Кораника
Коран о себе. Вводная

Коран о себе. Вводная

Коран о себе
(тематическая подборка аятов, комм., исследов.) [1]
 
Раздел дает общее представление о Коране, его содержании, методе и методе мышления о нем и его исследования.
На первом плане стоят важнейшие, – просто фундаментальных! – идеи Корана (1). Можно начать с ниспосланнической природы Корана, что, в свою очередь, представляет Персону того, кто его ниспосылает. Так с Кораном перед человеком встает Всевышний со своим Словом. Он называет себя Аллахом. И выясняется, что Он является единым Богом всех религий, данных людям от его имени… (2) Вторая идея связана с человеком, которому адресуется Коран. В Коране человек предстает в двух измерениях – как конкретный человек конкретного общества и времени и как абстрактный или абсолютный человек, человек вообще… Но и всё научное мышление строится по этому методу. Все уравнения, формулы, закономерности и правила формулируются в отвлечении от всякой конкретной формы вещей, процессов и явлений. И только когда они прилагаются к ним, они обретают конкретность… Так рассуждает о человеке и Коран…
(3) Еще одна идея связана с посланником. Аллах передает обществу предписания через "своих людей" или людей, выбранных из числа тех, к которым он обращается со своим Словом. В Коране таким посланником Аллаха является Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует). В качестве начального условия веры Аллах поставил перед людьми задачу признания себя как единственного (и единого) Бога, всесильного и совершенно самостоятельного, ни от кого и ни от чего не зависящего. Аллах провозгласил принцип единобожия и характерное для него мировоззрение в виде монотеизма веры или монотеистической веры. Уже на этой почве Аллах призвал к признанию уверовавшими всех его посланников и книг, ниспосланных им…
(4) Кораническое знание представляет собой объективную истину, которую сам Аллах характеризует в Коране как фытрат. Но часть этого знания доказывается нами по методу нашей науки, а другая не доказывается. Просто кораническое знание является знанием более высокого уровня, чем то, которым мы владеем в форме метода науки. Выход из положения Аллах видит в вере в его Слово. Оно не может быть доказано методом науки человека, ибо превышает его познавательные возможности. Потому единственным выходом для человека остается верить Аллаху на слово. Точнее, в Его Слово. Так Слово Аллаха, будучи объективной истиной по всему своему содержанию, раздваивается для нас на то, которое оказывается доступным нам по нашему методу науки, и то, которое по нему недоступно для нас. В сознание людей это раздвоение вошло в понятиях "науки" и "веры". Неверное понимание этих понятий и их отношения переворачивает всё верх дном в системе коранического и ниспосланнического мышления в целом. Между наукой и верой (религией) вырывается пропасть. Наука признается за форму объективно-рационального мышления, а вера выносится за эти пределы и объявляется формой иррационально-мистического, мифологического, произвольного – как угодно! – сознания (мышления). Так нарушается устновленное Аллахом отношение между верой и наукой, а с ним деформируется и все представления в сфере отношения Аллаха (Всевышнего) и человека… Но даже на этом дело не кончается. Деформированные и не имеющие никакого отношения к Слову Всевышнего представления начинают выдаваться за само это Слово. И начинают соревноваться в том, как "как лучше исказить" и как выдать это искаженное за "истинное" Слово… Таково сегодня положение с верой у всех, по отношению к которым Всевышний называет себя единственным (а потому и единым) Богом. И которым он ниспослал свое Слово. Слово-знание и Слово-веру… Разумеется, правил без исключения не бывает. Но в общем случае положение в вере сегодня такое, что о Слове Всевышнего нельзя говорить "с комментария". О нем надо говорить с него самого. Тогда и пойдет разговор по фытрату и науке… И Слово обнаружит в полной мере силу, заключенную в нем и вложенную в него Творцом миров и человека, Его Ниспослателем… И будет от этого только польза для человека. Даже "двойная"! И блага пойдут от Слова, и вознаграждение от Всевышнего! За верное отношение к нему…
(5) Коран рассказывает о вещах, совершенно необычных для реальной практики человека. В них трудно поверить. И первая реакция – это реакция отторжения. Но по мере того, как вчитываешься в Коран и начинаешь понимать его суть и логику, всё воспринимается по-другому. К тому же до сих пор никто не смог обнаружить в нем ничего не согласующегося с результатами нашего метода познания. Речь идет, разумеется, о доступном для него содержании… Удивительно и то, что Аллах "не давит на человека" и не позволяет делать этого и своему посланнику. Он предлагает человека самому решать вопрос о том, быть ему с Аллахом или разойтись с ним. Ибо дает ему свободу действий. Ту самую, которую так ищет человек на земле… Правда, при этом Аллах не упускает возможности, чтобы напомнить человеку и о его неизбежной ответственности перед ним. "Вы все вернетесь ко мне (предстанете передо мной)". А в этой ответственности заключено двоякое – вознаграждение за следование Аллаху и наказание за отступление от Него. В этом наказании есть и огонь. И взбирается он до души… Или проникает в самую душу… После этого и думай, как быть…
(6) Человек имет право на ошибку. Это знает каждый. Знает об этом "и Аллах". А поскольку знает, постольку признаёт и "не нарушает". Это признание отливается в простительность и даже всепростительность Аллаха. Только Аллах призывает отвратиться от худого и ложного и раскаяться, "пока это не поздно". А если "будет поздно", то не простит. И раскаяния не примет… Ибо прощение в этом случае не будет иметь никакого смысла… Пожалуй, это и есть условие простительности Аллаха… Потому Фараона и не простил. Ибо просил он уже на дне. Когда занесла его туда накрывшая волна. Это было "уже поздно". Отсюда мы и делаем для себя вывод о том, что такое "пока это не поздно" по Аллаху… "Не поздно" – "до волны". А если накроет и бросит на дно – значит "уже поздно"… Аллах не просто "сказывает", но сопровождает и примерами. И берет их из самой жизни. Из истории… И каждый, как перед глазами, видит ожившее Слово Аллаха…
А Фараона нашли! Это к слову… И поместили в Музей. Под стекло!.. Чтобы каждый не только знал, но и видел своими глазами. Что значит "быть поздним" перед Аллахом. Когда речь идет о прошении прощения и раскаянии…
 
О Коране можно говорить долго…
Еще и потому, что в нем есть чарующая сила. Берет в себя и уже не отпускает…
Об этом свидетельствуют и люди, глубоко читающие его и задумывающиеся над ним [2]
 
Приводимая тематическая подборка  аятов (сопровождаемая в отдельных случаях комментарием и исследованием) носит достаточно условный и относительный характер. Она, как отмечено, может быть дискутируема как в части своих тем, так и в отнесении к ним аятов. При этом аяты зачастую еще и перекрывают друг друга, отдельные из них повторяются в разных темах. В этом нет ничего удивительного. Таков сам Коран – с перекрывающимися, повторяющимися и перекрещивающимися идеями, положениями, темами… Он, ведь, ниспосылался в течение более 20-ти лет. Его содержание постоянно дополнялось, развивалось, обретало новые черты… Но даже при этом, разумеется, можно рассчитывать на более строгую "тематизацию" или систематизацию. Просто в данном слуае такая задача перед нами не ставилась…
Исследование можно рассматривать как своего рода введение в Коран. В этом смысле его содержание связывается с исследованием самого Корана (приводимым в разделе "Коран"). Оно дает первоначальное представление о проблемно-тематической и содержательной направленности Корана, образе его мышления и методологии исследования. Что касается выбора тем и входящих в них аятов, то здесь, как отмечено, "полезно дискутировать"…
 
[1]Исследование выполнено Р.М. Османзаде.
Аяты просмотрены и переведены заново по оригиналу Корана. В переводе с арабского (и комментировании) приняли участие проф. А. Байиндир и Э. Алимоглу. Научно-справочная работа выполнена Я. Шенолом (все – Фонд "Сулеймания").
В исследовании, выполненном по методу науки, акцент сделан на теоретическом (теоретико-методологическом), прежде всего, аспекте темы.
По темам и проблемам данного исследования мы рекомендуем обращаться также к книге А. Байиндира "Ложные истины", публикуемой на сайте в нашем переводе. 
[2] О гипнотизирующем и чарующем воздействии Корана на человека говорится в хадисах. К примеру: "…Ученые не могут насытиться им (Кораном), его многократное повторение не наводит на скуку (не создает пресыщения), не уменьшает его вкуса. Его стороны, вызывающие восхищение, бесконечны (неисчерпаемы), нескончаемы…" (Тирмизи. Саваб-уль Куран, 14, 2908, на арабск.).
Истинность этого суждения каждый может проверить на себе…


 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.