* Чтение и письмо
Эти пять аятов примечательны тем, что они являются первыми ниспосланными аятами. В качестве начально ниспосланных сур называются суры: 74, 96, 68 и 73.
Вопрос о том, какой из аятов был ниспослан последним, является дискуссионным. На эту роль выдвигаются аяты 2/281, 9/128-129… В аяте 5/3 говорится так: "Сегодня (Я) усовершенствовал (доработал) для вас вашу религию, завершил вам свое благодеяние (милость) и в качестве религии для вас выбрал ислам". Но и этот аят не является последним, поскольку после него были ниспосланы и другие аяты (2/282, 278; 4/176)… В качестве последней ниспосланной суры называются суры "Наср" (Помощь) (110-ая) и "Тевбе" (Покаяние) (9-ая) (см. TDV İA, c. 26. Ankara, 2002, Kur’an / Исламская энциклопедия. Фонд по делам религии, т. 26. Анкара, 2002, ст. "Коран").
Примечательно также и то, что в первых ниспосланных пяти аятах, в пяти строках пяти аятов, в двух из них (в третьем и четвертом аятах) говорится о чтении и письме: "Читай… Он научил (человека) (писать) пером (ручкой)" (96/3-4)". Эта мысль подчеркивается сразу в следующем аяте: "Научил человека тому, чего он не знал" (96/5). В итоге из пяти аятов три оказываются связанными с темой о чтении и письме и о том, что этому человека научил Аллах. Но аят может пониматься и более широко, вообще в том смысле, что Аллах "научил человека тому, чего он вообще не знал". Или в редакции: "Аллах научил человека всему тому, чего он не знал"… В то же время тот факт, что строка (аят): "Научил человека тому, чего он не знал", (96/5), идет сразу вслед за строкой (аятом): "Он научил (человека) (писать) пером (ручкой)", позволяет предположить, что в данном случае аят (96/5) тесно связан с аятом (96/4). То есть тезис о том, что Аллах "научил человека тому, чего он не знал", безусловно, включает в себя в данном случае и положение о том, что Аллах "научил человека писать"…
Но и это еще не все. Вернемся к третьему аяту. – "Читай, Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)" (96/3)… Его имеет смысл переписать в виде: "Читай!.. Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)!". Такое написание в большей мере соответствует, как кажется, требованиям к языку по смыслу аята. Оно более точно отражает эмоциональную ситуацию и экспрессию описываемого явления… Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) получил эти аяты в пещере, в которой он стал уединяться. И был в шоке от них… Он не знал, что он выбран Аллахом в качестве его посланника к людям. А аяты как раз и являются свидетельством этого…
Итак: "Читай!.. Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)!". Интересным является ход самой мыли: Аллах предлагает человеку читать и тут же делает заявление о себе как носителе самых высоких качеств. То есть вместо того, чтобы развивать, так сказать, идею чтения, Аллах сообщает о себе. Но делает такое сообщение, которое продолжает и развивает идею чтения. Значит Аллах не уходит "от чтения". Свою определенность как носителя самых высоких качеств он переносит на чтение. И теперь уже чтение является представителем одного из этих качеств… Действительно, если Аллах, сразу после того, как он говорит (устами Надежного Духа Джебраила) "читай!", представляет себя как носителя самых высоких качеств, то разве здесь не сокрыта мысль о том, что одним из этих качеств является чтение?.. В этом можно убедиться и "без формальностей". Разве своим прогрессом человек не обязан чтению и письму?! Разве не они лежат в основах образования и науки? И возможны ли они без него?.. А передача социального опыта, его историческая преемственность и последующее использование в историческом прогрессе – разве все это осуществимо без чтения и письма?! О чем говорить, когда истина, очевидная для всех, состоит в понимании того, что чтение и письмо есть величайшее, – какое только возможно! – благо для человека. А мы еще не говорим о том, что они есть и величайшее благо как удовлетворение человеческой духовной потребности и предел наслаждения в этом удовлетворении… Все чувственные формы удовлетворения и наслаждения мимолетны. И только духовные устойчивы. Не говоря уже о том, что они "проникают на всю глубину"… А их пирамиду как раз и венчают чтение и письмо… Но и Аллах говорит о том же. Самый большой носитель самых высоких качеств реализует их в данном случае в форме чтения…
Акцент на чтении имеет, так сказать, перспективу. Эта перспектива – Коран. "Коран", как понятие, трактуется как чтение и знание (его собрание). Коран как Книга Аллаха есть и чтение, и знание. Оно есть чтение того знания, в которое Аллах посвящает человека по своей милости и доступа к которому у него, кроме как Корана, нет никакого другого…
Именно это великое благо получения знания из чтения Аллах и пытается передать человеку. И делает это уже, как видим, "в самом первом" обращении к нему, в первом же общении с ним. Так высоко ценит это Аллах! И потому сразу вслед за "читай!.." он говорит, повторим, что "Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)!". Аллах говорит о том, что чтение есть одно из этих качеств. Он делится с человеком этим своим качеством, настойчиво прививает его… Коран (знание) читается Посланнику, а он уже читает его людям. Так знание Аллах расходится по миру. Вначале это делалось в устной форме. Но очень скоро обрело форму письменной речи… Сечас каждый может читать его сам…
Мы акцетировали внимание на моменте чтения. Но чтение и письмо следуют друг за другом (о них говорится в следующих друг за другом аятах): "Читай!.." (96/3), "Он научил (человека) (писать) пером (ручкой)" (96/4). И самое удивительное, пожалуй, состоит в том, что эти два аята о чтении и письме соединяются общей темой – о том, что Аллах "носитель самых высоких качеств": "Читай!.. Господь твой – самый большой носитель керема (самых высоких качеств)" (96/3). "Он научил (человека) (писать) пером (ручкой)" (96/4). И если из этого следует, как отмечено, вывод о том, что чтение есть одно из этих качеств, то легко понять, что другим из них является письмо. То есть письмо есть столь же "самое высокое качество", как и чтение. Оба они стоят на одном уровне, есть явления одпорядковы, а потому и одинаково значимые. Они просто есть две стороны одного и того же процесса – процесса мышления и речи, точнее, мышления-речи, когда сама она развивается от устных своих форм к письменным, соединяя обе их на практике и пользуясь ими одновременно…
Приведенные соображения "о пятистрочном аяте", как кажется, весьма показательны. Подобно тому, как Аллах наделяет человка благом чтения, он наделяет его и всеми остальными благами. Это тоже приходит на ум. Коран говорит об этом "прямым текстом". Ибо он постоянно говорит о благах человека как имеющих своим источником Аллаха, его милость и благодеяние.
И последнее предложение (аят) ниспосланной первой "пятерки аятов": "Научил человека тому, чего он не знал" (96/5)… Аллах не только передал блага человеку, но научил и его самого производить (добывать) их. Он "научил его тому, чего он не знал"…
Приведенные в связи с аятами (96/1-5) соображения могут быть полезными и как пример методологии исследования Корана.
Свежие комментарии