Кораника
Коран о себе (продолж.)

Коран о себе (продолж.)

* Тесбих

Как это следует из смысла и словоупотребления понятия тесбих, его можно понимать как: "поминать", "восславлять", "восхвалять", "благодарить", "превозносить", как "свободного от недостатков и возвышенного" и т. д. и в сочетании этих понятий: "поминать с восславлением, восхвалением и превозношением, с благодарностью", "славить и восславлять", "восславляя восславлять", "восхваляя восхваляй", "превознося превозносить"… Поскольку все понятия относятся к Аллаху (Всевышнему), постольку все оказываются на месте.

Со своей стороны отметим, то все слова, которые можно высказать в благодарность, во славу (во хвалу) и в поклонение Аллаху, должны быть высказаны человеком. Аллах достоин всех их как создатель человека и его постоянный, так сказать, опекун. С отличием от настоящего опекуна тем, что позволяет ему принимать самостоятельное решение… А еще Аллах берет человека из настоящего в будущее… И наказывает тоже! Но каждый раз старается этого не делать. Старается долго и упорно, как только это возможно, старается до самого последнего момента. Он только и делает то, что призывает человека на свой путь, к добру и благу… Какие слова после этого высказать ему?! Все только самые высокие и прекрасные!.. Никакие другие слова Аллаху больше не подойдут! Он и не примет их! Ибо все они будут уже искажением правды и несправедливостью в оценке его отношения к человеку…
 
Особый интерес здесь представляет мнение А. Байиндира. Приводим его в краткой редакции.
"Тесбих происходит от корня "себх" – перемещаться со скоростью в воздухе или воде, плыть (проплывать). Понятие относят и к движению звезд на орбитах (см. 36/40). Имеет также смысл "быть быстрым в работе" – "Днем тебе предстоит долгое плавание" (73/7) и "бег скачущей лошади" – "Во право быстро скачущих лошадей" (79/3).
Тесбих использован (в Коране) в смысле: спешить быть служителем Аллаха.
Поэтому выражение "نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ" (из 2/30) означает: "По причине хамда (сохранено оригинальное понятие. – Р.О.) мы, не задумываясь, становимся твоими служителями. А если учесть и смысл хамда *, то в итоге получим выражение: "Чтобы ты ни сделал, ты сделаешь это самым прекрасным образом. Потому мы поклоняемся тебе".
 
* Xамд: чтобы ни сделал, сделает это самым прекрасным образом. Ибо хамд понимается как похвала (восхваление) за доброе (хорошее) дело. Все дела у Аллаха являются добрыми и истинными" (см. А. Байиндир. Коран. Пер. и комм. Суры "Фатиха", "Бакара" (на турецк.). Стамбул, ИФС, 2003, сс. 163-164) (книга представлена на сайте: suleymaniyevakfi.org).
 
Приведенный словарно-лексический анализ понятия тесбих дает возможность сделать следующий шаг в его понимании, связанный с исследованием его на почве методологии Корана и его исследования. Но первым делом в таком случае является выявление самого коранического использования и смысла понятия (тесбих).
В Коране тесбих проходит в целом ряде аятов, которые могут быть систематизированы по таким, скажем, группам, как: (1) как приказ (предписание) Посланнику (людям), (2) как восславление Аллаха его окружением (они – об окружении Аллаха – славят Его), (3) как восславление Аллаха на небесах и на земле (они – на небесах и на земле – славят Его) (и небесами и землей). 
Как "промежуточное решение", чтобы иметь возможность формулировать текст в приводимых ниже аятах, мы условно переводим тесбих как славить (возвышать, восславлять) (эти понятия, а в отдельных случах и сам тесбих выделены нами в тексте аятов).
 
(1) Тесбих как приказ (предписание) Посланнику (людям):
 
"(Аллах Захарию): "Поминай Господа своего многократно, вечером и утром славь Его!" (3/41) (см. также 19/11).
"Ты с благодарностью славь Господа своего и будь из падающих ниц (перед ним) (поклоняющихся ему). И служи Господу своему, пока к тебе не придет смерть" (15/98-99).
"(О, Мухаммед!) Будь терпелив к их словам, до восхода Сонца и до (его) заката славь Господа своего, восхваляя (его). В определенные часы ночи и на сторонах (концах) дня (также) славь (Его), чтобы быть довольным (удовлетворенным)" (20/130). – Тесбих в данном случае понимается как богослужение (намаз).
"И покорись бессмертному и славь Его, восхваляя" (25/58).
"О, вы, уверовавшие, поминайте многократно Аллаха. И славьте (восславляйте) Его утром (и) вечером" (33/41-42). – В данном случае Аллах обращается к уверовавшим. В принципе, его обращение к Посланнику (Мухаммеду) и предписания ему в равной мере относятся ко всем людям.
"(О, Мухаммед)… Вечером, утром, восхваляя Господа, славь Его" (40/55).
"(О, Мухаммед), будь терпелив к тому, что они говорят и поминай Господа своего с восхвалением до восхода Солнца (и) до его заката. Славь Его в части ночи и после поклонов (падений ниц или сежде)" (50/39-40). – И в данном случае тесбих (славь) совпадает с богослужением (намазом).
"Также славь Его в части ночи и после звезд" (52/49) (см. также 50/40).
"В таком случае (Мухаммед) славь великое имя Господа твоего" (56/74) (см. также: 56/96, 69/52).
"(Поклоняйся Ему), падая ниц (в форме сежде), в части ночи и ночью славь Его долгое время!" (76/26).
"Славь (восславляй) Аллаха, восхваляя Его, проси у него прощения (отпущения грехов). Ибо Он – принимающий раскаяния (прощающий)" (110/3). – Аят привлекает тем, что является одним из начальных. То есть уже в первых аятах Аллах предлагает людям восславлять и восхвалять Его. Так Аллах с первых шагов дает понять людям о своем величии и своей высокой Персоне, деятельность которой направлена им на пользу, во благо…
 
(2) Тесбих как восславление Аллаха его окружением (они – это об окружении Аллаха – славят Его):
 
"(Все), кто есть на небесах и на земле, все (они) – Его (принадлежат ему). Те, которые находятся рядом с ним, не возгордятся (не превознесутся, не возомнят о себе) от службы ему и не устанут. Днем и ночью они славят (Его) и делают это безо всякого перерыва" (21/19-20).
"Ты видишь и ангелов, которые, кружа вокруг Трона, поминают Его с восславлением. Правят меж людьми по справедливости (праву) и говорят так: "Благодарность относится к Господу миров" (39/75).
"Те, кто несут Трон и пребывают вокруг него, с восхвалением славят (восславляют) Господа своего" (40/7).
"Если они (люди) возгордятся (станут превозносить и возвеличивать себя), (пусть знают), что те, кто пребывают возле Господа твоего, день и ночь славят Его и это им не надоедает (не наводит на них скуки)" (41/38) (см. также: 7/206, 42/5).
 
(3) Тесбих как восславление Аллаха на небесах и на земле (они – на небесах и на земле – славят Его) (и небесами и землей):
 
"Гром небес – своим восхвалением, ангелы – от страха славят Его" (13/13).
"Семь небес, земля и (все), что находится на них, славят Его. Нет ни одной вещи, которая бы не славила его с похвалой, но вы не можете понять (этого) их восславления (тесбиха)" (17/44) [1].
"Аллах – Свет (Нур) небес и земли. Свет его подобен светильнуку в нише… (Этот светильник) находится в домах, (которым) Аллах дал разрешение на возвышение и упоминание в них своего имени. Там утром (и) вечером Его славят (восславляют) люди, которым ни торговля, ни купля-продажа не мешают тому, чтобы поминать Его, совершать намаз и отдавать закят. Они боятся (страшатся) того дня, когда души их и глаза перевернутся (души затрепещат, а глаза вылезут из орбит) [2]" (24/35-37).
"Ты разве не видел, что все, кто [3] есть на небесах и на земле, птицы, летающие взмахами крыльев, славят (восславляют) Аллаха? Каждый из них знает свою молитву и (свой) тесбих (понятие оставлено в оригинальном виде). Аллах тоже знает, что они делают (в курсе их деяния)" (24/41).
"Он, Аллах, – создающий, порождающий, формирующий. Все прекрасные имена – его (приадлежат ему). Существующие на небесах и на земле славят (восславляют) Его (приводят тесбих в его адрес [4]). Он – победитель, носитель хикмета (глубинного, сокровенного, скрытого знания)" (59/24).
"Все, что есть на небесах и на земле, (всё оно) восславило Аллаха. Он возвышен, носитель власти и хикмета" (61/1) (см. также 62/1, 64/1: здесь "славит Аллаха") [5].
"Вспомни также Давуда и Сулеймана. Однажды они принимали решение о ниве… Это решение подсказали Сулейману (Мы). Всем им (посланникам) (Мы) дали власть (царство, посланничество) и знание. Давуду заставили поклоняться горы и птиц, (они) славили (совершали тесбих) вместе с ним. Мы (можем это) сделать.
Его (Мы) научили изготовлять кольчугу, чтобы она защищала вас от силы (жестокости, ярости) войны (битвы, сражения). Но вы разве благодарны?
Сулейману (Мы заставили поклоняться) ураган (~ы). По его повелению он перетекал туда, где мы создавали блага. Мы знаем всё" (21/78-81). – Давуду поклоняются горы и птицы, они славят Аллаха и воздают ему хвалу (совершают тесбих).
"(Мухаммед!) Будь терпелив по отношению к тому, что они говорят. Вспомни Давуда. Ибо он многократно обращался (к Нам). Мы заставили горы поклоняться ему. Вечером и утром они славили (совершали тесбих) вместе с ним. Прилетавших стаями птиц тоже (подчинили, заставили поклоняться ему). Все (они) обращались (к Нам) (славили вместе со славившим Давудом)" (38/17-19). – В части гор и птиц, восславлявших Аллаха вместе с Давудом, повторяется мотив аята 21/79…
 
Приведенные соображения позволяют сделать следующие выводы относительно тесбиха?
1. Тесбих является весьма общей, даже всеобщей, категорией, которая характеризует отношение к Аллаху в системе созданного им мира. Как явление (процесс) и действие он имеет место со стороны всех форм бытия по отношению к Аллаху. Ибо Аллах относит тесбих ко всему тому, что "существует на небесах и на земле". То есть тесбих является всеобщей характеристикой вещей в аспекте отношения их к Аллаху.
2. В этом вопросе есть существенное различие между человеком и остальными формами бытия. Человеку тесбих предписывется. А все остальные формы совершают его по своей воле и как выражение своей необходимости. К примеру, о своем окружении Аллах говорит так, что они "день и ночь совершают тесбих (возносят Аллаху тесбих, находятся в состоянии тесбиха и т. д.)".
3. Все эти соображения и являются основанием для суждения о тесбихе с коранических позиций.
Аллах создал человека, дал ему разум и свободу воли. После этого дал ему знание (Коран и другие Книги до него). И "оставил себя при всем этом". В Коране он рассказал ему об этом "на безупречном арабском". После этого отпустил "на все четыре стороны". Добавил, что за данное человек несет ответственность, которая спросится у него в положенный день и час. Это день наступит обязательно! И чтобы ни у кого не было на этот счет никаких сомнений!..
В Книге Аллах наказал человеку делать только то, что он рекомендует ему, воздержаться от того, что не рекомендует. Как-никак у человека есть разум. Должен понять, что хочет от него Аллах… А положенное (дозволенное) и запретное (осуждаемое) разграничено только с позиций того, что человеку на пользу, и что ему во вред… За следование его правилам и рекомендациям Аллах положил правилом вознаграждать, а за отступление от них – наказывать…
В знании, которое Аллах дал человеку, земная жизнь представляется мимолетной и проходящей. Настоящая ценность заключается в будущей жизни. Но ее блага надо завоевать. А если взять туда наказания, то… это будет очень печально…
И Аллах вновь призывает человека к уму-разуму. Призывает на свой путь. Путь добра и блага для него самого. В этой жизни и в будущей. Потому Аллах говорит о своей всепростительности…
Что остается человеку? Понять Аллаха, признать и принять Его и действовать на его пути. Значит, опять же, воздержаться от запретного и содеять то, что рекомендовано и поддержано Аллахом. Иначе это Аллах формулирует так: уверовать и содеять доброе и хорошее на его пути… Вот, так! И больше ничего!..
Человек ничем не может помочь Аллаху. Потому и Аллах ничего от него не требует. Но человек в состоянии понять, что есть доброе и полезное для него. Для себя лично и для людей в целом. Аллах и требует от него этого понимания. Понимания и деяния "в пользу этого понимания". Аллах вообще не нагружает ни на кого свыше его сил [6]… Аллах призывает человека к тому, что в его силах. Разве держать себя "в узде", быть способным управлять собой по своей природе и природе вещей – разве это не в его силах?! А ничего другого от человека Аллах больше и не требует. А все только потому, что "жить и быть" может только тот, кому "по силам" быть "по себе" как по природе вещей…
Что остается человеку или еще раз вопрос о том, как быть? Остается только одна возможность или один путь! Это – быть по Аллаху. Делать так, как Он это рекомендует и не делать ничего из того, что не рекомендует и что не согласуеться с Его Словом. На этом пути можно еще просить прощение… Значит остается – еще раз! – принять Аллаха в свою душу и делать доброе и хорошее. Себе и людям на пользу…
…У людей принято благодарить за добрые советы и рекомендации, поддержку, содействие, помощь… Коран Аллах характеризует как выражение своей милости по отношению к человеку. Потому и Аллаха надо благодарить. А еще и Он сам постоянно напоминает нам об этом в Коране. Но благодарность словом отливается в благодарность делами. А она есть то, что способен содеять человек в сфере доброго и благого на пути Аллаха [7]
Благодарность естественным образом переливается во хвалу, во славу. И когда она направлется в адрес Всевышнего Аллаха, то она оказывается "на самом своем месте". Ибо Аллах достоин, как отмечено, самого прекрасного и возвышенного в осознании Его человеком. Создатель миров и самóго человека, милостивый и добродетельный, носитель прекрасных деяний и соответствующих им прекрасных имен Всевышний Аллах достоин всего самого высокого и прекрасного в отношении к нему человека…
 
Тесбих, как это можно понять из приведенного его коранического пользования, является сознанием (мышлением) признания Аллаха и благодарности Ему. Эта благодарность естественным образом перетекает в Похвальное Слово и Слово Славы в адрес Аллаха. Это слово продолжает себя в богослужении и молитве. А в практической деятельности оно отливатся в содеяние доброго и благого на пути Аллаха. В том, чтобы спешить на это, соревноваться с людьми в этом…
 
В заключение обратим внимание еще на один момент.
Как это можно понять из приведенного, интерес к понятию тесбих реализуется в данном случае в трех, как минимум, альтернативах: (1) словарно-лексическом, (2) методологическом (как пример, на котором проявляется характер коранического Слова и особенности его научного анализа) и (3) собственно кораническом. В последнем случае тесбих можно рассматривать еще и как некое итоговое, обобщенное и интегральное понятие в условиях отношения человека к Аллаху (Всевышнему)… Аллах предлагает человеку благодарить Его и восславлять за все то, что он дал и дает ему. Деяние Аллаха направлено на заботу и во благо человека, на то, чтобы согласовать его меру с мерой вещей и природу – с природой вещей. Обеспечить ему настоящее и будущее… Мышление в направлении выражения благодарности Аллаху и его возвеличения и восславления должно помочь человеку понять себя, способствовать ему в том, чтобы занять по отношению к Аллаху адекватную позицию. Это важно еще и потому, что эта позиция есть одновременно и позиция собственного благополучия для человека. В итоге это формирует человека коранического. Человека, мыслящего, свободного, живущего и действующего по Слову Аллаха. В ответ на это человек получает возможность прожить полноценную жизнь, заполненную и зарядом на будущее…
Так будем благодарны Аллаху, восславляя Его!..
Именно так Аллах сам рекомендует нам поступать по отношению к Нему. В этом есть глубинный смысл. И Аллах открывает нам его… Чтобы жить и быть! Быть и сегодня, и в будущем!..
Потому благодарность Аллаху, его восславление и возвеличение – это не формальная дань вежливости и учтивости. Это нечто бóльшее. "Бóльшее" до того, что позволяет нам верно ориентироваться в мире с Аллахом. А в его основаниях, как выясняется, лежит истина о том, что в мире с Аллахом можно быть только по Аллаху… Благо, хватает ума, чтобы понять это. Остается малое – воля для того, что следует после понимания и сразу вслед за ним…
 

 

 


[1] См. также: "Сказали: "Аллах обзавелся ребенком". Помилуйте (нет ничего такого и не может даже быть)! Он высок (возвышен). Всё, что есть на небесах и на земле, всё это Его. Все (они) преклонились перед ним" (2/116).
[2] "Они боятся (страшатся) того дня, когда души их и глаза перевернутся".
Причина боязни (страха) может быть двоякой: как страх перед самим событием (в данном случае это – Судный день) и страх перед величием Лица и как выражение чувства признания его и преклонения перед ним, перед Аллахом в данном случае. В литературе имеют место оба эти толкования (подхода). К примеру, А.Ю. Али пишет: "Некоторые комментаторы полагают, что здесь имеется в виду ужас перед Судным днем. Однако здесь речь идет о богобоязненных, чей "страх" перед Всевышним сродни любви и которые (как показывает следующий аят) надеются на лучшую награду от Аллаха" (Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али, с. 882, прим. 3000)".
Нам кажется, что в данном случае имеет место именно первый случай – страх перед самим Судным днем как таковым. Для этого решения следует иметь в виду приведенное выше двоякое понимание страха. В арабском для них используются два разных понятия:  خوف(hevf خشية ,((hashiyet) (в англ. написании). В русском этого нет. В обоих случаях используется одно понятие (страх). Для страха перед явлением используется понятие hevf, для страха как осознания и признания величия и выражения любви и поклонения – hashiyet. В предложении: "Они боятся (страшатся) того дня, когда души их и глаза перевернутся" используется понятие hevf.
Эти соображения приводятся Ф. Рази, сам который приходит к этому заключению на основе анализа аятов 50/45 и 55/46 (см. Ф. Рази. Тевсири Кебир) (на арабск.).
В подготовке комментария участвовал Э. Алимоглу.
[3] Согласно правилам арабского языка понятие (кто) используется в данном случае как собирательное, которое включает в себя все содержание названных сфер (небес и земли). Это подтверждается и другими аятами (см. 17/44 и др.). 
[4] Поскольку тесбих понимается и как "возвышать Его величие", постольку это находит отражение и в самом переводе. Тесбих переводят сразу как "возвышать Его величие". Но это близко к тому, что выражается понятием славить (восславлять). И даже совпадает с ним…
[5] В этих трех аятах (61/1, 62/1, 64/1) проходит одно и то же выражение: "Все, что есть на небесах и на земле…".
[6] "Аллах не предложит никому вещь не по силам (сверх его сил)" (2/286). Или: "Аллах не предложит никому ничего не по силам".
[7] О широком значении благодарности, как уравновешивающей (Коран) с человеком и его деятельностью, говорится в нашем исследовании "Коран и дух", помещенным на сайте.  
 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.