В суре Ниса (4) наказание реджм (побиение камнями до смерти) заменено для женщин домашним заключением (арестом). Одновременно с этим мужчинам и женщинам, обвиненным во внебрачной связи, предписывается создавать трудности до их исправления. Говорится так:
«Приведите четырех свидетелей из вас против ваших женщин, совершивших дурное (зинý). Если они засвидетельствуют это, заприте их дома (подвергните домашнему аресту). И пусть это идет (продолжается) так до тех пор, пока смерть не заберет их души или Аллах не откроет им какой-нибудь другой путь.
Создавайте трудности [1] тем парам из вас, которые совершили (это) дурное (зинý). Если они раскаются и поумнеют (исправятся), оставьте это (в таком случае перестаньте создавать им трудности). Аллах принимает раскаяния, вознаграждает сполна» (4/15-16).
Эти аяты отменили реджм (побиение камнями до смерти), о котором говорится в Торе, и облегчили наказание для неженатых и незамужних до ста палок с последующей ссылкой. Для женщины пребывать год в ссылке труднее, чем оставаться дома до тех пор, пока не сложатся условия, открывающие для нее перспективу, как это формулируется новым аятом. Здесь не проводится и различия между женатыми и неженатыми (замужними и незамужними).
Проходящее в первом аяте выражение «пока… Аллах не откроет им какой-то другой путь» говорит о возможном дальнейшем облегчении наказания.
Облегчение имеет место во втором аяте суры Нур:
«Дайте по сто палок каждому из мужчин и женщин, совершивших зинý. Если вы верите в Аллаха и этот последний (Судный) день, не смягчайтесь по отношению к ним при приведении в исполнение наказания Аллаха. И пусть группа из верующих видит это наказание своими глазами» (24/2).
В аяте имеет место дальнейшее облегчение наказания за зинý. Оно включает в себя сто ударов палками и ограничивается этим. Не проводится также различия между мужчиной и женщиной, состоящими в браке и не состоящими в нем. Это наказание значительно мягче прежнего (см. 4/15-16), которое было связано с пожизненным домашним арестом (для женщины) и созданием трудностей для провинившихся.
Коран отменяет предписания Торы в части наказания за зинý, которое практиковал одно время и сам Посланник. Нашлись такие, которые стали трактовать последний аят (24/2) как относящийся к несемейным (не состоящим в браке). А по отношению к семейным стали настаивать на применении к ним попрежнему наказания реджм (из-за отсутствия, как казалось, в Коране предписаний на этот счет). Но из последних трех аятов совершенно открыто следует, что и по отношению к семейным (лицам, состоящим в браке) применяется то же наказание, что и к несемейным. Речь идет опять же о наказании в сто палок…
Коран говорит об этом так:
«Тот, кто клевещет на свою жену в вопросе о блуде и не имеет других свидетелей, кроме самого себя… Свидетельство такого (человека), что он говорит истинную правду, может состояться только при условии, что он берет четырежды в свидетели Аллаха.
В пятый раз, если он говорит неправду, он пожелает для себя проклятия Аллаха (чтобы его настигло это проклятие).
Женщина, чтобы избежать этого (выделено нами. – А.Б.) наказания, должна четырежды засвидетельствовать так: Аллах свидетель, муж ее, категорически (безусловно), говорит неправду.
В пятый раз, если муж ее из правдивых, она должна пожелать для себя гнева Аллаха» (24/6-9).
В 8-ом аяте говорится об этом или известном наказании («Женщина, чтобы избежать этого наказания…»). Это есть наказание в 100 палок. А что женщина является замужней – это прямо следует из аятов.
«О, жены Посланника! Кто из вас совершит откровенную измену, для нее это (выделено нами. – А.Б.) наказание удваивается» (33/30).
Речь идет об удвоении наказания в 100 палок.
«…Ваши уверовавшие рабыни… Если они совершат измену в замужестве, то наказанием их будет половина того (выделено нами. – А.Б.) наказания, которое дается свободным женщинам…» (4/25).
Половины реджма (то есть смерти) не может быть. Остается половина 100 палок. То есть их наказанием будет 50 палок.
В качестве заключения можно сказать так, что единственным наказанием за зинý (блуд) является 100 палок. После всего сказанного об этом, другого решения здесь не остается. И Посланник говорит так: «По мере возможностей, старайтесь избегать наказаний, ограниченных сомнениями» [2]. На этом фоне никак невозможно продолжать защищать реджм…
Так Коран развивает и облегчает предписания Торы и Евангелия по вопросу зины (внебрачной связи, измены, блуда и т. д.).
Один мужчина был обвинен в блуде. Посланник Аллаха потребовал палку. Принесли какую-то поломанную палку. «Принесите лучшую», – сказал Посланник. Принесли другую, но с ветками. «Чтобы была легче этой», – сказал Посланник. Принесли прямую и мягкую палку. Посланник Аллаха приказал, наказание состоялось. Затем он сказал так:
«О, люди! Настало время придерживаться границ, положенных Аллахом (не переходить их). Кто совершит что-либо из этого плохого, пусть покроется покрытием Аллаха (пусть раскается. – А.Б.). Ибо мы применяем (практикуем) Книгу Аллаха по отношению к тому, кто показывает нам свое лицо» [3].
Здесь говорится о ста ударах палками виновных без различения их на мужчин и женщин, а затем о применении Книги Аллаха. Это снимает все сомнения в данном вопросе. Ибо в Книге Аллаха нет другого наказания, кроме 100 палок.
…Эш-Шейбани рассказывает:
«Я спросил у Абдуллаха б. Эби Эвфа: «Практиковал ли Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, наказание реджм?». «Да», – ответил он. Я спросил: «До суры Нур или после нее»? «Не знаю», – ответил он» [4]…
Свежие комментарии