никакого смысла и запрещение убийства. Всевышний Аллах говорит так:
«Не убивайте без права душу, которую Аллах посчитал неприкосновенной. Кто убьет без права (пусть знает, что) его вели (наследнику) мы дали полномочия (в удовлетворении прав убитого. Но пусть он тоже) не превышает меру в убиении. Ибо ему самому оказана помощь (поддержка) (в данном вопросе)» (17/33).
Все это еще раз говорит о том, что убиваемый человек умирает не своей смертью, то есть до исчерпания своего жизненного срока.
 
 
Люди, принося свою жизнь в жертву на пути Аллаха, тоже укорачивают ее. Аллах воздает за это многократно. Он говорит так:
«А еще если вы убиты или погибли на пути Аллаха!.. Вы увидите, что преподношения и вознаграждения Аллаха будут лучше того (тех вещей), что бы вы могли накопить, оставшись в мире (на земле, в земной жизни)» (3/157).
Приносящему себя в жертву на его пути, Аллах дает новую жизнь. Он говорит так:
«Не говорите «мертвый» о тех, которые убиты на пути Аллаха. Нет, они живые. Но вам этого не понять» (2/154).
«Не считай мертвыми тех, которые убиты на пути Аллаха. Они живы (живые) у Господа. Им выдаются блага (содержание). Они счастливы вознаграждением, которое делает им Аллах (вознаграждением Аллаха). Они бы хотели сообщить следующую благую весть тем, которые еще не присоединились к ним: «На них нет ни страха, ни печали». Они хотели бы сообщить (благовествовать) и о богатстве и вознаграде (вознаграждении) Аллаха. Аллах не будет уменьшать вознаграждения муминов (того, что он дает им в ответ на их действия)» (3/169-171).
И, вообще, Аллах одаривает многократно за доброе (хорошее): «Кто приходит (к нам) с добрым (хорошим), тому воздается десятикратно» (6/160).
Если это доброе проявляется в форме затрат из своего имущества (добра), то Аллах воздает в сотни раз:
«Положение тех, которые расходуют свое имущество (добро) на пути Аллаха, подобно зерну, из которого вырастает семь колосьев. В каждом из них есть сто зерен. Аллах воздает многократно тому, кому пожелает» (2/261).
Жизнь человека, принесенная в жертву на пути Аллаха, продолжится до Судного дня. Если бы его жизнь была завершена, он бы не заслужил такой награды. Так высоко оценивает Аллах усилия человека за веру…
Ибн Месут расcказывает: «Посланник, да благословит и приветствует его Аллах, нарисовал на земле четырехугольник. Затем провел через его середину линию от границ до границ, выходящую за пределы. На внутренней части этой линии он провел маленькие прямые линии и сказал: «Это – человек. Это – его срок жизни (эджель), он окружает его со всех сторон. Часть (линии), выходящая за границы, это его дела. А эти маленькие линии – это то, что случается с ним. Если эта линия не опрокинет его, то эта опрокинет. Если и эта не опрокинет, то эта опрокинет» [6].
 

Рисунок Посланника
 

опасности вследствии ошибок

 
ЗАЩИТА АНГЕЛОВ
ЧЕЛОВЕК
ЗАЩИТА АНГЕЛОВ
опасности для развития
срок жизни  жжизни
цели,
ожидания

 

 
Всевышний Аллах защищает человека от «стрел несчастий (бедствий)», которые направлены на него справа и слева. Аят таков:
«Спереди и сзади человека, по приказу Аллаха, есть следующие за ним (ангелы). Пока общество не изменит того, что есть у него, Аллах не изменит того, что есть у них. Если Аллах пожелал обществу (нечто) плохое, то для него (этого его решения) уже нет обратного хода. Нет у них и никаких других помощников, кроме Аллаха» (13/11).
С учетом этих соображений (о защите человека Аллахом), приведенный рисунок можно представить в виде:
 

опасности вследствии ошибок

 
ЧЕЛОВЕК
опасности для развития
срок жизни
действия человека

 


[1] В аяте предельно четко и лаконично формулируются условия поддержки Аллахом людей. Они одинаковы как для отдельных людей, так и для их ассоциаций (групп, общин, обществ). Аллах выдвигает единственное условие – следовать его Книге (учению). Это и есть, если угодно, «великая тайна» Слова Аллаха. Все остальное лишь развивает, дополняет и конкретизирует эту мысль, являющуюся принципиальной и основополагающей для всего Слова, Корана (Ред.)…
[2] Эбу Давуд, Тахарат, 127.
[3] Близкими наследниками.
[4] Маруф, как традиция и следование ей, определен как то прекрасное, которое имеет место по требованиям разума и веры.
[5] Ибн Манзур. Лисанул-араб, قصص.
[6] Бухари. Рикак, 4.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.