Кораника
Коран о себе / 8

Коран о себе / 8

16.11. Дозволенное и запретное в еде
 
 …"Ешьте из того дозволенного (благого, полезного) (халяльного) и чистого [1], которое дает вам Аллах. Будьте благодарны благам Аллаха, если вы поклоняетесь только ему одному" (16/114).
"Из-за ложной оценки вашими языками не говорите: "Это дозволено (халяль), а это недозволено (харам)". Этим вы измышляете ложь против Аллаха. Измышляющие ложь не могут не смогут достичь спасения [2]" (16/116).
"Сегодня для вас сочтены дозволенными (на пользу и во благо вам) хорошие и чистые вещи. Дозволенной для вас является еда тех, которым дана Книга (халяльная пища), и ваша еда является дозволенной для них (халяльной)" (5/5) [3].
"Мертвячина [4], кровь, свинина, зарезанные не во имя Аллаха, удушенные, убитые побитием (камнем, палкой и пр.), упавшие с высоты, забоданные и растерзанные волками животные, – кроме тех, которых вы зарежете пока они еще живы, – (а также) те, которые зарезаны над поставленными камнями (то есть во имя идолов)… сделаны запретными для вас (они – не на пользу вам)… Кто, испытывая голод, не желая впасть в грех, окажется перед необходимостью есть из них, – на нем греха нет. Аллах – простительный, сострадательный (сочувствующий)" (5/3) [5].
"О, люди, ешьте из благого (дозволенного), что есть на земле (Земле), следите за шайтаном. Ибо он –откровенный ваш враг" (2/168). – Из аята можно понять так, что шайтан становится преградой человеку и в вопросах питания по предписаниям Аллаха…
 
Xадисы:

От Эбу Салеба: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил (есть) всё, что несет на себе следы (зубов) хищных животных" (И. Джанан. Энциклопедия хадисов, т. 10. Стамбул, Заман, дата не указана, с. 469, 1. (3934) (на турецк.).
 
От Эбу Xурейры: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Является запретным (харам) есть из животного, на котором есть следы (зубов) хищников" (там же, с. 472, 4. (3937).
 
16.12. Вино и азартные игры

…"Тебя спрашивают о вине и азартных играх. Скажи: "В них обоих есть большой грех. И хотя от них есть некоторая пользая для людей, тем не менее грех в них превышает пользу от них (греха в них больше, чем пользы)" (2/219).
"О, вы, уверовавшие, вино, азартные игры (на деньги), установленные камни (идолы) и стрелы на шанс [6] – все это дело шайтана, (его) грязь (грязь шайтана). Избегайте их, чтобы (вы) могли достичь спасения" (5/90).
 "Шайтан с помощью вина и азартных игр желает внести вражду и ненависть (злобу) между вами, отвратить вас от поминания Аллаха и (совершения) намаза. Вы отвернулись (от них) (оставили их), не так ли?" (5/91).
"О, уверовавшие, не приближайтесь к намазу в нетрезвои виде, чтобы вы знали, о чем говорите" (4/43)…
 
16.13. Честная торговля
 
…"Отмеряйте и взвешивайте справедливо" (6/152).
"При измерении (~ях) мерьте полной мерой (не уменьшайте меры). Взвешивайте правильными (исправными) весами. Так – лучше (для вас). И конец (будет для вас) прекрасным (в Судный день это зачтется в вашу пользу)" (17/35).
"Горе тем, кто обманывает (мошенничает) при измерении и на весах (допускает обмер и обвес). Когда они покупают у людей что-либо измерением, они соблюдают (требуют соблюдения) полной (верной) меры. Когда сами отмеряют или отвешивают им, преуменьшают (меру). Они не думают, что будут повторно оживлены?" (83/1-4) [7]

16.14.  Долг
  
…"О, (вы), уверовавшие, когда вы даете друг другу в долг на определенный срок, пишите (записывайте) это. Пусть записывает справедливый из вас. Пусть пишущий не избегает писать в той форме, в какой его научил этому Аллах. Пусть записывает и должник. Пусть побоится Господа своего Аллаха – пусть ничего не преуменьшает от своего долга… И возьмите себе в свидетели двоих из ваших мужчин. Если нет двух мужчин, то (могут быть и) один мужчина и двое женщин, на которых вы согласны (или которых вы можете выбрать по своему усмотрению). Если одна из женщин позабудет, другая напомнит ей. Свидетели пусть не избегают, когда их призывают (приглашают). Пусть он (долг) будет малым или большим, не ленитесь записывать его вместе со сроком. Это у Аллаха является более справедливым, более здоровым для свидетельствования, более благоприятным для того, чтобы избежать сомнений…" (2/282).
"Если вы находитесь в поездке (в пути) и не можете найти писаря, то взятый (вами) залог (за долг) (будет достаточен). Если вы доверяете друг другу, то пусть тот, кому вы доверяете, передаст вещь (адресату) [8], пусть побоится Господа своего Аллаха. Не скрывайте свидетельства (своего) (того, чему были свидетелем). У скрывающего его душа является греховной. Аллах знает о содеянном вами" (2/283).
"Если (должник) находится в затруднении, то (следует) подождать, пока его положение не улучшится. Но посчитать это в дар, – в этом больше пользы для вас. Если бы вы только это знали!" (2/280)…
 
16.15. Наследование
  
…"Есть доля мужчинам в наследии матери, отца и родственников. Есть доля женщинам в наследии матери, отца и родственников. Мало ли, многое ли, (им) выделена определенная часть" (4/7) [9]

16.16. Запрет процента
 
 «Поедающие процент, подобны людям, предавшимися шейтану (дьяволу) и потерявшими рассудок. Это от их утверждения о том, что-де «купля-продажа (торговля) подобна операции с процентом». Аллах признал куплю-продажу за доброе (халяль), а процентную операцию за недоброе (харам). Каждый, кому пришло наставление от Господа его, если после этого оставит процент, то все, имевшее место в прошлом, остается за ним. Его дело относится к Аллаху. Кто будет продолжать (практиковать процент и после этого), они станут спутниками огня, навсегда останутся там (в огне или аду)» (2/275).
"О, (вы), уверовавшие! Бойтесь Аллаха, оставьте то, что осталось от процента. Если вы (и в самом деле) верите (Аллаху). Если вы не поступите так, знайте, что вы вступили в войну с Аллахом и его Посланником. Если вы раскаетесь (отвратитесь), – основное добро (будет) ваше (то есть вы вернете себе то, что дали в долг, но без процента). Ни вы не совершите несправедливости, ни она не будет совершена по отношению к вам" (2/278-279) [10].
 
* Запрет процента  
 
Запрет на процент означает… гибель для банка (!). Ибо все банковское производство основывается на этой самой "сотой доле" – на проценте и есть, по своему существу, ни что иное, как только производство процента. Процент производится из входящего и выходящего потока сумм. В "четырех стенах" самого банка. Нет никакого ни произвлдсьва, ни торговли, ни услуг. Есть только "переложение денег из кармана в карман". Это и есть, если угодно, услуга… Производя эту услугу, банк ничего другого больше не производит. Это оказалось мало для того, чтобы удовлетворить требования Аллаха к человеку – добывать хлеб своим трудом. Иначе зачем он запрещает процент?!
Запрет на традиционный банковский процесс (банкинг), связанный с производством денег деньгами, точнее, с производством стоимости вне труда, "путем простого пересчитывания и перекладывания денег с места на место", направил банки на поиск форм деятельности, удовлетворяющих требованиям Аллаха. Это стало формировать новую альтернативу в системе банкинга, связанную с зарабатыванием денег путем производства стоимости, то есть в процессе производительной деятельности. Эта линия получила название исламского банка, исламской экономики. В наши дни это направление экономики активно развивается [11] .
 
16.17. Чистота и гигиена  
 
"Не приближайтесь к намазу не помывшись после половой связи, если только вы не являетесь путником. Если вы больны или находитесь в дороге или один из вас пришел из туалета или вы имели близость с женщиной и (во всех этих случаях) не нашли воды, – совершите тейеммюм [12] чистой землей: оботрите лица и руки (до локтя). Воистину, Аллах – извиняющий, прощающий" (4/43).
"Тебя спрашивают о месячных. Скажи: "Это – трудность (слабость, неудобство) (для женщины)". В период месячных отходите от женщин (оставьте их в покое), пока не очистятся, не приближайтесь к ним. После очищения соединятесь с ними с предписанного Аллахом места. Аллах любит раскаявшихся, любит очистившихся" (2/222) [13]
 
Xадис: 
 
"О, вы, люди! Аллах чист и принимает только чистые вещи" [14]
 

[1] Аллах предъявляет к продуктам питания два условия: они должны быть дозволенными (халяльными) и чистыми.
[2] Арабы периода ниспослания Корана стали измышлять из себя дозволенное и недозволенное (халяль и харам). Аят указывает на это. Но и в наше время в этом вопросе порой существует недопонимание. В аяте совершенно очевидно говорится о том, что кроме дозволенного и запретного (халяля и харама), положенных Аллахом, никаких других их форм не существует. Все остальное в этом вопросе является измышлением и подлежит наказанию как ложь против Аллаха. Эта мысль подчеркивается еще раз прямо в следующем аяте. Говорится так: "Может они и заработают на этом немного. Но (зато) им приготовлено горькое наказание" (16/117).
[3] См. сюда также 5/4.
[4] Речь идет о мертвых животных, дозволенных для потребления в пищу. Те, которые недозволены или не употребляются, о них, естественно, и говорить нечего. 
[5] Аят повторяется: 6/145, 16/115.
[6] Вариант гадания "на счастье". Три стрелы кладутся в дупло дерева. На одной надпись "да", на другой "нет", на третье – "0" (ноль). Человек вытягиват одну из них… При "нуле" следует повтор…
Подобные игры сегодня широко распространены. И технология упрощена. Ни дерева не требуется, ни стрел. Можно обойтись, к примеру, простым попугаем, вытягивающим из коробки листочек с надписью. Или карандашами. Или простым поролоновым шариком размером с кнопку мобильника… Кому как повезет!..
Но все это не более, чем детская забава по сравнению с современными игорными домами, их техникой, персоналом, обслуживанием и услугами. В них не только выигрывают и проигрывают, но делают еще и многое из того, что к самой игре уже не имеет никакого отношения. Все это позволяет характеризовать их как некую организацию и индустрию, параллельную самой жизни…
[7] См. сюда также: 26/181, 11/84-85.
[8] Предложение аята: "Если вы доверяете друг другу, то пусть тот, кому вы доверяете, передаст вещь (адресату)", для большей ясности, можно дополнить, скажем, так: "Если вы доверяете друг другу, то пусть тот, кому вы доверяете, передаст вещь (в том числе и в форме залога) (оставленную ему на хранение или на его попечительство или предназначенную для передачи другому лицу) (адресату)".
[9] См. сюда аяты: 4/ 7-14, 176; 2/180-182.
[10] См. ниже: * Запрет процента.  
[11] См. сюда также: А. Байиндир. "Ложные истины" (33. Процент) (представлена на сайте), а также его монографию "Торговля и процент" (Стамбул, ИФС, 2007, на турецк.).
[12] Ритуальное омовение песком или землей в местах, где нет воды.
[13] По отношению к человеку "чистота" может пониматься, как известно, двояко: в нравственном смысле и гигиеническом. В Коране проходят оба эти смысла (значения) понятия.
В гигиеническом смысле "чистота", по отношению к человеку, может пониматься как "чистый" и "чистоплотный". Смысл понятия проясняется из использующего его выражения.
Об омовении перед намазом (молитвой) см. 5/6.
[14] Муслим. Закят, 65; Тирмизи. Тефсир, 2.
 
 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.