Кораника
1. Бисмиллахи… (1-3)

1. Бисмиллахи… (1-3)

1. БИСМИЛЛАХ-ИРРАХМАН-ИРРАХИМ

 
«Бисмиллах-иррахман-иррахим». Во имя Аллаха, Рахмана, Рахима [1]. Или: Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего.
Использованы понятия Рахман и Рахим (в данном случае как имена и качества или способности Аллаха). Они идут из корня «рахмет». Рахмет – это доброе и вознаградительное (добро-вознаградительное) отношение, не преследующее корыстных целей. Несет также смысл выражения милосердия (сострадательного, сочувственного отношения) [2].
Рахман – «это тот, чей рахмет (добро-вознаградительное, добродетельное отношение) распространяется на всё, все вещи». Он имеет постоянно-действующий и непрерывный характер. Эта особенность не может быть ни у кого, кроме Аллаха. Рахим – «это тот, кто имеет «щедрый рахмет» (является щедрым в своем добро-вознаградительном отношении). Эта щедрость может проявлять себя и как выражение милосердия (сострадательно-сочувственного отношения). Она может быть присущей и человеку. По этой причине понятие рахим используется в Коране и по отношению к Посланнику. Всевышний Аллах говорит так: «К вам пришел посланник из вас же самих. То, что вам в тягость, в тягость и ему. Он очень расположен к вам (старается ради вас). По отношению к уверовавшим (муминам) он сострадателен и милосерден (рахим)» (9/128).
С учетом этих соображений, «рахман» переведен нами как «бесконечно-добродетельный». Кроме Аллаха, добродетельность ни у кого не может быть бесконечной. «Рахим» переведен как «щедрый». Эта особенность может быть и у людей.
В итоге получился такой перевод: «Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро- вознаграждающего». На наш взгляд, этот перевод наиболее адекватно представляет суть данного выражения [3].
     2. ХАМД И БЛАГОДАРНОСТЬ
 
Хамд: похвала за дело. Похвала за дело, которое делается для вас, это шюкюр. По-русски это называется благодарность. Хамд и шюкюр в то же время предстают в форме понятия медих (медх). Но медих несет и собственное понимание, включая в себя положительные признаки, не зависящие от самого человека (рост, волосы, цвет глаз и т. д.).
Когда вы говорите о том, что человек относится к вам хорошо, это – и хамд, и благодарность, и медх. Если вы, не говоря о его добром деле по отношению к вам, говорите о нем, что «он хороший», – это и хамд и медх, но не благодарность. А если вы скажите, к примеру, так: «Он высокого роста и умница», – это только медх. Ибо ум и рост не являются следствием собственных усилий.
Приведенные соображения можно иллюстрировать следующей схемой:

благодарность

медх
хамд
благодарность
(шюкюр)

 

Каждая благодарность является хамдом и медхом. Каждый хамд – это медх, но не благодарность. Каждый медх может не быть хамдом и благодарностью [4].
«Эль-хамду лиллах» означает – «все хамды относятся к Аллаху». В силу того, что хамд означает, как отмечено, похвалу в адрес человека за совершенное им хорошее (доброе) дело, следует, что «делать все верно и прекрасно» – это относится к Аллаху. Если принять все это во внимание и учесть поэтическую основу выражения, то выражение эль-хамду лиллах можно перевести так: «Все, что ни сделает Аллах, он сделает это самым прекрасным образом». «Все, что ни сделает Господь (Владыка) миров Аллах, он сделает это самым прекрасным образом» (1/1).
3. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗНАЕТ АЛЛАХА
Всевышний Аллах в связи с кяфирами (людьми, делающими вид, что они не замечают Аллаха и его аятов) говорит так: «Они отступают (уже) после того, как они дали слово Аллаху. Они разрывают то, что Аллах предписывает (приказывает) соединить. Они вносят неразбериху. Они полностью в убытке (потерях)» (2/27).
Каждый человек воспринимает бытие и единство Аллаха, как нечто такое, что он видит своими глазами и дотрагивается своими руками. Он сам свидетельствует об этом: «Господь твой, когда он брал поколения с поясов сынов Адама, он предложил им так свидетельствовать за себя: «Разве я не ваш господь?». Они ответили: «Да, наш Господь. Мы являемся свидетелями этому (мы свидетельствуем это)». И теперь, в Судный день, (вы) не можете сказать, (что) «мы не знали об этом».
Не можете сказать и так: «Раньше придававшими партнеров (Аллаху) были наши отцы. Мы же были поколением после них. Ты, что, теперь будешь уничтожать нас по делам этих людей, погрязших в заблуждении?».
Вот так мы разъясняем эти (наши) свидетельства (аяты). Может отвратятся» (7/172-174).
В аяте говорится о том, что «свидетельство» имеет место со времени, когда Аллах «берет у сынов Адама (то есть у людей) поколения с их поясов». Речь идет о зрелом возрасте и зрелом человеке, который оказывается способным осознать и понять Аллаха и трезво оценить свое отношение к нему. Так человек свидетельствует об Аллахе и берет на себя ответственность перед ним. Все это отливается в «формулу»: «Элесту би раббикум?» – «Разве я не ваш Господь?».
Мушрик – означает приравнивающий. Для приравнивания требуются, как минимум, два лица. Один из них постоянно Аллах. Принимающий бытие и единство Аллаха не находит ему альтернативы. Поэтому в Судный день он не может сослаться на отцов (см. 7/174).
Как уже отмечено, человек в зрелом возрасте сам является ответственным за свои поступки. Поэтому он не может сослаться на отцов, традицию или что-то еще другое. Вся ответственность лежит на нем самом. Аллах и спрашивает за это. К этому возрасту человек имеет возможность в полной мере осознать существование и единство Аллаха. Но и это еще не все. Человек в состоянии понять свою связь с Аллахом, как своим Господом, а заодно понять и то, что вся сила находится в его руках. Дурное воспитание и нравы могут стать препятствием в этом вопросе. Шейтан довершает схождение с пути, действуя от имени Аллаха. Аллах предупреждает: «Смотрите, чтобы этот обманщик шейтан не обманывал вас именем Аллаха» (31/33)… 
Атеисты предпочитают держаться «в стороне от Аллаха». Они обожествляют самих себя и пытаются быть своими господами. Другие мушрики находят себе господ за пределами Аллаха, приводят их в состояние, подобное Аллаху, и отступают от того категоричного слова, которое они дали Аллаху. Но все они одновременно знают и о том, что не существует ничего подобного Аллаху.
Впадающие в ширк «отступают (уже) после того, как они дали слово Аллаху. Они разрывают то, что Аллах предписывает (приказывает) соединять» (2/27). Выдвигать посредников – значит разрывать связь, соединяющую человека с Аллахом напрямую…

[1] В русских переводах: «Во имя Аллаха, Милостивого,
Милосердного» (Ред.).
[2] Рагиб эл-Исфагани. Муфредат (Коранический словарь), رحم.
[3] От редактора.
Проследим развитие мысли:
– Бисмиллах-иррахман-иррахим (арабский текст),
– Во имя Аллаха, Рахмана, Рахима (перевод с сохранением оригинального написания понятий Рахман и Рахим),
– Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного (с переводом понятий Рахман и Рахим),
– Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего (перевод автора).
Подчеркнем, приводимое понимание можно дискутировать (см. сюда также сайты muslim.ru, islam.ru и др.). Понятно, что это относится и ко всем остальным рассматриваемым в книге темам и проблемам. 
В связи с темой отметим и следующее.
Понятия милостивый и милосердный близки по смыслу и очевидным образом связаны между собой. Милость может быть проявлена и как милосердие. И вообще ее (милость) можно считать совершенно универсальной характеристикой положительного (доброго) отношения к человеку (субъекту). Ибо любое такое отношение можно характеризовать как милостивое, то есть как проявление милости.
Если милость – это проявление доброго отношения, то ее можно характеризовать и как добродетельность. В этом случае милостивый (Милостивый) можно определить как добродетельный (Добродетельный).
В силу своего всеобщего и абстрактного характера милость может быть определена любым дальнейшим образом, в первую очередь, со стороны того конкретного положительного, которое она несет с собой (или заключает в себе) в данном конкретном случае. В этом же свете милость может быть определена и как милосердие, если в ней окажется необходимым подчеркнуть ее сострадательно-сочувственное, поддерживающее, начало…
[4] Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, حمد.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.