Кораника
Коран о себе / 11

Коран о себе / 11

20. К теории и методологии Корана и коранических исследований

…"(О, Мухаммед)" Тебе (мы) будем читать (Коран при помощи Духа Джебраила) и ты (его) не забудешь" (87/6).
"(Мухаммед) Когда Джебраил сообщает тебе Коран, ты не спеши с языком (не спеши повторять его). Собрать и читать его (тебе) – это наше дело. Когда мы читаем его, (ты) следи за чтением. Последующее разъяснение его – это тоже наше дело" (75/16-19) [1].
"Если мы отменяем (упраздняем) некий аят или заставляем забыть его, то приводим на его место более полезный или соответствующий (равный) ему. Ты разве не знаешь, что силы Аллаха хватит на все" (2/106).
"Когда мы заменяем один аят другим, – Аллах хорошо знает, что он ниспосылает, – говорят так: "Ты клевещешь (на Аллаха)". Нет, многие из них не знают (о чем говорят). Скажи: "Его спустил Святой Дух (Джебраил) по праву от Господа твоего для поддержки уверовавших и указания мусульманам пути и (вознаграждения их) благовестием" (16/101-102).
"Мы послали каждого посланника с языком своего общества, чтобы он все хорошенько объяснил (изложил) им" (14/4).
«Коран и в самом деле был ниспослан ниспосылающим Владыкой (Властителем) миров… (Прямо) в твое сердце… Чтобы ты был из возвестителей (провозвестников, оповестителей). Совершенно открытым арабским языком» (26/192-195).
"Это Он (Аллах) ниспослал тебе эту Книгу (Коран). Одна его часть – это мухкем аяты Они являются матерью (основой) Книги. Другие же – мутешабихи" (3/7) [2].
"Самое прекрасное из слов Аллах ниспослал в виде мутешабих и месани Книги (Книги с мутешабих и месани аятами)" (39/23) [3].
"(Мы) дали тебе семь месани (аятов) и великий Коран" (15/87)…

Xадис:

Посланник Аллаха Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Ученые люди – наследники пророков" [4].

* К аяту 75/16-19

"…Последующее разъяснение его – это тоже наше дело". Этой строкой высказывается исключительно важная мысль о Коране, имеющая прямое отношение к проблеме его теории и методологии. С одной стороны она относится к Посланнику, а с другой – к исследователем Корана. В первом случае еще раз подчеркиваются функции и пределы возможностей Посланника в сфере трактования Корана. Во втором – указывается на роль Аллаха как творца и носителя смысла Корана. Для исследователей это значит, что Коран надо понимать на почве того знания, которое содержится в нем самом. Привнесение в него знания со стороны, в форме, скажем, логического умозаключения "на свой страх и риск", является недопустимым произволом по отношению к нему. В свою очередь, понимание Корана на его собственной почве каждый раз соответствует уровню научного мышления. Поскольку Коран ниспослан в форме объективного знания об объективно сущем. А такое знание может быть освоено только методом объективного познания.

* Мухкемы, мутешабихи, месани (аяты)

Месани или месани аяты: парные аяты или аяты-двойки. В известном смысле, применительно к Корану, их можно характеризовать еще и как повторяющиеся аяты.
В Коране аяты повторяются. А еще повторения получаются в контексте связи мухкем и муташабих аятов. В этом случае мутешабихи расходятся от ствола или корня мухкема, что и приводит к парным аятам. Получается пара мухкем-мутешабих. Но получается "много пар". Поскольку один мухкем может быть определен в системе целого ряда мутешабихов.
В согласии с теорией познания пара мухкем-мутешабих (если двигаться от первого из них ко второму, от мухкема к мутешабиху) представляет собой конкретизацию принципиального содержания познания в присущих ему дальнейших определениях по принципу восхождения от абстрактного к конкретному, общего к особенному (частному)…
Можно подчеркнуть и такую интересную особенность месани (парных) аятов, и самого Корана в свете этих аятов, которая вводится содержанием следующего аята: "(Мы) дали тебе семь месани (аятов) и великий Коран" (15/87). "Семь месани аятов" – это семь аятов суры "Открывающей" ("Фатихи"). И в самом деле эти аяты и содержащиеся в них идеи и положения пронизывают весь Коран, проходят через все его содержание. Разветвляясь и конкретизируясь, обрастая все новыми и новыми значениями (определениями), а еще и повторяясь, они, собственно, и перерастают в Коран. Они просто образуют Коран в своем дальнейшем развитии. Если "семь месани аятов" перерастают в Коран, образуют то, что в итоге предстает перед нами как Коран, то это значит, что между ними и Кораном можно поставить, если угодно, даже знак равенства. Мы имеем одно и то же содержание в исходных "семи месани аятах" и Коране. Но в первом случае это содержание является "свернутым", а во втором – "развернутым". Сворачивается и разворачивается оно в ходе познания и ходом познания. Если идти от "семи аятов" к Корану, то движение познания пойдет в направлении от свернутого содержания к развернутому, если идти в обратном направлении, то и познание тоже пойдет в обратном направлении – от развернутого содержания темы к свернутому. В этом смысле "семь месани аятов" выступают как некое основоположение или принцип для Корана. Потому их можно характеризовать и как один мухкем аят по отношению к кораническим аятам в целом, которые в этой связи могут быть определены как мутешабих аяты. Но и "семь месани аятов", и мутешабихи Корана, рассматриваемые вместе, есть месани аяты, поскольку они есть повторяющиеся или парно-повторяющиеся аяты. Они все – об одном и том же. О чем "семь месани", о том и все аяты Корана. Они есть месани аяты "между собой", а также месани аяты "с семью месани аятами". Поскольку все они – об одном и том же. О Коране!.. Но по этой же причине каждый из них имеет смысл на своем месте и в своей роли. Ибо одни и те же аяты несут один смысл, когда они формулируют принцип и выступают как мухкем аяты (аят) и другой – когда они предстают как определения мухкема, как мутешабих аяты. С другой стороны, и мутешабихи различаются между собой, если брать их в отношении иерархии а мухкему (аяту, принятому за первоначало или принцип в данной системе рассждения или на данном уровне познания в системе движения познания на почве данного мухкема). А еще есть относительность понятий мухкем и мутешабих. Аят (понятие) являющийся в данной системе иерархии мухкемом (когда он используется как основа для выведения суждений и построения системы знания на своей основе), в другой может быть представлен как мутешабих аят. Это имеет место в случае, когда он выступает как "разъясняющий", или конкретизирующий или "расширяющий" (представления) или развивающий представления о теме аят, сам который выстраивается в системе более общего представления или аята. Понятно, что всю эту процедуру сопровождает понятие "месани", поскольку все приводимые аяты опять же говорят "об одном и том же". Говорят, значит "повторяют" одно и то же. Но поскольку говорят "об одном и том же" по-разному, постольку, постольку говорят уже "не одно и то же", "а разное". Потому мы имеет не повторение, как топтание на месте, а движение "как преодоление расстояния" и возвышение. Так и реализует себя познание ходом "в виде повторяющего", но на деле "возвышающимся от шага к шагу". В теоретическом плане это возвышение, когда оно реализуется в направлении от общего принципа к развитому содержанию, предстает как движение от абстрактного и общего к конкретному и развитому. Применительно к Корану эти понятия формулируются как мухкемы и мутешабихи. Движение от абстрактного к конкретному в Коране идет в направлении от мухкема к мутешабиху (от мухкемов к мутещабихам). Понятно, что возможно движение и в обратном напоравлении (от конкретного к абстрактному). В таком случае оно станет движением от мутешабихов к мухкемам… И все это время в поле зрения будут мелькать одни лишь месани (аяты)…
Подчеркнем. Понимание мухкемов и мутешабихов как относительных понятий, а месани – как "заполняющих собой всё пространство между ними, то есть пространство от мухкемов до мутешабихов и обратно", – следует признать исключительно важным для их адекватного понимания. Эти понятия не могут трактоваться ни произвольно, ни в отрыве друг от друга. Все три группы понятий (аятов) – мухкемы, мутешабихи, месани – должны пониматься в строгом соответствии с теорией познания, над которой господствует метод науки. Иначе в них не разобраться. Об этом говорит и пример самого Корана в части этой темы. В ее понимании научное богословие зашло в тупик, ничего внятного не могут предложить и тафсиры… Так наказывается недооценка научной методологии… А что касается самого вопроса методологии и того, что она обязательно должна быть научной и никакой другой больше, то этот вопрос подготовлен научным характером самого Корана. Знание в нем продуциируется по механизму объективного познания, о чем сам Коран говорит с использованием понятия "фытрата" (как объективного знания об объективно сущем)…
Остается завершить мысль. Если рассматриваемые понятия понимать не как относительные, а абсолютизировать их, отрывать их и противопоставлять их друг другу как самостоятельные и независимые, то из сложностей уже не выйти. Именно такой подход и заводит в тупик, как это уже отмечено в отношении научного богословия и традиционных тафсиров…
Если учесть все это, то можно понять всю глубину восклицания Аллаха, который говорит (повторим): "Самое прекрасное из слов Аллах ниспослал в виде мутешабих и месани Книги (то есть Книги с мутешабих и месани аятами)" (39/23)…
Поставили точку… А надо бы восклицательный! Ибо нам дается "самое прекрасное из слов"!.. А "самое прекрасное" получается потому, что идет оно от Аллаха. Значит идет нам на пользу и во благо. А такое Слово может быть только по истине. В Слове по истине все начинается или с эмпирически наблюдаемого (данного), или с теоретически предпосылаемого. Но в любом случае оно начинается и течет как процесс. А если "как процесс", то в нем всегда есть то, с чего начинают, что изучают, описывают, доказывают. Вокруг чего вращается весь процесс, все познание. И если эту "ось вращения" назвать принципом, основоположением, идеей, парадигмой и т. д., то все следствие, порождаемое этим вращением, весь его продукт, можно квалифицировать уже как "определение" принципа (основопложения…). В Коране этим понятиям соответствуют мухкем и мутешабих (аяты). А вся сфера познания оказывается сотканной их повторяющихся тезисов, положений, определений или аятов, если речь о Коране. Повторяющиеся или парно-повторяющиеся (аяты) в Коране – это месани аяты… А поскольку все повторяющееся повторяется "не совсем", не до конца, а с внесением в повторяемое некого элемента нового знания, то повторение на деле оказывается возвышением. Каждый его новый шаг есть шаг на пути продвижения от начала пирамиды познания до ее вершины (или обратно). Потому ступив на ее любую ступень, отсюда можно двигаться далее вверх, до самой вершины или вниз, до самой подошвы… Понятно, что этот закон движения в научном познании (мышлении) имеет силу для всех его форм. Коран не составляет в этом плане исключения. Наоборот, "его участие" в этом процессе и принадлежность ему только подтверждает характер его знания как научного или знания объективной истины, которое в самом Коране кратко поименовано как фытрат (объективное знание об объективно сущем) [5]

* Ученые люди – наследники пророков

Эти слова: "Ученые люди – наследники пророков" – сегодня как нельзя кстати. Они звучат очень современно. Два методологических следствия из них привлекают нас прежде всего.
(1) Если ученые наследуют пророкам (посланникам), значит сами пророки сообщают то, что есть "ученость". Но сама эта "ученость" может иметь широкий смысл носителя знания. В данном случае знание ограничено Аллахом и имеет его своим источником. Поскольку все посланники получают знание от Аллаха с условием его последующей передачи людям. Так еще раз можно убедиться в научном характере знания, поступающего от Аллаха через своего посланника в адрес людей.
(2) Афоризм отвечает и на вопрос о том, кто может наследовать посланникам. Ими являются ученые… Одно слово, но им сказано многое. Сказано всё!..
Это очень актуально в наше время, когда Кораном занимаются люди, не имеющие не только научной подготовки, но даже и требуемой общеобразовательной. Нет у них не только "университетов", но, простите, даже полноценной школы. Что они могут дать людям? Что могут дать Корану?..
Неспособный "дать", способен "взять". И чем меньше способен на первое, тем больше оказывается способным на второе. Это завершается плачевно и "для Корана", и для самих людей. Коран приспосабливается под интересы. И теряет свое качество быть Словом Аллаха… А еще ему вменяется то, что создано под давлением эксплуатирующих его интересов… Такая, вот, двойная, – даже "тройная"! – потеря… Коран вырвали из рук (а), вместо него дали другую книгу с таким же названием (b), но не сказали, что "другая", а сказали, что "сам Коран" (с). А теперь открывают его и читают желаемое (d). А если читают "обязательное", то читают его "в свою пользу"… Мы сказали "тройная". Ошиблись! Цифры пошли в рост… Но после "второй" из них – даже "самой первой" – счет теряет всякий смысл. Хоть совсем не считай!.. Всё равно, что делить на ноль… Можно считать до бесконечности. И всё равно ни до чего не досчитаться… Все равно Книги нет на руках! Вырвали, забрали. А ту, что дали вместо нее, совсем другая. И читают из нее "не по правде", а "по интересам". И ничего "по правде" и "во имя" уже не делают!.. На деле не делают! А только в видимости… Кривизна вошла в душу…
Такая, вот, картина! Там, где вместо Книги берутся за свои интересы…
 
Спекулирование Кораном и использование его по линии интересов оправдывается логикой, которую иначе, как "шокирующей", не назовешь. Это не просто, простите, "шок", но еще и "шок агрессивный". Потому и "озвучивается" без тени смущения. "Ему дал, а мне, что?!". "Он – Посланник (да благословит его Аллах и приветствует)! А вы, простите, кто?"… "Я сейчас покажу тебе, ктó!..". На этом всё и кончается!.. То ли я не то спросил. То ли он не так понял!.. Но это уже не имеет значения… Главное, нет Книги! А та, что в руках, одна видимость. Мираж, блик, ложный свет. Блеснул и нет его!..
А еще в ушах осталась одна декламация. Высокие звуки протокольного пафоса… И это там, где, по задумке, должно было быть самое обыкновенное слово. Для ума и дела. Для успокоения души…




 


[1] См.: * К аяту 75/16-19 (приводится в конце раздела).
[2] Во избежание разночтения и искажения первоначального смысла коранических понятий мы решили сохранить понятия "мухкем" и "мутешабих" в их кораническом написании.
В согласии с теорией познания "мухкем аят" или просто "мухкем" можно понять как принципиальный аят или аят, выражающий сущность вопроса в данном конкретном случае или даже применительно к Корану в целом. Соответственно "мутешабих аят" или просто "мутешабих" – это аят, в содержании которого конкретизируется "мухкем" аят, обретая свою ту или иную определенность.
[3] Приведенные категории коранического мышления исследуются самостоятельно в конце раздела (см. * Мухкемы, мутешабихи, месани (аяты).
[4] Эбу Давуд. Илм, 1 (3641); Тирмизи. Илм, 19 (2683); Ибну Мадже. Мукаддима, 17 (223).
            Этот тезис кратко рассматривается ниже (в конце раздела) (см.: * Ученые люди – наследники пророков).
[5] Под фытратом (повторим) понимается не только объективное знание (познание), но и сама объективность как таковая, то есть как объективный мир или объективная реальность.
В этом же значении объективного знания в Коране употреблено и понятие "зикр". Но у него есть и значение, совпадающее с "Кораном".

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.