Кораника
Коран / 110

Коран / 110

Сура 110. ПОМОЩЬ (АН-НАСР)

 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Наср – это помощь (проходит в первом аяте). Говорится о помощи Аллаха, откуда и происходит название суры.
Последняя из сур, ниспосланных целиком.
Абдуллах ибн Омар говорит о том, что сура была ниспослана во время Прощального (последнего) хаджа (паломничества) Посланника Мухаммеда. После нее он прожил 80 дней.
Местом ниспослания может быть Мекка (во время последнего хаджа Посланника) или Медина (после возвращения Посланника из хаджа).
Ниспослана после суры 9 (Тевбе или Тауба / Покаяние). 3 аята.
 
1. Когда пришла помощь Аллаха и перед тобой открылись (тебе представились) возможности, 
2. когда ты видишь, как люди волнами входят в религию Аллаха, –
3. обратись к Господу своему, содеющему всё прекрасным образом, и опять же проси у него прощения. Он принимает обращающихся к нему [1].
 
* 110. О суре и аятах (Р.О.)
 
Аят 1. Все возможности, которыми располагал Посланник Мухаммед (сас), это возможности самого Аллаха. Они подготовлены и созданы им. И благодаря им Посланник, собственно, и добился всего.
Поскольку сура ниспослана незадолго до смерти Посланника, то можно полагать, что аят включает в себя весь смысл истории посланничества и утверждения новой веры – ислама. Одна строка говорит нам о всей истории (!). Или: чтобы понять ее во всей присущей ей полноте, надо привести всю историю посланничества в свете утверждения ислама. Такая, вот, это задача – понять и прокомментировать первый аят (!).
Аят 2. Люди волнами вступают в новую веру. И Посланник видит это. В принципе, это и его заслуга. Его и сподвижников, сторонников, которые своей преданностью и самоотверженностью сделали возможным это, проложили дорогу новой вере до ее полной победы. И сделали это еще и в условиях ожесточенного сопротивления носителей языческого мышления… Но опять же всё это сделалось возможным благодаря поддержке Аллаха. Не будь ее, ничего бы из всего этого не вышло!..
Аят 3. А теперь Аллах берет всё это «на одну сторону» весов, а на другую кладет условие прошения прощения. Чтобы не забывал Посланник о том, что всё это – от Аллаха. Во всех делах он должен помнить о том, что все они – от Аллаха. Они начинаются с Него и кончаются на Нем. Без его участия и поддержки ни одно из них невозможно… Напомним, Аллах говорит это «победившему Посланнику», на склоне дней его. Аллах удерживает от сползания «в самовозвеличивание» одного из своих самых преданных, скромных и образцовых служителей. Что говорить об остальных?! О том, насколько прав Аллах, мы может видеть это по человеческому опыту истории. Люди, получая власть и богатство, перестают быть самими и становятся уже совсем другими людьми. К Посланнику это не относится. И тем не менее Аллах призывает его вновь и вновь просить у него прощение. И подчеркивает, что принимает обращающихся к нему. Принимает прощения у просящих его… Аллах дважды говорит о прощении. Это неспроста! По этой теме человек «крайне забывчив». А чтобы не забывал, Аллах и ставит перед ним условие «постоянного прошения прощения». До самой своей смерти… Аллах хорошо знает человека, потому и ставит перед ним это условие!.. Чтобы не забывал. Чтобы помнил о силе, выведшей его на орбиту и поддерживающей на ней. Чтобы помнили и были благодарными… Благодарного Аллах продолжит поддерживать… Значит просить прощение опять же на пользу самому человеку. Значит прошение прощения «до самой смерти» – это опять же забота Аллаха о человеке… Значит надо быть благодарным «еще и за это»… Сколько благодарностей! И все они – в одной из них!..
Мораль. Сказанное Посланнику, говорится в адрес людей… До последнего момента жизни они должны помнить о том, кто дает им всё и обеспечивает их всем. Помнить и быть благодарными. Просить прощение!.. Аллах принимает прощения и умножает просящему…
 

 


[1] См. ниже: * 110. О суре и аятах (Р.О.).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.