Кораника
Коран / 105 (продолж.)

Коран / 105 (продолж.)

2. Историческая справка 

Событие, о котором рассказывается в суре, является исторической реальностью (достоверностью) [1]. О явлениях, подготовивших и сопровождавших его, мы расскажем кратко по их описанию в названной книге М. Байрама.
 
"…Йемен издревле занимал важное место в мировой торговле. Сюда прибывали товары из Азии (Дальнего Востока) и отсюда они (по суше и морю) переправлялись в Европу. Византия и Иран (периода Сасанидов) боролись за влияние на эту торговлю. Византия использовала в этой борьбе Эфиопию (Абиссинию). Важным средством в этом вопросе Византия видела христианизацию Йемена. На это была направлена и политика Абрахе б. эс-Сабаха, пришедшего к власти в Йемене. Используя камни порушенной стены Мариб, он построил величественную церковь в Сане (эл-Куллейс), намереваясь привлечь сюда арабов. Но затея не удалась. Арабы продолжали поклоняться в Каббе. И даже осквернили церковь. Это стало поводом для военного наступления Абрахе на Мекку.
Была создана большая армия, в которую вошли и слоны, специально привезенные для этой цели из Эфиопии [2]. Сформировалась армия со слонами. "Слоны" и дали название суре, армии (слоновое воинство или армия со слонами)  и самому событию.
Армия двинулась на Мекку. Арабские племена пытались остановить ее… Но Абрахе был сильнее…
Армия подошла к Мекке и остановилась в Мугаммасе (между Таифом и Меккой, примерно в 40-ка километрах от Мекки). Абду’ль-Мутталиб (у него захватили верблюды, но потом вернули их по причине его личного обращения к Абрахе), дед Посланника Мухаммеда, призвал мекканцев к сопротивлению. Но они не поддержали его. Многие даже покинули Мекку. Абду’ль-Мутталиб остался в ней. И вскоре его сын Абдуллах (отец Посланника) принес ему известие о случившемся с эфиопской (абиссинской) армией…
Уцелели очень немногие, в том числе сам Абрахе и его визирь (сын) Эбу Йексум. Многие из них были ранены и были с ожогами (сам Абрахе умер от этих ран). Они бросили оружие и снаряжение и отошли. Все это стало достоянием мекканцев" [3]. Чем-то вроде трофеев "в войне без войны"…
Такова история!..
 
С некоторыми отличиями о ней рассказывают и другие авторы, к примеру, Н. Ефремова и Т. Ибрагим [4]. Приводится особенность, которая может привлечь наше внимание [5].

* Свое Аллах защищает сам

…Остановившись недалеко от Мекки, армия Абрахе выслала разведчиков. Они вскоре вернулись с добычей. То было стадо верблюдов. Они принадлежали Абд-аль-Мутталибу, деду будущего Посланника Мухаммеда (sas) [6] .
"Абд-аль-Мутталиб у Абрахи.
…Абраха был благосклонен к ходатайству Унайса и принял Абд-аль-Мутталиба. Увидав перед собой статного, внушительного и величавого мужа, военачальник эфиопов счел неподобающим, чтобы тот сидел ниже него. Но не мог Абраха допустить и того, чтобы эфиопы видели, как он пригласил Абд-аль-Мутталиба на престол с собой рядом. Сойдя с престола, Абраха опустился на ковер и предложил Абд-аль-Мутталибу место подле.
— О чем ты просишь? — через толмача спросил Абраха.
— Прошу лишь, чтобы владыка соизволил вернуть мне двести моих верблюдов, которых угнали его люди.
— При первом взгляде на тебя я был восхищен, теперь же — разочарован. Ты хлопочешь о каких-то верблюдах, вместо того чтобы беспокоиться о своей святыне — той, что я намерен предать разрушению!
— Верблюды эти — моя забота, ибо я их хозяин, а у Каабы — свой Хозяин, Который позаботится о ней…" [7].
 
Привлекает внимание ответ Абд-аль-Мутталиба:"Верблюды эти — моя забота, ибо я их хозяин, а у Каабы — свой Хозяин, Который позаботится о ней"…
Ответ кажется "частным решением частного вопроса". На деле же им высказывается глубокая и принципиальная мысль. Она состоит в указании на то, что за Кораном стоит Аллах. Этого в данном случае и достаточно!.. А раз так, то и защищать Коран ему. Он так и говорит: "Этот Зикр (Коран) ниспослали мы. И охранителями его в любом случае также являемся мы" (15/9)… Аллах защищает (охраняет) всё, что он сакционирует в Коране, включая сюда, естественно, и его самого. К слову, Аллах нигде не обязал человека защищать Коран. Он призвал его быть "исполнительным" по отношению к нему и благодарным Аллаху… У человека должно хватить ума на то, чтобы понять, к чему обязывает его Аллах, что Он желает видеть от него…
Эту мысль имеет смысл подчеркнуть в силу ее принципиальной важности и отхода от нее в иных случаях в практике веры. Этот отход имеет место в принуждении человека к службе личным и групповым интересам при ссылке на Аллаха. Дескать, так велит Аллах… А Аллах ничего такого не велит, ни к чему человека не принуждает и вообще отвергает всякое насилие в вере. Всё в ней он оставляет в воле человека. В ответ на это он "только" спрашивает за то, что Он дал человеку. И человеку рано или поздно придется ответить на него. Поскольку "его возвращение – в любом случае! – к Аллаху…
А еще здесь есть и такой момент как "слабый" человек и "всесильный" Аллах. Что может попросить всесильный у слабого?.. – "Аллах создал вас слабыми, затем, после слабости, дал вам силу. А затем, после силы, дал вам слабость и старость. Аллах создает желаемое. Он – знающий, тот, у которого достаточно сил" (30/54). – А еще Аллах связан с человеком отношением создателя (Аллах) и созданного им продукта (человек)… Достаточно только поставить эти вопросы, чтобы понять, почему Аллах не возлагает на человека ничего из своих функций. А из его функций возлагает на него только те (и в том объеме), которые ему по силе. Сверх этой силы Аллах ничего не возлагает и ничего не требует… Потому от человека Аллах требует только быть разумным, понять его и сделать это себе на пользу и в свое благо. Аллах рассчитывает на то, что разум, если он есть, должен проявить себя, прежде всего, в том, чтобы быть "на пользу и во благо себе". К слову, это может стать критерием для самого разума (разумности) вообще. Кто отвергает пользу для себя и людей, делает себя объектом медицинских специалистов…
Потому "неуклюже" поступают те, кто "нагружают" человека от имени Аллаха. Они вносят в веру то, чего в ней нет… Так интересы, личные и групповые, начинают доминировать над Словом Аллаха. Но одновременно это делает очевидным и различие между верой от Аллаха и ее версией, приспособленной "под себя"…
В итоге. Аллах, как создатель человека, хорошо знает, на что он способен. Потому ни одну из своих функций не возлагает на него. А на него самого "из его функций" возлагает, как отмечено, только те, которые ему самому по силе. В то же время универсальной и всеобщей функцией человека Аллах объявляет "исполнительность" по отношению к его предписаниям и благодарность ему. Кратко и афористично это формулируется им как "уверовав, содеять доброе"…
Потому Абд-аль-Мутталиби говорит Абрахе "свои слова": "Верблюды эти — моя забота, ибо я их хозяин, а у Каабы — свой Хозяин, Который позаботится о ней…".  Абд-аль-Мутталиб возвещает Коран, который Аллах станет ниспосылать его внуку и своему Посланнику – Мухаммеду (да благослвит его Аллах и приветствует)…

 

 

 


[1] Событие произошло в год рождения Посланника Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), примерно за 50 или 55 дней до рождения, 20 апреля 571г. н. э. (см.: Исламская энциклопедия, т. 30, Мухаммед (Muhammed). Стамбул, 2005, на турецк.) (TDV İslam Ansiklopedisi).  
[2] По вопросу о численности воинов и слонов в этой армии приводятся разные цифры. К примеру, говорится о 20.000 воинах. (М.Б.).
[3] См.: М. Байрам. Указ. произ., сс. 5-11 (текст сокращен, перевод авторизован).
[4] См.: Н. Ефремова, Т. Ибрагим. Жизнеописание Пророка Мухаммада (книга готовится к издангию) (http://www.islamnn.ru). 
[5] См. ниже: * Свое Аллах защищает сам.
[6] Sas (сас): сокр. от саллаллаху алейхи ва саллямда благословит его Аллах и приветствует. Благопожелание, высказываемое в адрес Посланника Мухаммеда при упоминании его имени (см. сюда также статью В. В. Наумкина, посвященную теме сакральных формул в исламе. – Сайт "Исламика. Ру".).
[7] Из готовящейся к изданию книги Н. Ефремовой и Т. Ибрагима «Жизнеописание Пророка Мухаммада» (http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3519).

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.