37. НЕСИХ (ОТМЕНА) И НАКАЗАНИЕ РЕДЖМ
Несих (в словаре) [1]:(1) взять две вещи и текст из одной из них перенести на другую, (2) убрать из пользования одну вещь и вместо нее ввести другую, заменить ее другой. Так обстоит дело и в случае, когда имеет место облегчение предписаний при переходе с одного аята на другой, замене его другим. Первый аят называется менсухом, второй – насихом [2].
При переносе текста часть его может быть сокращена, часть изменена, а часть оставлена нетронутой (как она есть). Второй текст отменяет первый и переходит на его место. Так и последняя Книга Аллаха (Коран) ниспослана для того, чтобы занять место его предыдущих Книг. Часть из предписаний, которые содержались в его предыдущих Книгах, Аллах не взял в последнюю Книгу, часть поменял на лучшие, а бóльшую часть оставил неизменной. Всевышний Аллах говорит так:
«То, что было предложено Аллахом Нуху, он сделал для вас шариатом этой (вашей) религии. То, что мы сообщили тебе откровением, приказали Ибрагиму, Мусе и Исе, – это следующее: «Держите религию (веру) на ногах (живой), не впадайте в различия по этой теме…» (42/13).
В Коране есть новые аяты. Они являются облегчением (облегченной версией) предписаний, содержащихся в предыдущих Книгах. Всевышний Аллах говорит так:
«В отношении тех, которые следуют этому расулу, неби, умми, (имя) которого они найдут в Торе и Евангелии, которые находятся у них (на руках). Этот Посланник (Мухаммед) предписывает им хорошее (доброе) и запрещает плохое (дурное). Признает хорошее во благо, а плохое – во вред. Он снимает с их спин тяжелый груз, а с шей – железные кольца…» (7/157).
В предыдущих Книгах были аяты, которые в свое время были скрыты от людей, а затем и вовсе позабыты. Часть из них взята в Коран, а часть нет. Это является причиной отсутствия в Торе и Евангелии аятов, которые есть в Коране. Всевышний Аллах говорит так:
«О, вы, обладатели (носители) Книги (эхл-и Китаб [3])! Пришел наш Посланник, который разъяснит вам многое из того, что вы скрывали из Книги и простит многих (из вас). Вам от Аллаха пришел свет (нур) и (пришла) открытая Книга» (5/15).
В предыдущих Книгах есть еще и добавления, внесенные в них самими людьми. Это становится понятным из следующего аята:
«Горе тем, которые пишут своей рукой, а затем, в обмен на нечто небольшое (пытаясь заработать на этом), говорят, что «это – от Аллаха». Горе им за то, что пишут их руки! Горе им за заработанное ими!» (2/79) [4].
Подобного рода добавления нарушают целостность текста. Потому распознать их нетрудно. Но их надо исключить. Люди должны следовать Слову Аллаха, а не тому, что включено в его Книги от них самих. Всевышний Аллах говорит так:
«Тору ниспослали мы. В ней – истинный путь и свет. Предавшиеся (преданные) Аллаху посланники решали (управляли) между иудеями с ее помощью. Наставники (учителя от народа) и ученые тоже решали тем (знанием), которое было у них в памяти от Книги Аллаха. Они были свидетелями этих решений. Вы бойтесь не людей, бойтесь меня. Не продавайте мои аяты за небольшие деньги. Кто не станет решать тем, что ниспослано Аллахом, вот они и есть кяфиры» (5/44).
«Те, которые знают Евангелие, пусть решают (управляют) предписаниями, которые ниспосланы с этой Книгой (содержатся в этой Книге). Кто не станет решать (управлять) тем, что ниспослано Аллахом, они и есть самые настоящие фасыки (покинувшие, сошедшие) (сошедшие с пути Аллаха)» (5/47).
Между Евангелиями (как известно, их было много) и Церковью существует глубокий разрыв. К примеру, ни в одном из них не говорится о том, что Иса есть бог. Но Церковь на основе решений, принятых на Консеях (Соборах), объединяет современное христианство на основе веры в божественность Исы (Иисуса Христа) [5].
Чтобы определить включения (привнесения) в другие Книги со стороны людей, следует обратиться к Корану. Защита истин, содержащихся в этих Книгах, отнесена к Корану. Всевышний Аллах говорит так:
«Мы ниспослали тебе эту Книгу как истину, которая подтверждает своими аятами [6] предыдущие (Книги) и берет их под свою защиту. В таком случае решай между ними ниспосланным (тебе) Аллахом. Не следуй их желаниям, оставив (в стороне) истины, которые пришли к тебе (были ниспосланы тебе). Для каждого из вас (мы) определили (свой) шариат (закон) и (свой) путь. Если бы (того) пожелал Аллах, он бы сделал вас всех единой общиной (единым обществом и единоверцами). Но он сделал так (сделал вас разными), чтобы испытать вас своими решениями (предписаниями) (испытать в том, что дано вам). А теперь соревнуйтесь в добрых (полезных) делах. Возвращение всех вас – к Аллаху. Он сообщит вам о том, в чем вы расходились» (5/48).
Аят еще раз подчеркивает роль Корана как ниспослания, которое содержит в себе предписания предыдущих ниспосланий. Поскольку говорится о том, что Коран подтверждает их. Аллах раскрывает еще и смысл разделения людей на различные общины. У каждого из них своя вера, но она единая, поскольку идет от Единого Аллаха. А смысл этот – в испытании людей. Для самих людей это должно стать предложением к сотрудничеству и соревнованию в добром (полезном). Так, буквально несколькими предложениями, Аллах подводит «к общему знаменателю» веру и раскрывает глубинный смысл своего учения. Еще раз подчеркнем, что в нем Аллах указывает и на линию поведения и действий человека. Независимо ни от чего, Аллах формулирует единую линию для всех – сотрудничать и соревноваться в добром… Программный аят!..
Он полностью согласуется и с аятом о роли Посланника Мухаммеда, который несет людям Слово Аллаха и связанное с ним облегчение, и которому Аллах рекомендует оказывать поддержку и содействие, а заодно и следовать вместе с ним ниспосланному ему Свету (Корану). Более того, именно с этим Аллах связывает достижение людьми конечных целей в вере. Об этом говорит аят 7/157, рассмотренный выше…
В вопросе о том, отменяет или нет Сунна аяты Корана, было много ненужных споров. «Ненужных» потому, что Сунна подчинена Корану. Подчиненное не может принимать самостоятельного решения по отношению к стоящей над собой ступени [7]. Всевышний Аллах говорит так: «Следуй всему тому, что ниспосылается тебе (ниспосланием) от Господа твоего. Кроме него другого Бога нет. Ты не смотри на этих мушриков» (6/106).
«Когда наши аяты читались им в виде открытых документов (свидетельств), те, которые не захотели встретиться с нами, сказали так: «Ты или принеси другой Коран или замени этот». Скажи: «Это никак невозможно, чтобы я заменил его от себя (по своей воле). Я только следую тому, что ниспосылается мне. Если я пойду против Господа своего… Я боюсь наказания великого (Судного) дня» (10/15).
Если некий аят отменяется, то отменяются, как это понятно, и связанные с ним слова и действия Посланника.
Еще говорят об отмене текстового содержания аята с сохранением его смысла. При замене аятов последующий упраздняет не только слова (текст), но и смысл предыдущего.
Коран дает такое понимание несха (отмены):
«Если мы отменяем аят или заставляем забыть его, то приводим на его место более полезный или равный ему. Ты, ведь, знаешь, что силы Аллаха хватит на всё» (2/106).
«Когда (мы) стали заменять один аят другим, – Аллах хорошо знает, что ему ниспосылать, – сказали так: «Ты только клеветник». Нет, многие из них (ничего) не знают» (16/101).
В этих аятах приводятся два условия отмены:
1. быть среди аятов (Несих бывает между аятами Корана. Он не может быть между Кораном и Сунной. Слово Посланника не может отменять Коран. Значит никакое, вообще, слово не может отменять его. А Сунна не может отменять Коран по той простой причине, что она изначально подчинена ему. Посланник своими действиями и словами, своей практикой конкретизирует аяты Корана или то, что было ниспослано ему Аллахом),
2. отменяющий аят должен нести одинаковое с отменяемым аятом предписание или более полезное, чем он.
Как итог отметим, что большая часть коранических аятов несет такое же предписание, как и предписание аятов предыдущих книг Аллаха (Бога), предписания другой части аятов облегчены. Это облегчение можно видеть на примере, скажем, наказания за внебрачную связь (зинá).
В Торе и Евангелии наказанием блуда является смерть. Одно время эту меру практиковал и Посланник. Коран заменил ее сначала на пожизненное заключение, а затем на 100 палок.
Рассмотрим позицию Торы, Евангелия, Корана и хадисов по данному вопросу.
Об этом наказании в Торе (Ветхом Завете) говорится в разделе «Левит», в части 20-й, пунктах: 10-13, 17, 19-26 [8]. Зинá рассматривается в широком аспекте, но наказание за нее в любом случае очень строгое. Это, как правило, смерть. Наказание совершается в форме реджм, то есть побиения камнями до смерти. Если соотнести это наказание (реджм) с тем, которое приводится далее в Коране (сто палок), то налицо значительное его облегчение, связанное еще и с сохранением жизни.
В этом эпизоде Иса, да приветствует его Аллах, не отменил наказания в виде побиения камнями (реджм). Но он и не применил его, основываясь на свидетельствах грешных людей. Как-никак речь идет о жизни человека. Иса не допустил, чтобы грешные сами по себе люди могли вынести столь серьезный приговор…
Однажды перед Посланником Мухаммедом, да благословит и приветствует его Аллах, провели иудея с зачерненным лицом и побитого палкой. Он подозвал их и спросил: «В вашей Книге так наказывают за зинý?». «Да!», – ответили они. Затем он позвал к себе одного из их ученых и спросил у него: «Во имя Аллаха, ниспославшего Мусе Книгу, спрашиваю: в вашей Книге наказание за блуд такое?». Он сказал: «Если бы ты так не спросил, я бы не ответил. Там есть реджм [11]. Но супружеская неверность стала расти среди людей высокого уровня (ранга). Когда обвиняли одного из них, его просто отпускали, а к слабому применяли эту меру. Подумали и решили сойтись на мере, которую можно было бы применить к ним обоим. В силу этого, вместо побиения камнями, решили зачернять лицо и побивать палкой».
Посланник Аллаха сказал: «Аллах мой! Я буду первым, кто введет в жизнь твой приказ, ибо они умертвили (его)». Он тут же отдал приказ и иудей был подвергнут наказанию реджм (побиению камнями до смерти).
Затем был ниспослан следующий аят:
«…Некоторые из иудеев… изменяют устоявшееся (известное) значение слов, искажают их. Говорят так: если в отношении вас дается это решение, то следуйте ему, если другое, не следуйте…» (5/41).
После решения, принятого Посланником Аллаха, иудеи стали говорить так: «Идите к Мухаммеду, если он накажет зачернением лица и палками, то следуйте ему, если примет решение о реджме (побиении камнями до смерти), то уходите от него».
Затем были ниспосланы аяты, осуждающие отступление от веры (речь идет о кяфирах, залимах и фасыках [12]):
«Кто не будет решать (предписывать, управлять) тем, что ниспослано Аллахом, вот они и есть кяфиры»,
«И кто не будет решать (предписывать, управлять) тем, что ниспослано Аллахом, вот они и есть залимы (несправедливые)»,
«Кто не будет решать (предписывать, управлять) тем, что ниспослано Аллахом, вот они и есть фасыки (сошедшие с пути)» (5/44-45,47) [13].
Как видим, Аллах применяет одну и ту же «формулу» для осуждения. Это значит, что в основе всех этих понятий (кяфир, залим, фасык) лежит одно и то же явление, которое в общем виде можно понять как отступление от пути Аллаха.
Двое из иудеев, мужчина и женщина, вошли во блуд… И сказали: «Возьмите нас к этому Посланнику. Ибо он послан с облегчающими предписаниями. Если он даст наказание, более легкое, чем реджм, мы примем его. Это будет еще и нашим основанием перед Аллахом, скажем, что «мы следовали решению одного из твоих посланников».
Они пришли к Посланнику, да благословит и приветствует его Аллах. Он был в мечети в окружении асхабов (друзей-сподвижников). «Эб-уль-Касым [14], – обратились они к нему. – Что ты думаешь о блуде мужчины и женщины?». Он, не говоря ни слова, встал и пошел в организацию по изучению и преподаванию Торы (Бейтулмидрас) [15]. Встал в дверях и сказал: «Спрашиваю во имя Аллаха, ниспославшего Мусе Тору: каково, по Торе, наказание человека, совершившего блуд в состоянии брака?». Ответили: зачернить лицо пеплом, побить палками и, посадив на осла обратным образом (задом наперед), прогулять.
Но один юноша из них смолчал. Посланник, да благословит и приветствует его Аллах, увидев это, поклявшись, стал настаивать. Юноша сказал: «Аллах мой!.. Ты уверил нас… Мы видим в Торе наказание реджм…».
Посланник, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «При каких обстоятельствах (каким образом) состоялось ваше первое выступление против приказа Аллаха?». Ответили: «Один близкий одного из наших руководителей совершил блуд. Он (руководитель) отложил исполнение реджма по отношению к нему. Затем блуд совершил один из народа. Руководитель хотел подвергнуть его наказанию реджм. За него заступилась община. Они сказали так: «Если ты не осуществишь реджм по отношению к своему близкому, то не сможешь осуществить его и по отношению к нашему близкому». Затем они пришли к согласию в вопросе о наказании».
Посланник сказал: «Я принимаю решения в соответствии с Торой». Он отдал приказ и оба были подвергнуты реджму (побиты камнями до смерти)».
Зухри сказал: «По нашим знаниям следующий аят был ниспослан по этой теме:
«Мы ниспослали Тору. В ней есть истинный путь и свет. Предавшиеся (преданные) Аллаху посланники действуют (управляют, принимают решения) в соответствии с ней» (5/44). И Посланник наш из них [16].
Однажды к Посланнику Мухаммеду, да благословит и приветствует его Аллах, были приведены мужчина и женщина из иудеев, обвиняемые в блуде. «А что говорится об этом в вашей Книге?», – спросил Посланник. «Ученые определили такое наказание: зачернить лицо пеплом и посадить задом наперед на животное», – ответили они.
Абдуллах б. Селам предложил: «О, Посланник Аллаха, скажи, пусть принесут Тору». Принесли Тору. Один положил руку на аят о реджме. Начал читать до и после него. Абдуллах б. Селам «подними руку» сказал. Под рукой показался аят о реджме. Посланник Аллаха отдал приказ, оба были забиты камнями до смерти [17].
Решение, которое было принято Посланником Мухаммедом в отношении иудеев, могло быть только решением Аллаха. Он не мог принять его «из себя» или любого другого источника. Всевышний Аллах говорит так:
«Мы ниспослали тебе эту Книгу (Коран), полную истин, которая подтверждает предыдущие Книги и берет их под защиту. В таком случае действуй (решай) между ними тем, что ниспослано тебе Аллахом. Не следуй их желаниям, оставив эти ниспосланные тебе истины (выделено нами. – А.Б.)» (5/48).
«Как это они назначают тебя (своим) судьей (посредником в своих отношениях)? У них есть Тора, а в ней есть предписания Аллаха. А потом, вслед за этим, поворачиваются спиной! Они не могут быть уверовавшими людьми» (5/43).
Этот аят не оставляет сомнения в том, что наказание за блуд в Торе есть решение самого Аллаха. Обращение иудеев к нашему Посланнику имело в виду избежание наказания, установленного для них Аллахом. Потому они и говорят тем, которых посылают к нему, как это приведено выше, так: «…Если в отношении вас дается это решение, то следуйте ему, если другое, то не следуйте…» (5/41) [19].
Поскольку решения и предписания Торы исходят, как отмечено, от Аллаха, то наш Посланник применял некоторое время указанную им меру наказания за блуд и по отношению к мусульманам. Об этом говорит следующий хадис (рассказывают Эбу Хурейре и Зейд б. Халид):
«Были мы у Посланника, да благословит и приветствует его Аллах. Поднялся один мужчина и сказал так: «Ради Аллаха, я хочу, чтобы ты cудил между нами только Книгой Аллаха». Жалобщик был более понятлив, он тоже встал и сказал так: «Суди между нами Книгой Аллаха и выслушай меня». «Говори!», – сказал Посланник. И он продолжил: «Мой сын был его работником, с его женой совершил блуд. В качестве выкупа я передал ему 100 баранов и слугу-раба. Спросил у знающих. Они сказали, что наказанием для сына будет 100 палок и год ссылки, для женщины – реджм».
Посланник сказал: «Клянусь тем, в руках которого находится моя душа, конечно же, я буду судить между вами высокой Книгой Аллаха. 100 баранов и раб забираются обратно. Сыну полагается 100 палок и год ссылки. Унейс (обратился он к одному из присутствующих), «иди к жене этого человека, если она признает вину, подвергни ее реджму».
Книга Аллаха, о которой говорится в этом аяте, это, безусловно, Тора. Аяты Корана, в которых говорится о наказании за блуд, еще не были ниспосланы. В ниспосланных аятах, ни в одном из них, нет наказания реджм (побиения камнями до смерти).
В Торе, которая у нас на руках, палочного наказания нет. Это наказание может быть в экземпляре, который имеется у мединских иудеев.
Несих (в данном случае):отмена коранического аята или замена его другим, равным ему или более легким (с более легким для человека предписанием).
Реджм (реджим):побиение человека камнями (до смерти). Использовался как мера наказания (словарное значение понятий приводится автором. – Пер.).
[4] Для возможности эксплуатации людей при помощи веры ссылаются на книги «от Аллаха». Речь идет о своих книгах, относительно которых утверждается, что они написаны под непосредственным влиянием Аллаха и чуть-ли не под его диктовку. Так люди вводятся в заблуждение. Этим приемом широко пользуются и в наши дни.
[6] В аяте два раза проходит выражение الكتاب, (ал-Куран), которое оба раза переводится как этот или данный Коран (на русский можно переводить и просто как Коран). Ибо Коран подтверждает собой содержание предыдущих Книг Аллаха (Бога). То есть он подтверждает в них то, что на самом деле принадлежит им, относится к Аллаху. Привнесения в них со стороны людей он, естественно, не подтверждает. Они просто отсутствуют в нем. Облегчение наказания за измену (внебрачную связь), в форме отказа от реджма, тоже есть своего рода подтверждение… Поскольку Коран находится под защитой Аллаха, постольку и предписания предыдущих книг, включенные в Коран, тоже оказываются под его защитой.
«10 Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.
11 Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них.
12 Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них.
13 Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них.
14 Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.
15 Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте.
16 Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них.
17 Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он.
18 Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего.
19 Наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они.
20 Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут они, бездетными умрут.
21 Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они.
22 Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их, — и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить.
23 Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они всё это делали, и Я вознегодовал на них,
24 и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов.
25 Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое.
26 Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь [Бог ваш], и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Ветхий Завет. Левит: 20/10-26).
[9] См. Евангелие от Иоанна, 8/3-11 (Женщина, уличенная в нарушении супружеской верности) (в книге приводится текст из Евангелия: см. с. 241).
Кратко суть эпизода такова (напомним):
К Исе (Иисусу) привели женщину, обвиняемую в супружеской неверности. Напомнили, что Муса (Моисей) рекомендовал побивать их камнями. Предложили высказать свое мнение. Иса сказал так: «Пусть безгрешный из вас бросит в нее первый камень». Обвиняющие стали потихоньку расходиться. Вскоре никого не осталось. «Женщина, где они? – спросил Иса. – Никто из них не осудил тебя?». «Никто!», – ответила она. «И я не осуждаю. Иди и больше не совершай греха!», – сказал он (Ред.).
«17 Не думайте так, что я пришел устранить закон или пророков. Я пришел, чтобы исполнить, а не устранить. 18 Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черта не исчезнет из закона – все будет исполнено. 19 Кто нарушит даже самую маленькую заповедь и научит других людей нарушать ее, то будет одним из меньших в Небесном Царстве, а кто исполнит заповедь и научит этому людей – будет велик в Царстве Небесном» (Евангелие от Матвея: 5/17-19) (Пер.).
У арабов принято обращаться к человеку по имени его первого сына (как отцу первого сына). Первого сына Посланника звали Касым.
Свежие комментарии