Кораника
Коран о себе / 2 (продолж.)

Коран о себе / 2 (продолж.)

              4. Вершителю (властителю, повелителю) Расчетного (Судного) дня

 
           И этот аят является принципиально важным, фундаментальным и просто уникальным! Ибо его темой является Судный день [1].
Мы не знаем, что это такое – Судный день. В нашей жизни его нет. О нем мы узнаём лишь из Книги. Идея Судного дня пронизывает ее от начала и до конца. Она проходит через весь Коран. И Аллах постоянно напоминает людям о том, что впереди есть еще и такое явление, как Судный день. Надо знать и помнить о том, что рано или поздно наступит день, когда Аллах спросит с человека за то, что он дал ему… Уже после этого каждый пусть решает сам, как быть ему…
Судный день является переходом от этой жизни к будущей, от земной жизни к ахирету (если пользоваться кораническим понятием). Так с этим понятием вводится еще одно явление – будущая жизнь. Таким образом, Судной день является своего рода границей между земной жизнью и будущей. Эта граница одновременно есть и переход от одной формы жизни к другой… Но самое важное, что с ним вводится представлений о новой жизни или, точнее, представление "о двух жизнях", настоящей и будущей. Если бы Судный день был "завершающим актом" "всей жизни" и за ним бы не последовало другой или будущей жизни, и на нем всё "так бы и закончилось", – то "половина" Корана сразу бы потеряла всякий смысл. Ибо "эта половина" связана с будущей жизнью, к которой человек приходит через Судный день… Но это не только "потеря"! Выходит, что Аллах говорит, простите, о том, чего на деле нет? Зачем ему это?.. Аллах требует верить ему. А неверящих – и потому неверующих – наказывает. А в самой системе веры Аллаха именно это положение о второй жизни и переходе к ней через Судный день является, пожалуй, одним из самых сложных… Как уже отмечено, практика не дает нам возможности видеть, как возрождается из земли человек. Это положение целиком основывается на вере Аллаха, вере в его Слово. А если не верить и сомневаться, то от Судного дня придется просто отказаться. Ибо других подтверждающих и доказывающих его аргументов и свидетельств, кроме Слова Аллаха, в этом вопросе уже нет… Потому не принимающий Судный день оставляет за порогом вторую жизнь… Он отказывается от ее целостной формы, выдвигаемой Аллахом в виде единства земной и будущей жизни. А еще это отрицание переносится на Аллаха как неверие и недоверие к нему. Разве Аллах простит это?..
Итак, у Аллаха ничего на земной жизни не кончается. Она продолжается, но уже в новой форме. Именно в Судный день создается эта форма или совершается переход к ней. То есть жизнь человеческая продолжается в новом измерении – в измерении новой жизни. И начинается она с процесса повторного создания человека… Аллах создает человека заново, повторно, во второй раз. Затем спрашиват с него. Спрашивает за данное и содеянное. Приводит их "к общему знаменателю". И дает свою оценку. Одного вознаграждает, а другого наказывает [2]. Отбывать наказание отправляет в ад, а для реализации вознаграждения предлагает рай… Вот и вся история, рассказанная во всех системах веры от Всевышнего в вопросе о том, что такое Судный день и как от него совершается переход к будущей жизни…
 
А теперь станем отрицать Судный день… Как уже отмечено, "половина" Корана уйдет из него. Уйдет "половина", а разрушится он целиком. Ничто не может существовать "без своей половины"!.. Разве Аллах допустит это или простит за это, за такое отношение к его Слову и Учению?!
 
Всё Учение Аллаха построено на идее двух миров – этого и будущего. Если "убрать этот мир", то говорить будет уже не о чем. Будущее не настанет без настоящего. А если "допустить и убрать будущее"? Тогда что?.. Опять ничего не получится! Как может получиться что-то, если на месте нет "целой половины"?!
А еще здесь есть связь между настоящей (земной) жизнью и будущей. Это – не формальные этапы, а внутренне связанные и обусловленные. Будущая жизнь строится не сама по себе, а в соответствии с итогами прошлой жизни. В свою очередь, будущая жизнь не только продолжает жизнь, хотя и делает это в новой для нее форме. Она есть подтверждение того, что Аллах спрашивает с человека. Это дисциплинирует его в земной жизни и вынуждает следовать путем веры в Слово Аллаха. Так человек принимает Слово Аллаха и его самого на веру, что, собственно, и предписывает сам Аллах… Между Аллахом и человеком устанавливается отношение поклонения человека Аллаху, признания его всесилия и величия. Это на пользу ему же самому. Человек Аллаху ничего не может дать от себя. Кроме этого поклонения ему и признания его силы и величия. А Аллах дает ему всё! Потому не Аллах зависит от человека, а человек зависит от него. И чем скорее он поймет это, тем это лучше для него же…
 
Будущая жизнь, как вознаграждение Аллаха человеку в форме "райской" жизни, есть сфера бытия, лишенная недостатков этой (земной) жизни. В ней преодолено социальное неравество и несправедливость, бедность и нищета, болезни и страдания. Достигнута удовлетворенность во всем том, что требует такой удовлетворенности (удовлетворения). И теперь мы, простите, "выбросим" всё это! С чем останемся?!
 
Земная жизнь есть форма испытания человека Аллахом. Потому в ней есть то, что является "трудным" для него. Будущая жизнь есть "жизнь после испытания". После "фильтрации" человека и "выбраковки" из его состава "негодного", простите, материала… В этом смысле будущая "райская" жизни есть самый настоящий противовес реальной земной жизни и компенсатор ее ограничений (ограниченностей) и недостатков. В ней (будущей жизни) есть всё то, чего нет или недостает в земной жизни в смысле ее положительного качества. С другой стороны в ней нет того, что присутствует в земной жизни в качестве ее негативного качества и содержания… Всё это позволяет говорить о "компенсаторной функции" будущей жизни по отношению к земной. Если теперь отказаться от нее, то жизнь-испытание займет весь смысл жизни и вытеснит из нее то, что в будущем воздастся в ней за терпение, старания и веру в объективное Слово Аллаха. Легко понять также большое положительное влияние компенсаторной функции будущей жизни, ее мобилизующую и дисциплинирующую роль в деле направления человека на предписания Аллаха и их безусловное выполнение… Если бы жизнь была "одноактным" – "одножизненным" – процессом и в ней не было бы этого ее продолжение в виде будущей жизни с ее компенсаторной функцией, – то, всё бы в ней потеряло смысл. Ни нравственности бы в ней не осталось, ни удовлетворенности. Ни страдающие не могли бы избавитьтся от своей доли, ни сытые и состоятельные не могли бы найти в ней смысл и удовлетворенность. Аллах же говорит, что ни богатство не спасает человека, ни его дети. Его спасают его дела. Дела по вере… А где они его спасают? И в земной жизни, и в будущей. Акцент можно сделать на последней. Ибо она есть жизнь после испытаний. Или заслуженная ими… Земная жизнь дается. А положительная – райская – альтернатива будущей жизни завоевавается деянием на пользу и во благо, которое ориентируется на Аллаха и строится на вере в Него…
 
Итак, Судный день можно понять – в первом приближении – как указание на два принципиальных и совершенно "неустранимых" момента в Учении Всевышнего. (1) Первый – это тезис о двух мирах – земном и будущем. (2) Второй – это переход от одного из них к другому в форме самого это Судного дня… Будущий мир (будущая жизнь) является "компенсатором" и "противовесом" земного мира (земной жизни). По этой причине он раздваивается "на наказуемую" часть и "вознаграждаемую"…
Если бы жизнь была у человека "одномерной" или, простите, "одномирной", то есть "в меру с один мир", а другой бы уже не было, то всё, может быть, было бы "и проще". Прожил и умер! И делу конец!.. Но остался бы вопрос о том, как быть с несправедливостью, безнравственным и уродливым в ней? Со страданием и неудовлетворенностью?.. А у Аллаха всё по-другому… Приходит раз и… еще раз! Жизнь эта!.. В первый раз для испытания. Второй раз для того, что оценить ее результаты и воздать за них… Потому и третьей жизни уже нет!.. Как логично и прекрасно всё задумано!.. Остается только понять это!..
 
К слову, "одномирная" и безнаказанная жизнь не может не закончиться пороком и разрушением. Она, простите, самоопорочится и саморазрушится. У нее нет сдерживающего регулятора или уравновешивающего механизма. Она приходит и уходит. А когда уходит, то насовсем… Она не может вернуться, чтобы наказать. Не может уравновеситься, поскольку не может выйти из этой жизни. А равновесие в ней самой может быть, как вясняется, "попорчено" теми ее недостатками, которые в избытке присутствуют в ней. И только движение по наклонной "спасает" ее. А это, с позволения, спасение, ведет в пропасть, погибель и небытие… Аллах говорит так: "Кто может быть более несправедливым (залимом), чем тот, кто измышляет ложь против Аллаха или говорит ложь против истины, которая к нему приходит? Разве нет места для этих неблагодарных в аду?" (29/68). Или: "Кто делает вид, что не замечает Зикра Рахмана (Корана Милостивого), Мы опутаем его шайтаном. Он станет его другом. Они отвращают их с пути, а эти думают, что вступают на него" (43/36-37)…
И только тогда, когда жизнь является "двумерной" или "двумирной", как ее представляет Всевышний, всё в ней встает на свое место. И порок наказывается, и страдание преодолевается! А еще наступает удовлетворенность. А самое главное это то, что в ней появляется принцип сохранения и воспроизведения. Она не сходит "на нет" сразу после первого же раза. У нее появляется возможность "быть еще раз" и рассчитаться со всем тем, "что было в первый раз"…
 
Подчеркнем еще раз… Миры, в которых живет и предстоит еще жить человеку, приходят не произвольно, а по закону, установленному самим же Всевышним. Из него следует, что второй приходит, как это и положено, после первого. Он же приходит в положенный день и час. Этим знанием владеет только Аллах, он один [3]. Переход от первого мира ко второму совершается через Судный день. Его примечательной особенностью является и то, что человек в этот день создается заново. Создается и предстает перед своим Создателем. И держит ответ перед Ним… После него пути людей раздваиваются на блгодеятелей и носителей порока… Так земная жизнь оказывается мерой для жизни будущей. Что заработал в ней, то и получаешь на будущую жизнь… Отсюда ее бесконечная ценность… Краткая она, но влияет на всю будущую жизнь!.. Выходит, краткость ее ничего не решает! Эта краткая жизнь перетекает в полноценную будущую… Еще раз оценим нашу земную жизнь, чтобы до конца понять ее вклад в то, что затем станет нашей будущей жизнью…
Всё это знание, повторим, мы получаем из Учения Аллаха. В нашей науке его нет!..
 
"Напоследок" "еще раз" станем отрицать Судный день или сомневаться в нем или дискутировать с Аллахом по его поводу… Лучше этого не делать! Ничего не решить, а потерять можно всё!.. Нельзя отрицанием добиться того, что обретается знанием и стараниями, трудом, производством, культурой… Аллах говорит о том, что Судный день есть и он наступит обязательно, повторяя это еще и при каждом удобном случае. А мы что? Скажем, "нет, не может быть"!.. Кто знает лучше – создатель или его создание?.. А для "неверно дискутирующих" заедомо заготовлено наказание…
 
Учитывая всё это, легко понять, почему уже в первой суре говорится о Судном дне…
 
Одну особенность Судного дня и тему о возрождении человека имело бы смысл рассмотреть отдельно. Это связано с тем, что в философии и вере есть и другие версии возрождения человека, отличные от коранической. К примеру, учение (закон) кармы
Еще раз. По Корану человек возрождается путем его повторного создания Аллахом. Он говорит так: "Скажут: "Кто нас может повторно вернуть (к жизни)?". Скажи: "Тот, кто создал вас в первый раз" (17/51), "Одним из его аятов (свидетельств) явлется то, что небо и земля держатся по его воле. Затем он призовет вас из земли и вы сразу подниметесь" (30/25), "Это Он начинает создавать, а затем повторяет его (процесс создания). Это для него легко" (30/27)…
Закон кармы говорит о многократном возвращении человека в мир после его смерти. Фактически, после каждой своей смерти человек возвращается в мир. Выходит, смерти просто не существует!.. Но есть одна особенность. Возвращение или повторное оживление осуществляется с переходом человека в новую форму живого или живого как человека, в теле которого он, собственно, и возвращается к жизни после каждой своей смерти. Это условие носит нравственный и гуманистический характер. Так, добродетельность и добропорядочность вознаграждаются тем, что человек возвращается богатым, если в предыдущей жизни он был бедным. Но если, будучи богатым, он был безнравственным, несправедливым, жестоким и т. д., то теперь он возвращается бедным. А то и вовсе может сменить свой человеческий облик на облик животного и даже насекомого… В общем случае эту посылку можно сформулировать так: обратное возвращение в мир (после смерти) на более высоком уровне делается возможным на более высоких социальных, духовных (духовно-ценностных) и нравственных принципах (основаниях). Разложение, падение нравов, схождение вниз по социальным параметрам едут к падению и в формах возрождения… Или еще проще: высокий уровень возвращения (возрождения) обеспечивается (делается возможным) на высоком уровне социальных параметров, низкому уровню которых соответствует и низкий уровень возвращения (в виде несостоятельного человека, животного или даже насекомого)…
Кому-то эта система многократной или даже бесконечной жизни может показаться и привлекательной. Но ее нет (!) в ниспосланиях от Всевышнего. В них есть только то, "что есть". А именно версия с Судным днем в акте перехода от одной жизни к другой. А самих этих жизней только две. Никакой третьей уже нет! И никаких превращений "по форме" здесь тоже нет. Человек, как он есть, так он и создается. Что в первый раз, что во второй… Но в первый раз он создается для известной всем нам и переживаемой нами земной жизни, во второй – для описываемой Аллахом будущей жизни. В первый раз создается в утробе матери, во второй – поднимается из земли по призыву Аллаха. В первый раз выходит на испытания на земле, во второй – живет тем, что получит за эти испытания… Потому он идет в огонь, а другой – в блага… И весь тут разговор!..
 
Еще одной темой в рамках Судного дня является тема "о председательствовании" на нем Аллаха. – Напомним: "4. Вершителю (властителю, повелителю) Расчетного (Судного) дня". – А кому же еще быть, как не Ему?! Наступает Судный день, который задуман и спланирован Создателем миров и человека как переход от земной жизни к будущей. А еще и час наступления знает он один и никто другой больше!.. А теперь будем дискутировать вопрос… о его Председателе (?)…
А еще Аллах говорит о том, что никто, кроме него, на нем говорить не будет. Говорить будет либо Он сам, либо тот, кому позволит это. Кому даст Слово [4]… Такова организация или принцип этого Дня…
 
5. Только тебе служим (поклоняемся) мы, только у тебя просим о помощи! 6. Направь нас на верный (истинный) путь! 7. На путь тех, которых ты облагодетельствовал. Но не тех, которые подверглись гневу (твоему) и были заблудшими!
 
Говорится о двух путях в жизни в соответствии с представлениями веры от Аллаха. Первый – это путь ниспослания или Книги Аллаха. Путь веры. Это верный или истинный путь. Второй – это путь отступления и заблуждения. Путь схождения с веры. Это – ложный путь. Дорога в никуда. Ибо она – дорога в пропасть… Те, которые находятся на верном пути, поддерживаются Аллахом и одариваются его благами. И в этой жизни, и в будущей. Те, которые сходят с него, "подвергаются гневу Аллаха". Они наказуются. И опять же – и в этой жизни, и в будущей…
"Направь нас на верный (истинный) путь!" (6). Это не проста просьба к Аллаху. Это – выражение его принципиальной позиции. Аллах направляет на путь того, кто сам приходит к нему. Речь идет о свободе воли человека, которую дал ему Аллах. По этой воле он сам и должен прийти к Аллаху. И уже после этого Аллах решает, как быть с ним. А до этого не вмешивается в дела. Человеку дается возможность до конца раскрыться и реализоваться в своих намерения. Аллах вмешиватся только тогда, когда посчитает это нужным… Аллах дал человеку свободу, а себе остаивил его ответствовать перед собой. Ответственность за то, что он дал ему…
 
И последний тезис: "Только тебе служим (поклоняемся) мы, только у тебя просим о помощи!" (5).
Как видим, Аллах предписал служить только ему одному. Значит никому другому больше!.. Он предписал просить помощь только у него одного. Значит ни у кого другого больше!..
А если служить Ему и "кому-то еще"?.. Или просить о помощи у Него и "у кого-то еще"? Что тогда? Тогда… ничего, кроме гнева!..
Аллах – единый Бог! Это значит, что наряду с ним никакого другого бога уже нет и быть не может! Если бы он был, если бы наряду с Аллахом существовал хотя бы еще один бог, то Аллах не смог сказать, что он – единый Бог… Несмотря на то, что единобожие само собой отвергает всех других богов, Аллах останавливается на этом вопросе на протяжении (в продолжении) всего Корана. К примеру, по отношению к тем, которых придают ему в партнеры, перенося на них те или иные его черты и качества, Аллах говорит так: "Скажи: "Вы хоть посмотрели на тех, кого, в качестве партнеров (Аллаха), вы ставите между Аллахом и собой и кого просите о помощи? Покажите мне, какую часть этих земель они создали? Может у них есть партнерство в небесах (в создании небес)? Может мы дали им некий документ, в котором есть открытые предписания и они действуют в соответствии с ними? Нет, слово, которое дают эти залимы (несправедливые) друг другу, ничего другого, кроме обмана, собой не представляют" (35/40)… Кто после этого, после Книги, говорит "о других богах", тот не просто ошибается. Он говорит открытую ложь против Аллаха…
Самое интересное во всем этом заключается в том, что эту ложь говорят давно и стойко. От времен мекканских мушриков и до наших дней! Говорят, разумеется, в новых формах, но неизменной в сути. А она состоит всё в том же непризнании и отрицании единого Бога Аллаха и стремлении поделить его функции "между собой"… В таком случае всё здесь следует начинать каждый раз сначала. С вопроса Аллаха: "Покажите мне, какую часть этих земель они создали? Может у них есть партнерство в небесах (в создании небес)?.."…
 
Аллах – единый и всесильный Бог, существующий как реальность всего того, что мы можем характеризовать как мир, бытие, вещи. Особенность здесь такова, что "всё здесь поделено надвое" или на отношение. Одну его сторону составляет Всевышний Аллах, а другую – всё то, что "стоит против и вне его". В этом отношении инициатива принадлежит Аллаху… Об этом и говорит сура "Открывающая"…
Потому когда начинают рассуждать "о других богах" или переносить его функции "на себя" (на человека), то это "неловко". А когда делают это еще и после Книги, то это "не к месту"… Аллах осуждает это и наказывает за него. А о самом событии говорит как о примере людей, которые подверглись гневу Его и были заблудшими

 

 
 
 
 

[1] Судный день понимается в различных категориях, которые описывают его со стороны присущих ему тех или иных черт или особенностей. Так, о нем говорят как о Расчетном дне (Дне расчета), Дне подъема (из земли или из мертвых), Дне воскресения, Дне столпотворени, Дне конца света и т. д.
[2] "Кому книга дается справа, тот скажет: "Возьмите мою книгу и читайте (19). Я знал, что встречусь со своим счетом (20)" (69/19-20). "А кому книга дается слева, скажет: "Если бы мне вовсе не давалась моя книга! (25).Если бы я вообщене знал этот счет! (26)" (69/25-26) (см. аяты 69/ с 18-го и до конца).
            Эта тема проходит и в других аятах: 17/71, 84/6-15.
[3] "Аллах!.. Время (наступления Судного дня) – у него. Дождь проливает Он. Знает, что в утробах. Никто не знает, что он заработает завтра, и никто не знает, где он умрет. (Всё) знает, (обо всем) информирован только Аллах" (31/34.
[4] "С наступлением этого дня (или в этот день) никто без его разрешения говорить не сможет" (11/105), "В этот день дух (Дух) и ангелы встанут рядами. Никто другой, кроме того, кому даст слово Милостивый, говорить не сможет. (А тот, кто будет говорить) скажет правду" (78/38).

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.