Воля и познание. Важным вопросом для воли является выявление ее связи с познанием. Это важно не только «по слову», но и по самой что ни на есть сути. Воля будет «продвигать в жизнь» желание. Самое желание есть образ, ставший потребностью. Образ, которым дух желает овладеть или который он желает обрести для себя. Если это желание не выходит «за себя», если оно так и остается желанием, то есть некой совершенно абстрактной, ничем не связанной и ни на что реальное не притязающей потребностью или влечением, а еще и явлением, до конца неосознаваемым, – то для духа нет, как отмечалось, никакой преграды и ограничений в том, чтобы совершенно свободно манипулировать им или манипулировать по своему произволу. Проблемы начинаются тогда, когда у духа есть «претензии» к желанию, точнее, притязания на него. Еще точнее, когда он (дух) пожелает «иметь желание» как нечто реальное в своих руках. И связано это с известной особенностью перехода образов мышления в реальность. Они переходят на условиях объективного познания. И больше никак! Потому желание, которое «желает стать реальностью», должно «сначала вспомнить» о том, что оно есть образ, ставший потребностью или воспринимаемый как потребность или влечение. Затем оно может отвлечься от продолжения того, что идет после «образа»: что оно есть образ, ставший потребностью или воспринимаемый как потребность или влечение. Это нужно для того, чтобы сконцентрироваться на главном в данном случае: на том, что желание есть образ. А раз образ, то и механизм его реализации такой же. Как и у всех других вообще образов. То есть чтобы стать вещью – или чтобы получить вещь из (ее) образа, – ее надо сначала «привести в порядок». Для этого ее надо перевести из случайной формы в необходимую, из произвольной – в закономерную. И только после этого подать «на вход воле», то есть начать разматывать ее как «катушку» разумного деяния. Если не сделать всего этого, то ни на что в воле рассчитывать не приходится. Если только не на случай… Воля сама по себе неспособна превратить желание в деяние, а его результат – в вещь. Она делает это с подачи познания. Потому когда его нет, то и воля безуспешна. Ничего, кроме «шума», «брызг» и лозунгов она произвести не в состоянии. Ничего, когда остается «наедине с собой» и в отрыве от познания. Когда она сама становится для себя познанием…
Так мы подошли к основному вопросу философии воли. Это вопрос об отношении воли к познанию. В этом отношении воля и познание есть две способности духа. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Познание зависит от воли по источнику своего стимула и мотивации, цели и приложениям. Воля зависит от познания по всему своему смыслу. То есть она вообще может что-то значить на почве объективного познания (и вообще в контексте объективности и объективных форм духа). Вне связи с этим познанием и в отрыве от него воля вырождается в пустоту. Производит эффект движения. Но только по видимости. На деле – пустота. С последующим возвратом назад… Мы наблюдаем это в прошлой истории так же, как и в «самой современной»…
Разве и сегодня осталась воля, действующая сама по себе? Достаточно взглянуть на различные стороны нашей жизни, в том числе и на фундаментальные из них, чтобы убедиться в том, что это и в самом деле так. Действовать бы по науке, так, нет, действуют по воле. Заходят в тупики. А потом выбираются из них. А потом начинают сетовать и подсчитывать потери. Так с самого же начала было видно, что будет так. И тем не менее не остановились. А не остановились потому, что это есть закон для истории и общества при определенных условиях развития.
Для этих условий закон формулируется так: воля господствует (доминирует) над знанием (познанием). Она задает его, потому и имеет власть над ним. Она выше него. Она указывает ему, как быть и что делать. Она просто господствует над ним. Потому там, «где воля», познанию не остается ничего другого, как только склониться перед ней. Склониться и ожидать своей участи. Ждать приговора в свой адрес… А воля сама решает, как ей быть. Она ни у кого ничего не спрашивает, а берет… и решает! Решает, быть ли ей с познанием или быть самой по себе… А познание?.. Оно, как всегда, остается коленопреклоненным перед волей. И если воля решает действовать без оглядки на познание, это значит, что познание… так и останется в преклонении перед волей (!). Ничего другого оно себе больше позволить не может!.. А для воли это ничего не значит! Отбросив познание, она, как ни в чем ни бывало, дальше пойдет одна, без познания, опираясь лишь на свои собственные силы, на самую себя. На свое чутье и умение… Так было всегда. Так это остается и в наши дни…
Такая воля никуда не придет! Пусть! Даже этим – «грозным», по некоторым меркам, – напоминанием ее не остановить. Она пойдет! Не считаясь ни с чем. Пусть даже в пропасть! Но это будет потом. А сейчас она сильнее всех! Сильнее всего того, что есть в духе. Все в нем подчинено познанию. А, вот, воля подчиняет его себе. Она на коне! И поскачет туда, куда пожелает! По своей воле!.. То есть по самой себе. Она же, ведь, воля! По себе и поскачет, куда велит сама же себе. И ничто ее не остановит. Таких рычагов до сих пор нет!.. Воля становится всем тем, что есть в духе. Она просто есть сам дух! И, если угодно, «весь дух». Дух, который призвал самого себя на деяние… Потому воля распоряжается собой так, как если бы вообще не было никакого познания. По этой же причине она идет и туда, куда просто не следовало бы ходить. И не пошла бы. Если бы прислашалась к познанию. Но как это сделать, если познание заведомо отвергнуто волей?! Потому и идет воля сама по себе, по своей управе. Идет туда, куда сама себя же и ведет… Идет… и доходит! Тогда празднует победу!.. Но это – если очень повезет. А если нет, то конец воледеяния (деяния, подчиненного одной лишь воле) всегда плачевный!.. Без познания – это значит без ума-разума. Опираясь на одну силу… А куда можно прийти на этих условиях?.. Туда и приходит воля…
Потому, если не случится победа самодействующей воли, то очень вероятно, что может случиться обратное. Пойдет такая воля и… пропадет! И даже следа от нее никакого не останется. Свалится в какую-нибудь пропасть. И зальет ее с неба, и засыпет… Но такова натура воли! Воли, ставшей действием для себя самой. Оторвавшейся от познания и провозгласившей себя силой над ним. Воли, вобравшей в себя всю власть духа… Надо бы упредить такое превращение духа в волю или его завоевание волей… Но как? Как это сделать, если это – закон. Если все происходит «по натуре» или природе вещей… Дух склоняется перед своими способностями. В данном случае он пал перед волей. И после этого стало объективным все то, что воля стала делать с духом. И если она не вывела его на победу, то значит она способна уложить его в землю… Не будем говорить о том, что дух не имеет ничего общего с землей и никогда туда не войдет. Для нас достаточно уже того, что самодействующая воля, оторвавшаяся от познания и подчинившаяся самой себе, уже никогда не придет к тому, к чему бы она пришла, если бы изначально направлялась не собой, а умом-разумом…
Все это могло бы убедить нас в двух тезисах. Говорилось только о первом. Пора указать и на второй. Первый: воля способна «взять в руки» дух и управлять им по своей силе и произволу. Никто никакой преграды ей поставить не может. Ибо всей силой для себя является дух. А его силой в данном случае является воля… Второй: воля способна быть сдерживающей для себя силой. Ни что не может ее сдержать. А она себя – может. Это и есть единственная сдерживающая ее сила. Ее можно назвать еще и управляющей силой… В таком случае есть и третий тезис: воля несдерживаема и неуправляема вне самой себя. Но она сдерживаема и управляема сама собой. Потому искать рычаги управления волей вне ее – дело заведомо обреченное. Но пытаться найти эти рычаги в ней самой, вернее, превратить ее в свой же рычаг управления – это всегда результативно. В принципе, это есть единственный путь в решении проблем с волей… На этом пути волю надо вернуть к связи с познанием и поставить ее в зависимость от него (познания). Там, где кончается познание, наступает раздвоение пути. Волю либо надо «остановить», либо ей надо дать право действовать. «Остановить волю» – значит встать посередине пути. Встать и не двигаться. Ждать! Чего ждать? Ответа нет ниоткуда… Это нас не устроит. Все победы в истории были достигнуты с принятием решения о продолжении движения. И это, как кажется, единственный выход из положения. Но, напомним, в этом случае дух и переходит «в руки воли». Воля начинает управлять им…
И чего добились? Сдерживали, направляли… А пришли всё к тому же: там, где недостаток или отсутствие знания, движение продолжается по воле. Его направляющей силой и иницатором становится воля. Она становится одновременно и доминантой духа. На вопрос о том, что есть дух, в этом случае можно ответить так, что дух есть воля… Это и есть закон…
Приведенные соображения следуют из отношения способностей духа, в качестве каковых в данном случае представлены познание и воля. Речь о том, что если воля не придет самостоятельно к познанию, то уже нет силы, способной привести ее к нему. Оторвавшаяся от познания воля превращается в самостоятельную силу в системе духа. Сила эта столь мощная, что она с легкостью закабаляет весь дух и начинает господствовать над ним…
Встает вопрос о том, что питает волю силой и превращает ее в доминанту духа? В обществе это, разумеется, социальные причины. О них можно говорить как применительно к обществу в целом, так и применительно к каждой его конкретной сфере. Но в любом случае воля оказывается связанной с господством в основной общественной связи… Но это уже отдельная тема, в которую мы здесь не входим. Нас больше привлекает воля в связи с познанием. А теперь и с интересами…
Подчинение познания воле особенно заметно в сфере интересов. Они, в свою очередь, движимы волей. В принципе, и различие это – между волей и интересами – чисто прозаическое, литературное. Воля – это и есть интересы. Настоящие и живые!.. А интересов без воли просто нет! Лишенные ее, они вытесняются в сферу «чистой мысли», «голой мечты». По этой причине там, где интересы, кончаются земли познания и начинаются владения воли… Воля поддерживает только то знание (познание), которое питает интересы, которые являются ее собственной превращенной формой. То есть в форме интересов воля поддерживает саму себя и то познание, которое поддерживает ее. Все остальное – все другие интересы и формы познания, – будь они даже «семи пядей во лбу», – она безжалостно стирает в пыль и развеивает по ветру…
Еще одно «преимущество» воли перед познанием. Вернее, канал подавления познания волей, его беспомощного состояния перед ней. Он связан с «чрезвычайной подвижностью» воли. Иной раз эту подвижность можно сравнить, разве что, с подвижностью ртути. Но лучше все же не сравнивать. Ртуть «проиграет»… Воля проистекает из желания «заиметь желание». Заиметь его как вещь в руках. Но желание есть образ. А им мышление манипулирует даже легче, чем ртуть со своей формой… И, вот, эту манипуляцию, производимую «со скоростью света», теперь следует противопоставить скорости познания, добывающего свою «объективную истину». Какое может быть сравнение?! Потому воля и опережает познание во всех случаях рецепта на объективное знание. Пока познание, кружась у подошвы, поймет, что хотят от него, воля многократно взойдет на вершину и сбежит с нее. А еще и сложит песню об этом. Во свою славу. И в ничтожество познания. В его уничтожение!.. Как можно тягаться с такой силой?!
Познание действует словом, логикой, мышлением. Одним словом – духом, его средствами и возможностями. Воля действует реальной силой, которую она физически «вешает» на человека. От этой силы не деться никуда. Придется взять груз и тащить его… Познание демонстрирует свой результат мыслительно, воля – предметно, физически. В первом случае надо мыслить и разуметь, во втором достаточно бросить взгляд и оценить. А еще есть «эффект воздействия». Слово и реальное действие. Или слово и вещь. Что более заманчиво как аргумент в споре и убеждающее средство в рассуждении? Если слово, то человек пойдет за познанием, если вещь – пойдет за волей… Поскольку вещь (исполнение) привлекательна для большинства, постольку воля опять побеждает познание…
И еще одно. Это вопрос о силе (источнике) движения в условиях, когда познание не может быть такой силой. Повторим для того, чтобы сделать тезис более понятным. Речь идет о том, что силой движения для духа является объективное познание (и его результат – объективное знание). А если его нет? Нет объективного знания! Как быть в таком случае?.. Один выход – отложить движение! Действительно, это так! Но у нас есть еще одно условие. Оно о том, что движение отложить нельзя. Оно обязательно должно состояться…
Повторим: (1) объективное бытие и движение (развитие) для человека основывается на объективном познаниии (знании). (2) Как быть, если его нет? (3) Есть один-единственный выход: добыть его. (4) А как быть до этого, «до добывания»? Сложить руки, сидеть и ждать? (5) Так точно! Сидеть и ждать! Прекратить все действия! Перевести режим действий в режим ожидания!.. (6) А если будут несогласные? (7) Пусть действуют по-своему! (8) Но нет, ведь, действий «по-своему» и «по-нашему»! Есть действия по знанию и без него. В обоих случаях они направляются волей. Но когда есть знание, воля действует на его основе и является реализующей его силой. А когда знания нет, воля находит его в формах самого действия, которые направляются методом проб и ошибок… Так воля добывает знание «из себя», из того акта деяния, на который она направляет субъективную деятельность. Если бы не было этого акта деяния, проистекающего из самой воли и по ее собственной инициативе, в ходе которого сами собой преодолеваются все преграды на пути движения, включая и познавательные (в форме отсутствия требуемого знания), – и в самом деле пришлось сидеть сложа руки и ждать у моря погоды… Человек не согласился с этим, смело устремившись в путь. Его не удержало и отсутствие знания. Его он добыл в ходе самого деяния. Так он решил обе задачи одновременно. И свою проблему решил. И решил проблему связанного с ним знания…
Если все это интегрировать в единую задачу, то в фокусе останется вопрос о результативной человеческой деятельности и условиях ее достижения и обеспечения. В таком случае выясняется возможность двух альтернатив. Обе они связаны с волей. Но в первом случае она действует на основе объективного познания, а во втором – на своем собственном основании или сама по себе, прокладывая себе дорогу методом поиска решения и доказательства его объективности. На этом пути воля одновременно решает две необходимые задачи субъективной деятельности: (1) она достигает ее целей и (2) обогащается знанием относительно всего того, что было связано с этим процессом… Так воля и в данном случае возвышается над познанием…
При всех этих «параметрах превосходства» воли над познанием остается удивляться тому, что в исследовании духа и его способностей воля оказалась все же на втором плане, а на первый вышло познание. А может ничего удивительного в том и нет! Воля действует методом проб и ошибок. Иной раз этот метод познания и достижения целей просто невозможен. А может еще и «дорого стоить». По затратам и издержкам. В силу этого самым «надежным путем» остается путь объективного познания. То есть реализация воли по этой альтернативе. Но в таком случае «надо будет подождать». Экспериментировать можно «с самого начала», ничего не ожидая. А, вот, с действиями, – деянием и деятельностью, – придется подождать… Несогласные с этим могут вернуться к воле и начать прямо с нее. Никого и ничего не ожидая. Ни в ком не нуждаясь. Ни у кого ничего не спрашивая. Ни с кем не консультируясь. Как говорится, сам себе голова!.. Ну и действуй!.. И закручивается эксперимент в жизни. Прямой! Без монтажа и купюр. Как в живой трансляции. Но она подготавливается. А тут экспромт и импровизация. Зачастую просто хаос… Нет не только «никакой науки», нет даже плана и программы. Всё сиюминутно, всё на ходу. Потому и качает такое движение, как баржу на волне. Кладет «на бок». А иногда и просто переворачивает. Вверх дном! Это уже конец! Баржу не поставишь «на ровный киль», как ставят гоночные яхты «в ревущих сороковых». Однажды перевернувшись, она уже переворачивается «навсегда»… Такова и воля, надеющаяся только на себя… Но она же ведет и к победам. При благоприятном стечении обстоятельств… А главное в том, что она избавляет от пассивного ожидания. Превращает человека в деятельного субъекта. Вселяет в него веру в успех и оптимизм. Именно такой человек и достигает всего, покоряя мир. А тот, другой, ожидающий, он так и сидит до сих пор. Сидит и ждет. И сам не знает чего?.. Для него ничего нет в мире! Даже того, что есть в нем «для него»! Ибо для всего нужна воля. А она не всегда – на тарелочке. То бишь, с наукой впридачу. Зачастую она, воля, в чистом, точнее, в голом, виде. Науки за ней нет!.. Вот, бери ее и действуй. Старайся быть разумным. Тогда и получишь свое! То, что приготовлено для тебя в этом мире. В этом и будущем. По судьбе твоей! Приготовлено Творцом…
Воля: Аллах и человек. Соотнесемсоображения, приведенные в данной главе (21.1), с приведенными в предыдущей главе (21).
Сразу можно высказать мысль о совпадении параметров в рамках абстрактного желания у Аллаха и человека. Способность желания у человека не имеет пределов. Он может пожелать все, что угодно. Проблемы начинаются с перехода от желания к его «опредмечиванию» в формах материальной и духовной практики. Чтобы понять ситуацию в этом ее аспекте, следует принять во внимание позицию Аллаха. Он дал человеку свободу во всем спектре форм бытия. То есть человек может созидать как в сфере самого мышления, так и в сфере материальной жизни. Одновременно Аллах положил границы бытия для человека. Одни формы жизни он признал дозволенными, а другие – запретными для него. Дозволенное идет во благо, а запретное – во вред. Аллах предписал стремиться к первому и воздерживаться от второго. Так он положил меру в мире, в котором предложил жить человеку. Эту меру можно отнести к трем родам бытия, которые имеют место в мире человека: (1) к самому человеку, (2) окружающей природе, которая одновременно есть и среда обитания человека, (3) по отношению к самому себе (Аллаху).
За соответствие его предписаниям Аллах награждает человека, за несоответствие – наказывает. А еще он поддерживает его на своем пути, а сходящему отказывает в этой поддержке. Первому он делает трудное легким, а второму, наоборот, затрудняет даже легкое. Так он облегчает путь первому и затрудняет его для второго… Пожалуй, и всё! Кратко, просто и понятно! Всё по сути и логике. Ничего лишнего! Никто после этого не может сказать, что он «чего-то не понял». Если скажет, значит кривит душой. А Аллах видит ее насквозь. Он имеет к ней постоянный доступ. Потому с Аллахом лучше быть «по правде». Говорить о том, что на душе…
А куда делась воля? Никуда! Она так и осталась у Аллаха, вернее, за Аллахом. Тезис здесь такой: «Сначала Я, потом вы! Сначала должен создать я, потом создать сможете и вы». Или: «Вы сможете создать только на почве созданного мною»…
У Аллаха человек является свободным. Одновременно с этим он оказывает поддержку только тому, кто находится на его пути. Сошедшему с него такой поддержки не оказывает. Более того, он затрудняет его дела. А теперь, вот, он говорит, что «сначала создает он, а уже потом, вслед за ним, – мы». Выходит и доброе в человеке – от воли Аллаха, и худое в нем – тоже от нее… Вернее, от самого человека, которого Аллах не поддерживает на своем пути, но «поддерживает» «на его» пути… Аллах, как отмечено, говорит об этом совершенно открыто, ничего не скрывая и не утаивая. Значит всё остается за самим человеком. В формулировке Корана это звучит и так (повторим): «Если тебя коснется что-то хорошее, это от Аллаха. А если тебя коснется что-то плохое, это от тебя самого» (4/79)...
Свежие комментарии